СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Антропогенез. Место человека в системе живой природы.

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Антропогенез. Место человека в системе живой природы.»

Антропогенез

Антропогенез

План 1. Человек как объект естественнонаучного познания 2. Предпосылки антропогенеза 3. Основные этапы антропогенеза 4. Биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека

План

  • 1. Человек как объект естественнонаучного познания
  • 2. Предпосылки антропогенеза
  • 3. Основные этапы антропогенеза
  • 4. Биологическое и социальное в индивидуальном развитии человека
Литература 1.Горбачев В.В., Безденежных В.М. Концепции современного естествознания – М.: Экономистъ, 2004. 2.Макаров В.Н. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.: изд.-во НПО «МОДЕК», 2003. 3.Канке В.А. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. Изд. 2-е, испр. – М.: ЛОГОС, 2003. 4.Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Справочник М.: Высшая школа, 2004. 5.Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Альфа - М; ИНФРА – М, 2003.

Литература

  • 1.Горбачев В.В., Безденежных В.М. Концепции современного естествознания – М.: Экономистъ, 2004. 2.Макаров В.Н. Концепции современного естествознания: Учебное пособие. – М.: изд.-во НПО «МОДЕК», 2003.
  • 3.Канке В.А. Концепции современного естествознания: Учебник для вузов. Изд. 2-е, испр. – М.: ЛОГОС, 2003.
  • 4.Карпенков С.Х. Концепции современного естествознания: Справочник М.: Высшая школа, 2004.
  • 5.Найдыш В.М. Концепции современного естествознания: Учебник. – Изд. 2-е, перераб. и доп. – М.: Альфа - М; ИНФРА – М, 2003.
Вопрос 1. Человек как объект естественнонаучного познания  Все науки можно условно разделить на естественные и гуманитарные Естественные изучают природу человека; Гуманитарные – духовные произведения творчества человека; Т.о, человек – это объект рассмотрения различных отраслей наук, человек - существо биосоциальное:  - Человек как объект науки с точки зрения протекающих в его организме процессов (физических, химических, биологических).  - Человек как объект науки, с точки зрения социальной формы существования.

Вопрос 1. Человек как объект естественнонаучного познания

  • Все науки можно условно разделить на естественные и гуманитарные
  • Естественные изучают природу человека;
  • Гуманитарные – духовные произведения творчества человека;
  • Т.о, человек – это объект рассмотрения различных отраслей наук, человек - существо биосоциальное:

- Человек как объект науки с точки зрения протекающих в его организме процессов (физических, химических, биологических).

- Человек как объект науки, с точки зрения социальной формы существования.

В различные временные периоды сущность человека определялась по-разному: В античности большое внимание уделялось определению сущности человека, его месту в системе органического мира; Эпикур подметил общность чувств у человека и животных; Сенека и стоики сущность человека видели в разуме; В западноевропейской философии на передний план выдвигается социальная сущность человека.

В различные временные периоды сущность человека определялась по-разному:

  • В античности большое внимание уделялось определению сущности человека, его месту в системе органического мира;
  • Эпикур подметил общность чувств у человека и животных;
  • Сенека и стоики сущность человека видели в разуме;
  • В западноевропейской философии на передний план выдвигается социальная сущность человека.
Человек как объект естественнонаучного познания рассматривается в трех аспектах: 1. Происхождение человека – наука антропология, которая изучает когда, от кого, как произошел человек и чем он отличается от животных; 2. Соотношение в человеке биологического и социального - наука социобиология, которая изучает соотношение физиологического и психического в человеке; 3. Изучение специфических сущностей человека – изучение естественнонаучным путем мозга человека и его сознания.

Человек как объект естественнонаучного познания рассматривается в трех аспектах:

  • 1. Происхождение человека – наука антропология, которая изучает когда, от кого, как произошел человек и чем он отличается от животных;
  • 2. Соотношение в человеке биологического и социального - наука социобиология, которая изучает соотношение физиологического и психического в человеке;
  • 3. Изучение специфических сущностей человека – изучение естественнонаучным путем мозга человека и его сознания.
 Вопрос 2 .Предпосылки антропогенеза Антропогенез – процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи и возникновения общественных отношений. Общей предпосылкой возникновения человечества выступило длительное историческое развитие природы. Историческое развитие организмов определялось рядом эволюционных факторов: - мутационными процессами, - популяционными волнами; - изоляцией; - естественным отбором.

Вопрос 2 .Предпосылки антропогенеза

  • Антропогенез – процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, первоначального развития его трудовой деятельности, речи и возникновения общественных отношений.
  • Общей предпосылкой возникновения человечества выступило длительное историческое развитие природы.
  • Историческое развитие организмов определялось рядом эволюционных факторов:

- мутационными процессами,

- популяционными волнами;

- изоляцией;

- естественным отбором.

Популяция как элементарная эволюционная единица Эволюция действует не на отдельный индивид, а на популяцию в целом. Популяция – это группа особей одного вида, свободно скрещивающихся между собой, способная давать плодовитое потомство , длительно занимающая определенный ареал. В современной биологии популяция рассматривается как элементарная единица процесса эволюции, способная реагировать на изменения среды перестройкой своего генофонда.

Популяция как элементарная эволюционная единица

  • Эволюция действует не на отдельный индивид, а на популяцию в целом.
  • Популяция – это группа особей одного вида, свободно скрещивающихся между собой, способная давать плодовитое потомство , длительно занимающая определенный ареал.
  • В современной биологии популяция рассматривается как элементарная единица процесса эволюции, способная реагировать на изменения среды перестройкой своего генофонда.
Абиотические факторы процесса антропогенеза Геологические процессы – это:  - усиленный вулканизм;  - сейсмические и тектонические процессы;  - повышение уровня радиоактивности (радиация снизу);  - изменение магнитных полюсов Земли (за последние 5 млн. лет менялись 4 раза);

Абиотические факторы процесса антропогенеза

  • Геологические процессы – это:

- усиленный вулканизм;

- сейсмические и тектонические процессы;

- повышение уровня радиоактивности (радиация снизу);

- изменение магнитных полюсов Земли (за последние 5 млн. лет менялись 4 раза);

Географические предпосылки  Изменение очертаний материков и морей ( в плейстоцене существовали мосты суши Британия – Европа, Малайский архипелаг – Азия, Азиатский континент – Америка); Данный фактор способствовал расселению и миграции животных по всей поверхности Земли.

Географические предпосылки

  • Изменение очертаний материков и морей ( в плейстоцене существовали мосты суши Британия – Европа, Малайский архипелаг – Азия, Азиатский континент – Америка);
  • Данный фактор способствовал расселению и миграции животных по всей поверхности Земли.
Климатические изменения Периоды оледенения чередовались с периодами потепления; В период оледенения до 30% суши было занято ледниками (до широты Волгограда); Происходило колебание уровня мирового океана, уровень понижался на 120 м по сравнению с современным, обнажались сухопутные мосты между материками; Резко изменялась флора и фауна, выживали только те, которые могли приспособиться к новым условиям; Преимущество получили теплокровные животные.

Климатические изменения

  • Периоды оледенения чередовались с периодами потепления;
  • В период оледенения до 30% суши было занято ледниками (до широты Волгограда);
  • Происходило колебание уровня мирового океана, уровень понижался на 120 м по сравнению с современным, обнажались сухопутные мосты между материками;
  • Резко изменялась флора и фауна, выживали только те, которые могли приспособиться к новым условиям;
  • Преимущество получили теплокровные животные.
Космические влияния Ритмы солнечной активности, влияние космических лучей Состав атмосферы; Радиационный фон (радиация сверху).

Космические влияния

  • Ритмы солнечной активности, влияние космических лучей Состав атмосферы;
  • Радиационный фон (радиация сверху).
Значение абиотических факторов:   1. Мощный генератор мутационных процессов. 2. Средство интенсивной перекомбинации генов, предоставляющее богатый материал для естественного отбора, для ускорения процессов видообразования. Но! Абиотическая среда не оказывала чересчур сильного давления на предков человека. Человек был толерантен к давлению факторов окружающей среды.

Значение абиотических факторов:

  • 1. Мощный генератор мутационных процессов.
  • 2. Средство интенсивной перекомбинации генов, предоставляющее богатый материал для естественного отбора, для ускорения процессов видообразования.
  • Но! Абиотическая среда не оказывала чересчур сильного давления на предков человека. Человек был толерантен к давлению факторов окружающей среды.
Появление человека В Кайнозойскую эру в четвертичный период сложились благоприятные биологические предпосылки для появления человека; Современное естествознание исходит из того, что человек естественным образом произошел от высших представителей животного мира – человекообразных обезьян.

Появление человека

  • В Кайнозойскую эру в четвертичный период сложились благоприятные биологические предпосылки для появления человека;
  • Современное естествознание исходит из того, что человек естественным образом произошел от высших представителей животного мира – человекообразных обезьян.
Место человек в системе живой природы Надцарство Эукариоты Царство Животные Надтип Хордовые Тип Позвоночные Подтип Черепные Класс Млекопитающие или Звери Подкласс Настоящие звери Инфракласс Высшие звери Отряд Приматы Подотряд Человекообразные или высшие приматы Надсемейство Человекоподобные приматы Семейство Люди Род  Homo Вид  sapiens

Место человек в системе живой природы

  • Надцарство Эукариоты
  • Царство Животные
  • Надтип Хордовые
  • Тип Позвоночные
  • Подтип Черепные
  • Класс Млекопитающие или Звери
  • Подкласс Настоящие звери
  • Инфракласс Высшие звери
  • Отряд Приматы
  • Подотряд Человекообразные или высшие приматы
  • Надсемейство Человекоподобные приматы
  • Семейство Люди
  • Род Homo
  • Вид sapiens
Биологические предпосылки антропогенеза В 19 веке Ч.Р. Дарвин выдвинул идею родства человека и обезьян, их происхождения от одного общего предка, жившего в эпоху неогена. Согласно этой теории человек произошел от человекоподобного существа; Прямым доказательством стали останки ископаемых существ – общих предков человека и человекообразных обезьян.

Биологические предпосылки антропогенеза

  • В 19 веке Ч.Р. Дарвин выдвинул идею родства человека и обезьян, их происхождения от одного общего предка, жившего в эпоху неогена.
  • Согласно этой теории человек произошел от человекоподобного существа;
  • Прямым доказательством стали останки ископаемых существ – общих предков человека и человекообразных обезьян.
Сейчас известно 4 вида ныне живущих антропоидов:  шимпанзе, горилла, орангутанг, гиббон

Сейчас известно 4 вида ныне живущих антропоидов: шимпанзе, горилла, орангутанг, гиббон

Наши шимпанзеподобные предки Все антропоиды – боковые ветви родственников человека и тоже произошли от вымерших обезьян эпохи неогена. В 20 веке эта теория была подтверждена данными молекулярной биологии: Человек – 46 хромосом Шимпанзе – 48 хромосом

Наши шимпанзеподобные предки

  • Все антропоиды – боковые ветви родственников человека и тоже произошли от вымерших обезьян эпохи неогена.
  • В 20 веке эта теория была подтверждена данными молекулярной биологии:
  • Человек – 46 хромосом
  • Шимпанзе – 48 хромосом
Эволюция антропоидов Кайнозой, поздний палеоген 20-23 млн. лет назад, дриопитеки, рамапитеки, парапитеки, проприотитеки – ответвление от общего ствола обезьян, приведшее к возникновению далеких предков человека. Расцвет высших обезьян: видовой состав антропоидной фауны насчитывал 30 видов, большинство из них вымерло, переход к человечеству осуществил лишь один вид.

Эволюция антропоидов

  • Кайнозой, поздний палеоген 20-23 млн. лет назад, дриопитеки, рамапитеки, парапитеки, проприотитеки – ответвление от общего ствола обезьян, приведшее к возникновению далеких предков человека.
  • Расцвет высших обезьян: видовой состав антропоидной фауны насчитывал 30 видов, большинство из них вымерло, переход к человечеству осуществил лишь один вид.
Прародина человечества Самое большое количество ископаемых останков в эпоху плиоцена была найдено в Южной и Юго-Восточной Африке, именно эти области претендуют на на то, чтобы считаться прародиной человечества (Кения, Эфиопия, Сомали, Танзания). Здесь сложилась наиболее благоприятная палеогеографическая обстановка.

Прародина человечества

  • Самое большое количество ископаемых останков в эпоху плиоцена была найдено в Южной и Юго-Восточной Африке, именно эти области претендуют на на то, чтобы считаться прародиной человечества (Кения, Эфиопия, Сомали, Танзания).
  • Здесь сложилась наиболее благоприятная палеогеографическая обстановка.

Вопрос 3.  Основные этапы антропосоциогенеза Самым близким родственником человека является шимпанзе (46/48); Основные ароморфозы: - перестройка телесной организации - возникновение труда; - освоение огня; - генезис сознания и языка.

Вопрос 3. Основные этапы антропосоциогенеза

  • Самым близким родственником человека является шимпанзе (46/48);
  • Основные ароморфозы:

- перестройка телесной организации

- возникновение труда;

- освоение огня;

- генезис сознания и языка.

Подтверждающие археологические находки В 1924 г. в Южной Африке найдены костные останки высших приматов, возраст их составил 5 - 2,5 млн. лет, их назвали австралопитеки. Это были: - Прямоходящие млекопитающие, которые вели стадный образ жизни; - Питались как растительной, так и животной пищей; - Широко использовали средства защиты от врагов и средства охоты; - Были широко распространенной и процветающей группой с широким ареалом. Это дало им серьезные преимущества за существование и возможность прогрессирующей эволюции.

Подтверждающие археологические находки

  • В 1924 г. в Южной Африке найдены костные останки высших приматов, возраст их составил 5 - 2,5 млн. лет, их назвали австралопитеки.
  • Это были:

- Прямоходящие млекопитающие, которые вели стадный образ жизни;

- Питались как растительной, так и животной пищей;

- Широко использовали средства защиты от врагов и средства охоты;

- Были широко распространенной и процветающей группой с широким ареалом.

Это дало им серьезные преимущества за существование и возможность прогрессирующей эволюции.

Возникновение труда Австралопитековые научились применять разнообразные природные объекты в качестве: средств защиты, средств нападения, обработки туш убитых животных. В качестве орудий использовали: кости, зубы животных. Трудовая деятельность начинается только тогда, когда происходит систематическое использование предметов, их изготовление и починка.

Возникновение труда

  • Австралопитековые научились применять разнообразные природные объекты в качестве: средств защиты, средств нападения, обработки туш убитых животных.
  • В качестве орудий использовали: кости, зубы животных.
  • Трудовая деятельность начинается только тогда, когда происходит систематическое использование предметов, их изготовление и починка.
Питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек Шли процессы, в результате которых биологические факторы заменялись социальными; Происходило формирование первобытного стада; Это были существа с совершенным строением тела; объем мозга – 1000 куб. см, усложнилась структура мозга (речь, труд); Отличались высокой техникой обработки каменных орудий.

Питекантроп, синантроп, гейдельбергский человек

  • Шли процессы, в результате которых биологические факторы заменялись социальными;
  • Происходило формирование первобытного стада;
  • Это были существа с совершенным строением тела;
  • объем мозга – 1000 куб. см, усложнилась структура мозга (речь, труд);
  • Отличались высокой техникой обработки каменных орудий.
Эволюция человечества выглядит следующим образом: Человек умелый Человек прямоходящий (питекантроп) Неандерталец Человек разумный (кроманьонец)   После кроманьонца человек не изменился генетически, тогда как его социальная революция продолжалась.

Эволюция человечества выглядит следующим образом:

  • Человек умелый
  • Человек прямоходящий (питекантроп)
  • Неандерталец
  • Человек разумный (кроманьонец)

После кроманьонца человек не изменился генетически, тогда как его социальная революция продолжалась.

Вопрос 4. Биологическое и социальное в развитии человека Роль биологических факторов играет решающую роль в индивидуальном развитии человека в эмбриональный период. Он охватывает промежуток от оплодотворения до рождения. Развитие происходит по строго закрепленной генетической программе, свойства человека детерминированы генотипом. Индивид наследует от родителей такие свойства как телосложение, рост, массу, особенности скелета, цвет кожи, глаз, химическую активность клеток.

Вопрос 4. Биологическое и социальное в развитии человека

  • Роль биологических факторов играет решающую роль в индивидуальном развитии человека в эмбриональный период.
  • Он охватывает промежуток от оплодотворения до рождения.
  • Развитие происходит по строго закрепленной генетической программе, свойства человека детерминированы генотипом.
  • Индивид наследует от родителей такие свойства как телосложение, рост, массу, особенности скелета, цвет кожи, глаз, химическую активность клеток.
Социальные факторы В постэмбриональный период почти с рождением на человека начинают активно влиять социальные факторы – воспитание, образование, общение. Наследуются не способности, а задатки, которые могут проявиться лишь в соответствующих средовых условиях; Реализация генетического потенциала строго ограничена во времени, если пропустить срок ранней социализации (сенситивный период), то задаток угаснет, не успев реализоваться. Т.о., человек развивается под воздействием двух программ: биологической и социальной. Человек – это часть природы и продукт общественного развития.

Социальные факторы

  • В постэмбриональный период почти с рождением на человека начинают активно влиять социальные факторы – воспитание, образование, общение.
  • Наследуются не способности, а задатки, которые могут проявиться лишь в соответствующих средовых условиях;
  • Реализация генетического потенциала строго ограничена во времени, если пропустить срок ранней социализации (сенситивный период), то задаток угаснет, не успев реализоваться.
  • Т.о., человек развивается под воздействием двух программ: биологической и социальной.
  • Человек – это часть природы и продукт общественного развития.
Выводы 1 . С тановлению человеческого общества предшествовал длительный процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, становления его трудовой деятельности, речи, а также общества, который называется а нтропосоциогенезом. 2. Учеными определены о сновные абиотические и биотические предпосылки антропогенеза . 3.Протекание социогенеза связано с коллек тивной трудовой деятельностью, освоением огня, становлением сознанием, языка. 4.Биологическая эволюция у вида Homo sapiens завершена, мы едины как биологический вид, развитие человечества происходит на уровне развития интеллекта и целесообразной деятельности .

Выводы

  • 1 . С тановлению человеческого общества предшествовал длительный процесс историко-эволюционного формирования физического типа человека, становления его трудовой деятельности, речи, а также общества, который называется а нтропосоциогенезом.
  • 2. Учеными определены о сновные абиотические и биотические предпосылки антропогенеза . 3.Протекание социогенеза связано с коллек тивной трудовой деятельностью, освоением огня, становлением сознанием, языка.
  • 4.Биологическая эволюция у вида Homo sapiens завершена, мы едины как биологический вид, развитие человечества происходит на уровне развития интеллекта и целесообразной деятельности .