«Барьеры в педагогическом общении. Затруднения в педагогическом взаимодействии»
Педагог-психолог
МАОУ СОШ№48 города
Тюмени
Рычихина
Александра Анатольевна
Педагогическое общение – это специфическое межличностное взаимодействие педагога и учащегося, опосредующее усвоение знаний и становление личности в учебно-воспитательном процессе.
Педагогическое общение
представляет собой
коллективную систему
социально-психологического взаимодействия.
Барьеры общения — это факторы, служащие причиной неэффективного взаимодействия, конфликтов
или способствующие им.
Барьерами общения называют препятствия на пути понимания собеседника.
Барьеры в педагогическом общении
- Барьер «авторитет». Разделив всех людей на авторитетных и неавторитетных, человек доверяет только первым и отказывает в доверии другим.
- Барьер «избегание». Человек избегает источников воздействия, уклоняется от контакта с собеседником. Если уклониться невозможно, то он прилагает все усилия, чтобы не воспринимать сообщение.
Зачастую источник
информации заслуживает
доверия, авторитетен,
однако информация
«не доходит».
Конфликт (лат.) –
противоречия и разногласия, возникающие между людьми из-за несовпадения их взглядов, интересов,
установок, стремлений.
Существует пять основных групп школьных конфликтов:
– между детьми – как внутривозрастные, так и межвозрастные;
– между детьми и учителями ;
– между учителями и родителями ;
– межучительские – конфликты в
самом педагогическом коллективе;
– конфликты между педагогами и администрацией .
Специфика конфликтов в системе
«ученик - учитель»
Чтобы предотвратить конфликты отношений, психологу необходимо работать с обеими сторонами системы
«учитель – ученик» - развивать навыки конструктивного общения ,повышать коммуникативную компетентность, уровень эмпатии учителей и учеников.
Конфликты в системе «учитель – учитель»
- Между рядовыми учителями
- Между учителем и администрацией
Чаще всего причиной конфликтов у учителей является неудобное расписание уроков и значительные затраты времени на дела, не имеющие непосредственного отношения к обучению и воспитанию школьников. Нередко бывают конфликты, связанные с учебной нагрузкой.
Опытный педагог понимает деструктивные последствия конфликтов и имеет
навыки неконфликтного разрешения
проблем психолог может ускорить
Процесс накопления опыта
учителем, занимаясь просвещением
педагогов.
Гипотеза:
Уровень конфликтов в системах «учитель – ученик» и «учитель – учитель» обусловлен недостаточным уровнем психологической культуры и коммуникативной компетентности сторон, непринятием правил школьного распорядка учащимися.
Пакет диагностических методик
- МОДУЛЬНЫЙ СОЦИОТЕСТ АНЦУПОВА для учеников и учителей.
- Тест. «Оцените уровень конфликтности».
- Тест К. Томаса «Определение стиля поведения в конфликтной ситуации»
- Определение интегральных форм коммуникативной агрессивности (В.В. Бойко)
Темы для консультирования педагогов
- Как снизить конфликтогенность общения.
- Оптимальная манера общения.
- Психология конструктивной дискуссии и спора.
- Я – концепция, продуктивность и образ ученика.
- Самооценка учителя и стиль взаимодействия с классом.
- Доверительные отношения в системе «учитель – ученик» как основа эффективного педагогического общения.
- Технология решения учителем проблем школьной дисциплины .
Специфика конфликтов в системе
«учитель - родитель»
Способы выхода из конфликтной ситуации:
К омпромисс – достижение «половинчатой» выгоды каждой стороны
Сотрудничество - стратегия позволяющая учесть интересы обоих сторон
Конкуренция - предполагает сосредоточение внимания только на своих интересах, полное игнорирование интересов партнера
Избегание - характеризуется отсутствием внимания, как к своим интересам, так и к интересам партнера
Приспособление - предполагает повышенное внимание к интересам другого человека в ущерб собственным
Притча «Лабиринт»
Однажды учитель привёл своего ученика в парк с лабиринтом и велел ему отыскать выход. Ученик плутал в лабиринте целый день и всю ночь, не смог найти выход, отчаялся и усталый заснул. Утром его нашёл учитель, разбудил и велел идти за ним.
Выйдя из лабиринта они забрались на гору, на самую вершину. Там лабиринт был виден как на ладони.
- Посмотри вниз! – сказал учитель - Ты можешь
отыскать путь ведущий из лабиринта?
- Это несложно! Нужно только внимательно
присмотреться – ответил ученик.
Запомнил ученик дорогу и уверенно
прошёл лабиринт ни разу не заплутав.
- Урок, который ты получил сегодня,
касается одного из главных секретов
Искусства Жизни - встретив ученика, сказал учитель.
Чем дальше ты отстраняешься от ситуации, чем выше над ней поднимаешься, чем большую поверхность охватывает твой взгляд, тем проще отыскать правильное решение .