СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Аутизм: болезнь или гениальность?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Аутизм — особенность психического развития человека.

 Аутизм (от греч.autos – сам) представляет собой отрыв от реальности, отгороженность от окружающего мира.

Просмотр содержимого документа
«Аутизм: болезнь или гениальность?»

Аутизм: болезнь или гениальность?  МБОУ СОШ № 29 г.Йошкар –Олы Педагог – психолог: С.А. Павлова

Аутизм:

болезнь или гениальность?

МБОУ СОШ № 29 г.Йошкар –Олы

Педагог – психолог: С.А. Павлова

  2 апреля каждого года

2 апреля каждого года "Всемирный день распространения информации об аутизме". В этот день общественные организации всего мира стремятся донести до родителей, специалистов и властей, необходимость повышения уровня информированности, об аутизме, как о тяжелом расстройстве раннего развития ребенка, требующем пристального внимания всего мирового сообщества. Ученые озабочены тем, что истинные причины расстройства до сих пор не ясны, реабилитационный процесс требует значительных усилий, а главное - численность детей с аутизмом растёт.

Сущность аутизма  Аутизм — особенность психического развития человека.   Аутизм (от греч.autos – сам) представляет собой отрыв от реальности, отгороженность от окружающего мира.

Сущность аутизма

Аутизм — особенность психического развития человека.

Аутизм (от греч.autos – сам) представляет собой отрыв от реальности, отгороженность от окружающего мира.

АУТИЗМ … — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие. (Тэмпл Грэндин)

АУТИЗМ

… — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие.

(Тэмпл Грэндин)

 Каждый 68-й ребенок имеет признаки аутизма или другие подобные расстройства.   Причины этого расстройства психики до сих пор не выяснены — ребенок с ним может родиться абсолютно в любой семье, вне зависимости от того, как жили его родители раньше.  Даже из-за «неправильного“ воспитания аутистом ребенок не станет. Аутизм называют болезнью 21 Века.

Каждый 68-й ребенок имеет признаки аутизма или другие подобные расстройства.   Причины этого расстройства психики до сих пор не выяснены — ребенок с ним может родиться абсолютно в любой семье, вне зависимости от того, как жили его родители раньше. 

Даже из-за «неправильного“ воспитания аутистом ребенок не станет.

Аутизм называют болезнью 21 Века.

 Во всем мире проблема аутизма уже широко обсуждается и успешно решается, а в России, к сожалению, об этом заболевании практически нет никакой информации. Первое обследование у психиатра дети в нашей стране проходят только в три года и только при согласии родителей, а первые признаки аутизма видны гораздо раньше.

Во всем мире проблема аутизма уже широко обсуждается и успешно решается, а в России, к сожалению, об этом заболевании практически нет никакой информации. Первое обследование у психиатра дети в нашей стране проходят только в три года и только при согласии родителей, а первые признаки аутизма видны гораздо раньше.

АУТИЗМ: б олезнь или гениальность?  В народе это заболевание часто называют «Болезнь гениев», хотя уровень интеллекта может быть от минимального до самого высокого. Доказательство тому — всемирно известный Билл Гейтс.   В США семья, имеющая ребенка с диагнозом «аутизм», получает от компании «Microsoft» 10 тысяч долларов в год на коррекционное лечение. А почти 45% ведущих программистов «Microsoft» - имеют аутизм.

АУТИЗМ: б олезнь или гениальность?

В народе это заболевание часто называют «Болезнь гениев», хотя уровень интеллекта может быть от минимального до самого высокого. Доказательство тому — всемирно известный Билл Гейтс.

В США семья, имеющая ребенка с диагнозом «аутизм», получает от компании «Microsoft» 10 тысяч долларов в год на коррекционное лечение. А почти 45% ведущих программистов «Microsoft» - имеют аутизм.

 Многие выдающиеся личности страдали различными формами аутизма. Среди них:    Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Джордж Оруэлл , Герберт Уэллс, Моцарт, Кант, Сократ, Дарвин, Льюис Кэрролл, Леонардо да Винчи, Винсент Ван Гог, Микеланджело, Пикассо, Йетс и другие великие люди.

Многие выдающиеся личности страдали различными формами аутизма. Среди них:

Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Джордж Оруэлл , Герберт Уэллс, Моцарт, Кант, Сократ, Дарвин, Льюис Кэрролл, Леонардо да Винчи, Винсент Ван Гог, Микеланджело, Пикассо, Йетс и другие великие люди.

Теории происхождения аутизма 1. Психогенная природа аутизма Беттельхайм: теория «холодной матери» 2.  Генетическая природа аутизма Этиологические факторы: Экзогенные (повреждающие воздействия во время беременности); Аутосомные рецессивные (аутизм проявляется, если две хромосомы несут один и тот же рецессивный ген – один от отца и другой от матери); Сцепленные с Х-хромосомой – ген несет женская половая хромосома. Экзогенные (повреждающие воздействия во время беременности); Аутосомные рецессивные (аутизм проявляется, если две хромосомы несут один и тот же рецессивный ген – один от отца и другой от матери); Сцепленные с Х-хромосомой – ген несет женская половая хромосома.

Теории происхождения аутизма

1. Психогенная природа аутизма

Беттельхайм: теория «холодной матери»

2. Генетическая природа аутизма

Этиологические факторы:

  • Экзогенные (повреждающие воздействия во время беременности); Аутосомные рецессивные (аутизм проявляется, если две хромосомы несут один и тот же рецессивный ген – один от отца и другой от матери); Сцепленные с Х-хромосомой – ген несет женская половая хромосома.
  • Экзогенные (повреждающие воздействия во время беременности);
  • Аутосомные рецессивные (аутизм проявляется, если две хромосомы несут один и тот же рецессивный ген – один от отца и другой от матери);
  • Сцепленные с Х-хромосомой – ген несет женская половая хромосома.
Аутизм – результат включения защитных и компенсаторных механизмов, позволяющих ребенку устанавливать стабильные, хотя и патологические, взаимоотношения с миром. (Никольская О.С.) Нарушение когнитивной сферы – источник отклонений при аутизме (теория У. Фрит) Нарушение когнитивной сферы – источник отклонений при аутизме (теория У. Фрит) (трудности в осуществлении произвольной деятельности специфические способности и их высокие показатели) (трудности в осуществлении произвольной деятельности специфические способности и их высокие показатели) " width="640"

3. Органическое происхождение аутизма – недоразвитие отделов мозга

4. Нарушения психофизиологических механизмов :

  • Первичное снижение витального тонуса; Нарушение уровня бодрствования; Патология восприятия Нарушения речи
  • Первичное снижение витального тонуса;
  • Нарушение уровня бодрствования;
  • Патология восприятия
  • Нарушения речи

5. Психологические теории

  • Эмоциональные нарушения Нарушения адаптации вследствие биологической недостаточности
  • Эмоциональные нарушения
  • Нарушения адаптации вследствие биологической недостаточности

= Аутизм – результат включения защитных и компенсаторных механизмов, позволяющих ребенку устанавливать стабильные, хотя и патологические, взаимоотношения с миром. (Никольская О.С.)

  • Нарушение когнитивной сферы – источник отклонений при аутизме (теория У. Фрит)
  • Нарушение когнитивной сферы – источник отклонений при аутизме (теория У. Фрит)

(трудности в осуществлении произвольной деятельности специфические способности и их высокие показатели)

  • (трудности в осуществлении произвольной деятельности специфические способности и их высокие показатели)
Триада нарушений Коммуникативные функции. Социальные взаимодействия. Стереотипии, которые приводят к самостимуляциям.

Триада нарушений

  • Коммуникативные функции.
  • Социальные взаимодействия.
  • Стереотипии, которые приводят к самостимуляциям.
Характерные стереотипии – непроизвольные, неосознанные повторяющиеся движения или действия двигательные; речевые; пространственные; социальные; игровые.

Характерные стереотипии непроизвольные, неосознанные повторяющиеся движения или действия

  • двигательные;
  • речевые;
  • пространственные;
  • социальные;
  • игровые.
Внешние проявления синдрома детского аутизма предельное, «экстремальное» одиночество ребёнка; трудности установления глазного контакта; стереотипность в поведении; поглощенность однообразными действиями; пристрастие к одним и тем же предметам; особая характерная задержка и нарушение развития речи; раннее проявление указанных расстройств.

Внешние проявления синдрома детского аутизма

  • предельное, «экстремальное» одиночество ребёнка;
  • трудности установления глазного контакта;
  • стереотипность в поведении;
  • поглощенность однообразными действиями;
  • пристрастие к одним и тем же предметам;
  • особая характерная задержка и нарушение развития речи;
  • раннее проявление указанных расстройств.

Группы РДА I группа– наиболее тяжелая форма аутизма. Дети с аутистической отрешенностью  от окружающего Характерные признаки: эмоциональный контакт со взрослыми отсутствует; реакция на внешние раздражители слабая; может присутствовать мутизм (отсутствие речи); типична мимическая маска глубокого покоя; характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате); избегание сильных стимулов, вызывающих страх (звук, яркий свет, прикосновение и т.д.).

Группы РДА

I группа– наиболее тяжелая форма аутизма.

Дети с аутистической отрешенностью от окружающего

Характерные признаки:

  • эмоциональный контакт со взрослыми отсутствует;
  • реакция на внешние раздражители слабая;
  • может присутствовать мутизм (отсутствие речи);
  • типична мимическая маска глубокого покоя;
  • характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате);
  • избегание сильных стимулов, вызывающих страх (звук, яркий свет, прикосновение и т.д.).
I I группа -  с аутистическим отвержением окружающего Характерные признаки: присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод, голод); в речи преобладают однотипные штампы-команды; возможно выполнение просьб матери; чрезмерная привязанность к матери; сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувствительностью к состоянию матери; стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами и т.д.); стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т.д.; ритуализация повседневной жизни.

I I группа -

с аутистическим отвержением окружающего Характерные признаки:

  • присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод, голод);
  • в речи преобладают однотипные штампы-команды;
  • возможно выполнение просьб матери;
  • чрезмерная привязанность к матери;
  • сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувствительностью к состоянию матери;
  • стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами и т.д.);
  • стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т.д.;
  • ритуализация повседневной жизни.
I I I группа –  с аутистическим замещением окружающего  Характерные признаки: наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога; способность выразить свои потребности посредством речи; конфликтность; поглощенность одним и тем же занятием; большой словарный запас “книжного характера”; парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повторном переживании травмирующих впечатлений.

I I I группа – с аутистическим замещением окружающего

Характерные признаки:

  • наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога;
  • способность выразить свои потребности посредством речи;
  • конфликтность;
  • поглощенность одним и тем же занятием;
  • большой словарный запас “книжного характера”;
  • парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повторном переживании травмирующих впечатлений.
IV ГРУППА со сверхтормозимостью    Характерные признаки: способность к общению; интеллектуальные функции сохранны; чрезмерная потребность в защите и эмоциональной поддержке со стороны матери; присутствие ритуальных форм поведения; круг общения ограничен близкими взрослыми; трудности в усвоении двигательных навыков.

IV ГРУППА со сверхтормозимостью

Характерные признаки:

  • способность к общению;
  • интеллектуальные функции сохранны;
  • чрезмерная потребность в защите и эмоциональной поддержке со стороны матери;
  • присутствие ритуальных форм поведения;
  • круг общения ограничен близкими взрослыми;
  • трудности в усвоении двигательных навыков.
ОТ ЧЕГО СЛЕДУЕТ ОТЛИЧАТЬ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ  (Гипердиагностика) Глухота, слепота Умственная отсталость Моторная и сенсорная алалии (отсутствие речи при нормальном слухе и умственном развитии; моторная алалия - невозможность говорить, сенсорная - непонимание речи) Шизофрения Нарушения общения

ОТ ЧЕГО СЛЕДУЕТ ОТЛИЧАТЬ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ (Гипердиагностика)

  • Глухота, слепота
  • Умственная отсталость
  • Моторная и сенсорная алалии (отсутствие речи при нормальном слухе и умственном развитии; моторная алалия - невозможность говорить, сенсорная - непонимание речи)
  • Шизофрения
  • Нарушения общения
игнорирование воздействий; Человеческое лицо мгновенно вызывает пресыщение и желание уйти от контакта; В реакциях на предметы – большая полярность (реакция на «новизну» резкая и продолжительная, вместе с тем повышенная чувствительность к слабым и привычным раздражителям); Нарушение ориентировки в пространстве, искажение целостной картины предметного мира (важен не предмет, а его сенсорные качества) Большое значение имеют тактильные и мышечные ощущения от собственного тела (аутостимуляция) " width="640"

Ощущения и восприятия

  • Повышенная сенсорная ранимость = игнорирование воздействий;
  • Человеческое лицо мгновенно вызывает пресыщение и желание уйти от контакта;
  • В реакциях на предметы – большая полярность (реакция на «новизну» резкая и продолжительная, вместе с тем повышенная чувствительность к слабым и привычным раздражителям);
  • Нарушение ориентировки в пространстве, искажение целостной картины предметного мира (важен не предмет, а его сенсорные качества)
  • Большое значение имеют тактильные

и мышечные ощущения от

собственного тела (аутостимуляция)

Внимание Устойчиво несколько минут, иногда и секунд. Низкий уровень активного внимания; Нарушение целенаправленности и произвольности внимания; Сильнейшая психическая пресыщаемость Память Память Хорошая механическая память, что создает условия для сохранения следов эмоциональных переживаний Эмоциональная память стереотипизирует восприятие окружающего   Воображение Воображение Богатое /  Патологическое В содержании фантазий переплетаются случайно услышанные ребенком сказки, истории, просмотренные кинофильмы и радиопередачи, вымышленные и реальные события Патологическое фантазирование – основа для появления неадекватных страхов

Внимание

  • Устойчиво несколько минут, иногда и секунд.
  • Низкий уровень активного внимания;
  • Нарушение целенаправленности и произвольности внимания;
  • Сильнейшая психическая пресыщаемость

Память

  • Память
  • Хорошая механическая память,
  • что создает условия для

сохранения следов

эмоциональных переживаний

  • Эмоциональная память

стереотипизирует

восприятие окружающего

Воображение

  • Воображение
  • Богатое / Патологическое
  • В содержании фантазий переплетаются случайно услышанные ребенком сказки, истории, просмотренные кинофильмы и радиопередачи, вымышленные и реальные события
  • Патологическое фантазирование – основа для появления неадекватных страхов

Речь и коммуникативное поведение

  • Своеобразное отношение к речевой деятельности и своеобризие в становлениии экспрессивной речи
  • Гуление запаздывает, отсутствует или обеднено;
  • Появление фразовой речи в 2-летнем возрасте;
  • Не обращаются к языку жестов и мимики
  • Снижена реакция на говорящего;
  • лучше реагирует на шепотную речь;
  • Несформированность коммуникативного поведения; взгляд мимо, «сквозь» собеседника;
  • Хорошо развита «автономная» речь;
  • Среди нарушений речи возможны:
  • Эхолалии Вычурное, скандированное произношение Своеобразная интонация Фонетические расстройства Нарушения голоса (с высокой тональностью в конце слов, фраз) Называние себя во 2-м или 3-м лице
  • Эхолалии Вычурное, скандированное произношение Своеобразная интонация Фонетические расстройства Нарушения голоса (с высокой тональностью в конце слов, фраз) Называние себя во 2-м или 3-м лице
  • Эхолалии Вычурное, скандированное произношение Своеобразная интонация Фонетические расстройства Нарушения голоса (с высокой тональностью в конце слов, фраз) Называние себя во 2-м или 3-м лице
  • Эхолалии
  • Вычурное, скандированное произношение
  • Своеобразная интонация
  • Фонетические расстройства
  • Нарушения голоса (с высокой тональностью в конце слов, фраз)
  • Называние себя во 2-м или 3-м лице
Мышление и интеллект 55-60% -УО 15-20% - легкая интеллектуальная недостаточность 15-20% - нормальный интеллект 55-60% -УО 15-20% - легкая интеллектуальная недостаточность 15-20% - нормальный интеллект 55-60% -УО 15-20% - легкая интеллектуальная недостаточность 15-20% - нормальный интеллект трудности произвольного обучения Сложности в символизации, переносе навыков из одной ситуации в другую Трудно понять развитие ситуации во времени, установить причинно-следственные зависимости Одаренность в отдельных областях Диспропорция: трудности произвольного обучения Сложности в символизации, переносе навыков из одной ситуации в другую Трудно понять развитие ситуации во времени, установить причинно-следственные зависимости Одаренность в отдельных областях Диспропорция: вербальный  невербальный интеллект

Мышление и интеллект

  • 55-60% -УО 15-20% - легкая интеллектуальная недостаточность 15-20% - нормальный интеллект
  • 55-60% -УО 15-20% - легкая интеллектуальная недостаточность 15-20% - нормальный интеллект
  • 55-60% -УО
  • 15-20% - легкая интеллектуальная недостаточность
  • 15-20% - нормальный интеллект
  • трудности произвольного обучения Сложности в символизации, переносе навыков из одной ситуации в другую Трудно понять развитие ситуации во времени, установить причинно-следственные зависимости Одаренность в отдельных областях Диспропорция:
  • трудности произвольного обучения
  • Сложности в символизации, переносе навыков из одной ситуации в другую
  • Трудно понять развитие ситуации во времени, установить причинно-следственные зависимости
  • Одаренность в отдельных областях
  • Диспропорция:

вербальный невербальный интеллект

привыкает к среде обитания, не умеет выделять себя из среды, остро реагирует на всяческие изменения Стереотипы (двигательные, сенсорные, поведенческие) Сниженная способность с сопереживанию, не способен заражаться настроением окружающих людей. " width="640"

Эмоционально-личностная сфера

  • Отстает в формировании комплекс оживления
  • Отсутствует характерное для детского возраста желание понравиться, заслужить похвалу от взрослого
  • Снижение порога эмоционального дискомфорта в контактах с миром
  • Склонность к фиксации на неприятных впечатлениях, с формированию страхов
  • Нарушение чувства самосохранения с элементами самоагрессии; плохо закрепляется опыт опасного контакта с горячим и острым
  • «Феномен тождества» = привыкает к среде обитания, не умеет выделять себя из среды, остро реагирует на всяческие изменения
  • Стереотипы (двигательные, сенсорные, поведенческие)
  • Сниженная способность с сопереживанию, не способен заражаться настроением окружающих людей.
З группы страхов 1.Типичные возрастные  (реакция на реальную, значимую опасность) – 28%: Боязнь остаться одному Потерять мать Незнакомой обстановки Боязнь остаться одному Потерять мать Незнакомой обстановки Боязнь остаться одному Потерять мать Незнакомой обстановки Боязнь остаться одному Потерять мать Незнакомой обстановки 2.  Обусловленные гиперчувствительностью – 35%: страх бытовых шумов, зрительных, тактильных раздражений страх незнакомых людей, новых мест; страх бытовых шумов, зрительных, тактильных раздражений страх незнакомых людей, новых мест; страх бытовых шумов, зрительных, тактильных раздражений страх незнакомых людей, новых мест; страх бытовых шумов, зрительных, тактильных раздражений страх незнакомых людей, новых мест; 3.  Неадекватные бредоподобные , связанные с фрагментарностью представлений о мире

З группы страхов

1.Типичные возрастные

(реакция на реальную, значимую

опасность) – 28%:

  • Боязнь остаться одному Потерять мать Незнакомой обстановки
  • Боязнь остаться одному Потерять мать Незнакомой обстановки
  • Боязнь остаться одному Потерять мать Незнакомой обстановки
  • Боязнь остаться одному
  • Потерять мать
  • Незнакомой обстановки

2. Обусловленные гиперчувствительностью – 35%:

  • страх бытовых шумов, зрительных, тактильных раздражений страх незнакомых людей, новых мест;
  • страх бытовых шумов, зрительных, тактильных раздражений страх незнакомых людей, новых мест;
  • страх бытовых шумов, зрительных, тактильных раздражений страх незнакомых людей, новых мест;
  • страх бытовых шумов,
  • зрительных, тактильных раздражений
  • страх незнакомых людей, новых мест;

3. Неадекватные бредоподобные , связанные с фрагментарностью представлений о мире