Аутизм:
болезнь или гениальность?
МБОУ СОШ № 29 г.Йошкар –Олы
Педагог – психолог: С.А. Павлова
2 апреля каждого года "Всемирный день распространения информации об аутизме". В этот день общественные организации всего мира стремятся донести до родителей, специалистов и властей, необходимость повышения уровня информированности, об аутизме, как о тяжелом расстройстве раннего развития ребенка, требующем пристального внимания всего мирового сообщества. Ученые озабочены тем, что истинные причины расстройства до сих пор не ясны, реабилитационный процесс требует значительных усилий, а главное - численность детей с аутизмом растёт.
Сущность аутизма
Аутизм — особенность психического развития человека.
Аутизм (от греч.autos – сам) представляет собой отрыв от реальности, отгороженность от окружающего мира.
АУТИЗМ
… — это нарушение развития. Дефект в системе, отвечающей за восприятие внешних стимулов, заставляет ребенка обостренно реагировать на одни явления внешнего мира и почти не замечать другие.
(Тэмпл Грэндин)
Каждый 68-й ребенок имеет признаки аутизма или другие подобные расстройства. Причины этого расстройства психики до сих пор не выяснены — ребенок с ним может родиться абсолютно в любой семье, вне зависимости от того, как жили его родители раньше.
Даже из-за «неправильного“ воспитания аутистом ребенок не станет.
Аутизм называют болезнью 21 Века.
Во всем мире проблема аутизма уже широко обсуждается и успешно решается, а в России, к сожалению, об этом заболевании практически нет никакой информации. Первое обследование у психиатра дети в нашей стране проходят только в три года и только при согласии родителей, а первые признаки аутизма видны гораздо раньше.
АУТИЗМ: б олезнь или гениальность?
В народе это заболевание часто называют «Болезнь гениев», хотя уровень интеллекта может быть от минимального до самого высокого. Доказательство тому — всемирно известный Билл Гейтс.
В США семья, имеющая ребенка с диагнозом «аутизм», получает от компании «Microsoft» 10 тысяч долларов в год на коррекционное лечение. А почти 45% ведущих программистов «Microsoft» - имеют аутизм.
Многие выдающиеся личности страдали различными формами аутизма. Среди них:
Альберт Эйнштейн, Исаак Ньютон, Джордж Оруэлл , Герберт Уэллс, Моцарт, Кант, Сократ, Дарвин, Льюис Кэрролл, Леонардо да Винчи, Винсент Ван Гог, Микеланджело, Пикассо, Йетс и другие великие люди.
Теории происхождения аутизма
1. Психогенная природа аутизма
Беттельхайм: теория «холодной матери»
2. Генетическая природа аутизма
Этиологические факторы:
- Экзогенные (повреждающие воздействия во время беременности); Аутосомные рецессивные (аутизм проявляется, если две хромосомы несут один и тот же рецессивный ген – один от отца и другой от матери); Сцепленные с Х-хромосомой – ген несет женская половая хромосома.
- Экзогенные (повреждающие воздействия во время беременности);
- Аутосомные рецессивные (аутизм проявляется, если две хромосомы несут один и тот же рецессивный ген – один от отца и другой от матери);
- Сцепленные с Х-хромосомой – ген несет женская половая хромосома.
Аутизм – результат включения защитных и компенсаторных механизмов, позволяющих ребенку устанавливать стабильные, хотя и патологические, взаимоотношения с миром. (Никольская О.С.) Нарушение когнитивной сферы – источник отклонений при аутизме (теория У. Фрит) Нарушение когнитивной сферы – источник отклонений при аутизме (теория У. Фрит) (трудности в осуществлении произвольной деятельности специфические способности и их высокие показатели) (трудности в осуществлении произвольной деятельности специфические способности и их высокие показатели) " width="640"
3. Органическое происхождение аутизма – недоразвитие отделов мозга
4. Нарушения психофизиологических механизмов :
- Первичное снижение витального тонуса; Нарушение уровня бодрствования; Патология восприятия Нарушения речи
- Первичное снижение витального тонуса;
- Нарушение уровня бодрствования;
- Патология восприятия
- Нарушения речи
5. Психологические теории
- Эмоциональные нарушения Нарушения адаптации вследствие биологической недостаточности
- Эмоциональные нарушения
- Нарушения адаптации вследствие биологической недостаточности
= Аутизм – результат включения защитных и компенсаторных механизмов, позволяющих ребенку устанавливать стабильные, хотя и патологические, взаимоотношения с миром. (Никольская О.С.)
- Нарушение когнитивной сферы – источник отклонений при аутизме (теория У. Фрит)
- Нарушение когнитивной сферы – источник отклонений при аутизме (теория У. Фрит)
(трудности в осуществлении произвольной деятельности специфические способности и их высокие показатели)
- (трудности в осуществлении произвольной деятельности специфические способности и их высокие показатели)
Триада нарушений
- Коммуникативные функции.
- Социальные взаимодействия.
- Стереотипии, которые приводят к самостимуляциям.
Характерные стереотипии – непроизвольные, неосознанные повторяющиеся движения или действия
- двигательные;
- речевые;
- пространственные;
- социальные;
- игровые.
Внешние проявления синдрома детского аутизма
- предельное, «экстремальное» одиночество ребёнка;
- трудности установления глазного контакта;
- стереотипность в поведении;
- поглощенность однообразными действиями;
- пристрастие к одним и тем же предметам;
- особая характерная задержка и нарушение развития речи;
- раннее проявление указанных расстройств.
Группы РДА
I группа– наиболее тяжелая форма аутизма.
Дети с аутистической отрешенностью от окружающего
Характерные признаки:
- эмоциональный контакт со взрослыми отсутствует;
- реакция на внешние раздражители слабая;
- может присутствовать мутизм (отсутствие речи);
- типична мимическая маска глубокого покоя;
- характерно полевое поведение (бесцельное перемещение по комнате);
- избегание сильных стимулов, вызывающих страх (звук, яркий свет, прикосновение и т.д.).
I I группа -
с аутистическим отвержением окружающего Характерные признаки:
- присутствует реакция на неприятные физические ощущения (боль, холод, голод);
- в речи преобладают однотипные штампы-команды;
- возможно выполнение просьб матери;
- чрезмерная привязанность к матери;
- сочетание эмоциональной холодности к окружающим с повышенной чувствительностью к состоянию матери;
- стереотипные действия, направленные на стимуляцию органов чувств (шуршание бумагой, вращение предметов перед глазами и т.д.);
- стимулирование вестибулярного аппарата раскачиванием, подпрыгиванием и т.д.;
- ритуализация повседневной жизни.
I I I группа – с аутистическим замещением окружающего
Характерные признаки:
- наличие речи в виде эмоционально насыщенного монолога;
- способность выразить свои потребности посредством речи;
- конфликтность;
- поглощенность одним и тем же занятием;
- большой словарный запас “книжного характера”;
- парадоксальное сочетание тревожности и пугливости с потребностью в повторном переживании травмирующих впечатлений.
IV ГРУППА со сверхтормозимостью
Характерные признаки:
- способность к общению;
- интеллектуальные функции сохранны;
- чрезмерная потребность в защите и эмоциональной поддержке со стороны матери;
- присутствие ритуальных форм поведения;
- круг общения ограничен близкими взрослыми;
- трудности в усвоении двигательных навыков.
ОТ ЧЕГО СЛЕДУЕТ ОТЛИЧАТЬ ДЕТСКИЙ АУТИЗМ (Гипердиагностика)
- Глухота, слепота
- Умственная отсталость
- Моторная и сенсорная алалии (отсутствие речи при нормальном слухе и умственном развитии; моторная алалия - невозможность говорить, сенсорная - непонимание речи)
- Шизофрения
- Нарушения общения
игнорирование воздействий; Человеческое лицо мгновенно вызывает пресыщение и желание уйти от контакта; В реакциях на предметы – большая полярность (реакция на «новизну» резкая и продолжительная, вместе с тем повышенная чувствительность к слабым и привычным раздражителям); Нарушение ориентировки в пространстве, искажение целостной картины предметного мира (важен не предмет, а его сенсорные качества) Большое значение имеют тактильные и мышечные ощущения от собственного тела (аутостимуляция) " width="640"
Ощущения и восприятия
- Повышенная сенсорная ранимость = игнорирование воздействий;
- Человеческое лицо мгновенно вызывает пресыщение и желание уйти от контакта;
- В реакциях на предметы – большая полярность (реакция на «новизну» резкая и продолжительная, вместе с тем повышенная чувствительность к слабым и привычным раздражителям);
- Нарушение ориентировки в пространстве, искажение целостной картины предметного мира (важен не предмет, а его сенсорные качества)
- Большое значение имеют тактильные
и мышечные ощущения от
собственного тела (аутостимуляция)
Внимание
- Устойчиво несколько минут, иногда и секунд.
- Низкий уровень активного внимания;
- Нарушение целенаправленности и произвольности внимания;
- Сильнейшая психическая пресыщаемость
Память
- Хорошая механическая память,
- что создает условия для
сохранения следов
эмоциональных переживаний
стереотипизирует
восприятие окружающего
Воображение
- Богатое / Патологическое
- В содержании фантазий переплетаются случайно услышанные ребенком сказки, истории, просмотренные кинофильмы и радиопередачи, вымышленные и реальные события
- Патологическое фантазирование – основа для появления неадекватных страхов
Речь и коммуникативное поведение
- Своеобразное отношение к речевой деятельности и своеобризие в становлениии экспрессивной речи
- Гуление запаздывает, отсутствует или обеднено;
- Появление фразовой речи в 2-летнем возрасте;
- Не обращаются к языку жестов и мимики
- Снижена реакция на говорящего;
- лучше реагирует на шепотную речь;
- Несформированность коммуникативного поведения; взгляд мимо, «сквозь» собеседника;
- Хорошо развита «автономная» речь;
- Среди нарушений речи возможны:
- Эхолалии Вычурное, скандированное произношение Своеобразная интонация Фонетические расстройства Нарушения голоса (с высокой тональностью в конце слов, фраз) Называние себя во 2-м или 3-м лице
- Эхолалии Вычурное, скандированное произношение Своеобразная интонация Фонетические расстройства Нарушения голоса (с высокой тональностью в конце слов, фраз) Называние себя во 2-м или 3-м лице
- Эхолалии Вычурное, скандированное произношение Своеобразная интонация Фонетические расстройства Нарушения голоса (с высокой тональностью в конце слов, фраз) Называние себя во 2-м или 3-м лице
- Эхолалии
- Вычурное, скандированное произношение
- Своеобразная интонация
- Фонетические расстройства
- Нарушения голоса (с высокой тональностью в конце слов, фраз)
- Называние себя во 2-м или 3-м лице
Мышление и интеллект
- 55-60% -УО 15-20% - легкая интеллектуальная недостаточность 15-20% - нормальный интеллект
- 55-60% -УО 15-20% - легкая интеллектуальная недостаточность 15-20% - нормальный интеллект
- 55-60% -УО
- 15-20% - легкая интеллектуальная недостаточность
- 15-20% - нормальный интеллект
- трудности произвольного обучения Сложности в символизации, переносе навыков из одной ситуации в другую Трудно понять развитие ситуации во времени, установить причинно-следственные зависимости Одаренность в отдельных областях Диспропорция:
- трудности произвольного обучения
- Сложности в символизации, переносе навыков из одной ситуации в другую
- Трудно понять развитие ситуации во времени, установить причинно-следственные зависимости
- Одаренность в отдельных областях
- Диспропорция:
вербальный невербальный интеллект
привыкает к среде обитания, не умеет выделять себя из среды, остро реагирует на всяческие изменения Стереотипы (двигательные, сенсорные, поведенческие) Сниженная способность с сопереживанию, не способен заражаться настроением окружающих людей. " width="640"
Эмоционально-личностная сфера
- Отстает в формировании комплекс оживления
- Отсутствует характерное для детского возраста желание понравиться, заслужить похвалу от взрослого
- Снижение порога эмоционального дискомфорта в контактах с миром
- Склонность к фиксации на неприятных впечатлениях, с формированию страхов
- Нарушение чувства самосохранения с элементами самоагрессии; плохо закрепляется опыт опасного контакта с горячим и острым
- «Феномен тождества» = привыкает к среде обитания, не умеет выделять себя из среды, остро реагирует на всяческие изменения
- Стереотипы (двигательные, сенсорные, поведенческие)
- Сниженная способность с сопереживанию, не способен заражаться настроением окружающих людей.
З группы страхов
1.Типичные возрастные
(реакция на реальную, значимую
опасность) – 28%:
- Боязнь остаться одному Потерять мать Незнакомой обстановки
- Боязнь остаться одному Потерять мать Незнакомой обстановки
- Боязнь остаться одному Потерять мать Незнакомой обстановки
- Боязнь остаться одному
- Потерять мать
- Незнакомой обстановки
2. Обусловленные гиперчувствительностью – 35%:
- страх бытовых шумов, зрительных, тактильных раздражений страх незнакомых людей, новых мест;
- страх бытовых шумов, зрительных, тактильных раздражений страх незнакомых людей, новых мест;
- страх бытовых шумов, зрительных, тактильных раздражений страх незнакомых людей, новых мест;
- страх бытовых шумов,
- зрительных, тактильных раздражений
- страх незнакомых людей, новых мест;
3. Неадекватные бредоподобные , связанные с фрагментарностью представлений о мире