Т. В. Анисковец, ГУО «Гимназия № 43 г. Минска»
Тема. Обособленные уточняющие, пояснительные, присоединительные члены предложения
Цели урока:
обобщить знания учащихся о предложениях с обособленными членами; совершенствовать пунктуационные умения постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами;
создать условия для развития познавательных умений, мыслительных навыков, связной речи;
совершенствовать мотивационную сферу старшеклассников: воспитывать уважение к людям, стремление развиваться, чтобы приносить пользу себе и другим.
Оборудование: мультимедийная презентация, раздаточный материал (карточки с заданием, текст «Хранитель Мелихова» В. Шугаева).
Ход урока
Организационный этап.
Ребята, юбилеи каких русских поэтов и писателей мы, любители и почитатели русской словесности, отмечаем в этом учебном году? (М. Ю. Лермонтова, А. П. Чехова, Б. Л. Пастернака, М. А. Шолохова, А. Т. Твардовского.)
Хотелось бы сегодняшний урок посвятить 160-летию со дня рождения великого русского писателя и драматурга Антона Павловича Чехова и на примерах из его произведений рассмотреть тему урока.
Мы представляем себе фигуру Чехова по воспоминаниям, рассказам современников. Но если бы даже о нём не сохранилось ни одной мемуарной строки, мы всё равно воссоздали бы его живое лицо по его письмам, его мудрым высказываниям. Сегодня вспомним некоторые из них.
Учащиеся зачитывают любимые высказывания, принадлежащие А. Чехову.
«Берегись изысканного языка. Язык должен быть прост и изящен»;
«В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли»;
«Если хочешь, чтобы у тебя было мало времени, ничего не делай»;
«Жизнь — это миг. Её нельзя прожить на черновике, а потом переписать на чистовик»;
«Жизнь даётся один раз, и хочется прожить её бодро, осмысленно, красиво».
— Зачитайте тему урока. Какие задач мы должны решить? (Ответы учащихся.)
Учитель обобщает ответы учащихся:
повторить и обобщить знания об обособленных членах предложения, акцентировать внимание на обособленных уточняющих, пояснительных, присоединительных членах предложения;
формировать навыки пунктуационного оформления предложений с обособленными членами предложения.
II. Повторение изученного об обособленных членах предложения.
Составление кластера «Обособленные члены предложения».
Учащиеся составляют кластер, затем связный рассказ по кластеру с примерами из произведений А. П. Чехова.
Индивидуальное задание (на карточке).
— Расставьте знаки препинания, графически обозначьте обособленные члены предложения.
Закрывши глаза он видел её как живую и она казалась красивее моложе нежнее чем была и сам он казался себе лучше чем был тогда в Ялте.
Доносились ли в вечерней тишине в его кабинет голоса детей приготовивших уроки слышал ли он романс или орган в ресторане или завывала в камине метель как вдруг воскресало в памяти всё то что было на молу и раннее утро с туманом на горах и пароход из Феодосии и поцелуи.
Скептик в отношении «готовой веры» правдолюбец зорко и без прикрас видящий жизнь людей не склонный ничего принимать на слово Чехов вместе с тем оптимист в понимании будущего ожидающий от науки знания разума новых духовных прозрений человечества.
Сад всё больше редея переходя в настоящий луг спускался к реке поросшей зелёным камышом ивняком около мельничной плотины был плёс глубокий и рыбный.
Работа с текстом (В. Шугаев. Хранитель Мелихова).
В сороковом году он вернулся в Серпухов к матери, отучившись в Краснодарском художественном училище, с хрустящим дипломом в кармане... Приятели Авдеева, работавшие в Серпуховском краеведческом музее, предложили: «Поезжай в Мелихово. Там филиал открылся. Будешь директором».
В июле, под тёплым проливным дождём, отправился в Мелихово. От станции шёл босиком — двенадцать верст были сплошной лужей. Дядя Миша, сторож открытого недавно филиала и единственный экскурсовод, встретил многозначительной фразой: «Погода — истинно чеховская». Этот дядя Миша мальчиком знал Чехова, бегал с его записками и письмами в близлежащие деревни...
Авдеев увидел запущенный сад, заросшие ряской пруды, в крапиве и лебеде, провал на месте бывшего дома Антона Павловича. Флигелёк, где написана была «Чайка», обветшал, крыша позеленела от мха, кое-где и прохудилась. Не прекращался июльский дождь. Авдеев понял, что не сможет здесь остаться — уж слишком одиноким и печальным представилось житьё здесь...
Но впоследствии он поймёт, что остался в нём июльский мелиховский дождь, помог прорасти и укорениться памяти о чеховской земле, о небольшом владении, где так неутомимо трудилась когда-то чеховская душа и, конечно же, не могла не оставить зерна скромности, подвижничества, духовной сосредоточенности.
В августе сорок первого добровольцем ушёл на фронт...
В сорок четвёртом году Авдеев дошёл до Прибалтики. И вот здесь-то, на берегу Рижского залива, настигла его контузия, принесённая дурной миной... Очнулся Авдеев в госпитале, в полной тьме, из разговоров раненых понял, что на улице день и солнце, и понял также, что теперь он ничего не видит... Каждую ночь ему снились «зрячие» сны: то он на этюдах, то идёт вязкой, чёрной тропой под июльским дождём в Мелихово — он часто, кстати, видел эту тропу... Казалось, проснётся и вновь различит краски...
Через четыре года произошло счастливое событие: частично вернулось к Юрию Константиновичу зрение.
В это время и вспомнилось ему Мелихово, тёплый проливной дождь, лужи в пузырьках... Авдеев подумал, что среди мелиховского сада можно обрести душевную сосредоточенность, а с нею отыщется и дело, которое бы оттеснило ностальгическую тоску по краскам и превратило бы его метания и недовольство собой в осмысленное, освещённое большой целью движение по жизни.
А место директора мелиховского музея опять пустовало — никто более одного лета там не задерживался. Когда Авдеев пришёл в городской отдел культуры, ему сказали: «Вот тебе печать, поезжай и директорствуй».
Дом Антона Павловича заново возводили из брёвен-столбов — получился, по мнению Юрия Константиновича, вечный дом. Вообще Авдеева тянет к слову «вечный». Вечная дорога, вечные места, вечные страницы...
В прошлом марте застал Юрия Константиновича в кабинете, над рукописью книги, в которой он рассказывает о возрождении Мелихова.
Через день или два поехали к деревне, возле которой прошёл когда-то герой рассказа «Студент», одного из тех нежнейших, грустных рассказов Антона Павловича, которые надо учить наизусть.
Зная удивительную память Авдеева, попросил вспомнить что-нибудь из «Студента». Юрий Константинович задумался, потом вскинул голову, вгляделся в поле, в ельник на холме, может быть, представил, как когда-то сбегали с него Чехов и Левитан. Стал негромко вспоминать: «Правда и красота, по-видимому, всегда... составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле».
Определите стиль текста, жанр этого произведения.
Какова тема текста?
Словарная работа
Пользуясь толковым словарём, определите лексическое значение слова подвижник.
Подвижник, -а, м. (высок). Человек, героически принявший на себя тяжёлый труд или лишения ради достижения высокой цели (Словарь русского языка С. И. Ожегова).
Подберите синоним к слову подвижнический. (Самоотверженный.)
4. Словарный диктант (слова из текста «Хранитель Мелихова»).
Впоследствии, по-видимому, когда-то, кое-где, художественное училище, краеведческий музей, июльский мелиховский дождь, истинно чеховская погода, близлежащие деревеньки, очнулся в госпитале, разговоры раненых, неутомимо трудиться, духовная сосредоточенность, ностальгическая тоска, удивительная память, единственный экскурсовод, многозначительная фраза.
Выборочная проверка учителем, учащиеся сверяют написанное с текстом.
Гимнастика для глаз
5. Повторение теоретического материала.
Из текста «Хранитель Мелихова» выпишите предложения с обособленными членами. Среди этих предложений зачитайте предложение на нашу тему. (И вот 3i то, на берегу Рижского залива, настигла контузия, принесённая дурной миной...)
Определите вид обособления. (Уточняющие члены предложения.)
Какие члены предложения называв уточняющими? (Уточняющими называются члены предложения, уточняющие, конкретизирующие предшествующий член предложения. Уточнение — это переход от более широкого понятия к более узкому. В устной речи выделяются интонационно, на письме запятыми.)
Какие члены предложения выступ: в роли уточняющих?
Учащиеся записывают предложен в тетрадь, подчёркивают анализируем синтаксическую единицу, называют члены предложения.
1. На кровати, у самого окна, лежал мальчик с открытыми глазами.
2. Как-то перед отъездом, дня за два, сижу я в садике.
3. Он наивно, по-детски, вытер палы ми глаза.
4. Длинная, в несколько вёрст, тень ложилась от гор на степи.
Какие члены предложения называют пояснительными? (Пояснительные члены предложения — слова, поясняющие смысл предшествующего слова или дающие ел другое название. Выделяются запятыми присоединяются при помощи слов а именно, именно, то есть, или (= то есть), иначе.)
— Чем различаются уточняющие и пояснительные члены предложения? Объяснит на примере предложений.
Вот кто-то вышел из дома и остановился на крыльце; это Александр Тимофеевич, или попросту Саша, гость, приехавши из Москвы.
Поздно вечером, часов в одиннадцать я пошёл гулять по липовой аллее.
Учащиеся делают вывод: уточнение — это переход от более широкого понятия к более узкому; пояснение — это обозначение одного и того же понятия, но другими словами.
— Какие члены предложения называются присоединительными? Объясните на примере предложений.
Он довольно хорошо, даже с каким-то особенным произношением, говорил по-русски.
2. Я любил наши спектакли, особенно репетиции.
3. Все, в том числе и смешной подпрыгивающий парень, потянулись к окошку.
Учащиеся делают вывод: присоединительные члены предложения — это слова или конструкции, содержащие дополнительные к основному высказыванию сообщения. Выделяются запятыми и присоединяются с помощью слов даже, особенно, в особенности, например, в частности, главным образом и др.
Закрепление теоретического материала.
Расставьте недостающие знаки препинания. Укажите, каким обособленным членом предложения — уточняющим, пояснительным или присоединительным — осложнены предложения (задание выполняется по цепочке).
1. Внизу, у нагромождённых кучей камней, плещет море. (Уточнение.) 2. В людях есть много благородства, много любви, самоотвержения, особенно в женщинах. (Присоединение.) 3. За домом росли огромные, выше человека, уже засыхающие лопухи. (Уточнение.) 4. Положение её очень тяжело, в особенности теперь. (Присоединение.) 5. Как странно видеть, что известная артистка плачет, да ещё по такому поводу! (Присоединение.) 6. Вдруг лошадь оборвалась и села в водомоину, или канаву. (Пояснение.) 7. Мы ехали на своих лошадях, то есть крытой рогожею повозке. (Пояснение.)
Конструирование текста.
Перед вами предложения из хорошо известного вам рассказа Антона Чехова. Вспомните его название. Попытайтесь восстановить предложения, заполните пробелы уточняющими членами предложения. Спишите, расставляя знаки препинания, подчеркните уточняющие члены предложения.
Тут всегда, (даже в тихую погоду), что-то гудело в старых амосовских печах, а во время грозы весь дом дрожал и, казалось, трескался на части, и было немножко страшно, особенно ночью, когда все десять больших окон вдруг освещались молнией. 2. Потом я повернул на длинную липовую аллею. И тут тоже запустение и старость. Направо, (в старом фруктовом саду), нехотя, слабым голосом пела иволга. 3. Вскоре после этого, (как-то в полдень), когда я и Белокуров гуляли около дома, неожиданно, шурша по траве, въехала во двор рессорная коляска, в которой сидела одна из тех девушек. 4. Как-то после обеда, (в один из праздников), мы вспомнили про Волчаниновых и отправились к ним в Шелковку. 5. В одно из воскресений, (в конце июля), я пришёл к Волчаниновым утром, часов в девять (А. П. Чехов. «Дом с мезонином»),
III. Рефлексия.
Максим Горький писал: «Читая рассказы Антона Чехова, чувствуешь себя точно в грустный день поздней осени, когда воздух так прозрачен и в нём резко очерчены голые деревья, теснее дома, серенькие люди. Всё так странно — одиноко, неподвижно и бессильно. Углублённые синие дали — пустынны и, сливаясь с бледным небом, дышат тоскливым холодом на землю, покрытую мёрзлой грязью. Ум автора, как осеннее солнце, с жестокой ясностью освещает избитые дороги, кривые улицы, тесные и грязные дома, в которых задыхаются от скуки и лени маленькие жалкие люди, наполняя дома свои неосмысленной, полусонной суетой».
Совпадает ли ваше восприятие рассказов Антона Павловича Чехова с тем, о чём пишет Максим Горький? Напишите несколько предложений, используя один из вариантов начала. Подчеркните обособленные члены предложения:
Когда читаешь рассказы Антона Павловича Чехова, то чувствуешь...
Читая рассказы Антона Павловича Чехова, чувствуешь...
Учащиеся зачитывают составленные предложения.
IV. Подведение итогов урока.
V. Выставление отметок.
VI. Домашнее задание.
Повторить теоретический материал.
Из произведений А. Чехова выписать десять предложений с обособленными членами предложения, выполнить их синтаксический разбор.