Игра «Кто в домике живёт?»
Цель. Уточнить, где живут разные животные и человек; где находится Язычок. Познакомить детей с органами артикуляции.
Оборудование. Предметные картинки, изображающие животных (рыба, белка, медведь, пчела, мышь, птица, паук, муравей, собака) и человека; их жилища (река, дупло, берлога, улей, норка, гнездо, паутина, муравейник, конура, дом); сказочный Язычок, Ротик.
Описание игры. Педагог выставляет картинки, изображающие разные жилища, на наборном полотне. Последним выставляется картинка, изображающая Ротик. Картинки, изображающие животных и человека, раздаёт детям. Затем по порядку называет «домик» и спрашивает: «Кто в домике живёт?» Ребенок, у которого находится нужная картинка, встает и называет хозяина домика. Последним показывается Ротик: «Кто в домике живёт?» Педагог показывает картинку, изображающую Язычок. Затем уточняет с детьми, что еще находится в «домике» (небо, щёки, зубы, губы).
Игра «Необыкновенный дом»
Цель. Уточнить названия органов артикуляции.
Оборудование. Картинки, изображающие органы артикуляции, зеркала.
Описание игры. Педагог показывает картинки и зачитывает стихи к каждой из них:
Ротик – дом у Язычка.
Открывается слегка.
А потом открылся шире.
Язычок в своей квартире.
Стены домика видны.
Щёки – с каждой стороны.
Могут стены раздуваться,
Будет больше дом казаться.
Потолок вверху, внутри.
Это нёбо, посмотри.
Открываем шире дом,
Видно сразу нёбо в нём.
Двери в доме – это губы,
А вторые двери – зубы.
Губы любят улыбаться,
Зубы могут показаться.
Затем спрашивает детей: Как называется домик Язычка?
Как называются стены в его домике?
Как называется потолок в домике?
Как называются двери в домике?
Дети отвечают на вопросы и смотрят в зеркало на Домик, Стены, Потолок, Двери.
3. Игра «Чудесные картинки».
Цель. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата.
Оборудование. Предметные картинки: горка, лопата, иголка, чашка, лошадка, грибок, гармошка, индюк, качели, часы с маятником, банка с вареньем, катушка; зеркала.
Проведение игры.
1 вариант. Педагог показывает картинку, рассказывает стишок и выполняет артикуляционное упражнение. Дети повторят стишок и упражнение перед зеркалом 5-6 раз.
2 вариант. Педагог кладет карточки картинками вниз. Дети по очереди берут карточки, называют упражнение и выполняют его вместе с остальными детьми.
3 вариант. Педагог раздает карточки детям. Дети по очереди встают, называют упражнение и выполняют вместе с другими детьми.
«Горка».
Эту горку во дворе
Смастерили детворе.
Рот открыть, кончик языка спрятать за нижние передние зубы, выгнуть спинку языка, боковые края языка прижать к верхним коренным зубам, удерживать 10 сек.
«Иголка».
Осторожно, у иголки
Кончик очень-очень колкий.
Рот открыть, максимально высунуть тонкий язык вперед, язык напрячь, удерживать 10 сек.
«Лопата».
А лопата широка.
Растопырила бока.
Рот приоткрыть, положить широкий расслабленный язык на нижнюю губу, удерживать 10 сек.
«Чашка».
Наливаю в чашку чай,
Подержи, не проливай.
Рот открыть, сделать язык широким, поднять края языка к верхним зубам, но не касаться их, удерживать 10 сек.
«Лошадка».
Скачет лошадь, грива вьется,
Стук подковок раздается.
Рот открыть и не закрывать, щелкать языком, присасывая его к нёбу.
«Грибок».
Возле узенькой дорожки
Вырос гриб на длинной ножке.
Широко открыть рот и улыбнуться, присосать язык к небу и не отрывать его, тянуть нижнюю челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.
«Гармошка».
Растянулась вся гармошка,
Поплясали мы немножко.
Раскрыть рот и улыбнуться, присосать язык к небу, как в упражнении «грибок», язык от неба не отрывать, опускать и поднимать
нижнюю челюсть, растягивать подъязычную связку.
«Индюк».
Во дворе индюк гуляет,
И сердито он болтает.
Рот открыть. Поднять широкий язык на верхнюю губу. Быстро проводить языком по губе вперед-назад, произнося: «бл-бл-бл-бл».
«Качели».
На качели посмотрели,
Покататься захотели.
Рот открыть, попеременно поднимать широкий язык на верхнюю губу и опускать на нижнюю.
«Часы».
На стене часы висят
И идти вперед спешат.
Рот открыть, высунуть язык, максимально отводить язык вправо-влево.
«Варенье».
Мы сварили в день рожденья
Очень вкусное варенье.
Рот открыть и улыбнуться, облизать языком верхнюю губу, при этом стараться «обнять» языком сразу всю губу и облизать ее, втягивая язык вглубь рта.
«Катушка».
Эта круглая катушка
Ниткам верная подружка.
Рот открыть, кончик языка упереть в нижние передние зубы, бока языка зажать коренными зубами, закрученный язык выдвигать вперед и убирать в рот.
4.Игра «Считалочки»
Цель. Укреплять мышцы артикуляционного аппарата.
Оборудование. Зеркала.
Проведение игры. Педагог рассказывает считалки детям (по одной в каждой игре) и показывает артикуляционные упражнения. Дети повторяют считалку и выполняют упражнения перед зеркалом.
1 считалка.
Раз – окрыли мы окошко. (Открывать широко рот и закрывать его.
5 раз)
Два – лакает сливки кошка. ( Высунуть широкий язык, имитировать
лакательные движения. 10 раз.)
Три - кот спину выгибает. ( Рот открыть. Спрятать кончик языка за
нижние передние зубы. Выгнуть
спинку языка. 6 раз.)
На четыре - отдыхает. (Рот открыть. Положить язык на нижнюю
губу, расслабить язык. 5 сек.)
Пять – качели: вниз и вверх. (Рот открыть. Попеременно поднимать
широкий язык на верхнюю губу и
опускать на нижнюю. 10 раз.)
Шесть – «болтаем» лучше всех. (Рот открыть. Поднять широкий язык
На верхнюю губу. Быстро проводить
языком по губе вперед-назад, произнося
«бл-бл-бл-бл». 10 раз.)
Семь – катушку закрутили. (Рот открыть. Кончик языка упереть
в нижние передние зубы. Бока языка
зажать коренными зубами. Закрученный
язык выдвигать вперед и убирать в рот.
10 раз.)
Восемь - нёбо «побелили». (Рот открыть. Поднять широкий язык
к нёбу.
Проводить языком вперёд-назад по
небу. 10 раз ).
Девять – лошадь в поле мчится. (Рот открыть и не закрывать. Щелкать
языком, присасывая его к нёбу. 10 раз.)
Десять – спать пора ложиться. (Рот закрыть. Язык спрятать.)
2 считалка.
Раз – открыли шире дверь. (Открывать широко рот и закрывать его.
5 раз.)
Два – гуляем мы теперь. ( Открыть рот, высунуть язык изо рта,
Выполнять круговые движения языком
вокруг рта в одну и другую стороны. По 3
раза в каждую сторону.)
Три – смеются наши губки. (Растягивать губы в улыбку. 5 раз.)
На четыре – чистим зубки. (Рот открыть. Высунуть язык. «Чистить»
языком верхние и нижние зубы с внешней
и внутренней стороны. По 3-4 движения
с каждой стороны.)
Пять – качаются качели. (Рот открыть. Попеременно поднимать
широкий язык на верхнюю губу и
опускать на нижнюю. 10 раз.)
Шесть – на лошадь смело сели. (Рот открыть и не закрывать. Щелкать
языком, присасывая его к нёбу. 10 раз.)
Семь – болтает так индюк. (Рот открыть. Поднять широкий язык
на верхнюю губу. Быстро проводить
языком по губе вперед-назад, произнося
«бл-бл-бл-бл». 10 раз.)
Восемь – в доме сделай круг. (Выполнять круговые движения языком
внутри рта, захватывая внутреннюю
поверхность щек, внутреннюю
сторону верхней и нижней губы. 3- 4
движения по часовой и против часовой
стрелки.)
Девять – трубочка у нас. (Свернуть язык в «трубочку». 5 раз.)
Десять – спать пора сейчас. (Рот закрыть. Язык спрятать.)
3 считалка.
Раз – мы домик открываем. (Открывать широко рот и закрывать его.
5 раз.)
Два – по улице гуляем. ( Открыть рот, высунуть язык изо рта,
Выполнять круговые движения языком
вокруг рта в одну и другую стороны. По 3
раза в каждую сторону.)
Три – часы идут: тик-так. ( Рот открыть. Высунуть язык. Макси-
мально отводить язык вправо-влево. 10
раз)
На четыре – быстрый шаг. (Выполнить предыдущее упражнение в
Быстром темпе. 10 раз.)
Пять – зацокал жеребенок. (Рот открыть и не закрывать. Щелкать
языком, присасывая его к нёбу. 10 раз.)
Шесть - грибочек у сосёнок.(Широко открыть рот и улыбнуться. Присосать
язык к небу и не отрывать его. Тянуть нижнюю
челюсть вниз, растягивая подъязычную связку.
5 раз.)
Семь – гармошка: дили-дили. (Раскрыть рот и улыбнуться. Присосать язык
к небу, как в упражнении «грибок». Язык от
неба не отрывать. Опускать и поднимать
нижнюю челюсть, растягивать подъязычную
связку. 10 раз.)
Восемь – стенки в доме мыли. (Выполнять круговые движения
языком по внутренней стороне щек.
По 5 раз с каждой стороны.)
Девять – мыли потолок. (Рот открыть. Поднять широкий язык к
нёбу.
Проводить языком вперёд-назад по
небу. 10 раз ).
Десять – ротик на замок. (Рот закрыть. Язык спрятать.)