«Арт-терапевтические возможности применения метода мандалы в психокоррекционной работе педагога-психолога».
В последнее время все чаще и чаще приходиться сталкиваться с детьми, у которых наблюдаются нарушения эмоциональной сферы. Выражается это в бедности эмоциональных проявлений, такие дети испытывают трудности с определением и соотнесением эмоциональных состояний. В связи с этим у детей часто наблюдаются трудности в общении со сверстниками, многие из них гиперактивны или наоборот зажаты, агрессивны, застенчивы, с повышенной тревожностью, с низкой самооценкой, с наличием страхов. Такие дети нуждаются в постоянной эмоциональной поддержке со стороны взрослых, которая необходима им для преодоления эмоциональных барьеров общения и в работе с ними очень важно использовать, гибкие формы коррекционно-развивающей работы. Все это диктует необходимость пересмотра имеющихся методов и технологий коррекционно-развивающей работы с детьми.
В силу нарушения развития высших психических функций, дети с ограниченными возможностями здоровья, страдают от бедности мышления, низкого уровня концентрации внимания, неусидчивости. По причине нарушенного речевого развития, дети с ОВЗ часто не имеют возможности выразить свои эмоции и чувства в вербальной форме, что приводит к появлению эмоциональной нестабильности, тревожности или апатии. Дети с
ограниченными возможностями здоровья менее социализированы, по этой причине чаще встречаются с трудными ситуациями и не всегда успешно преодолевают их, поэтому актуальным является вопрос, как помочь им устоять перед неблагоприятными воздействиями социальной среды, преодолеть травмирующую ситуацию и совладать с негативными эмоциональными переживаниями.
Одной из приемлемых, форм работы с такими детьми является методы арт-терапии. Одним из методов арттерапии является и мандалотерапия.
Мандала (санскр., «круг», «диск») — сакральный символ, используемый при медитациях в буддизме, ритуальный предмет.
Мандала – это символическое круглое изображение, которое представляет собой как мир вне нас, который мы можем видеть(круг), так и невидимый мир (центр),который сокрыт внутри нас. По восточным верованиям мандала-рисунок в круге, который обладает целительными свойствами и используется как инструмент для медитаций. Яркой иллюстрацией религиозной мандалы могут быть буддистские изображения. Мандала как отражение процесса развития и изменений в разных культурах это: «Эффект зеркала», «Мировое древо», «Колесо», «Священное место».
Мандалы могут быть как двумерными, изображенными на плоскости, так и объемными, рельефными. Их вышивают на ткани, рисуют на песке, выполняют цветными порошками, делают из металла, камня, дерева и т.п. (мандалы из ткани, крупы, соли, песка, бисера, кожи).
Мандалы могут быть как произведением искусства (витражи церквей, бубны сибирских монахов, индейские мандалы, буддистские, цветочные мандалы от Кэти Кляйн, архитектурные композиции), так и формами, созданными самой природой (Стоунхендж, схемы лабиринтов, снежинки под микроскопом, радужка человеческого глаза).
Однако нас интересует не магический или религиозный смысл мандалы, а ее психологическое содержание.
В психологии мандалу впервые начал использовать швейцарский психиатр Карл Густав Юнг. После смерти он оставил 2 тетради, в которых записывал свои сны, а рядом рисовал мандалу, помогающую глубже понять сновидение.
Мандала в психологии – это форма проекции бессознательного, с помощью которой можно больше узнать о себе самом.
Нарисованная на бумаге - отражает состояние ее автора.
Терапевтический ресурс арт-мандалы огромен. Само по себе рисование образов в круге несет позитивное воздействие, даже если последующего анализа не предполагается. При анализе работ детей важно обращать на цветовое соотношение (значение цветов по Люшеру), на готовую мандалу (символы), которую выбрал ребенок, на линии, на нажим на карандаш, выходит ли за границы?
Мандала, в первую очередь, - это инструмент саморазвития, дающий возможность самостоятельно работать со своим эмоциональным состоянием и корректировать его, понимая глубинную суть происходящего. Она позволяет обойти сопротивление, представляя правду о ситуации «как она есть».
Мандала – выражение себя в круге.
ВИДЫ мандалотерапии:
активная (ребенок сам рисует мандалу);
смешанная (ребенок выбирает раскраску-мандалу);
пассивная (ребенок выбирает готовую мандалу и с ней работает).
Мандалы хороши как для детей, так и для взрослых. Так, в психокоррекционной и развивающей работе с детьми психологические возможности мандал возможно применять:
в целях коррекции эмоционального состояния, нормализации поведения (раскрашивание готовых мандал-раскрасок);
в целях диагностики актуального настроения (раскрашивание белого круга);
в целях изучения групповых взаимоотношений (создание индивидуальных мандал в группе с последующим созданием коллективной композиции);
с целью диагностики и коррекции конкретной проблемы (раскрасить круг символизирующий семью, образ «Я», дружбу, любовь, гнев и пр.).
Цели использования мандалы:
развитие творчества
развитие произвольности поведения
релаксация, отдых, снятие стресса
стабилизация внутренних резервов организма
развитие моторики
активизация работы правого полушария
воспитание усидчивости, снижение гиперактивности
создание психологического настроя
формирование самоуверенности
сплочение с коллективом на основе духовного сближения
диагностика семейных ситуаций, личностных проблем.
Таким образом, при работе с мандалами исчезает напряжение, ребенок успокаивается, улучшается состояние его внутреннего мира. Способствует развитию творческого мышления, воображения, креативности; создание условий для самопознания и самовыражения; развитие самосознания, позитивного самоотношения, формирование адекватной самооценки, повышение уверенности в себе; снятие психоэмоционального напряжения; отреагирование собственных чувств и переживаний в процессе творчества; развитие навыков общения и эффективного взаимодействия; развитие навыков рефлексии.
Основные правила при работе с мандалой:
✽ ребенок должен самостоятельно выбирать цвета или темы для рисунка, без давления взрослого;
✽ в день желательно работать только с одной мандалой;
✽ необходимо хвалить и подбадривать ребенка в процессе раскрашивания, ведь эта работа требует от него высокой концентрации внимания и усидчивости;
✽ не вмешивайтесь в работу ребенка без его согласия, избегайте комментариев по поводу результата, ребенок будет напряжен и зависим от вашей оценки;
✽ для настоящего погружения в процесс и расслабления необходимо избавиться от агрессивных цветовых и звуковых раздражителей, создать хорошее освещение в помещении. Важно, чтобы на эту работу было достаточно времени и художественных материалов. Можно негромко включить медитативную музыку.
✽ по окончании работы попросите придумать название своего волшебного круга, которое будет являться кодом к пониманию изображения. По желанию можно раскрасить фон, вырезать получившееся изображение. «А теперь покрути волшебный круг, посмотри на него издалека, полюбуйся им. Найди ему место в комнате». Необходимо спросить у ребенка о его чувствах и переживаниях во время работы, нравится ли ему рисунок. Если получившийся результат не нравится, круг можно изменить, разрезать или порвать. В конце не забудьте поблагодарить ребенка за хорошую работу. Если есть желание, можно написать рассказ или сочинить сказку к получившейся картинке.
Когда ребенок раскрашивает мандалу, то становится спокойнее, происходит развитие волевых качеств и повышение уровня самопознания, способствование активизации личностного ресурса, снятие внутреннего напряжения, нормализация поведения.
Метод «Мандала» изменяет духовную сущность «Я» ребенка, поведение его изменяется в положительную сторону.
Это приятное и увлекательное занятие: если грустно или скучно, кто-то обидел, хочется отвлечься.
Мандала похожа на обычную раскраску, однако завораживает тем, что открывает большие возможности для творчества. Цветовая гамма, которую выберет ребёнок – практически уникальна! Раскрашивая эту же мандалу в следующий раз, ребёнок вряд ли получит идентичный рисунок. Это хороший и несложный способ откорректировать многие детские и взрослые проблемы.
Эффект мандалы может быть использован как средство самопомощи при стрессе, проблемной речи, эмоциональном расстройстве ребенка. Данная методика нейтрализует негативное влияние электроники, окружающей среды, гармонизирует мозговую деятельность и связи левого и правого полушарий.
Таким образом, метод «Мандала» носит терапевтический и диагностический характер. Работая с мандалой, ребенок высвобождает бессознательно свое психическое состояние, осмысливает при создании мандалы свое внутреннее беспокойство, что позволяет ему лучше понять свои эмоциональные переживания.