СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Барьеры в педагогическом общении. Затруднения в педагогическом взаимодействии»

Категория: Психологу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
««Барьеры в педагогическом общении. Затруднения в педагогическом взаимодействии»»

«Барьеры в педагогическом общении.  Затруднения в педагогическом взаимодействии» Педагог-психолог  МАОУ СОШ№48 города Тюмени Рычихина Александра Анатольевна

«Барьеры в педагогическом общении. Затруднения в педагогическом взаимодействии»

Педагог-психолог

МАОУ СОШ№48 города

Тюмени

Рычихина

Александра Анатольевна

Педагогическое общение – это специфическое межличностное взаимодействие педагога и учащегося, опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе.   Педагогическое общение представляет собой коллективную систему социально-психологического взаимодействия.

Педагогическое общение – это специфическое межличностное взаимодействие педагога и учащегося, опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе.

 

Педагогическое общение

представляет собой

коллективную систему

социально-психологического взаимодействия.

Барьеры общения — это факторы, служащие причиной неэффективного взаимодействия, конфликтов или способствующие им. Барьерами общения называют препятствия на пути понимания собеседника.

Барьеры общения — это факторы, служащие причиной неэффективного взаимодействия, конфликтов

или способствующие им.

Барьерами общения называют препятствия на пути понимания собеседника.

Барьеры в педагогическом общении  Барьер «авторитет». Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим. Барьер «избегание». Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение. Барьер «непонимание».  Зачастую источник  информации заслуживает  доверия, авторитетен,  однако информация  «не доходит».

Барьеры в педагогическом общении

  • Барьер «авторитет». Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим.
  • Барьер «избегание». Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение.
  • Барьер «непонимание».

Зачастую источник

информации заслуживает

доверия, авторитетен,

однако информация

«не доходит».

Конфликт (лат.) – противоречия и разногласия, возникающие между людьми из-за несовпадения их взглядов, интересов, установок, стремлений.

Конфликт (лат.)

противоречия и разногласия, возникающие между людьми из-за несовпадения их взглядов, интересов,

установок, стремлений.

Существует пять основных групп школьных конфликтов:  –  между детьми  – как внутривозрастные, так и межвозрастные; –  между детьми и учителями  ; –  между учителями и родителями  ; –  межучительские  – конфликты в самом педагогическом коллективе; –  конфликты между педагогами и администрацией  .

Существует пять основных групп школьных конфликтов:

–  между детьми  – как внутривозрастные, так и межвозрастные;

–  между детьми и учителями  ;

–  между учителями и родителями  ;

–  межучительские  – конфликты в

самом педагогическом коллективе;

–  конфликты между педагогами и администрацией  .

Специфика конфликтов в системе «ученик - учитель»

Специфика конфликтов в системе

«ученик - учитель»

Чтобы предотвратить конфликты отношений, психологу необходимо работать с обеими сторонами системы «учитель – ученик» - развивать навыки конструктивного общения ,повышать коммуникативную компетентность, уровень эмпатии учителей и учеников.

Чтобы предотвратить конфликты отношений, психологу необходимо работать с обеими сторонами системы

«учитель – ученик» - развивать навыки конструктивного общения ,повышать коммуникативную компетентность, уровень эмпатии учителей и учеников.

Конфликты в системе «учитель – учитель»  Между рядовыми учителями Между учителем и администрацией

Конфликты в системе «учитель – учитель»

  • Между рядовыми учителями
  • Между учителем и администрацией
Чаще всего причиной конфликтов у учителей является неудобное расписание уроков и значительные затраты времени на дела, не имеющие непосредственного отношения к обучению и воспитанию школьников. Нередко бывают конфликты, связанные с учебной нагрузкой. Опытный педагог понимает деструктивные последствия конфликтов и имеет навыки неконфликтного разрешения проблем психолог может ускорить Процесс накопления опыта учителем, занимаясь просвещением педагогов.

Чаще всего причиной конфликтов у учителей является неудобное расписание уроков и значительные затраты времени на дела, не имеющие непосредственного отношения к обучению и воспитанию школьников. Нередко бывают конфликты, связанные с учебной нагрузкой.

Опытный педагог понимает деструктивные последствия конфликтов и имеет

навыки неконфликтного разрешения

проблем психолог может ускорить

Процесс накопления опыта

учителем, занимаясь просвещением

педагогов.

Гипотеза:  Уровень конфликтов в системах «учитель – ученик» и «учитель – учитель» обусловлен недостаточным уровнем психологической культуры и коммуникативной компетентности сторон, непринятием правил школьного распорядка учащимися.

Гипотеза:

Уровень конфликтов в системах «учитель – ученик» и «учитель – учитель» обусловлен недостаточным уровнем психологической культуры и коммуникативной компетентности сторон, непринятием правил школьного распорядка учащимися.

Пакет диагностических методик  МОДУЛЬНЫЙ СОЦИОТЕСТ АНЦУПОВА для учеников и учителей. Тест. «Оцените уровень конфликтности». Тест К. Томаса «Определение стиля поведения  в конфликтной ситуации» Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В.В. Бойко)

Пакет диагностических методик

  • МОДУЛЬНЫЙ СОЦИОТЕСТ АНЦУПОВА для учеников и учителей.
  • Тест. «Оцените уровень конфликтности».
  • Тест К. Томаса «Определение стиля поведения в конфликтной ситуации»
  • Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В.В. Бойко)
Темы для консультирования педагогов  Как снизить конфликтогенность общения. Оптимальная манера общения. Психология конструктивной дискуссии и спора. Я – концепция, продуктивность и образ ученика. Самооценка учителя и стиль взаимодействия с классом. Доверительные отношения в системе «учитель – ученик» как основа эффективного педагогического общения. Технология решения учителем проблем школьной дисциплины .

Темы для консультирования педагогов

  • Как снизить конфликтогенность общения.
  • Оптимальная манера общения.
  • Психология конструктивной дискуссии и спора.
  • Я – концепция, продуктивность и образ ученика.
  • Самооценка учителя и стиль взаимодействия с классом.
  • Доверительные отношения в системе «учитель – ученик» как основа эффективного педагогического общения.
  • Технология решения учителем проблем школьной дисциплины .
Специфика конфликтов в системе «учитель - родитель»

Специфика конфликтов в системе

«учитель - родитель»

Способы выхода из конфликтной ситуации: К омпромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны Сотрудничество - стратегия позволяющая учесть интересы обоих сторон Конкуренция  -  предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера Избегание - характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера Приспособление -  предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным

Способы выхода из конфликтной ситуации:

К омпромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны

Сотрудничество - стратегия позволяющая учесть интересы обоих сторон

Конкуренция - предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера

Избегание - характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера

Приспособление - предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным

Притча «Лабиринт»    Однажды учитель привёл своего ученика в парк с лабиринтом и велел ему отыскать выход. Ученик плутал в лабиринте целый день и всю ночь, не смог найти выход, отчаялся и усталый заснул. Утром его нашёл учитель, разбудил и велел идти за ним.

Притча «Лабиринт»

Однажды учитель привёл своего ученика в парк с лабиринтом и велел ему отыскать выход. Ученик плутал в лабиринте целый день и всю ночь, не смог найти выход, отчаялся и усталый заснул. Утром его нашёл учитель, разбудил и велел идти за ним.

Выйдя из лабиринта они забрались на гору, на самую вершину. Там лабиринт был виден как на ладони. Посмотри вниз! – сказал учитель - Ты можешь  отыскать путь ведущий из лабиринта? Это несложно! Нужно только внимательно  присмотреться – ответил ученик.  Запомнил ученик дорогу и уверенно прошёл лабиринт ни разу не заплутав. Урок, который ты получил сегодня, касается одного из главных секретов Искусства Жизни - встретив ученика, сказал учитель.  Чем дальше ты отстраняешься от ситуации, чем выше над ней поднимаешься, чем большую поверхность охватывает твой взгляд, тем проще отыскать правильное решение .

Выйдя из лабиринта они забрались на гору, на самую вершину. Там лабиринт был виден как на ладони.

  • Посмотри вниз! – сказал учитель - Ты можешь

отыскать путь ведущий из лабиринта?

  • Это несложно! Нужно только внимательно

присмотреться – ответил ученик.

Запомнил ученик дорогу и уверенно

прошёл лабиринт ни разу не заплутав.

  • Урок, который ты получил сегодня,

касается одного из главных секретов

Искусства Жизни - встретив ученика, сказал учитель.

Чем дальше ты отстраняешься от ситуации, чем выше над ней поднимаешься, чем большую поверхность охватывает твой взгляд, тем проще отыскать правильное решение .