МБОУ «Школа №68» г.Рязани
АЗБУКА
БЕЗОПАСНОСТИ
Авторская программа
по внеурочной деятельности
учителя начальных классов
ТЕРЁШИНОЙ ЕЛЕНЫ НИКОЛАЕВНЫ
Объяснительная записка
Город является одной из самых серьёзных опасностей.
Часто пребывание в городе более опасно, чем в диких и безлюдных местах. Город – средоточие контрастов, и рядом с цивилизованной жизнью здесь могут существовать и полуварварские
явления. При виде новостей такого рода совершенно непроизвольно хочется спросить себя: как же вести себя в этих каменных джунглях? Поэтому очень важно знать «формулу безопасности жизни». Как и другие формулы, эта формула самозащиты может наполняться каждый раз новой конкретной ситуацией – так математическая формула наполняется конкретными цифрами. И это очень важно – видеть в каждом конкретном случае общую формулу безопасности. Потому что опасные случаи всегда неповторимы. Они словно испытывают человека – сумеет ли он поступить правильно?
Город – это тепло, свет и вода в доме. Это удобные дороги. Всё, что нужно для работы и отдыха, - рядом. Но чтобы сохранить время и силы горожанина, дома обросли трубами и проводами, наполнились десятками различных механизмов. Улицы протянулись на десятки километров. Появилось множество различных служб, которые называют городским хозяйством. Есть люди, которые заняты защитой других,- это пожарные, милиционеры, врачи, сотрудники ГО, работники аварийных служб. Они как бы дежурят по городу. Вообще, в городе удобно жить, если умеешь им правильно пользоваться.
Конечно, город не имеет инструкции по применению. Но грамотный горожанин знает, что нельзя включать свет, если в квартире пахнет газом. Что не стоит открывать дверь незнакомому человеку. Он знает, как выключить электричество, воду или газ при аварии. А также – почему надо переходить, а не перебегать дорогу, как надо вызвать милицию или службу газа и многое-многое другое.
Немало опасностей подстерегает человека и за городом: в лесу, на лугу, на воде, в окружающей среде.
А вот чтобы в каждом конкретном случае действовать правильно, надо знать, как выглядят опасности и почему они происходят.
Данная авторская программа предусматривает ознакомление учащихся с разными видами опасностей, которые подстерегают их в повседневной жизни, изучение правил дорожного движения, закрепление навыков безопасного поведения дома, на улице, на дороге, в природе, умение оказывать элементарную медицинскую помощь.
Программа направлена на выработку у детей чувства коллективизма, ответственности за свою жизнь и жизнь коллектива, приобщает к здоровому образу жизни, учит правильно себя вести в экстремальных ситуациях.
Цели и задачи программы:
- Дать детям ясное представление об опасных и вредных факторах, чрезвычайных ситуациях, подстерегающих людей в повседневной жизни.
- Учить учащихся правильно себя вести в экстремальных ситуациях.
- Довести до школьников необходимые знания и помочь развить навыки по защите жизни и здоровья от последствий тех ситуаций, в которых все мы можем оказаться.
- Научить оказывать элементарную медицинскую помощь.
- Вырабатывать у детей чувство коллективизма, ответственность за свою жизнь и жизнь других людей.
- Воспитывать у детей чувство дисциплинированности, добиваться, чтобы соблюдение правил безопасного поведения стало для них привычкой.
- Приобщать школьников к здоровому образу жизни.
Принципы программы:
- Учёт возрастных особенностей детей.
- Органическое сочетание обучения, воспитания и развития.
- Усвоение знаний и развитие познавательных способностей детей.
- Практическая направленность.
Формы и методы работы:
- Беседы.
- Просмотр фильмов, слайдов.
- Мини-исследования.
- Тесты.
- Викторины, олимпиады, конкурсы.
- Практические занятия с медицинскими работниками.
- Встречи с людьми различных профессий.
- Походы, экскурсии в природу.
- Творческие работы детей.
- Тематические праздник, КВНы, утренники.
- Инсценировки, ролевые игры, поучительные сказки, стихи, песни.
Содержание программы
класс (33 часа)
Безопасность в своём микрорайоне.
1. Что такое опасности и экстремальные ситуации? (2часа)
2. Мы идём в школу. Наиболее безопасный путь от дома до школы. Где и как надо переходить улицу, дорогу? (5часа)
3. Опасности в школе. Правила поведения для учащихся. (3часа)
4. Один дома. Аварийные ситуации в жилище (затопление, утечка газа, разрушение здания и др.) Аварийные службы города.(5часов)
5. Пожар в доме. Что делать во время пожара? (3часа)
6. Криминальная опасность. Как вести себя с незнакомцем? Как защитить свой дом? Кто стучится в твою дверь? (6часов)
7. Где можно играть? Опасности во дворе. Места для игр и катания на самокате, велосипеде, санках и коньках. (3часа)
8. Первая медицинская помощь ( ушибы, порезы, ссадины, кровотечения, ожоги). (3часа)
9. Это должен знать каждый первоклассник. (2часа)
10. Экскурсия по микрорайону. (1час)
2 класс (34часа)
Безопасность в городе.
Городская география безопасности. Как устроен город? Происхождение городских опасностей (большое скопление людей, техники, заводы, фабрики и др.).(2часа)
Места повышенной опасности (магазины, вокзалы, метро, стадионы, парки, стройки и др.). (2часа)
Террор. Террористические акты в городе.(1час)
Криминальная опасность в городе (на улице, на транспорте, в местах отдыха). (2часа)
Транспорт города. Чрезвычайная ситуация на транспорте. Автобус, троллейбус, автомобиль. Мы – пассажиры. Правила пользования общественным транспортом и поведения в нём. Остановки общ. транспорта, их знаки.(8часов)
Сигналы для регулировки дорожного движения. Светофор и его сигналы. Сигналы регулировщика и их значение. Дорожные знаки.(6часов)
Элементы улиц и дорог. Дорожная разметка. Движение пешеходов по улицам и дорогам. Правила перехода улиц и дорог. (7часов)
Детский дорожно – транспортный травматизм. Первая медицинская помощь.(2часа)
Практические занятия и игры по ПДД на специально размеченной площадке.(3 часа)
Экскурсия по городу.( 1час)
класс (34 часа)
Безопасность в городе.
Забота государства о безопасности движения. ГАИ. Обеспечение безопасности пешеходов. (2часа)
Перекрёстки, их виды. Дорожная разметка. Сигналы, подаваемые водителем транспортных средств.(8часов)
Дорожные знаки и их группы.(9часов)
Езда на велосипеде и роликовых коньках. (1час)
Виды транспортных средств, их назначение. Железнодорожный транспорт. (5часов)
Тормозной путь транспортных средств. (1час)
Правила посадки и высадки пассажиров. Обязанности пассажиров.(3часа)
Движение учащихся группами и в колонне. (1час)
Практические занятия на площадке. Игры и соревнования по ПДД. (3часа)
Экскурсия по городу. (1час)
класс (34 часа)
Безопасность за городом.
Опасности за городом. На загородной дороге. Обочина, пешеходная дорожка. Где можно пересекать дорогу? Место перехода через железнодорожные пути. (7часов)
Окружающая среда. Аномальные природные явления. Как себя вести во время них? (3часа)
Лес. Ориентиры в лесу. Опасности в лесу. Сбор грибов и ягод. Первая мед. помощь. (7часов)
Отдых на воде. Правила поведения на воде. Опасности на воде. Первая доврачебная помощь. (6часов)
Отдых на даче. Опасности на лугу, в поле, на огороде, в саду. (5часов)
Это должен знать каждый. (5часов)
Экскурсия в природу. (1час)