СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Армейская фляжка (исследовательская работа)

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Исследовательская работа "Армейская фляжка" для конкурса "Музейная антресоль".

Просмотр содержимого документа
«Армейская фляжка (исследовательская работа)»


«Музейная антресоль»



Описание краеведческого объекта



Армейская фляга



Работу выполнил: Рыбинцев Даниил Андреевич,

учащийся 7 класса МБОУ Маргаритовской СОШ

Руководитель: Попова Елена Николаевна,

учитель английского языка

МБОУ Маргаритовской СОШ




























2018 год


«Музейная антресоль»

«Описание краеведческого объекта»

Выполнил: Рыбинцев Даниил Андреевич,

учащийся 7 класса МБОУ Маргаритовской СОШ

Руководитель: Попова Елена Николаевна,

учитель английского языка МБОУ Маргаритовской СОШ


ПАСПОРТ ПРЕДМЕТА

1 . Наименование предмета: армейская фляга.

2. Фотография предмета

3.Назначение предмета. Его утилитарная и символическая функции: предмет быта военнослужащих всех родов войск. Фляжка создана таким образом, чтобы максимально улучшить качество жизни бойцов во время несения службы и боевых действий.

4.Материал, использованный при изготовлении предмета и отдельных его деталей: корпус фляжки, крышка – пищевой алюминий, внутри крышки – резиновый уплотнитель, чехол для фляги – брезент (грубая, прочная ткань).

5.Технология производства: заводская штамповка.

6.Размеры предмета: высота фляги с горлышком – 16 см, высота горлышка – 3 см, ширина боковой части фляги – 6 см, ширина фляги – 13 см, ширина дна 9см X 6см.

7. Экономическая основа производства: фабрично-заводское

8. Время изготовления предмета: 70-е годы XX века.

9. Тексты, надписи, клейма (если есть). На чехле фляжки имеется надпись, выполненная собственноручно бывшим владельцем: по центру 1-ая строка - «29» (высота цифр 3,2 см), 2– ая строка «в/ч 4034» (высота букв 6 -7мм), 3-ья строка «Бобков» (1-ая буква 3,1 см; другие буквы 0,9 – 1,1 см). Надпись выполнена шариковой ручкой, цвет – тёмно синий.

10. Сохранность: средняя – на фляжке имеются незначительные вмятины; чехол потёртый, испачканный, с белёсыми разводами.

11. Описание (внешний вид предмета, основные детали, форма, цвет, основной сюжет). Рассмотрим армейскую флягу. Стандартный размер равен 0,75 литра. Фляги изготавливаются по единому образцу — из пищевого алюминия в овальной форме, весом около двухсот грамм. Крышка крепится к фляге при помощи цепочки. Внутри крышки находится резиновый уплотнитель для того, чтобы вода не проливалась. Алюминий – металл мягкий и в нашем экспонате мы видим дно ровное. Это сделано для того, чтобы её можно было ставить. Фляжка находится в специальном брезентовом чехле, который затягивается прочной тесьмой у горлышка. Сшивной в несколько слоёв ремешок пришит к тыльной стороне чехла прочной строчкой по краям и крест-накрест. Образовавшаяся петелька обхватывает горлышко фляжки у основания и фиксируется пуговицей на фронтальной части чехла. При помощи двух лямок фляжка легко надевается на солдатский ремень.

12. Район бытования предмета: на территории России повсеместно во всех войсковых частях и воинских подразделениях.

Степень распространения: среди всех военнослужащих, а также среди охотников, рыболовов и туристов.

13. Место приобретения предмета: фляжка выдана военнослужащему в войсковой части для личного пользования.

Легенда.

…Фляжка с водой всегда находилась на ремне солдата. С оружием и водой не расставались ни на минуту, ведь они гарантировали жизнь…

Как-то поступил приказ перебросить два взвода солдат и часть боевого снаряжения для укрепления соседнего расположения. Рано утром автоколонна из пяти машин выдвинулась по горной дороге. А время от времени душманы устраивали на дорогах засады, поджидая караван. Как правило, они расстреливали первую и последнюю машины, а потом из засады открывали огонь по остальным.

В этот раз душманам удалось подорвать только первую автомашину с провизией. Колонна остановилась, заняли круговую оборону, завязался бой. Сопровождающим во второй машине ехал Бобков Павел. Он выскочил и бросился к горящей машине. Спасать было уже некого. Он вскочил на подножку, выкрутил руль и направил автомашину по склону к реке. Бой был коротким. Благодаря ожесточённому отпору наших солдат отряд душманов отступил. Автоколонна быстро двинулась вперёд. Сопровождающим в замыкающей автомашине был мой дедушка. Всего прибыли в расположение 50 человек, из них были ранены - 10, потери - 2 человека. Колонна с солдатами и важным грузом была спасена. В память об этом дне дядя Паша Бобков и мой дедушка обменялись дорогими для них вещами – солдатскими фляжками.

На семейном совете мы решили передать дорогую семейную реликвию в школьный музей.

14. Фамилия, имя, отчество владельца, его точный адрес: Попов Владимир Ильич.

Адрес: село Маргаритово, улица Школьная, дом № 13.












Паспорт предмета 2,3

Содержание проекта 4

1. Аннотация 5

2. Введение 6

2.1. Постановка проблемы и актуальность 6

2.2. Цель и задачи проекта 6

2.3. Объект и предмет исследования 6

2.4. Методы исследования 6

2.5. Характеристика проекта 6

2.6. Тип проекта 6

2.7. Практическая значимость 6

2.8. Характеристика источников 7

3. Основная часть 7 -8

3.1. История армейской фляжки. 7

3.2. Легенда экспоната 8

3.3. Результаты анкетирования школьников 8

4. Заключение 9

5. Библиографический список 9













История одной вещи

Армейская фляга

1. Аннотация.

Цель проекта: в ходе учебно-исследовательской работы изучить историю армейской фляжки; в ходе поисково-исследовательской работы узнать и подробно записать легенду такого музейного экспоната, как армейская фляжка.

Методы:

  • экспертная работа с музейными экспонатами: изучение и сравнение

  • изучение различных источников информации;

  • сравнительный анализ и обобщение информации;

  • анкетирование одноклассников;

  • эмпирическое исследование.

Данный проект знакомит

1 - с историей такого предмета быта военнослужащих, как армейская фляжка; 2 - с историей появления фляжки в моей семье и описанием данного экспоната.

В ходе работы проведено анкетирование школьников по следующим вопросам:

  1. Какие предметы солдатского быта вы знаете?

  2. Знаете ли вы, что такое солдатская фляжка и котелок?

  3. Приходилось ли вам видеть солдатскую фляжку и где?

  4. Пользовался ли кто-нибудь в вашей семье солдатской фляжной и при каких обстоятельствах?

Результаты опроса проанализированы и сделаны выводы:

1. Мои одноклассники знают только такие предметы солдатского быта, как ложка, миска, кружка, зубная щётка.

2. Не все мои одноклассники знают, что такое солдатская фляжка.

3. Ребята видели солдатскую фляжку только в музее и в кинофильмах.

4. Многие ребята никогда не видели солдатскую фляжку.

5.12 из 13 учащихся хотели бы увидеть фляжку и иметь её среди личных вещей.


2. Введение

2.1. Постановка проблемы и актуальность.

Однажды на полке среди книг в дедушкином шкафу я увидел старую солдатскую фляжку. Меня очень заинтересовал этот предмет, а также почётное место хранения.

По испачканному потёртому чехлу с белёсыми разводами видно, что она прошла с солдатом большой боевой путь, служа ему верой и правдой.

Проблема военного снаряжения во все времена была актуальна. Его создавали таким образом, чтобы максимально улучшить качество жизни бойцов.

Об истории создания фляжки, её применении в армейском быту мне захотелось узнать как можно больше. А также узнать историю семейной реликвии и причину особо бережного отношения к ней. Так была определена проблема исследования.

2.2. Цель и задачи проекта

Цель проекта: в ходе учебно-исследовательской работы изучить историю создания армейской фляги;

в ходе поисково-исследовательской работы узнать и подробно записать историю (легенду) данного экспоната – легендарной солдатской фляжки.

Задачи проекта.

1. Изучить литературу, где описана история создания фляжки.

2. Описать музейный экспонат – армейскую фляжку.

3. Записать подробную историю (легенду) данного музейного экспоната.

2. 3. Объект и предмет исследования

Объектом исследования была определена  история создания армейской фляги.

Предметом исследования - солдатская фляжка – реликвия моей семьи и всё, что с ней связано.

2.4. Методы исследования

  • теоретический

  • эмпирическое исследование

  • сравнительный анализ

2.5. Характеристика проекта

Проект знакомит с краткой историей создания такого предмета быта, как фляга, а так же историей появления солдатской фляжки в моей семье.

Выполняя работу, я научился планировать свою работу, находить информацию в разных источниках, брать интервью, проводить анкетирование, сравнивать, систематизировать и обобщать полученную информацию.

2.6. Тип проекта

Тип проекта - информационно - исследовательский.

2.7. Значимость

Результаты, полученные в ходе исследования можно использовать для проведения экскурсии по Залу Боевой Славы, а также на уроках истории, и классных часах.

2.8. Характеристика источников информации

В ходе работы пользовался справочной литературой, энциклопедией, толковым словарём, так как возникла потребность в толковании специальных терминов, а также возможностями интернета.


3. Основная часть

3.1. История армейской фляги

Изучив многочисленные источники, я узнал, что фляжка имеет тысячелетнюю историю, т.к. с самых древних времен требовалась ёмкость для переноса жидкости. Делали сосуды из бутылочных тыкв. Их сменили фляги из желудка животных, кожаные и деревянные. С появлением регулярных армий, они уступили место стеклянным сосудам, а потом и алюминиевым флягам.

Слово «фляга» пришло к нам из немецкого языка: «flasche» трансформировалось в более созвучное русскому человеку «фляга». В разное время этот предмет солдатского быта называли по-разному: водоносная фляга, фляжа, баклага, фляжка.

В Российской армии во все времена каждому военнослужащему по уставу полагалось носить флягу принятого образца. В годы Великой Отечественной войны фляги были объемом 1 литр и более вытянутой формы, тогда же их стали покрывать краской защитного цвета.

Рассмотрим армейскую флягу. Стандартный размер равен 0,75 литра. Фляги изготавливаются по единому образцу — из алюминия в овальной форме, весом около двухсот грамм. Крышка крепится к резервуару при помощи цепочки. Внутри крышки находится резиновый уплотнитель для того, чтобы вода не проливалась. Алюминий – металл мягкий и в нашем экспонате мы видим дно ровное. Это сделано для того, чтобы её можно было ставить. Фляжка находится в специальном брезентовом чехле, который затягивается прочной тесьмой у горлышка. Сшивной в несколько слоёв ремешок пришит к тыльной стороне чехла прочной строчкой по краям и крест-накрест. Образовавшаяся петелька обхватывает горлышко фляжки у основания и фиксируется на фронтальной части чехла при помощи пуговицы. При помощи двух лямок фляжка легко надевается на солдатский ремень. Очень часто фляги подписывали. На чехле нашего экспоната шариковой ручкой написано «29 в/ч 4034 Бобков». Именно в таком виде фляжку передал моему дедушке его армейский товарищ.

В годы войны в Афганистане из-за жаркого климата солдатам выдавали литровые пластиковые фляги. Однако обычная алюминиевая фляжка всегда была в особом почёте у военнослужащих.

3.2. Легенда музейного экспоната

Как у каждого музейного экспоната, у нашего есть своя жизненная легенда.

В далёкие 80-е годы мой дедушка, Попов Владимир Ильич, служил в погранвойсках в Таджикистане. Примерно год он находился в составе ограниченного военного контингента на территории Демократической республики Афганистан, исполняя интернациональный долг. Трудно приходилось нашим ребятам: выжженная от палящего солнца горная местность, поездки в автоколоннах по опасным горным дорогам, изнурительные переходы по горным тропам, боевые действия против душманов и моджахедов – врагов молодой республики. Бытовые условия тоже были сложными: питание было скудным, однообразным и низкокалорийным, но хуже всего дела обстояли с питьевой водой. Воду набирали во фляги из ручьёв, а в худшем случае из застойных водоёмов. В том случае, если были специальные таблетки, воду дезинфицировали прямо во фляжке. Оказавшись около чистого колодца или горной реки, до краёв наполняли свои фляжки живительной влагой. Как мы знаем, вода – это жизнь, а тем более под палящим солнцем в горах. Солдатская фляжка с водой всегда находилась на ремне. С оружием и водой не расставались ни на минуту, ведь они гарантировали жизнь…

Как-то поступил приказ перебросить два взвода солдат и часть боевого снаряжения для укрепления соседнего расположения. Рано утром автоколонна из пяти машин выдвинулась по горной дороге. А время от времени душманы устраивали на дорогах засады, поджидая караван. Как правило, они расстреливали первую и последнюю машины, а потом из засады открывали огонь по остальным.

В этот раз душманам удалось подорвать только первую автомашину с провизией. Колонна остановилась, заняли круговую оборону, завязался бой. Сопровождающим во второй машине ехал Бобков Павел. Он выскочил и бросился к горящей машине. Спасать было уже некого. Он вскочил на подножку, выкрутил руль и направил автомашину по склону в реку. Бой был коротким. Благодаря ожесточённому отпору наших солдат отряд душманов отступил.

Автоколонна быстро двинулась вперёд. Сопровождающим в замыкающей автомашине был мой дедушка. Всего прибыли в расположение 50 человек, из них были ранены - 10, потери - 2 человека. Колонна с солдатами и снаряжением была спасена. В память об этом дне Павел Бобков и мой дедушка – Владимир Попов обменялись дорогими для них вещами – армейскими фляжками.

3.3. Результаты анкетирования школьников

Результаты опроса проанализированы и сделаны выводы:

1. Мои одноклассники знают только такие предметы солдатского быта, как ложка, миска, кружка, зубная щётка.

2. Не все мои одноклассники знают, что такое солдатская фляжка.

3. Ребята видели солдатскую фляжку только в музее и в кинофильмах.

4. Три ученика никогда не видели солдатскую фляжку.

5. 12 из 13 учащихся хотели бы увидеть настоящую боевую фляжку.

На семейном совете мы решили передать дорогую реликвию в школьный музей. Я рад, что все школьники, а также гости музея смогут рассмотреть по-настоящему боевую солдатскую фляжку, познакомиться с её бывшим отважным владельцем и драматической историей, происшедшей в далёкой стране Афганистан.


4. Заключение

В современном мире прошлое вытесняется повседневной жизнью, человек растворяется в пространстве информационных технологий, теряет накопленный поколениями опыт, а, значит, тускнеет память о прошлом своей семьи, своего края, своей страны… Так не должно быть!

В каждой семье есть то святое, ценное и неповторимое, которое передается от старших поколений к младшим. Это - вещи, которые хранят память о прошлом. Во многих семьях такими предметами служат фотографии, награды, предметы быта, книги, иконы. Я рад, что заинтересовался нашей семейной историей и узнал много нового и интересного…

Память и знание прошлого делают наш внутренний мир интереснее и богаче. Думаю, что важно хранить память семейную, а значит память народную. Историческими предметами надо пополнять школьные музейные экспозиции, проводить интересные экскурсии, чтобы новое поколение тоже было ответственным и готовым на благородные и мужественные поступки.

Цель проекта достигнута. Я узнал историю солдатской фляжки с надписью «БОБКОВ», легендарную историю появления фляжки в моей семье; научился работать с литературными источниками, проводить анкетирование.

Практическая ценность работы: материал данной работы можно использовать для проведения экскурсии по Залу Боевой Славы, а также на уроках истории, и классных часах.

5. Библиографический список.

1. Большая энциклопедия эрудита.

2. Висковатов А. В. "Историческое описание одежды и вооружения российских войск с рисунками, составленное по высочайшему повелению".

3. Ефремова. Т. Ф. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка.

4. Информация с сайтов Интернет: www.wikipedia.org;

5. И. Шевченко "Снаряжение русской пехоты в конце XIX - начале XX вв."

6. Экспозиция Московского военного музея.

10