Роль личности в историческом процессе
Сегодня в начале XXI века подавляющее большинство ученых в мире признают теорию восходящего, поступательного развития человеческой истории, перехода общества на более высокий уровень в социальных, нравственных и технологических сферах. В связи с этим в социальной философии вновь и вновь дискутируется вопрос о том насколько важна роль отдельно взятой личности в социальных изменениях – решающая или второстепенная. Этот вопрос интересовал и древних мыслителей, и средневековых философов, и историографов, он актуален и в настоящее время для самых разных ученых и специалистов – историков, социологов, культурологов, политиков и др. Реальный ответ на него небезинтересен и для простых людей, поскольку затрагивает тему свободы выбора человека, возможность быть творчески активным, самостоятельным, уметь адаптироваться в окружающую социальную и природную среду и влиять на них приходится всем.
Для дальнейшего изложения нам потребуется уточнить само понятие «личность», так как даже в пределах одной дисциплины оно используется в разном понимании в зависимости от целей и аспектов дальнейшего изложения, эпохи и даже эмоционального настроя автора, а также рассмотреть историю этого вопроса и его эволюцию.
Если человек рассматривается как представитель человеческого рода: мужчина, женщина, ребенок, пенсионер и т.д., то используется термин «индивид». Этот термин впервые использовал в своих сочинениях древнеримский политик Цицерон, переведя таким образом с греческого языка слово «атом» - то есть неделимый1. Каждый человеческий индивид обладает своим набором физических, психических особенностей, своим характером, энергетикой, потребностями, способностями и т.д. и т.п. Например, представитель кавказской национальности отличается от представителя прибалтийских республик, хотя о них можно говорить, как об индивидах. Если рассматривать своеобразие индивида, то используется слово «индивидуальность». Индивидуальность – это набор качеств, которые отличают индивиды друг от друга, как по внешним признакам, так и по духовным. Индивидуальность — это своеобразие человека в его поведении в социальной среде, в самовыражении.
Наконец, если говорить о человеке, как о высокосознательном индивиде, который отличается своеобразием, оригинальностью, то можно говорить об индивидуальности и личности. Понятие «личность» содержательнее и конкретнее чем понятие человек, так как является более высокой степенью иерархического рассмотрения человека. Если в понятии «человек» вкладывается его биосоциальное начало, то в понятии «личность» основополагающим началом являются самосознание, высокая самооценка и разумная степень самокритичность.
Мыслители и философы древних обществ не имели четкого представления об идее личности, хотя интерес к человеческой персоне был на очень высоком уровне. Их тезисы, вроде: «меж Небом и Землей человек превыше всего» (кит.), «человек – мера всех вещей» (греч.), «Человек бессмертен» (инд.) были обезличены и не поднимали человеческое самосознание, не обращали внимание на своеобразие человека, на его оригинальность. По словам известного русского философа, психолога XIX века П.Е. Астафьева, античное общество не имело ни ясного понятия о духовной личности, ни самостоятельной личности…2
Идея личности впервые появляется с христианской религией и отождествляется с сущностью Бога. С этого периода теологическое понимание личности в той или иной интерпретации доминирует не только в Средневековой философии, но и в эпоху Возрождения – вплоть до конца XVIII – начала XIX века.
У признанного авторитета философской мысли Г. Гегеля (1770-1831гг) читаем: «Бог правит миром, содержание его правления, осуществление его плана есть всемирная история3. Поэтому ни в Средневековье, ни в последующее время вопрос о роли личности в историческом процессе по-настоящему не мог быть поставлен и тем более непротиворечиво решен. Историографы лишь описывали жизнь и деятельность властителей, восхищаясь их умом и талантом. История по представлениям писателей, философов этого периода осуществляется либо фаталистически, по воле рока, судьбы и т.п., либо по изначально имеющемуся божественному плану. Те или иные деятели, полководцы, герои могут воображать, что действуют согласно своей воле и целям, но в действительности их дела направлены на реализацию изначального замысла Бога. Однако этот факт вовсе не исключает, то что теологическое понимание движущих сил истории был единственным: в эпоху Возрождения параллельно возникла антропоцентрийстская точка зрения – личность стали отождествлять с яркой многогранной индивидуальностью, а в новое время – с геройством. Писатели, придворные историки и философы так или иначе рассуждали о земных причинах успехов или неудач тех или иных вождей и полководцев, о том как повлияли их личные качества на исход события, но не более того. Ситуация кардинально изменилась к концу XVIII – начала XIX вв., когда было накоплено достаточно фактов, чтобы можно было установить устойчивые связи между историческими событиями для изучения истории на уровне научного анализа. Появляется философия истории, имеющая своим предметом всемирно историческое движение народов мира в их едином целом, то есть принципы и законы, лежащие в основе этого движения, решение причин, определяющих социальную жизнь, в том числе в переломные моменты истории: революции, войны и т.д. При этом роль личности в человеческом обществе приобретал особую значимость.
В социологии личность — это биологические задатки, опыт, приобретённые знания и связь с окружающей средой. С тех пор как вопрос о роли личности рассматривается в рамках науки философия истории, написано и опубликовано множество исследований, теорий и концепций, особенно на Западе, которым нельзя отказать в талантливости, оригинальности и в глубине мысли. Все они страдают одним недостатком: ни одна из них до конца не отвечает на вопрос о том, что является движущей силой в обществе. Однако оформились две противоположные точки зрения – одна признающая личность в качестве решающей силы, другая полагающая, что личность играет здесь второстепенную роль. Втором случае приоритет отдается другим силам и факторам – массам, законам эволюции, войнам, конкуренции и т.д. Так, например, выдающийся поэт средневекового востока Хакани (1126-1199гг.), служивший в качестве придворного поэта многим шахам утверждал, что «Миром правит женщины и их слуги»4, а главный персонаж пьесы Эжена Скриба в пьесе «Стакан воды» говорит: «Никогда не надо пренебрегать маленькими причинами, потому что через них мы приходим к большим»5. Роль личности стала одной из глобальных проблем человечества подобно другим вопросам: угрозе термоядерного конфликта, экологической катастрофе, проблеме миграции и др. Поскольку проблема эта связана со множеством других вопросов – пространственных, временных, случайных, то решить ее с однозначным ответом удовлетворяющим всех невозможно в силу отсутствия фундаментальных основ для ее решения. Такая проблема часто возникает не только в социальных науках, еще чаще она возникает в точных дисциплинах, например, в математике: если в системе уравнений число уравнений превышает число неизвестных, то система не может иметь однозначного решения. Такие системы имеют неопределенное решение и решаются в общем виде.
Английский историк Т. Карлейль (1795 – 1881гг) попытался доказать эту проблему на многочисленных примерах, путём изучения жизни и деятельности многих личностей, сыгравших в истории выдающуюся роль. Он пишет в своем произведении «Герои и героические истории»: «Всемирная история, история того, что человек совершил в этом мире, есть по моему разумению в сущности история великих людей, потрудившихся на этой земле… Все содеянное в этом мире представляет в сущности внешний материальный результат, практическую реализацию и воплощение мыслей, принадлежащих великим людям, посланным в этот мир. История этих последних составляет поистине душу всей мировой истории»6.
Можно попытаться доказать проблему, используя набор неопределяемых понятий, не вызывающих наше сомнение в истинности, подобных аксиомам, постулатам в математике… В период зарождения человеческого общества, всеобщей миграции и расселения людей по земле в течении многих тысячелетий среди них складывались традиции выделять из своей среды вождей, лидеров и им в случае оправдания ими своих надежд на выживания, доверять свою судьбу и дальнейший ход событий. В те дикие времена человеческие племена жили обособленно и беспрерывно конфликтовали, жизнь каждого члена племени подвергалась смертельной опасности от нашествия соседнего племени, поэтому приходилось бороться как за свою жизнь и жизнь близких, так и за существование племени. В этих условиях необходимо появляются различного типа лидеры, а также вождь кому поручалось сохранение племени. Эта тенденция длительное время закреплялась на генном уровне. Впоследствии в более развитом обществе, например: в период перехода от феодализма к капитализму, который занял значительный период во всемирной истории также реализовывался этот принцип выбора лидера уже через различные социальные процессы – миграции, войны и т.д., которые возглавлялись выдающимися историческими личностями.
Диалектика истории такова, что изменение обстоятельств социальной жизни происходит под давлением самих обстоятельств. Роль личности зависит не только от эпохи, социальной среды, масштабов социальной сцены, но и от специфики и сложности протекания исторических процессов. Можно выделить две формы таких процессов: эволюционную и под давлением смертельно опасных жизненных обстоятельств, в каждом из которых активность личности проявляется по-разному. Наиболее ярко личность проявляет себя в переломные моменты истории – войны, эпидемии, кризисы и т.д., когда перед обществом встают сложные задачи и проблемы требующие их неотложного решения. Для этого нужен не только лидер, но и группа лидеров. Можно выделить несколько типов личностей по степени их участия в историческом процессе: 1. Личность только эпизодически участвует в осуществлении того или иного плана, не задумываясь о содержании, характере и направления действия. 2. Личность, которая осуществляет свою деятельность в группе таких же как он, в совместно с ним и только при необходимости и потребности. 3. Личность, которая осуществляет деятельность в данном направлении в любом случае. Эта личность одаренная, высокосознательная, с высокой самооценкой, необходимой самокритичностью и способный четко понимать цели и способы действий для достижения цели, может дать рекомендации по деятельности остальным участникам. Роль именно такой личности может быть чрезвычайно высокой и восприниматься остальными участниками как решающая.
1 Обществознание, 11 кл. М., 2002, С.18
2 П.Е. Астафьев. Из итогов века. М., 1891 с. 17.
3 Гегель. Соч. ТVIII, Соцгиз. 1935., С.35.
4 Хакани. Ветер в руке. Сборник стихов. Баку, - 1986.
5 Эжен Скриб. Стакан воды. – Франция, - 1840.
6 http://istmat/mode/30304