Программа занятий по развитию познавательных способностей и мелкой моторики рук будущих первоклассников.
По форме, по манере общения занятия строятся как обучающие навыкам учебного сотрудничества. Усилия детей сосредотачиваются на освоении отношений: на выработке умения договориться, обменяться мнениями, понимать и оценивать друг друга и себя.
Создать условия для формирования эмоционально-положительного отношения детей к школе, способствовать формированию межличностных отношений, основанных на уважении, доверии друг к другу.
Дети при поступлении в школу обладают слишком разным уровнем развития навыков изображения, техники письма и рисования. Поэтому на занятиях поставлена задача: формировать до определённого уровня изобразительные навыки и развитие мелкой моторики, необходимые в школе; понимать и принимать поставленную задачу, слушать и выполнять указания взрослого, контролировать свои действия, уметь увидеть и поправить допущенные ошибки и неточности.
Ребёнка необходимо научить регулировать силу нажима, скорость, размах, равномерность, слитность, плавность. Необходим навык сохранения направленности движения, навык произвольного изменения направленности движения, навык правильно положения кисти руки.
На занятиях ставится задача учить умению подчинять движение инструмента передаче любой формы, её конфигурации, относительно величины, пропорции, что требует от ребёнка умения соразмерять, подчинять движения контролю взора.
- заучивание стихов.
Создана на основе авторской программы адаптации детей к школе К.Н. Поливановой, Г.А. Цукерман «Введение в школьную жизнь», Москва, Просвещение, 2006.
Курс состоит из 6 занятий, которые лучше проводить в феврале – марте месяце 1 раз в неделю.
Занятие состоит из 2 частей: развитие познавательных способностей (15-20 мин.) и развитие мелкой моторики рук (15 мин.)
Введение в школьную жизнь. Урок и перемена.
Знакомство.
Введение оценки и самооценки.
Заучивание стихов на развитие памяти.
Развитие внимания, воображения, пространственной ориентации, логического мышления.
Формирование положительного отношения к школе.
Чтение и анализ рассказов.
Составление из палочек фигур животных.
Обводка шаблона, его штриховка.
Правила раскрашивания. Нажим карандаша.
Дорисовка элементов, деталей, частей фигур по образцу.
Развитие умения работать совместно.
Развитие навыка работы в парах.
№ п/п | Название упражнений | Действия детей | Действия педагога |
Занятие 1 Знакомство. Введение в школьную жизнь. Цель: создание условий для более близкого знакомства детей в микрогруппе, развитие наблюдательности, внимания, памяти, воображения. |
1. | Знакомство с мальчиками | Мальчики выходят к доске, Встают полукругом. | Учитель объясняет правила знакомства: -Сейчас мы с вами будем знакомиться. Для этого каждый кидает мячик, передавая его другому, и называет нам своё имя, а мы все будем внимательны и постараемся запомнить имя своего товарища. Учитель начинает игру сам, называя своё имя, и кидает мячик первому мальчику, предлагает ребятам продолжить представление. После того, как все мальчики назвали свои имена, учитель продолжает игру: -А теперь вспомним их имена, Сейчас я буду обнимать за плечи мальчиков, а девочки называют их имена. |
2. | Знакомство с девочками | Девочки выходят к доске, Встают полукругом. Анализ знакомства: - Понравилось ли вам знакомство? - Запомнили ли вы имена своих новых друзей? Назовите их. | Учитель объясняет правила знакомства: - Сейчас мы с вами будем знакомиться. Для этого каждая передаёт цветок и называет нам своё имя, а мы все будем внимательны и постараемся запомнить имя . Учитель начинает игру сам, называя своё имя, и передаёт цветок другой девочке, предлагает им продолжить представление. После того, как все девочки назвали свои имена, учитель продолжает игру: - А теперь вспомним их имена, Сейчас я буду обнимать за плечи девочек, а мальчики называют их имена. |
3. | Заочное знакомство со школой | | Приложение 1.1 Презентация |
4. | Веселая игра «Это я, это я, это все мои друзья!» | Если это дети делают, то они отвечают: «Это я, это я, это все мои друзья!» | Учитель читает текст. Приложение 1.2 |
5. | Загадки на школьные принадлежности | Дети отгадывают загадки. | Учитель читает загадки. Приложение 1.3 |
6. | Игра «Сказочные герои» | Дети отгадывают сказочных героев. | Учитель читает загадки. Приложение 1.4 |
7. | Танец «Лавата» | Дети встают в круг. | Учитель показывает движения под музыку. Приложение 1.5 |
8.. | Рефлексия | | Учитель обсуждает с детьми, что им понравилось и что не понравилось на занятии, что нового они узнали. |
Занятие 2 Наши кошки. Цель: коррекция мелкой моторики рук; развитием у ребёнка навыков общения и сотрудничества; активизация процессов памяти, внимания; воспитывать любовь и бережное отношение к домашним животным; развитие зрительно-пространственного восприятия, внимания. |
1. | Определение целей занятия | Дети входят в класс и встают в кружок. Здороваются друг с другом. | Учитель: -Мы собрались с вами, чтобы начать подготовительные занятия к школе. А для чего это надо? -Своё занятие мы посвящаем одному домашнему животному, а какому вы отгадаете сами. Приложение 2.1 (Слайд № 1) |
2. | Кто такие кошки? | Дети рассказывают о кошках. | Учитель: -Что вы знаете о кошках? Учитель дополняет рассказ детей. Приложение 2.1 (Слайды № 3-20) - Послушайте песню кошки Приложение № 2.2 |
3. | Заучивание стихотворения о кошке. | Дети учат стихотворение | Приложение 2.1 (Слайд № 21) |
4. | Физкультминутка | 1-2 строки: Дети изображают кошку. 3-4 строки: Дети помахивают рукой, изображая хвостик. | Приложение 2.1 (Слайд № 22) |
5. | Составление из палочек кошки | У детей набор: -листок цветного картона -коробочка с палочками Дети выкладывают кошку по образцу. | Приложение 2.1 (Слайд № 23) |
6. | Чтение рассказа Ф. Кривина «Радость» | Дети слушают. | Учитель читает. Приложение 2.3 Беседа: -Какое открытие для себя сделал котёнок? -Чем играл котёнок? |
7. | Работа в тетрадях | Дети рисуют 2 кружка (обводят шаблоны): -первый превращают в клубок (штриховка спиралью ручкой) -второй превращают в мячик цветными карандашами | Учитель: -Чем ещё любят играть котята? (Мячиком, клубком) -Нарисуйте 2 кружка. Первый превратите в клубок (штриховка спиралью ручкой) -Второй превращают в мячик, разукрасив цветными карандашами. Приложение 2.1 (Слайд № 24) |
8. | Игра «Домино» | У детей набор: -листок цветного картона -коробочка с шаблонами кружочков. Они выкладывают число 5 по указанию учителя. | Учитель: -Положите кружок в верхний левый угол - Положите кружок в верхний правый угол - Положите кружок в нижний правый угол - Положите кружок в нижний левый угол - Положите кружок в центр листа - Какое число у вас получилось? -Чего у кошки 5?( 5 острых когтей на передних лапах) Приложение 2.1 (Слайд № 25) |
9. | Рефлексия | | Учитель обсуждает с детьми, что им понравилось и что не понравилось на занятии, что нового они узнали о кошках. |
Занятие 3 Собака – друг человека. Цель: развитие коммуникативных навыков; формирование сплочённости группы; развитие творческих способностей детей; воспитывать любовь к животным; коррекция мелкой моторики рук; формирование положительной мотивации к различным видам учебной деятельности. |
1. | Повторение | Дети повторяют стихотворение о кошке. | |
2. | Определение целей занятия | | -Своё занятие мы посвящаем одному домашнему животному, а какому вы отгадаете сами. Приложение 3.1 (Слайд № 1) |
3. | Беседа о собаках | Дети рассказывают о собаках. | -Что вы знаете о собаках? Учитель дополняет рассказ детей. Приложение 3.1 (Слайды № 3-7) |
4. | Заучивание отрывка из стихотворения В. Берестова «Кошкин щенок» | Дети учат отрывок из стихотворения | Приложение 3.1 (Слайд № 8) Учитель: -Хотите ли вы узнать, как воспитывала кошка-мама своего сына? Приложение 3.1 (Слайды № 9 -10) |
5. | Составление из палочек щенка | Дети выкладывают щенка из палочек по образцу. | Приложение 3.1 (Слайд № 11) |
6. | Физкультминутка | 1-2 строки: Дети руками показывают комок.. 3 строка: Дети скачут. После 4 строки: Дети лают. | Приложение 3.1 (Слайд № 12) |
7. | Чтение отрывка из рассказа А. Рыжкова «Собака-грибник» | Дети слушают. | Учитель читает. Приложение 3.2 Беседа: -Кого автор назвал Майка? -Что умела делать Майка? -Как она помогала собирать грибы? |
8. | Работа в тетрадях | Дети рисуют 2 грибочка (обводят шаблоны круга и овала): -первый штрихуют (шляпку – вертикально, ножку - горизонтально) -второй разукрашивают цветными карандашами | Учитель: -Сейчас вы нарисуете грибочки. -Возьмите круг и овал, обведите половину круга – это шляпка, обведите овал – это ножка. Нарисуйте 2 грибочка. Приложение 3.1 (Слайд № 13) |
9. | Рефлексия | | Учитель обсуждает с детьми, что им понравилось и что не понравилось на занятии, что нового они узнали о собаках, что больше всего запомнилось, что полезного и важного для себя они узнали на занятии. |
Занятие 4 Ежи. Цель: формировать до определённого уровня изобразительные навыки и развитие мелкой моторики, необходимые в школе; понимать и принимать поставленную задачу; слушать и выполнять указания взрослого; прививать интерес к учёбе; развивать любознательность. |
1. | Повторение | Дети повторяют стихи о кошке, собаке. | |
2. | Определение целей занятия | | -Своё занятие мы посвящаем одному домашнему животному, а какому вы отгадаете сами. Приложение 4.1 (Слайд № 1) |
3. | Беседа о ежах | Дети рассказывают, что знают о ежах. | -Что вы знаете о ежах? Учитель дополняет рассказ детей. Приложение 4.1 (Слайды № 3-10) - Послушайте песню «Маленький ёжик» Приложение № 4.2 |
4. | Заучивание стихотворения о ёжике | Дети учат стихотворение о ёжике | Приложение 4.1 (Слайд № 11) |
5. | Составление из палочек ёжика | Дети выкладывают ёжика из палочек по образцу. | Приложение 4.1 (Слайд № 12) |
6. | Физкультминутка | 2 строка: Дети руками показывают 4 строка: Дети показывают ладошками. 6 строка: Дети загибают пальчики. | Приложение 4.1 (Слайд № 13) |
7. | Чтение рассказа В. Брагина «Ёж в корзинке» | Дети слушают. | Учитель читает. Приложение 4.3 Беседа: -Как кот с собакой встретили ежа? -А как ёж встретил их? |
8. | Работа в тетрадях | Дети рисуют 2 яблока (обводят шаблон круга): -первый штрихуют волнистой линией, -второе – цветными карандашами, дорисовывают веточку, листик | Учитель: -Сейчас вы нарисуете 2 яблока. -Возьмите круг, обведите его, -Выполните штриховку первого волнистой линией. -Второе – цветными карандашами, дорисовывая веточку, листик Приложение 4.1 (Слайд №14) |
9. | Рефлексия | | Учитель обсуждает с детьми, что им понравилось и что не понравилось на занятии, что нового они узнали о ежах, что больше всего запомнилось, что полезного и важного для себя они узнали на занятии |
Занятие 5 Медведи. Цель: формирование положительного отношения к школе; развитие навыка работы в парах; развитие внимания, логического мышления; отработка навыков штриховки и раскрашивания; развитие мелкой моторики. |
1. | Повторение | Дети повторяют стихи о кошке, собаке, ёжике. | |
2. | Определение целей занятия | | -Своё занятие мы посвящаем одному дикому животному, а какому вы отгадаете сами. Приложение 5.1 (Слайд № 1) |
3. | Беседа о медведях | Дети рассказывают, что знают о медведях. | -Что вы знаете о медведях? Учитель дополняет рассказ детей. Приложение 5.1 (Слайды № 3-8) |
4. | Заучивание стихотворения о медведе | Дети учат стихотворение о медведе | Приложение 5.1 (Слайд № 9) |
5. | Составление из палочек медвежонка | Дети выкладывают медвежонка из палочек по образцу. | Приложение 5.1 (Слайд № 10) |
6. | Физкультминутка | 1.Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга. 2.Идут переваливаясь из стороны в сторону. 3.Бег на месте. 4.Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга. 5.Правая рука сжата в кулак, левая ладошка лежит на кулаке. 6.Левая ладонь вертикально, правый кулак прижат к ладони горизонтально. 7.Приседают, одну руку на пояс, затем встают, руки поднимают вверх и касаются округлыми пальцами друг друга. 8.Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге. 9.Изображают, как держат ложку и подносят её ко рту. 10.Руки перед грудью, согнуты в локтях и лежат друг на друге. 11.Ладошки сложена, голова наклонена и лежит на ладошках. 12.Руки слегка разводят в сторону. 13.Идут, переваливаясь, из стороны в сторону. 14.Руки на пояс, делают сердитое лицо. 15.Изображают испуганное лицо. 16.Руки поднимают над головой, кончики пальцев касаются друг друга. | Приложение 5.1 (Слайд № 11) Приложение 5.2 |
7. | Просмотр мультфильма «Маша и медведь» | Дети смотрят. | Беседа: -А вот другая девочка Маша не испугалась медведя, да и медведь полюбил эту забавную девчушку. Давайте посмотрим. Приложение 5.1 Приложение 5.3 |
8. | Работа в тетрадях | -Дети рисуют медвежонка (обводят шаблон): Приложение 5.4 -Штрихуют по образцу | Учитель: -Сейчас вы нарисуете медвежонка: -Возьмите шаблон, обведите его, -Выполните штриховку по образцу Приложение 5.1 (Слайд № 12) |
9. | Рефлексия | | Учитель обсуждает с детьми, что им понравилось и что не понравилось на занятии, что нового они узнали о медведях, что больше всего запомнилось, что полезного и важного для себя они узнали на занятии |
Занятие 6 Бабочки. Цель: формировать до определённого уровня изобразительные навыки и развитие мелкой моторики, необходимые в школе; понимать и принимать поставленную задачу; слушать и выполнять указания взрослого; прививать интерес к учёбе; развивать любознательность; формирование самооценки. |
1. | Повторение | Дети повторяют стихи о кошке, собаке, ёжике, медведе. | |
2. | Определение целей занятия | | -Своё занятие мы посвящаем одному из самых красивых насекомому, а какому вы отгадаете сами. Приложение 6.1 (Слайд № 1) |
3. | Беседа о бабочках | Дети рассказывают, что знают о бабочках. | -Что вы знаете о бабочках? Учитель дополняет рассказ детей. Приложение 6.1 (Слайды № 3-11) |
4. | Заучивание стихотворения о бабочках | Дети учат стихотворение о бабочке | Приложение 6.1 (Слайд № 12) |
5. | Составление из палочек бабочки | Дети выкладывают бабочку из палочек по образцу. | Приложение 6.1 (Слайд № 13) |
6. | Физкультминутка | 1с – протирают глазки 2с – потягиваются 3с – умываются 4с – кружатся 5с – нагибаются и приседают 6с – машут руками, изображая крылья | Приложение 6.1 (Слайд № 14) |
7. | Чтение стихотворения «Бабочка» Н. Розбицкой | Дети слушают. | Учитель читает. Приложение 6.2 Беседа: - О каких танцах бабочки идёт речь в этом стихотворении? - Какую работу выполняют бабочки? - Для чего необходимо опылять цветы? |
8. | Работа в тетрадях | -Дети рисуют бабочку, обводя геометрические фигуры по образцу -Штрихуют по образцу | Приложение 6.1 (Слайд № 15) |
9. | Рефлексия | | Учитель обсуждает с детьми, что больше всего им запомнилось, что полезного и важного для себя они узнали на занятиях. Учитель вручает детям свидетельство об окончании школы будущих первоклассников. Приложение 6.3 |
- шариковая ручка.
1. Безладная В. Г. Учись штриховать, печатать, писать. Ставрополь: Сервис-школа 2006
2. Клюева Н. В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль: Академия развития, 1996
3. Лагутина Е. В.Чтение. 1-4 классы. Сборник текстов для проверки техники чтения. Издат-Школа 2000
4. Черемошкина Л. В. Развитие памяти детей. Ярославль: Академия развития:,1996
5. Цукерман. Г. А. Введение в школьную жизнь. Москва: Генезис,2003
6. Информационные ресурсы: