СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Анионы II и III аналитических групп. Рабочая тетрадь. Для студентов СПО "Фармация"

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Анионы II и III аналитических групп. Рабочая тетрадь. Для студентов СПО "Фармация"»

БПОУ ВО ВОРОНЕЖСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ


ЦМК «ФАРМАЦИЯ»








«АНИОНЫ II-III АНАЛИТИЧЕСКИХ ГРУПП»



РАБОЧАЯ ТЕТРАДЬ




Дисциплина: ОП.10 Аналитическая химия

Специальность 33.02.01 «Фармация»








Рассмотрено на заседании ЦМК

УТВЕРЖДЕНО ______________

Председатель ЦМК ________









Разработчик преподаватель аналитической химии Гончарова Е.А.










Воронеж - 2022



Мотивация цели

Применение соединений, в состав которых входят анионы II и III аналитических групп, огромно

Хлорид натрия используется в медицине для изготовления 0,9% раствора – физиологического раствора. Бромиды используется в качестве седативных средств, а йодиды – при заболевании щитовидной железы.

Нитраты и нитриты обнаруженные в большом количестве в воде являются показателем загрязненности и непригодности воды для питья.

Знание характерных реакций анионов II и III аналитических групп необходимо в качественном анализе лекарственных форм, также некоторые реакции лежат в основе количественного определения, например аргентометрии.


Цели:

  1. Закрепить знания теоретического материала

  2. Уяснить методики выполнения характерных реакций анионов II и III аналитических групп, условия их проведения

  3. Развивать умения проведения качественного анализа лекарственных форм



В результате освоения материала занятия обучающийся должен уметь:

  1. Организовывать рабочее место для проведения практической работы (ОК-2)

  2. Принимать правильное решение в стандартных и нестандартных ситуациях при решении профессиональных задач (ОК-3)

  3. Составлять уравнения реакций в молекулярном и сокращенном ионном виде (ПК 1.1.)

  4. Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда и техники безопасности при работе с кислотами и щелочами, а также солями тяжелых металлов (ПК 1.6.).

  5. Грамотно оформлять и обрабатывать полученные результаты. Наблюдать, сравнивать, обрабатывать экспериментальные данные (ПК 2.3.).


В результате освоения материала занятия обучающийся должен знать:

  1. Теоретические основы аналитической химии: качественные реакции анионов II и III аналитических групп, условия их проведения (ПК 2.1.)

  2. Правила санитарно-гигиенического режима, правила техники безопасности и противопожарной безопасности при работе в химической лаборатории (ПК 1.6.)

  3. Правила приготовления растворов с массовой долей (ПК 2.2.)


Задания, которые должны выполнить обучающиеся на занятии:

  1. Ответить на вопросы самоподготовки.

  2. Организовать рабочее место.

  3. Выполнить общие и характерные реакции анионов II и III аналитических групп. Объяснить их химизм.

  4. Оформить результаты практической работы в тетради и представить их преподавателю.

  5. Убрать рабочее место.


Литература:

М.Э. Полеес «Аналитическая химия» М., «АльянС», 2020 г., стр. 141-151




Анионы II-III аналитических групп Задания для самоподготовки




  1. Какие анионы входят во II аналитическую группу?

____________________________________________________________________________


  1. Какой цвет имеют анионы?

Анион

Цвет анионов

Сl-


Br-

I-

Иллюстрационный материал:

Хлорид натрия

Бромид калия

Йодид калия


  1. Какой цвет будут иметь растворы данных солей? ____________________________


  1. Заполните таблицу:

Анион

Название аниона

Соответствующая кислота

Кислота, способность к диссоциации (сильная, слабая)

Сl-




Br-




I-





Вывод: соли: хлориды, бромиды, йодиды, гидролизу по аниону ____________________________ (подвергаются, не подвергаются)





  1. Заполните таблицу. Способность к вступлению в окислительно-восстановительные реакции. Выпишите E0 редокс-пар

(https://www.chem-astu.ru/science/reference/potentials/


Анион

Реактив

Уравнение реакции

Eo

Сl-

KMnO4



Eo(Cl2/2Cl-)=

Br-

Хлорная кислота





Eo(Br2/2Br-)=

I-

FeCl3




Eo(I2/2I-)=


  1. Какой реактив является общегрупповым?

______________



  1. Заполните таблицу взаимодействия солей с нитратом серебра

Анион

Уравнение реакции

Наблюдаемый эффект

Возможность растворения осадка галогенида серебра в растворе аммиака (уравнение реакции)

Сl-






Br-







I-










  1. Заполните таблицу.

Галоген

Агрегатное состояние

Анион

Реакция с хлорной водой

Окраска хлороформного слоя

Сl2

Сl-

Не реагирует

-

Br2

Br-



I2

I-




  1. Запишите качественную реакцию на йодид-ион с нитратом свинца в молекулярном и ионном виде. Укажите цвет осадка.




  1. Какие анионы входят в III аналитическую группу?

____________________________________________________________________________


  1. Какой цвет имеют анионы?

Анион

Цвет анионов

NO3-


NO2-

CH3COO-

Иллюстрационный материал:

Нитрат натрия

Нитрит натрия

Ацетат натрия


  1. Какой цвет будут иметь растворы данных солей? ____________________________


  1. Заполните таблицу:

Анион

Название аниона

Соответствующая кислота

Кислота, способность к диссоциации (сильная, слабая)

NO3-




NO2-




CH3COO-





  1. Какое значение рН будут иметь растворы солей?

Натрия нитрат – соль гидролизу __________________ (подвергаются, не подвергаются), рН раствора _________ (7, =7)

Натрия нитрит – соль гидролизу __________________ (подвергаются, не подвергаются), рН раствора _________ (7, =7)

Натрия ацетат – соль гидролизу __________________ (подвергаются, не подвергаются), рН раствора _________ (7, =7)


  1. Заполните таблицу. Способность к вступлению в окислительно-восстановительные реакции

Анион

Реактив

Реакция


NO3-

FeSO4 (тверд)+ конц H2SO4


NO3- - является окислителем


NO2-

FeSO4 насыщ р-р + разб H2SO4


NO2- - является окислителем


NO2-

KMnO4

+ разб H2SO4


NO2- - является восстановителем



  1. Заполните таблицу. Взаимодействие с минеральными кислотами

Анион

Реакция

Наблюдаемые изменения

NO2-




CH3COO-






  1. Запишите качественную реакцию на ацетат-ион с хлоридом железа. Укажите цвет осадка.



  1. Запишите уравнение взаимодействия уксусной кислоты с этиловым спиртом. Укажите аналитический эффект.





_________________________________________________________________________




ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №1

АНАЛИТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ НА ХЛОРИД-ИОН

Нитрат серебра

NaCl + AgNO3 = AgCl + NaNO3

Выполнение пробирочной реакции: 2к. NaCl + 2к. AgNO3

Образуется белый осадок

К раствору с выпавшим осадком прибавляют концентрированный раствор аммиака до полного растворения осадка.

Полученный раствор подкисляют концентрированной азотной кислотой и наблюдают выпадение осадка.


АНАЛИТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ НА БРОМИД-ИОН

Нитрат серебра

NaBr + AgNO3 = AgBr + NaNO3

Выполнение пробирочной реакции: 4к. NaBr + 4к. AgNO3

Образуется желтовато-белый осадок

Раствор с осадком делят на две части. К одной части прибавляют раствор тиосульфата натрия, а к другой – концентрированный раствор аммиака и сравнивают растворение осадка AgBr в этих реактивах.

Хлорная вода

Cl2 + 2NaBr  2NaCl + Br2

Выполнение пробирочной реакции: 5к. NaBr+1 мл хлороформа + 1-2 к. разб. H2SO4 + 2 к. хлорной воды

Наблюдают окрашивание слоя хлороформа в оранжевый цвет.


АНАЛИТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ НА ЙОДИД-ИОН

Нитрат серебра

KI + AgNO3 = AgI + KNO3

Выполнение пробирочной реакции: 2к. KIr + 2к. AgNO3

Образуется светло-желтый осадок

Хлорная вода

Cl2 + 2KI  2KCl + I2

Выполнение пробирочной реакции: 5к. KI +1 мл хлороформа + 1-2 к. разб. H2SO4 + 2 к. хлорной воды

Наблюдают окрашивание слоя хлороформа в красно-фиолетовый цвет.


Окислители

6KI + 4H2SO4 → 3I2 + S + 3K2SO4 + 4H2O

Выполнение пробирочной реакции (проводится в вытяжном шкафу): 1-2 к. KI + 3 к. конц H2SO4, нагревают.

Наблюдают выделение фиолетовых паров йода


ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА №2

АНАЛИТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ НА НИТРИТ-ИОН

Разбавленная серная кислота

2NaNO2 + 2H2SO4 2NaHSO4 + NO2↑ +NO↑ + H2O

Выполнение пробирочной реакции: 2 к. NaNO2 + 2 капли H2SO4.

Наблюдают выделение бурого газа (NO2). Газ удобнее наблюдать на фоне белой бумаги.


Соли железа (II)

2KNO2 + 2FeSO4 +2H2SO4 = Fe2(SO4)3 + 2NO↑ + K2SO4 + 2H2O

FeSO4 + NO = [Fe(NO)]SO4

Выполнение пробирочной реакции: В пробирку помещают 10 капель свежеприготовленного насыщенного раствора сульфата железа, подкисляют 5 каплями разбавленной серной кислотой и затем осторожно, по стенке пробирки, приливают раствор нитрита так, чтобы жидкость не смешивалась.

В месте соприкосновения обеих жидкостей появляется темно-бурое окрашивание.


Антипирин

Выполнение пробирочной реакции: к 2 к. раствора антипирина добавляют 1-2 капли разбавленной хлороводородной или серной кислоты и 2 к. раствора нитрита.

Наблюдают появление зеленой окраски раствора.


АНАЛИТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ НА НИТРАТ-ИОН

Соли железа (II)

2KNO3 + 6FeSO4 +4H2SO4 = 3Fe2(SO4)3 + 2NO↑ + K2SO4 + 4H2O

FeSO4 + NO = [Fe(NO)]SO4

Выполнение пробирочной реакции: В пробирку помещают 2-3 капли воды и 2-3 крупинки сухого сульфата железа. Добавляют 2 капли раствора натрия нитрата и охлаждают пробирку под струей воды. Осторожно, по стенке, стараясь, чтобы жидкость не смешивалась, добавляют 2-3 капли конц. серной кислоты.

В месте соприкосновения обеих жидкостей появляется темно-бурое окрашивание.


Дифениламин

Выполнение реакции: На предметное стекло помещают 3-4 капли раствора дифениламина в конц. серной кислоты и добавляют 1 к. нитрата натрия.

Наблюдают появление интенсивной синей окраски.


АНАЛИТИЧЕСКИЕ РЕАКЦИИ НА АЦЕТАТ-ИОН

Серная кислота

CH3COONa + H2SO4  CH3COOH + Na2SO4

Выполнение пробирочной реакции: 6 к. CH3COONa + 6 к. H2SO4

Ощущается зпах уксусной кислоты.


Этиловый спирт

CH3COOH +C2H5OH = CH3COOC2H5 + H2O

Выполнение реакции: 8-10 к. CH3COONa + 8 к. конц. H2SO4 и этилового спирта. Смесь нагревают, после чего содержимое пробирки выливают в стакан с холодной водой.

Ощущается запах уксусно-этилового эфира (клея «Момента»).