Одной из приоритетных задач современной школы, провозглашенных в концепции модернизации российского образования, является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции, субъектности учащегося в учебном процессе.
Просмотр содержимого документа
«Аспектный анализ уроков с использованием современных информационных технологий»
Аспектный анализ уроков
с использованием современных информационных технологий
Одной из приоритетных задач современной школы, провозглашенных в концепции модернизации российского образования, является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребенка, формирование активной позиции, субъектности учащегося в учебном процессе. Реализация этой задачи диктует необходимость развития познавательных интересов, способностей и возможностей ребенка. В связи с этим большое значение приобретает не только разработка и совершенствование нового учебного содержания, но и исключение из практики непродуктивных стилей и форм общения, методов обучения.
В начальной школе невозможно провести урок без привлечения средств наглядности. Часто возникают проблемы: где найти нужный материал и как лучше его продемонстрировать. На помощь пришли информационно-коммуникационные технологии. Применение ИКТ на уроках усиливает положительную мотивацию обучения, активизирует познавательную деятельность обучающихся, развивает мышление, формирует приемы мыслительной деятельности.
Анализ данных уроков показал, что благодаря фрагментам уроков, на которых используются презентации, дети, обычно не отличающиеся высокой активностью на уроках, стали активно высказывать свое мнение, рассуждать. Повышается качество знаний, ученики продвигаются в общем развитии, появляется стремление преодолеть трудности, увеличивается познавательная активность, облегчается овладение сложным материалом. А главное, создаются условия для лучшего взаимопонимания учителя и учащихся и их сотрудничества в учебном процессе.
Отсюда выделяются несколько аспектов использования ИКТ в образовательном процессе предлагаемого материала.
Мотивационный аспект. Применение ИКТ способствует увеличению интереса и формированию положительной мотивации обучающихся, поскольку создаются условия:
Содержательный аспект. Возможности ИКТ используются для
усиления обучающего эффекта;
увеличения плотности урока;
увеличения объема предъявляемой информации;
Организационный аспект. Открываются новые возможности в управлении учебным процессом:
эффективное обеспечение интерактивности обучения;
использование новых, более разнообразных форм и видов учебной деятельности (самостоятельной, творческой, поисковой деятельности учащихся);
изменение эстетики урока.
Учебно-методический аспект. Электронные и информационные ресурсы используются в качестве учебно – методического сопровождения образовательного процесса:
применение образовательных средств ИКТ при объяснении нового материала, для закрепления усвоенных знаний, в процессе контроля качества знаний;
для организации самостоятельного изучения обучающимися дополнительного материала;
возможность тиражирования мультимедийного урока с целью повторного просмотра учащимися материалов урока в индивидуальном режиме, а также обобщения педагогического опыта.
Контрольно-оценочный аспект. Средством контроля и оценки образовательных результатов обучающихся в ИКТ являются задания, позволяющие осуществлять различные виды контроля.
Кроме того, указанные аспекты ИКТ опираются на взаимосвязное комплексное обучение по всем видам речевой деятельности:
аудирование,
говорение,
чтение,
письмо,
которые предусматривают функциональность обучения (деятельность ученика):
Поэтому организацией и ядром процесса обучения данных с использованием ИКТ является ситуация, с помощью которой:
устанавливается система взаимоотношений тех, кто общается,
мотивируется общение,
презентуется (преподносится) речевой материал,
приобретаются речевые навыки,
развивается активность детей и самостоятельность общения.
Таким образом, аспектный анализ по использованию ИКТ предлагаемых методических разработок позволяет сделать вывод об интенсификации и оптимизации учебного процесса, позволяющего повышать уровень знаний и влиять на эмоциональную сферу учащихся.