Преподаватель французского языка МБОУ «СОШ №8»
Никитин С.В., преподаватель – организатор ОБЖ МБОУ
«Новочебоксарский кадетский лицей» Николаев А.Н.
Анализ результатов анкетирования ценностных ориентаций старшеклассников городских школ
Прежде всего, нам хотелось бы уточнить само понятие ценностных ориентаций.
Ценностная ориентация – это направленность личности на определенные ценности ( материальные и духовные блага, качества человека и т.д.), предпочтительное отношение к тем или каким из них. Система ценностных ориентаций во многом определяет направленность личности и составляет основу и отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения, жизненных принципов и «философию жизни».
Большинство современных психологов признают классификацию ценностей по М. Рокичу. Выделяют два класса ценностей:
Терминальные ценности – убеждение в том, что какая – то конечная цель индивидуального существования стоит того, чтобы к ней стремиться ( или ценности – цели). Инструментальные – убеждения в том, что какой – то обряд действий или свойство личности является предпочтительным в любой ситуации (это конкретные качества лидера или ценности – средства).
Выпускник школы, согласно рекомендациям Совета Европы, должен обладать следующими компетенциями (учениями):
Такие политические и социальные компетенции, как способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путем, участвовать в функционировании и в улучшении демократических институтов.
Компетенции, касающихся жизни в многокультурном обществе.Чтобы препятствовать возникновению расизма или ксенофобии, распространению климата нетерпимости, образование должно «вооружить» молодежь межкультурными компетенциями, такими как понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий.
Компетенции, касающиеся владения устным и письменным общением, которые важны в работе и общественной жизни до такой степени, что тем, кто ими не обладает, грозит исключение из общества. К этой же группе общения относится владение несколькими языками, принимающее все возрастающее значение.
Компетенции, связанные с возникновением общества информации: владение новыми технологиями, понимания нужности их применениями, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой средствами массовой информацией и рекламой.
Способность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, а также в личной и общественной жизни.
В данной работе мы рассматриваем воспитательный аспект. В декбре 2016 года было проведено анкетирование в МБОУ « Новочебоксарский кадетский лицей», далее НКЛ, в январе 2017 года, в МБОУ «СОШ №8» г. Новочебоксарска. Опросом было охвачено 88 респондентов (42 юношей и 46 девушек) в возрасте от 16 до 18 лет. Старшеклассникам предлагался набор ценностей – целей - средств (инструментальных). Учащиеся должны были разложить их по порядку от 1 до 15 по степени значимости для себя.
Ценности – цели (терминальные)
№ | Наименование ценностей | Юноши | Девушки |
№ школы | | СОШ №8 | НКЛ | СОШ №8 | НКЛ |
1 | Родина | 14 | 5 | 7 | 11 |
2 | Забота о родителях | 1 | 1 | 2 | 3 |
3 | Материальный достаток | 8 | 7 | 11 | 8 |
4 | Интересная работа | 10 | 9 | 10 | 7 |
5 | Здоровье | 2 | 3 | 1 | 1 |
6 | Любовь | 6 | 8 | 3 | 2 |
7 | Бос | 11 | 13 | 13 | 13 |
8 | Дружба | 4 | 4 | 4 | 5 |
9 | Счастье в семейной жизни | 9 | 10 | 5 | 4 |
10 | Свобода | 3 | 2 | 6 | 6 |
11 | Красота (в человеке, природе, искусстве) | 13 | 11 | 14 | 9 |
12 | Мудрость | 7 | 6 | 8 | 10 |
13 | Общественное признание | 15 | 15 | 15 | 14 |
14 | Творчество | 14 | 12 | 12 | 12 |
15 | Познание | 5 | 12 | 9 | 15 |
Такие ценности – цели (терминальные), как здоровье, забота о родителях, дружба, свобода и любовь занимают главное место в ценностных предпочтениях городских юношей и девушек. Довольно значимое место занимает такая ценность – цель, как забота о родителях (1 у юношей, 2 и 3 у девушек) – что говорит о высоком потенциале семейного воспитания, что отчасти подтверждается ценностью – целью счастье в семейной жизни (9 10 места у юношей; 5 и 4 места у девушек). Примечательно соотношение таких ценностей – целей как материальный достаток – интересная работа. Юноши на ранг выше ставят материальный достаток, а девушки – интересную работу. Довольно низкое место (последнее), занимает – общественное признание. Надо отметить отношение юношей к такой важной ценности – цели, как «Родина» - 5 место в НКЛ и 14 место в СОШ №8, видно, что в НКЛ воспитанию патриотизма уделяется большее внимание, чем учебному процессу. Для сравнения ценность – цель «Познание» в СОШ № 8 – 5 место, а в НКЛ – 12 место.
Ценности – средства (инструментальные)
№ | Наименование ценностей | Юноши | Девушки |
| | СОШ №8 | НКЛ | СОШ №8 | НКЛ |
1 | Нравственность | 7 | 1 | 3 | 6 |
2 | Образование | 1 | 2 | 1 | 4 |
3 | Непримиримость | 15 | 15 | 15 | 15 |
4 | Вежливость | 3 | 6 | 7 | 5 |
5 | Жизнерадостность | 13 | 14 | 4 | 9 |
6 | Искренность | 11 | 5 | 2 | 1 |
7 | Самоконтроль | 2 | 3 | 9 | 11 |
8 | Смелость | 9 | 7 | 11 | 8 |
9 | Твердость воли | 5 | 9 | 8 | 10 |
10 | Терпимость | 8 | 11 | 10 | 14 |
11 | Честность | 6 | 4 | 6 | 3 |
12 | Ответственность | 10 | 8 | 12 | 7 |
13 | Широта взглядов | 12 | 12 | 13 | 12 |
14 | Воспитанность | 10 | 4 | 5 | 2 |
15 | Исполнительность | 14 | 13 | 14 | 13 |
Старшеклассники в группе ценности – средства (инструментальные) особенно выделили «образование», «независимость», «вежливость» и «честность». Здесь позиции юношей и девушек были близки по показателям. Девушки в городских школах более искренне (1-2 и 5 – 11 места соответственно). Здесь последние места занимают такие ценности – средства, как «широта взглядов», «исполнительность» и «непримиримость». Большая разница у юношей по отношению к такой ценности – средству, как «воспитанность» 10 в СОШ №8 и 14 в НКЛ подтверждает нашу мысль о том, что воспитанию в СОШ №8 уделяется большое внимание. Велика разница у старшеклассников по отношению к ценности – средству «независимость». 1 место у кадетов и 7 место у юношей СОШ №8.Вероятно это связанно с непосредственной целенаправленной работой преподавателя – организатора ОБЖ. Это подтверждается и соотношением такой ценностью – средством, как «искренность», 5 место в кадетских классах и 11 место у старшеклассников СОШ №8. Такую ценность – средство, как «жизнерадостность», девушки ставят на более высокое место (4 и 9), чем юноши (13 и 14). Высокий ранг «образование», говорит о значительном стремлении выпускников получить высшее образование, занять достойное место в жизни. На вопрос о своем отношении к религии 34% учащихся СОШ №8 написали, что они верят в Бога; 43% учащихся НКЛ. Колеблются между верой и неверием 45,3% к 46%. Свои атеистические взгляды подчеркнули 20,8% СОШ №8 и 11,2% НКЛ.
На вопрос о любимых занятиях в свободное время респонденты ответили следующим образом:
№ | Вид деятельности | СОШ №8 | НКЛ |
| Слушать музыку | 18,1% | 16,8% |
| Встречи с друзьями | 16,2% | 16,1% |
| Чтение книг | 11,4% | 10,5% |
| Смотреть TV | 11,4% | 9,8% |
| Заниматься спортом | 10,2% | 8,3% |
| Совершенствоваться в каком – либо виде искусства | 7,9% | 7,6% |
| Помогать родителям | 7,5% | 11,2% |
| Ходить в клуб, кино | 6,7% | 7,6% |
| Играть на гитаре, рисовать | 5,1% | 5,6% |
| Мастерить что – либо, заниматься рукоделием | 3,2% | 4,2% |
| Ловить рыбу, собирать грибы, ягоды | 2,4% | 1,5% |
Анализируя полученные данные, можно сделать выводы, что городские школьники большее время уделяют встречам с друзьями и прослушиванию музыки. Большое влияние на становление духовной культуры старшеклассников оказывает художественная культура.
На вопрос: «Назовите своего любимого писателя», ответили (в скобках соотношения СОШ №8 и НКЛ).
А) русского А.С. Пушкин (13,2% – 10%); А.Н. Толстой (11,3% – 5,7%); С.А. Есенин (17% - 2,6%); Ф.М. Достоевский (13,2% - 5,7%) и тд. Учащиеся СОШ №8 назвали 15 писателей – 52 респондента, учащиеся НКЛ 8 писателей – 10 респондентов.
Б) чувашского – К.В. Иванов (18.9% - 11,4%); И.Я. Яковлев (5,75 – 0%); и т.д. Учащиеся СОШ %8 назвали 3 писателей – 14 респондентов – 1 писателя – учащиеся НКЛ 9- 4 респондента.
В) зарубежные – Э.М. Ремарк (7,5% - 5,7%); Р.Д. Бредбери (7,5% - 3,2%); Э.М. Хэмингуэй (5,7% - 0%) и т.д. Учащиеся СОШ №8 назвали 25 писателей - 46 респондентов, учащиеся НКЛ 9 писателей – 10 респондентов. Необходимо отметить, что только 10 человек из 35 учащихся кадетского лицея ответили на этот вопрос. Вероятно, не все учащиеся разобрались с формулировкой данного вопроса. В связи с этим при анализе в основном мы опираемся на ответы учащихся СОШ №8. Анализ показывает, что выпускники школ больше знают зарубежных писателей (25 авторов), причем большая часть из них принадлежит массовой культуре. Кроме того городские школьники назвали 3 чувашских авторов, что говорит о слабом изучении национальной литературы городскими старшеклассниками.
Учащиеся городских школ были опрошены и по музыкальным интересам и предпочтениям. В область музыкальных жанров респонденты (СОШ №8 и НКЛ) отдали предпочтение року (56,6%-42,2%) и авторские (52,8% - 28,8%). А дальше с большим отрывом следовали джаз (28,8% - 37,1%); симфонические песни (26,4% - 17,1%), народная музыка (17% - 14,3%) и опера (9,4% - 5,7%).
На вопрос: «Хватает ли у вас времени , чтобы с пользой провести свой досуг» №СОШ №8 – НКЛ) учащиеся ответили (28,3% – 37,1% ) – имеют; (60,4% - 57,1%) не всегда; (11,3% - 5,7%) не имеют.
Старшеклассникам предлагалось указать, культура какого региона им больше всего нравится. Ответы распределились следующим образом:
№ | Культура | СОШ №8 | НКЛ |
1 | Русская культура | 43,4% | 34.3% |
2 | Чувашская культура | 24,5% | 20% |
3 | Совокупность ценностей нескольких культур | 24,55 | 17,1% |
4 | Затрудняюсь ответить | 17% | 14,3% |
5 | Культура Востока | 15,1% | 8,6% |
6 | Культура Европы | 7,5% | 5,6% |
7 | Культура США | 3,8% | 2% |
8 | Иная культура | 3,8% | 0% |
Данные свидетельствуют о явном предпочтении старшеклассниками национальной культуры (русской и чувашской), а также совокупности ценностей нескольких культур. Низкий рейтинг имеют культуры США и Европы с его прагматизмом. Не высок рейтинг и культуры Востока с его философско – религиозной направленностью. Однако в работе с учащимися необходимо учесть и тот факт, что (17,1% и 14,3%) старшеклассников затрудняются ответить на поставленный вопрос. Стоит вопрос о программах культурообразующего характера.
Современные старшеклассники имеют свои представления об идеальных качествах молодого человека, сформированные его сознанием под воздействием ……….. формы социализации в сложившейся социальной сферы.
№ | | В значительной степени | В определенной степени | Не должен обладать | Затрудняюсь ответить |
1 | Социальной активностью | 37,7%-34,3% | 58,5%-57% | 1,9%-2,3% | 1,9%-5,7% |
2 | Готовностью к перемене в жизни | 50.9%-65,7% | 47,7%-31,4% | 1,9%-2,3% | 0%-0% |
3 | Индивидуальные знания | 56,6%-60% | 39,9%-34,3% | 0%-5,7% | 3,8%-0% |
4 | Терпимостью | 58,8%-54,4% | 42,5%-42,0% | 0%-0% | 0%-2,3% |
5 | Агресивностью, жестокостью | 0%-2,3% | 13,2%-8,6% | 83%-74,3% | 3,8%-14,3% |
6 | Оптимизмом | 56,6%-62,9% | 39,6%-37,1% | 1,9%-0% | 1,9%-0% |
7 | Гуманностью | 66%-57,1% | 34%-37,1% | 0%-2,3% | 0%-2,3% |
8 | Равнодушием к другим людям | 1,0%-14,3% | 20.8%-22,9% | 60,8%-51.4% | 7,5%-11,4% |
9 | Прагматизмом | 26,4%-14.3% | 50%-48,6% | 5,7%-22% | 17%-14.3% |
10 | Циничностью | 5.7%-11,4% | 28,3%-17,1% | 54,7%-51,4% | 5,7%-20% |
11 | Скромностью | 15,1%-17,1% | 86,1%-65,7% | 1,9%-8,6% | 1,9%-8,6% |
12 | Порядочностью | 69,9%-71,5% | 28,3%-22,9% | 0%-2.3% | 1.7%-2,3% |
13 | Деловой «хваткой» | 45,3%-51,4% | 50%-45.7% | 1,9%-0% | 1,9%-2,3% |
Анализ результатов показывает, что современный молодой человек должен обладать следующими качествами:
1. Должен быть в значительной степени социально активен и готов к переменам в жизни;
2. Обладать «деловой хваткой», порядочностью, скромностью, оптимизмом, терпимостью, гуманностью, индивидуализмом и прагматизмом.
По отношению к отрицательным качествам, молодой человек не должен обладать:
Агрессивностью (жестокостью);
Равнодушием к другим людям;
Циничностью
На вопрос, «Какие личные качества вам больше всего нравятся?», старшеклассники ответили следующим образом:
№ | | СОШ№8 | НКЛ |
1 | Доброта, гуманность отношения к людям | 68,6% | 83% |
2 | Трудолюбие | 42.3% | 43,4 % |
3 | Стремление к справедливости | 31% | 66% |
4 | Уважение к старшим | 40% | 54,7% |
5 | Уважение к женщине | 37,1% | 40,1% |
6 | Стремление к знаниям | 54,3% | 50% |
7 | Способность отстоять свою точку зрения | 66% | 65,7% |
8 | Ответственное отношение к браку | 28.3% | 42,3% |
9 | Совестливость | 40% | 50% |
10 | Развитие чувства долга | 17,1% | 35.8% |
11 | Гражданское мужество | 17,1% | 22.6% |
12 | Высокая нравственность | 34,3% | 41,5% |
13 | Бескорыстность | 34.3% | 58,5% |
14 | Патриотизм | 11,4% | 34% |
15 | Высокая духовность | 20,8% | 22% |
16 | Индивидуальность самовыражения | 43,4% | 31,4% |
17 | Социальная активность | 34% | 31% |
18 | Вера в идеалы | 20% | 24,5% |
Данные исследования убеждают нас в том, что городские школьники выбирают такие качества личности как: доброта, гуманное отношение к людям, способность отстоять свою точку зрения, стремление к справедливости. Настораживает низкий рейтинг таких качеств как вера в идеалы, высокая духовность, гражданское мужество.
Стоит отметить низкий рейтинг такого качества, патриотизм у старшеклассников СОШ №8. На лицо необходимость создания дополнительной программы развития по патриотизму и обеспечение квалифицированными кадрами, возможно из числа военных в отставке. Необходимо отметить, что такое качество, как ответственное отношение к браку у кадетов (42,3%) значительно выше, чем в СОШ №8 (28,3%).
Возникает парадокс. Старшеклассники считают, что современный молодой человек должен обладать социальной активностью (более 30%), однако при этом данное качество многим не нравится.
8