III. Работа по теме урока | - Вот оказывается, каким замечательным человеком был А. П. Гайдар. - Как называется произведение, которое вы прочитали дома? - Определите жанр этого произведения. Почему сказка? Какова её тема? - Как вы понимаете смысл пословицы: «Жизнь дана на добрые дела». Работа по частям (1 часть) - Назовите действующих лиц сказки. Кто из них вам понравился и почему? Что вы можете сказать об Ивашке? ( 2 часть) - Что вы узнали об Ивашке из 2 –ой части? - Чем закончилась попытка незадачливого Ивашки поживиться колхозными яблоками? - Прочитайте и сравните слова: свалился – упал; взвыл – закричал, заплакал, завопил; схватил – поймал, задержал (сл. №6) - Есть ли разница в их значении? Какое отношение рассказчика к Ивашке (сочувствие или осуждение) передаётся этими словами? Лёгкая насмешка автора над мальчиком, он ещё очень маленький и не может обдумать свои поступки и их последствия. - Каким же увидел сторож Ивашку? - зачитать - Какое впечатление произвёл его вид на старика? Какое наказание ожидал получить Ивашка? Какое из них было бы для него хуже? Почему? Как поступил старик? Какие человеческие качества проявились в его отношении к Ивашке? - (3 часть) - Переживал ли Ивашка, совершив такой поступок? Из каких слов это видно? - Почему Ивашка решил, что обнаруженный им камень волшебный? - О чём размышлял и чем был огорчён? (4 часть) Читают «цепочкой» - Расскажите, каким увидел Ивашка старика. С какими мыслями он к нему подошёл? – зачитать. Почему Ивашка решил помочь? Найдите слова в тексте, которые передают отношение рассказчика к Ивашке (добрый, благородный, хорошие мысли у него) - Как характеризуют Ивашку такие слова: «Но рассердить старика отказом он не решился»? (Сл.№8) (5 часть) «Устное рисование» Расскажите, как Ивашка тянул камень из болота. - Какие мысли заставили Ивашку поднимать камень? - зачитать. Почему он сам не разбил камень, а предложил это сделать старику? Почему он считал старика несчастным человеком? Какую «счастливую жизнь» видел Ивашка три раза? А когда вы были счастливы? Физминутка (сл.№ 9) (6 часть) – чтение по ролям Каким вы видите Ивашку здесь? Что удивило Ивашку, когда он увидел старика? Почему старик отказался разбить камень? Подумайте, в каких важных событиях в жизни нашей страны он участвовал. Как он сам оценил свою жизнь? - зачитать Люди по-разному понимают, что такое счастье. Но самое большое счастье выпадает на долю тех людей, которые живут вместе с народом, трудом стараются умножить красоту, богатство своей страны. - Хотелось бы вам иметь такого друга, как Ивашка? (7 часть) - Как вели себя люди, оказавшись около камня? Почему рассказчик не захотел воспользоваться волшебным камнем? Предположить? | Рассказывают подготовленные дети. Родился Аркадий Петрович Гайдар (настоящее фамилия – Голиков) 22 января 1904 года, в небольшом городке Курской области. В 1912 году семья переезжает в Арзамас. Именно Арзамас Аркадий Петрович считал своей Родиной потому, что здесь прошло его детство. ( сл. №2) В декабре 1918-го года Гайдар уходит в Красную Армию. Так заканчивается детство и начинается военная деятельность. В декабре 1919 года на Польском фронте он уже командовал взводом, получает ранение в ногу и поэтому приезжает на побывку домой. В марте 1920 года приезжает в Москву за новым назначением. И он вновь в Красной Армии - командир полка. Но по состоянию здоровья ему дали шестимесячный отпуск. Это было начало прощания с Красной Армией. Вышел из армии 1924 году, потому что заболел. (сл. № 3) Когда в 1941 году на страну напала фашистская Германия. Гайдар не мог остаться в стороне. Он уезжает на фронт в качестве корреспондента газеты «Комсомольской правды». Гайдар погиб 26 октября 1941 года в результате стычки с немецкой засадой. (сл.№4) Ивашка полез в колхозный сад, чтобы «тайно насытиться» яблоками до отвала. Зацепился штаниной за гвоздь ограды, свалился в колючий крыжовник, оцарапался, взвыл и был схвачен сторожем. Перепуганный, руки в ссадинах, клок от штанов висит, как овечий хвост, по щекам текут слёзы. Обратить внимание на глаголы: забрёл – шёл бесцельно, тихо, видимо думая над тем, что случилось), попал – случайно оказался. (сл. № 7) Помогали кому-то… Измученный, продрогший, съёжившись, сушил промокшую одежду. (1918 год – гражданская война) «Прошла трудно, но ясно и честно» |
V. Итог урока. | - О каком произведении мы говорили? - Кто его написал? - Расскажите о писателе. К кому из героев сказки можно отнести эту пословицу? (сл. №13) Какими чертами характера должен обладать человек, чтобы так достойно прожить жизнь? (выбрать: добрый, храбрый, внимательный, заботливый, настойчивый, честный, скромный, порядочный, смелый, отважный или злой, трусливый, жадный, лживый, грубый) | Ответы обучающихся. |