АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ
Государственного общеобразовательного
учреждения ЛНР
«Власовский учебно-воспитательный комплекс № 3»
За I полугодие 202О-2О21 года
В 202О году усилия администрации и педагогического коллектива были направлены на создание условий для развития ребенка как свободной, ответственной и творческой личности на основе гуманизации образования и воспитания, вариативности программ, учебников, курсов по выбору; использования инновационных технологий, индивидуализации учебно-воспитательного процесса, формирования здорового образа жизни.
Целью работы педагогического коллектива было:
Повышать уровень профессиональной компетенции педагогов, через личностное развитие учителей, повышение квалификации, участие их в инновационной деятельности школы.
Повышение качества образовательного процесса через:
- применение информационно-коммуникационных технологий в урочном процессе и внеурочной деятельности;
- обеспечение усвоения учащимися обязательного минимума содержания начального, основного общего образования;
- работу с учащимися по подготовке к сдаче ГИА;
- формирование положительной мотивации учащихся к учебной деятельности;
- обеспечение социально-педагогических отношений, сохраняющих физическое, психическое и социальное здоровье учащихся.
Задачи повышения качества образовательного процесса:
1. Создать условия для развития духовно-нравственных качеств личности, способной противостоять негативным факторам современного общества и выстраивать свою жизнь на основе традиционных духовно-нравственных ценностей.
2. Приведение материально-технического обеспечения образовательного процесса в соответствие с современными требованиями.
3. Формировать мотивационную среду к здоровому образу жизни у педагогов, обучающихся и родителей.
Режим работы школы: 5-ти дневная рабочая неделя для 1-11 классов, продолжительность урока – 45 мин.
В 202О-2О21 уч. году функционировало 11 классов. Из них: 4 класса начальной школы, 5 классов в среднем звене и 2 класса на старшей ступени обучения.
Школа работает в формате школа-сад.
Задачи методической работы:
совершенствовать методический уровень педагогов в реализации личностно-ориентированного подхода к процессу обучения с целью повышения качества образования;
изучение актуальных проблем обучения и воспитания;
мониторинг учебных достижений;
повышение квалификации, педагогического мастерства кадров, обеспечивающих высокий уровень усвоения базового и программного материала всеми учащимися школы.
В соответствии с поставленными целями и задачами методическая работа осуществлялась по следующим направлениям:
-информационно-методическое обеспечение УВП;
-работа с педагогическими кадрами (подбор и расстановка кадров; повышение квалификации педагогических работников, аттестация педагогических работников, обобщение передового педагогического опыта)
- работа педсоветов;
- работа ШМО;
- олимпиадное, конкурсное движение;
- инновационная работа;
- материальное обеспечение методической работы;
- работа школьной библиотеки.
АНАЛИЗ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ ШКОЛЫ
Целью воспитательной работы школы является совершенствование воспитательной деятельности, способствующей развитию нравственной, физически здоровой личности, способной к творчеству, самоопределению и патриотизму.
Воспитательная работа школы охватывает весь педагогический процесс, интегрируя учебные знания, экскурсионную деятельность, внеклассные и внешкольные мероприятия.
Исходя из цели были поставлены следующие задачи воспитательной деятельности:
1) Вовлечение каждого ученика школы в воспитательный процесс;
2) Развитие у учащихся самостоятельности, ответственности, инициативы, творчества духовно-нравственных ценностей гражданина республики;
3) Развитие физически здоровой личности;
4) Развитие самоуправления учеников и учителей;
5) Создание ситуации «успеха» для каждого ученика.
Решение вышеперечисленных задач должно было способствовать развитию воспитательной системы школы. В основе ее – совместная творческая деятельность детей и взрослых по различным направлениям:
Воспитательные задачи: Формирование у учащихся гражданско-патриотического сознания, духовно-нравственных ценностей гражданина Луганской Народной Республики. Совершенствование оздоровительной работы с учащимися и привитие здорового образа жизни, развитие коммуникативных навыков. Поддержка творческой активности учащихся во всех сферах деятельности, активизация ученического самоуправления, дополнительного образования. Совершенствование системы семейного воспитания, повышения ответственности Родителей за воспитание и обучение детей. Усиление работы по профилактике правонарушений с учащимися стоящими на внутришкольном учете, вовлечение учащихся «группы риска» в кружки, секции, мероприятия школы. Воспитание детей строится на гуманистических и гуманных традициях. Их основной принцип: отношение к человеку – делает самого человека, проявляется, реализуется и складывается в системе «диалогических» связей между людьми, где формируется уважение как другому человеку и иной культуре, так и к самому себе и к своей культуре. Создание соответствующей атмосферы – основная задача всех педагогов и классных руководителей.
При составлении воспитательного плана на учебный год были выделены приоритетные направления воспитательной работы в 202О-2021 учебном году:
- воспитательную работу организовать и проводить на основе традиций родного края, изучения его исторического и культурного наследия, формирования у подрастающего поколения высокого патриотического сознания;
- осуществлять воспитательное взаимодействие, а не воздействие, внедряя инновационные формы диалоговой работы с детьми, активно развивая новые формы школьного самоуправления, привлекая детей к решению общественно значимых и личностных жизненных проблем на основе педагогического моделирования;
- использовать личностно-ориентированные технологии, компетентностный подход в учебно-воспитательном процессе;
-создавать условия для социально-педагогической, психолого-педагогической поддержки детей и молодежи, профилактики асоциального поведения в детской и молодежной среде;
- усовершенствовать содержания форм и методов воспитательной работы.
Были определены направления внеурочной деятельности для достижения планируемых в воспитательном процессе результатов. Каждое направление внеурочной деятельности задает вектор духовно-нравственного развития обучающегося. Это такие направления как:
- спортивно-оздоровительное;
- духовно-нравственное;
- социальное;
- научно-интеллектуальное;
- общекультурное;
- военно-патриотическое;
- экологическое.
Одним из важных моментов воспитательной работы, является организация самоуправления учащихся - это одна из возможностей воспитания ответственности и самостоятельности у учащихся. Самоуправление направлено на вовлечение каждого члена коллектива (класса), в общие дела, общий поиск и творчество. Самоуправление воспитывает интегративные качества: ответственность, объективную самооценку, дисциплину, умение подчиняться и руководить.
В школе существует детская организация, которая носит название «Юная гвардия». Организация ведёт свою деятельность в соответствии с положением о совете старшеклассников, с Уставом детской организации. Имеется вся необходимая документация, составлен план работы.
На начало учебного года сформированы 11 классов, количество учащихся школы- 113 детей.
Заместителем директора школы по ВР Кулаковой Е.Н. на начало учебного года составлен общий план ВР школы, в котором прослеживаются следующие направления:
Гражданско-патриотическое направление
Одним из приоритетных направлений воспитательной работы является гражданско-патриотическое воспитание. Его основными задачами являются воспитание гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Родине, чувства гордости за неё, за её прошлое и настоящее. Развитие и углубление знаний об истории и культуре родного края, его традиций на примере старших поколений помогает формировать из учащегося активного гражданина – патриота, обладающего политической и правой культурой, критическим мышлением, способного самостоятельно сделать выбор на основе долга, совести и справедливости.
Традиционно начало учебного года для краснодонских школьников связано с исторически важными и значимыми событиями – годовщиной создания подпольной организации «Молодая гвардия», Днём города Краснодона. В связи с этими датами в сентябре и октябре воспитательная работа в основном направлена на воспитание гражданско-патриотических чувств у школьников.
Учебный год для учеников всех классов начался с единого классного часа «Бессмертное счастье наше Россией зовется в веках». В течение месяца была организована линейка «День памяти героев Молодой гвардии», в классах были обновлены уголки, посвящённые героям – подпольщикам, проведены классные часы «В жизни всегда есть место подвигу», «История Краснодона в лицах» и другие. В школе прошёл конкурс чтецов «Мой город – мои герои». В конкурсе приняли участие ученики 1 -11 классов. Победители конкурса были направлены на участие в городском этапе.
Наша школа не осталась в стороне и провела ко Дню народного единства общешкольную линейку «Для родственных народов нет границ».
Постоянной и неотъемлемой частью воспитательной работы по данному направлению является проведение классных часов и праздников «Символы Республики», «О чём расскажет нам наш герб», «Герб, флаг, гимн страны» и другие. Эти мероприятия помогают детям лучше понять, узнать что-то новое, а малышам – познакомиться с символикой нашей молодой Республики.
Экологическое направление
Важной составляющей учебно-воспитательного процесса в условиях постоянно ухудшающейся обстановки состояния окружающей среды является экологическое направление в воспитательной работе. Его целью является воспитание чувства доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру, чувства ответственности, дисциплины и внимательного отношения к природе. У детей, особенно младшего и среднего школьного возраста существует естественная потребность в общении с природой, да и вообще каждый из нас, так или иначе, взаимодействует с окружающим миром. Главная задача экологического воспитания заключается в том, чтобы направить общение детей с природой в гармоничном направлении, способствовать формированию экологического восприятия и сознания, общественной активности.
За 1 семестр в школе прошли следующие мероприятия: классные часы «Знай, уважай, береги природу!», «Земля – наш дом», «Загрязнение окружающей среды», Всемирный день защиты животных, экологические трудовые акции по очистке реки Каменка, субботник. В конце года была проведена акция «Ёлочка, живи!». Дети нарисовали рисунки, плакаты, развесили их по селу, раздали жителям города листовки с призывом сберечь ели и сосны, заменить их на искусственные или сделать из подручных материалов.
Участие в такого рода конкурсах воспитывает не только экологическое сознание но и эстетический вкус.
Здоровьесберегающее и физкультурно-спортивное направление
Целью здоровьесберегающего направления является создание условий для сохранения и укрепления здоровья детей, формирование потребности в здоровье, как в жизненно важной ценности, сознательного стремления к ведению здорового образа жизни, развитие чувства ответственности к своему здоровью и здоровью окружающих людей. Сохранение здоровья детей является одной из важнейших задач школы. Задачи сохранения и укрепления соматического и физического здоровья решались через следующие мероприятия.
Просветительско-воспитательная работа с обучающимися, направленная на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни: тематические классные часы: «Азбука Мойдодыра», «Советы Айболита», «Гигиенические правила и предупреждение инфекционных заболеваний», «Вредные привычки», «Предупреждение употребления ПАВ», «Можно ли победить СПИД».
Особое внимание в школе всегда уделяется вопросам изучения, применения и закрепления правил дорожного движения. Ситуации, возникающие на дороге с участием детей, очень часто оканчиваются травмами, а иногда и трагедией. Зима – особо опасное время, когда такие случаи учащаются.
Хочется отметить хорошую работу классных руководителей по профилактике детского дорожно-транспортного травматизма.
Эмоциональной насыщенностью окрашены проводимые спортивные конкурсы, игры, состязания. Цель этих мероприятий – создать ситуации успеха, способствовать раскрытию творческих способностей, формировать чувство ответственности за коллектив и дружеской поддержки, уважение к народным традициям.
Хочется отметить активную работу учителя физической культуры, который ответственно подходит ко всем порученным ему мероприятиям. Традиционно 1 декабря в школе проходят мероприятия, посвящённые Всемирному дню борьбы со СПИДом: классные часы, беседы.
Недели пожарной безопасности включают в себя проведение бесед и классных часов, викторин, тренингов с целью предупреждения несчастных случаев, во избежание пожароопасных ситуаций.
Правовое направление
В школе всегда уделяется большое внимание правовому воспитанию. Основной целью правового воспитания является формирование правовых компетентностей у школьников, повышение уровня их правовой культуры, готовности к выполнению социальной роли гражданина. В школе разработана система мероприятий по профилактике беспризорности и правонарушений среди несовершеннолетних, включающая два направления работы: правовое воспитание и профилактику беспризорности и правонарушений среди подростков. Проведены следующие мероприятия: классные часы «Законы школьной жизни», «Ещё раз о хорошо известном» «О правах и обязанностях», «Права детей – права людей» призванные напомнить или ознакомить детей с правилами внутреннего распорядка школы, с правами и обязанностями учащихся, правами детей. Проведены викторины «Знаешь ли ты свои права?», диспуты в старших классах «Школа – правовое пространство», «Причины наших поступков», конкурс плакатов «Остановить насилие!», игровой тренинг с элементами права «Подростки должны знать свои права». Тренинг наглядно показал учащимся необходимость знания своих прав, выполнения обязанностей, умений общаться бесконфликтно.
Социальным педагогом проведён правовой практикум «Правовая культура как составляющая общей культуры личности» для учеников 8 – 9 классов. При помощи тренинга, анализа ситуаций была показана необходимость соблюдения законов в отношении личности в правовом обществе.
Продолжается работа по благоустройству школы. Дежурным классом (а в связи с мерами по предупреждению COVID - дежурным учителем) регулярно проводится отчёт по итогам дежурства, где отмечается всё произошедшее за неделю: порча мебели, сантехники, отсутствие второй обуви и т.д.
Нарушения правил поведения школьников на переменах имеют место – это говорит о недостаточно эффективном дежурстве по школе учеников и педагогов.
За первое полугодие проведено 4 заседания Совета по профилактике правонарушений, где обсуждались вопросы асоциального поведения учеников, их отношение к учёбе. Классными руководителями, социальным педагогом и ЗДВР были проведены рейды в семьи детей, которые имели большое количество пропусков. В целях обеспечения занятости учащихся во внеурочное время на базе школы организован и функционирует спортивный кружок.
Духовно-нравственное направление
Одним из важнейших звеньев в воспитательной работе является духовно-нравственное воспитание, направленное на формирование у обучающихся основных нравственных правил и идеалов норм общения, развитие толерантности, уважительного отношения к родителям, пожилым людям, людям с ограниченными возможностями. В рамках данного направления на протяжении полугодия в классах проводились часы духовности по темам «Добро и зло», «Дороги, ведущие к человечности», «Что такое хорошо и что такое плохо», «Толерантность, что это?».
Эстетическое направление
Одним из приоритетных направлений воспитательной работы является эстетическое, целью которого является формирование общей культуры учащихся, развитие эстетических чувств и творческих способностей, формирование активного интереса к произведениям искусства, памятникам культуры. Среди мероприятий этого направления много традиционных школьных праздников, воспитательный потенциал которых бесценен. Итак, традиционными мероприятиями в 1 семестре является День знаний, День учителя, и Новый год. Максимальный охват мероприятиями всех учащихся приходится именно на традиционные в школе мероприятия.
День знаний традиционно знаменует начало учебного года, настраивает на учёбу ребят после летнего отдыха, и напоминает о важности и значимости учебно-воспитательного процесса.
День учителя уже традиционно ассоциируется у учащихся с праздничным Номер художественной самодеятельности к концерту на День учителя готовит каждый класс, что также позволяет ребятам раскрыть и реализовать свой творческий потенциал.
Новый год проводятся традиционно с целью организации культурного досуга школьников, формирования любви к природе во все времена года и во всех её проявлениях, раскрытия творческих способностей, формирования сценической культуры и этики. Эти праздники ребята всегда ждут с нетерпением и с удовольствием к ним готовятся.
Работа с родителями
Педагогический коллектив постоянно ведёт работу по укреплению связи с родителями обучающихся. В основу работы положены принципы сотрудничества родителей и педагогического коллектива школы, ответственности родителей и коллектива школы за результаты воспитания детей, взаимного доверия. В сентябре утвердился состав общешкольного родительского комитета, проводятся встречи родительского комитета с директором школы. Проблемы воспитания решаются на классных родительских собраниях. Ребёнок, приходит в коллектив, так или иначе, транслирует ценности, заложенные в семье, поэтому так необходима работа по повышению психолого-педагогической культуры родителей, диагностика семейных взаимоотношений, обобщение опыта семейного воспитания.
Родители принимают активное участие во всех воспитательных мероприятиях, посещают праздники, помогают при организации и оформлении, оказывают помощь в приобретении призов для конкурсов.
В декабре с целью расширения знаний детей о культуре, национальных традициях празднования Рождества, выявления творческих способностей обучающихся и их родителей, повышения престижа современной семьи как важнейшего социального института, повышения социальной и творческой активности семьи через возрождение традиций совместного семейного творчества был проведён школьный этап городского фестиваля семейного творчества «Открытка ветерану».
Ученическое самоуправление
С целью формирования активной жизненной позиции, самостоятельности, первоначальных навыков коллективной работы с сентября в школе возобновлена работа ученического самоуправления, которая начала давать результаты. Так ребятами при помощи педагога-организатора была разработана рейтинговая система для классов, которая включает в себя множество пунктов, по сумме которых еженедельно, а затем ежемесячно подводятся итоги. Это должно стимулировать ребят. Однако, в связи с дистанционным обучением, в этом году работа по ученическому самоуправлению проходила не полноценно.
В начале года прошли выборы президента школьного самоуправления, а затем выборы министров.
Подводя итоги воспитательной работы первого полугодия 202О-2021 учебного года, следует отметить, что педагогический коллектив школы стремится успешно реализовать намеченные планы, решать поставленные перед ним задачи.
Необходимо отметить, что недостатки в воспитательном процессе, конечно же, есть. Не все классные руководители считают необходимым участие в некоторых мероприятиях. Необходимо глубокое осознание классными руководителями раскрытия творческого потенциала учащихся, в том или ином направлении, и иногда не доводя определённую информацию до детей, они лишают их возможности к самореализации. Качественный анализ за прошедший период поможет классному руководителю выявить высокие и низкие, положительные или отрицательные результаты воспитательной работы.
Не у всех учащихся сформировано чувство сознательной дисциплины, продолжает иметь место ряд нарушений поведения среди подростков. А это означает, что одной из главнейших задач воспитательной работы школы остаётся работа по духовно-нравственному и правовому воспитанию как среди учеников, так и среди родителей. Работа с семьёй по-прежнему, остаётся приоритетной.
Классными руководителями 1-11 классов в течение года ведутся папки «Система работы классного руководителя» в соответствии с планом воспитательной работы.
Классными руководителями в первом полугодии использовались различные методы и формы воспитательной работы: тематические классные часы, экскурсии, коллективная творческая деятельность, индивидуальные беседы с учащимися.
Воспитательная работа школы проявлялась в процессе обучения, воспитания в обществе, коллективе, семье и школе, в общественной деятельности, в ученическом самоуправлении.
Считаю необходимым:
Продолжить работу по реализации годового плана.
Продолжать работу по пропаганде здорового образа жизни среди детей и родителей.
Вести в системе коррекционную работу с детьми группы риска, продолжать реализацию программы правового воспитания.
Классным руководителям серьёзнее относится к мероприятиям, направленным на реализацию творческих способностей учащихся.
Работать администрации с классными руководителями по общей схеме мониторинга качества воспитательной работы.
Директор Е.Н.Диденко
ЗДВР Е.Н.Кулакова