СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Артикуляционная гимнастика в играх

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель. Уточнить, где живут разные животные и человек; где находится Язычок. Познакомить детей с органами артикуляции.

Просмотр содержимого документа
«Артикуляционная гимнастика в играх»

  1. Игра «Кто в домике живёт

Цель. Уточнить, где живут разные животные и человек; где находится Язычок. Познакомить детей с органами артикуляции.

Оборудование. Предметные картинки, изображающие животных (рыба, белка, медведь, пчела, мышь, птица, паук, муравей, собака) и человека; их жилища (река, дупло, берлога, улей, норка, гнездо, паутина, муравейник, конура, дом); сказочный Язычок, Ротик.

Описание игры. Педагог выставляет картинки, изображающие разные жилища, на наборном полотне. Последним выставляется картинка, изображающая Ротик. Картинки, изображающие животных и человека, раздаёт детям. Затем по порядку называет «домик» и спрашивает: «Кто в домике живёт?» Ребенок, у которого находится нужная картинка, встает и называет хозяина домика. Последним показывается Ротик: «Кто в домике живёт?» Педагог показывает картинку, изображающую Язычок. Затем уточняет с детьми, что еще находится в «домике» (небо, щёки, зубы, губы).



  1. Игра «Необыкновенный дом»

Цель. Уточнить названия органов артикуляции.

Оборудование. Картинки, изображающие органы артикуляции, зеркала.

Описание игры. Педагог показывает картинки и зачитывает стихи к каждой из них:

Ротик – дом у Язычка.

Открывается слегка.

А потом открылся шире.

Язычок в своей квартире.



Стены домика видны.

Щёки – с каждой стороны.

Могут стены раздуваться,

Будет больше дом казаться.


Потолок вверху, внутри.

Это нёбо, посмотри.

Открываем шире дом,

Видно сразу нёбо в нём.



Двери в доме – это губы,

А вторые двери – зубы.

Губы любят улыбаться,

Зубы могут показаться.


Затем спрашивает детей: Как называется домик Язычка?

Как называются стены в его домике?

Как называется потолок в домике?

Как называются двери в домике?

Дети отвечают на вопросы и смотрят в зеркало на Домик, Стены, Потолок, Двери.


3. Игра «Чудесные картинки».

Цель. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата.

Оборудование. Предметные картинки: горка, лопата, иголка, чашка, лошадка, грибок, гармошка, индюк, качели, часы с маятником, банка с вареньем, катушка; зеркала.

Проведение игры.

1 вариант. Педагог показывает картинку, рассказывает стишок и выполняет артикуляционное упражнение. Дети повторят стишок и упражнение перед зеркалом 5-6 раз.

2 вариант. Педагог кладет карточки картинками вниз. Дети по очереди берут карточки, называют упражнение и выполняют его вместе с остальными детьми.

3 вариант. Педагог раздает карточки детям. Дети по очереди встают, называют упражнение и выполняют вместе с другими детьми.

«Горка».

Эту горку во дворе

Смастерили детворе.

Рот открыть, кончик языка спрятать за нижние передние зубы, выгнуть спинку языка, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, удерживать 10 сек.

«Иголка».

Осторожно, у иголки

Кончик очень-очень колкий.

Рот открыть, максимально высунуть тонкий язык вперед, язык напрячь, удерживать 10 сек.

«Лопата».

А лопата широка.

Растопырила бока.

Рот приоткрыть, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу, удерживать 10 сек.

«Чашка».

Наливаю в чашку чай,

Подержи, не проливай.

Рот открыть, сделать язык широким, поднять края языка к верхним зубам, но не касаться их, удерживать 10 сек.

«Лошадка».

Скачет лошадь, грива вьется,

Стук подковок раздается.

Рот открыть и не закрывать, щелкать языком, присасывая его к нёбу.

«Грибок».

Возле узенькой дорожки

Вырос гриб на длинной ножке.

Широко открыть рот и улыбнуться, присосать язык к небу и не отрывать его, тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.

«Гармошка».

Растянулась вся гармошка,

Поплясали мы немножко.

Раскрыть рот и улыбнуться, присосать язык к небу, как в упражнении «грибок», язык от неба не отрывать, опускать и поднимать

нижнюю челюсть, растягивать подъязычную связку.

«Индюк».

Во дворе индюк гуляет,

И сердито он болтает.

Рот открыть. Поднять широкий язык на верхнюю губу. Быстро проводить языком по губе вперед-назад, произнося: «бл-бл-бл-бл».

«Качели».

На качели посмотрели,

Покататься захотели.

Рот открыть, попеременно поднимать широкий язык на верхнюю губу и опускать на нижнюю.

«Часы».

На стене часы висят

И идти вперед спешат.

Рот открыть, высунуть язык, максимально отводить язык вправо-влево.

«Варенье».

Мы сварили в день рожденья

Очень вкусное варенье.

Рот открыть и улыбнуться, облизать языком верхнюю губу, при этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать ее, втягивая язык вглубь рта.

«Катушка».

Эта круглая катушка

Ниткам верная подружка.

Рот открыть, кончик языка упереть в нижние передние зубы, бока языка зажать коренными зубами, закрученный язык выдвигать вперед и убирать в рот.

4.Игра «Считалочки»

Цель. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата.

Оборудование. Зеркала.

Проведение игры. Педагог рассказывает считалки детям (по одной в каждой игре) и показывает артикуляционные упражнения. Дети повторяют считалку и выполняют упражнения перед зеркалом.

1 считалка.


Раз – окрыли мы окошко. (Открывать широко рот и закрывать его.

5 раз)


Два – лакает сливки кошка. ( Высунуть широкий язык, имитировать

лакательные движения. 10 раз.)


Три - кот спину выгибает. ( Рот открыть. Спрятать кончик языка за

нижние передние зубы. Выгнуть

спинку языка. 6 раз.)


На четыре - отдыхает. (Рот открыть. Положить язык на нижнюю

губу, расслабить язык. 5 сек.)


Пять – качели: вниз и вверх. (Рот открыть. Попеременно поднимать

широкий язык на верхнюю губу и

опускать на нижнюю. 10 раз.)


Шесть – «болтаем» лучше всех. (Рот открыть. Поднять широкий язык

На верхнюю губу. Быстро проводить

языком по губе вперед-назад, произнося

«бл-бл-бл-бл». 10 раз.)


Семь – катушку закрутили. (Рот открыть. Кончик языка упереть

в нижние передние зубы. Бока языка

зажать коренными зубами. Закрученный

язык выдвигать вперед и убирать в рот.

10 раз.)

Восемь - нёбо «побелили». (Рот открыть. Поднять широкий язык

к нёбу.

Проводить языком вперёд-назад по

небу. 10 раз ).


Девять – лошадь в поле мчится. (Рот открыть и не закрывать. Щелкать

языком, присасывая его к нёбу. 10 раз.)

Десять – спать пора ложиться. (Рот закрыть. Язык спрятать.)

2 считалка.

Раз – открыли шире дверь. (Открывать широко рот и закрывать его.

5 раз.)


Два – гуляем мы теперь. ( Открыть рот, высунуть язык изо рта,

Выполнять круговые движения языком

вокруг рта в одну и другую стороны. По 3

раза в каждую сторону.)


Три – смеются наши губки. (Растягивать губы в улыбку. 5 раз.)


На четыре – чистим зубки. (Рот открыть. Высунуть язык. «Чистить»

языком верхние и нижние зубы с внешней

и внутренней стороны. По 3-4 движения

с каждой стороны.)

Пять – качаются качели. (Рот открыть. Попеременно поднимать

широкий язык на верхнюю губу и

опускать на нижнюю. 10 раз.)


Шесть – на лошадь смело сели. (Рот открыть и не закрывать. Щелкать

языком, присасывая его к нёбу. 10 раз.)


Семь – болтает так индюк. (Рот открыть. Поднять широкий язык

на верхнюю губу. Быстро проводить

языком по губе вперед-назад, произнося

«бл-бл-бл-бл». 10 раз.)


Восемь – в доме сделай круг. (Выполнять круговые движения языком

внутри рта, захватывая внутреннюю

поверхность щек, внутреннюю

сторону верхней и нижней губы. 3- 4

движения по часовой и против часовой

стрелки.)

Девять – трубочка у нас. (Свернуть язык в «трубочку». 5 раз.)


Десять – спать пора сейчас. (Рот закрыть. Язык спрятать.)



3 считалка.

Раз – мы домик открываем. (Открывать широко рот и закрывать его.

5 раз.)

Два – по улице гуляем. ( Открыть рот, высунуть язык изо рта,

Выполнять круговые движения языком

вокруг рта в одну и другую стороны. По 3

раза в каждую сторону.)


Три – часы идут: тик-так. ( Рот открыть. Высунуть язык. Макси-

мально отводить язык вправо-влево. 10

раз)


На четыре – быстрый шаг. (Выполнить предыдущее упражнение в

Быстром темпе. 10 раз.)


Пять – зацокал жеребенок. (Рот открыть и не закрывать. Щелкать

языком, присасывая его к нёбу. 10 раз.)

Шесть - грибочек у сосёнок.(Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать

язык к небу и не отрывать его. Тянуть нижнюю

челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.

5 раз.)


Семь – гармошка: дили-дили. (Раскрыть рот и улыбнуться. Присосать язык

к небу, как в упражнении «грибок». Язык от

неба не отрывать. Опускать и поднимать

нижнюю челюсть, растягивать подъязычную

связку. 10 раз.)

Восемь – стенки в доме мыли. (Выполнять круговые движения

языком по внутренней стороне щек.

По 5 раз с каждой стороны.)

Девять – мыли потолок. (Рот открыть. Поднять широкий язык к

нёбу.

Проводить языком вперёд-назад по

небу. 10 раз ).


Десять – ротик на замок. (Рот закрыть. Язык спрятать.)