План-конспект урока русского языка
по подготовке к написанию сочинения-рассуждения (часть С1 ЕГЭ)
Класс: 11
Тема урока: «Аргументация личной позиции по проблеме исследуемого текста как элемент экзаменационного сочинения-рассуждения».
Цели методические:
-подготовка к написанию сочинения, соответствующего критериям оценки части С 1 ЕГЭ;
-формирование лингвистической компетенции обучающихся.
-развитие навыков работы с текстом (выделять главное, существенное, поиск аргументов, ключевых/опорных слов);
-развитие навыков конспектирования, формулирования тезисов; работы с таблицей;
-развитие коммуникативных компетенций, умения работать в группе
-воспитание философского отношения к постановке жизненных задач;
-воспитание гуманного отношения к людям;
-воспитание внимательного отношения к языку, к слову.
Цели дидактические1:
-критерии оценивания ответа на задание С 1 ЕГЭ по русскому языку.
-находить проблему, формулировать авторскую позицию и аргументированно выражать собственное мнение по проблеме.
Ход урока
Приветствие. Организационный момент.
-объявление темы, целей урока
Ребята, вы недавно писали пробный экзамен ЕГЭ . Сегодня мы будем работать с текстом второго варианта. Я считаю, что этот текст заставляет задуматься о многом. О чем же заставляет задуматься данный текст , мы постараемся с вами ответить.
-расчерчивается таблица, заполнение которой по ходу урока поможет организовать анализ исходного текста и подготовку к сочинению по тексту.
автор | проблема и её комментарий | позиция автора | собственное мнение | Аргумент 1 | Аргумент 2 |
| | | | | |
«Предтекстовый» этап. В ходе беседы учащиеся получают предварительную информацию, подготавливающую к восприятию и анализу текста:
Что нам известно об авторе статьи?
На какие мысли настраивает читателя текст?
О чем этот текст?
Каков источник текста? Как это помогает определить актуальность поднимаемой в нём проблемы?
Восприятие текста в ходе читательской деятельности.
-текст выразительно читает подготовленный ученик или сам учитель.
Обсуждение проблематики текста статьи в беседе:
Какие чувства вызывает у читателя текст?
На какие мысли настраивает прочитанный текст?
Что становится предметом обсуждения в тексте?
Считаете ли вы актуальной, значимой, важной проблему, поднимаемую автором?
Сформулируйте проблему, подобрав соответствующие слова и продолжив запись на доске: Автор размышляет над (сложной, серьёзной, актуальной, злободневной, острой) проблемой (чего?).
Текст (фамилия, имя автора в род. п.) заставил меня задуматься над (сложной, серьёзной, актуальной, злободневной, острой) проблемой (чего?).
Что такое смысл жизни? Над этой (сложной, серьёзной, актуальной, злободневной, острой) проблемой размышляет автор в своей статье.
Прочитал текст и задумался. Что такое … и как это помогает человеку стать по-настоящему счастливым? Над этой (сложной, серьёзной, актуальной, злободневной, острой) проблемой размышляет (фамилия, имя автора в им. п.) в своей статье.
Анализ текста. Работа в группах (четыре группы).
Оптимальное количество групп и выбор конкретных заданий варьируется с учётом количественного состава класса, уровня подготовки.
V. 1. Выявление авторской позиции.
Найдите в тексте статьи ключевые слова, поясняющие позицию автора.
Какие аргументы использует автор для объяснения своей позиции?
Найдите в тексте статьи слова и обороты, которые особо выразительно передают мысли и чувства автора.
Что волнует автора? Поставьте вопросы к тексту.
V. 2. Формирование собственного мнения, аргументация собственной позиции по проблеме.
.1). Согласны ли с выводами, к которым приходит автор статьи?
.2). Доводилось ли вам задумываться над своим будущим? Как вы можете соотнести свой жизненный выбор с мыслями Б.П. Екимова о том, что нужно человеку в старости?
3). Можете ли вы привести примеры того, как люди совершенно незнокомые помогают малообеспеченным, больным, неимущим? Приведите и прокомментируйте примеры.
.
4). На страницах каких произведений литературы поднимаются проблемы сочувствия, сопереживания, необходимости дарить добро? Приведите и прокомментируйте примеры.
5) Известны ли вам крылатые слова, народная мудрость по проблеме исследуемого текста? Приведите и прокомментируйте примеры.
Профилактика ошибок в аргументации. Фронтальная работа3.
Подтверждение мысли автора можно найти, наблюдая над жизнью человеческого общества. К двадцать первому веку человечество достигло высокого уровня развития, но если бы люди не помогали друг другу, не действовали сообща, то, может быть, до сих пор основным орудием труда являлась бы палка!
Подтверждение этой мысли можно найти в русской литературе. Например, о созидательной силе добра размышлял Ф.М.Достоевский в романе «Преступление и наказание». Только Соня Мармеладова, воплощающая собой идеею христианского всепрощения, смогла понять истерзанную душу Родиона Раскольникова и повести его к раскаянию и последующему возрождению.
Вспомним, что понятие «добро» не раз встречается в романе М.А.Булгакова «Мастер и Маргарита». Доброта и сочувствие остались в ожесточённых сердцах москвичей, испорченных квартирным вопросом. Милосердие движет Маргаритой, которая просит избавить Фриду от мучительных напоминаний о совершённом ею преступлении. Наконец, Иешуа Га-Ноцри совершает добро, когда прощает Понтия Пилата.
Создание устного текста по записям в таблице.
На этом этапе каждый может не только испытать свои силы в создании (написании) сочинения, но и поработать экспертом, проверяющим работы (устные варианты сочинения) по определённым критериям оценивания.
Подведение итогов. Объявление домашнего задания.
Домашнее задание: написать сочинение по тексту