СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анализ стихотворения А.Т.Твардовского (в формате ЕГЭ)

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для подготовки к ЕГЭ по литературе. Она представляет собой анализ одного стихотворения по вопросам в формате ЕГЭ

Просмотр содержимого документа
«Анализ стихотворения А.Т.Твардовского (в формате ЕГЭ)»

Анализ стихотворения А.Т.Твардовского (в формате ЕГЭ)


Я знаю, никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны,

В том, что они – кто старше, кто моложе –

Остались там, и не о том же речь, что я их мог, но не успел сберечь, –

Речь не о том, но всё же, всё же, всё же…

А.Т.Твардовский, 1966 г.



1.К какому литературному направлению относится творчество Твардовского? 

2.Назовите тему этого стихотворения.

3.Какова идея этого стихотворения?

4.Как называется созвучие в конце стихотворных строк (вины – войны)?

5.Каким размером написано стихотворение Твардовского?

6. Каков тип рифмовки стихотворения?

7..Каким термином обозначают повтор начальных частей стихотворных строк, придающих стиху особую выразительность («В том, что другие не пришли с войны, /В том, что они…»)?

8.Как называется выразительное, эмоционально-оценочное определение, содержащее образную характеристику какого-либо лица, явления или предмета?

9. Как называется выразительное средство, построенное на контрасте («кто старше, кто моложе»)?

10.Какой приём использован в этих строках стихотворения (и не о том же речь, ..Речь не о том,»)?


С1. Стихотворение заканчивается многоточием. О чём «недоговаривает» лирический герой? (5-10 предложений)

С2. Кто из русских поэтов и в каких произведениях обращался к теме войны, и в чём их произведения созвучны стихотворению Твардовского? (5-10 предложений)





Приложение

Стихотворение написано в 1966 году, автор заново переживает события давно прошедшей войны. Это разговор лирического героя с самим собой, со своей памятью, со своей совестью, со своей ответственностью за память о жертвах, о погибших воинах. Стихотворение заканчивается многоточием, эта недосказанность может обозначать многое: лирический герой думает «не о том, что мог, но не сумел сберечь», и вины его – отдельного человека – нет, но есть ответственность человечества за то, что допустило эту страшную войну, не предотвратило гибели, во многом бессмысленной, миллионов людей; лирический герой ощущает острую необходимость в ощущении того, что эти жертвы были не напрасны. Стихи наполнены чувством горечи, покаяния, такого необходимого всем.

Слово «недоговаривает» не ориентирует на анализ стихотворения. Тем более, поэт высказал всё, что хотел. Это не незаконченное стихотворение, а размышление, приглашающее к соавторству.

Поэты К.Симонов, Ю.Друнина, Б.Слуцкий, В.Высоцкий. Тема памяти, чувство горечи, покаяния, переживания лирического героя, обращение к современникам и будущим поколениям, попытка осмыслить трагедию войны. Следует уточнить, творчество одного или нескольких поэтов анализировать.