Когда мы говорим о произведениях искусства, то чаще всего представляем поэму, картину, скульптуру, величественные здания… Да мало ли способов осуществления своего таланта изобрел человек за тысячи лет.
Однако каким бы ни было искусство, у каждого художника имеется свой инструмент. У поэта – перо. у художника – кисти и краски, у ювелира – тигель и крошечная наковальня... Но ведь компьютер тоже инструмент. И именно он , в наш цифровой век, помогает претворять в реальность наши замыслы, то есть компьютер помогает нам творить. Но творчество это во многом отличается от того, что стало привычным человеку за тысячи лет.
С точки зрения художника, в какой бы области он ни трудился, компьютер интересен в первую очередь своей специфичностью. Не похожестью ни на что существовавшее ранее.
Пожалуй самым оригинальным в области компьютерного искусства является ASCII-art – это искусство текстового рисунка, картины, созданные с помощью разных шрифтов.
А ведь все многообразие шрифтов – это отнюдь не заслуга компьютеризации. Шагая вглубь по истории мировой цивилизации, прослеживая развитие письма, приходим к древним рукописным свиткам и манускриптам, сочетание изображений и букв в которых является неотъемлемой частью оформления.
Мы предлагаем вам совершить интересную экскурсию в историю шрифтов: от папируса, до современного киберискусства.
Письменность зародилась более 6 тысяч лет тому назад в Древнем Египте и в Месопотамии, однако иероглифы и знаки клинописи не позволяли писцам в достаточной мере выразить свою индивидуальность. Только с появлением в первом тысячелетии нашей эры финикийского алфавита, прямыми наследниками которого стали греческий и еврейский, люди получили в свое распоряжение гибкий и удобный в повседневной жизни инструмент.
Глиняная табличка с фрагментами сказания о Потопе. Египет. II тысячелетие до н.э.
За счет этого доля грамотного населения начала неуклонно расти, повысился спрос на обученных писцов, повлек возникновение специальных школ. Каллиграфические школы основывались, как правило, на непререкаемом авторитете их основателей. Ученики старательно копировали почерк своего наставника и передавали его своим собственным воспитанникам. Именно так и зарождались первые семейства шрифтов .
Кирпич с клинообразной надписью из построек Навуходоносора.
Иудейская стела с финикийской надписью, найденная на Храмовой горе в Иерусалиме в начале XXI в. н.э .
Конец эпохи рукописей
В середине XV века немецкий изобретатель Иоганн Гуттенберг, посвятивший свою жизнь работе с металлами и ювелирному делу, создал печатный пресс и наборный алфавит. Технология изготовления отдельных литер для составления из них текстов открыла дорогу промышленному книгопечатанию.
Вначале изготовление шрифтов и набор с их помощью текстов были далеко не простыми занятиями. Печатные литеры отливались из специального сплава, этому предшествовал этап формировки и создания шаблонов. Сначала опытный каллиграф рисовал все знаки, которые должны были войти в состав шрифта, а затем гравер переводил эти изображения на металлические бруски и вырезал прообраз литеры. С него делалась пробная отливка, после чего качество полученной буквы проверяли на печатном станке (отсутствие точных микрометрических инструментов также накладывало свой отпечаток). Подчас этот процесс приходилось повторять заново, пока мастер-печатник не оставался довольным всеми литерами гарнитуры. Неудивительно, что полный шрифт с набором шаблонов ценился на вес золота, а популярные шрифтографы быстро наживали богатство.
Первый наборный алфавит
Иоганна Гуттенберга.
Середина XV в.
Металлические литеры, из которых набирался будущий текст
На рубеже XV - XVI веков Европа вступает в золотой век типографики. Именно на этот временной период приходится деятельность виднейших дизайнеров шрифтов, результатами, творчества которых мы продолжаем пользоваться и по сей день. Первым среди них можно назвать имя Альда Мануция, основателя венецианской типографии Aldine Press . Одну из лучших своих гарнитур он так и назвал - Antiqua .
В тридцатые годы XVI века дизайнерские идеи Мануция были творчески развиты французским типографом Клодом Гарамоном. Им были созданы шрифты, учитывающие особенности европейских языков, благодаря чему печатное производство можно было встретить в типографиях многих стран. Гррамон уделял особое внимание удобочитаемости текста, беря в расчет не только свойства литер, но и шаблон книжной страницы в целом. Тем самым он предвосхитил современные законы типографского дизайна
Клод Гарамон
Оригинальный шрифт Garamond
Компьютерный вариант шрифта Garamond
Постепенно искусство типографики распространялось на север Европы. В XVI веке славились шрифты, изготовленные голландскими мастерами, а также английские школы шрифтового дизайна. Наиболее видными представителями британского направления типографики считаются Вильям Каслон и Джон Баскервиль.
Долгие годы гарнитуры Каслона стали de facto стандартом в Великобритании, а также ее многочисленных колониях. Даже американская «Декларация о Независимости» была впервые набрана его шрифтом.
Мастерская Вильяма Каслона
Баскервиль, в свою очередь, прославился как изобретатель и рационализатор типографских технологий. Сохданные им шрифты отличались особой утонченностью и элегантностью, которые зачастую пропадали втуне из-за несовершенства оборудования, поэтому мастер много и успешно экспериментировал с химическим составом краски, предпечатной обработкой бумаги, деталями оборудования. К 60-м годам XVIII века его типография была одной из наиболее совершенных.
Оригинальный шрифт Caslon
Компьютерный вариант шрифта Baskerville , воссозданный компанией Linotype
Компьютерный вариант шрифта Caslon , воссозданный компанией Adobe
Джон Баскервиль
Оригинальный шрифт Baskerville
Конец классической эпохи шрифтового дизайна в Европе связано с именем Джамбаттисты Бодони. Гениальный итальянский шрифтограф жил и работал на рубеже XVIII - XIX веков и еще при жизни был признан не только как автор великолепных гарнитур, но и как исследователь теории шрифтов. Гарнитурами из его коллекции продолжали пользоваться на протяжении всего XIX века.
Имена великих мастеров прошлого увековечены в названиях разработанных ими гарнитур. Сегодня на многих персональных компьютерах встречаются шрифты Bodoni , Caslin , Baskerville , Garamond …Но, каких бы высот ни достигал полет фантазии дизайнера, слишком многое в те времена зависело от возможностей полиграфического оборудования – печатных и наборных аппаратов. На протяжении столетий труд типографского работника оставался почти ручным.
Джамбаттиста Бодони
Оригинальный шрифт Bodoni
Наборная машина производства компании Linotype напоминает гибрид пишущей машинки и ткацкого станка. Именно она произвела, в свое время, революцию в типографской отрасли.
Французская механическая наборная машина конца XIX века
Компьютерный вариант шрифта Bodoni , воссозданный компанией ITC
Поиск новых технологий
Для того чтобы кардинально повысить эффективность типографского процесса, необходимо было придумать, как максимально упростить процесс формирования печатной формы, то есть матрицы, содержащей текст.
Решение было найдено в использовании фотографического метода. Однако как минимум две проблемы – качества печати и разработки новых шрифтов – фотомеханическая технология решить не смогла. Шрифтографика остро нуждалась в новой технологии, которая позволила бы максимально автоматизировать весь процесс создания, хранения и использования шрифтов.
Начальный этап загрузки Windows
Экранные шрифты
Впервые для оцифровки шрифтов компьютер был задействован во второй половине шестидесятых годов. Новшество заключалось в том, что вместо наборной машины использовалась обычная электронно-лучевая трубка, на которую выводились хранящиеся в памяти машины строки.
Однако для того чтобы попасть в память компьютера, шрифт должен был быть предварительно оцифрован на сканирующем устройстве с какого-либо оригинала (либо отрисованного вручную, либо напечатанного традиционным методом). Именно с тех пор и пошло семейство так называемых экранных шрифтов. Экранные шрифты присутствуют в нашей операционной системе, например, символами экранных шрифтов выводятся во время загрузки компьютера все сообщения программы BIOS , а также информация о диагностике ранних этапов запуска операционной системы.
BIOS
Рисунки в тексте
Рисунки в тексте применялись человечеством еще с незапамятных времен. Шагая вперед по истории мировой цивилизации можно проследить, как развивалась письменность. Это пиктографическое письмо древних египтян, рукописные свитки и манускрипты, сочетание изображений и букв в которых являлось неотъемлемой частью оформления. Причудливые и запутанные буквицы, в которых по воле фантазии рукописца переплетались рисунки и буквы алфавита и которые занимали нередко большую часть рукописного листа. Это было первое проявление техники рисунка текстом: ASCII - art .
Близкие к ASCII - art изображения начали появляться в XIX веке. Одним из их проявлений стал фигурный текст в поэзии – каллиграммы. Например, каллиграммы поэзии Гийома Аполлинера (в стихотворении «Заколотая горлинка и фонтан»), творчество Льюиса Кэрролла /настоящее имя Чарлз Латуидж Доджсон/ (в произведении «Алиса в стране чудес»).
Гийом Аполлинер
Каллиграмма к стихотворению «Зоколотая горлинка и фонтан»
С изобретением печатной машинки в середине XIX века созданные с помощью литер изображения стали восприниматься как вид искусства. Один из наиболее ранних сохранившихся примеров такого искусства – рисунок бабочки Флоры Стэйсси, который был опубликован в журнале Pitman ’ s Phonetic Journal от 15 октября 1898 году. Картинка составлена из множества скобок, дефисов, звездочек и нескольких прописных букв «о». Создание рисунка на печатной машинке очень проблематично: любая ошибка или опечатка, а также промах при прокрутке бумаги, приводит к порче рисунка. Такой вид искусства был назван Typewriter art . Однако в отличии от ASCII - art , где рисунок строго ограничивается строками и столбцами, здесь гораздо удобнее позиционировать своей «кистью». При создании таких рисунков очень подходит слегка перефразированное правило «семь раз отмерь – один раз набей».
. Флора Стейсси Бабочка (1898 год). Выполненный с помощью печатной машинки.
Следующим шагом на пути к ASCII - art стало искусство, известное под именем RTTY - art – создание изображений с помощью телетайпа. Главнейшим отличием от ASCII - art было использование различных стандартов для передачи данных. В телетайпах использовался код Бодо, кодирующий цифры, заглавные буквы алфавита и несколько символов пунктуации, что сильно ограничивало возможности по созданию рисунков. Тем не менее, они были близки к образцам современного ASCII - art .
Образцы рисунков, выполненных с помощью телетайпа
Работы Мингазова И. Мазер И., выполненные в стиле ASCII-art
Мингазов И. Мазер В. Крыса. Текстовый редактор Word.
Мингазов И. Мазер В. Текстовый редактор Word.
Звени звонок. Текстовый редактор Word.
Мингазов И. Мазер В. Цветы. Текстовый редактор Word.
Мингазов И. Мазер В. Листья.
Текстовый редактор Word.
Мингазов И. Мазер В. Текстовый редактор Word.
Мингазов И. Мазер В. Узор. Текстовый редактор Word.
Мингазов И. Мазер В. Парусник. Текстовый редактор Word.