Конспект индивидуального логопедического занятия по теме: «Автоматизация звука Ш в слогах и словах»
Цель: продолжать автоматизировать звук ш в слогах и словах.
Задачи:
Коррекционно-образовательные:
Закрепить артикуляцию звука Ш;
продолжать учить правильно произносить звук Ш в слогах и словах;
учить определять наличие звука в словах;
упражнять в образовании Им.п. множественного числа имен существительных.
Коррекционно-развивающие:
Развивать артикуляционную и мелкую моторику;
развивать фонематический слух;
развивать силу ротового выдоха;
развивать зрительное внимание, память, мышление.
Коррекционно-воспитательные:
Ход занятия.
1. Организационный момент: Правило речи:
Каждый день, всегда, везде,
На занятиях, в игре
Громко, четко, говорим
И никогда мы не спешим!
2. Сообщение темы занятия. «Сегодня мы с тобой будем продолжать учиться произносить звук Ш».
3. Артикуляционно-пальчиковый игротренинг (упражнения для звука Ш)
Послушай сказку. Жила-была мышка. Проснулась она в своем домике, открыла окошечко и вышла на крылечко, погреться на солнышке («Лопаточка»). Погрелась и пошла домой мышка пить чай из чашечки («Чашечка») с вареньем («Вкусное варенье»).
4. Анализ артикуляции.
Давай вспомним, что у нас делают губы, зубы и язычок, когда мы произносим звук Ш.
Губы округлены и слегка вытянуты вперед
Зубы сближены, но не соприкасаются
Широкий кончик языка поднят к альвеолам, но не прижат к ним.
Средняя часть языка прогибается книзу.
Боковые края прижаты к верхним коренным зубам.
Широкая, теплая воздушная струя проходит равномерно по середине языка
Игра на звукоподражание: «Змея шипит»: вдох носом, выдох: Ш-Ш-Ш-Ш
5. Развитие фонематического слуха.
Попила мышка чай с вареньем, и захотелось ей поиграть в игру. Давай поиграем вместе с ней. Слушай внимательно и хлопай в ладоши, когда услышишь звук Ш:
С, Ф, Ш, Х, Ш, Ж, Ч, Ш, ША, СА, ШУ, ЖИ, ШИ, ШАПКА, ЖАБА, ШУБА, САПОГИ, МАШИНА
(Логопед произносит звуки, слоги, слова, а ребенок выделяет на слух звук Ш, слоги со звуком Ш, слова со звуком Ш).
6. Договаривание последнего звука
А потом захотелось ей в прятки поиграть. Спряталась мышка в своем домике и тихонько шуршит: ш – ш – ш. Чем это она так шуршит? Это она разглядывает свои картинки. Давай посмотрим и пошуршим вместе с мышкой:
мы … , ду … , камы … , малы … и т.д
(Логопед показывает и называет ребенку картинку, а тот договаривает последний звук.)
7. Автоматизация в слогах.
Мышка села за пианино и запела песенки – шуршалочки. Послушай их и спой вместе с мышкой:
Ша-ша-ша ша – шу – ша,
Шо-шо-шо ши – шо – ши,
Шу-шу-шу ше – ша – шу,
Ши-ши-ши ша – ши – шо.
(Ребенок «играет» пальчиками на «пианино» и проговаривает слоговые цепочки.)
А потом она пошла грызть орешки: аш ош ыш уш иш еш
(Ребенок проговаривает слоги, надевая колечко суджок на каждый палец по очереди)
8. Автоматизация в словах.
а) Решила мышка прокатиться на поезде. Помоги ей. Нужно выбрать только те вагоны, на которых нарисованы слова со звуком Ш, и выложить из картинок поезд.
б)Скучно стало в поезде мышке, захотелось ей поиграть в интересную игру.
(Ребенку даются картинки, он должен определить место звука Ш в словах-начало,середина,конец)
в) Решила мышка по пути заехать в магазин, и увидела много разных предметов.
(Перед ребенком выкладываются картинки: шуба, машина, шкаф, подушка и др.).
Проводится игра «Один - много»:
шуба- шубы, машина- шкаф- шапка- подушка-
Ну вот теперь пора мышке и домой.
г) Пришла мышка домой и стала сочинять стихи. А чтобы мышке было легче, подскажи ей последние словечки.
Вот бежит малышка
Серенькая …
Мышка моется под душем
моет хвостик, моет…
Зашуршали тихо шины –
Это едет к нам ….
9. Итог занятия. Нам пора прощаться с мышкой. Ты сегодня очень хорошо ей помогал! А какой звук помогал тебе на занятии?