СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Басенный мир И.А. Крылова

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока: проверить знания обучающимися фактов биографии И.А. Крылова; проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы, проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен; развитие речи и творческого мышления обучающихся; воспитание интереса к классической литературе.

Просмотр содержимого документа
«Басенный мир И.А. Крылова»

Литература 5кл. 15.10.18г


Тема: Внеклассное чтение. Басенный мир И.А. Крылова

Цели урока: проверить знания обучающимися фактов биографии И.А. Крылова; проверить освоение обучающимися знаний о басне как жанре литературы, проверить знание текстов изученных басен И.А. Крылова, умение находить мораль басни, навыки выразительного чтения басен; развитие речи и творческого мышления обучающихся; воспитание интереса к классической литературе.

Метапредметные УУД (универсальные учебные действия):

Личностные: осваивает новые виды деят-ти, участвует в творческом; осознает себя как индивидуальность.

Регулятивные: принимает и сохраняет учебную задачу; планирует необходимые действия, операции.

Познавательные: понимает информацию, представленную в схематичной, модельной форме.

Коммуникативные: строит небольшие монологические высказывания.

Ход урока

1. Орг. момент

2. Проверка д/з

- Опрос учащихся

Обучающиеся представляют инсценировку басни, которую готовили к уроку. В зависимости от уровня подготовленности класса инсценировку можно заменить выразительным чтением басни наизусть.

- Индвид.раб.со слабыми уч-ся(карточки)

3. Изучение новой темы

1) Слово учителя

И. А. Крылов – русский баснописец. Он писал свои басни и для детей, и для взрослых. Эти произведения принесли ему всенародную любовь. Люди читали их и смеялись над своими пороками. Басни И.А. Крылова актуальны и в наше время. Сами по себе входят в нашу жизнь умные крыловские звери с их вполне человеческими мыслями, поступками, рассуждениями и остаются в памяти долгие годы. Талант баснописца настолько могуч, что никто не мог превзойти его. Дедушка Крылов безраздельно царствует в басенном мире. Его басни читали в веке XIX и XX, читают их и в XXI веке. Его басни – книга мудрости самого народа. Н.В. Гоголь

За время своей жизни Крылов был журналистом, издателем, автором прозаических и драматических произведений, однако в большей степени стал известен как баснописец. К концу жизни И.А. Крылова его басни были переведены на многие языки мира. 12 мая 1855г. был открыт памятник Крылову – первый в Петербурге памятник писателю, сооруженный Клодом на народные деньги. При жизни писатель добился большой известности. В 1838 г. в Петербурге был широко отпразднован 70-й день рождения писателя и 50-летие его творческой деятельности.

В возрасте 75 лет Иван Андреевич Крылов скончался от паралича легких, что явилось следствием пневмонии.

2) Работа с учебником.

Чтение басен Крылова

3) Групповая работа

Задача: восстановить тексты басен И. Крылова, вписав пропущенные слова.

Для команды № 1

ВОРОНА И ЛИСИЦА

Вороне где-то ___________ послал кусочек сыру;
На ель Ворона взгромоздясь, 
Позавтракать-было совсем уж собралась,
Да _________________, а сыр во рту держала.
На ту беду Лиса близехонько бежала;
Вдруг сырный дух Лису остановил:
Лисица видит сыр,— Лисицу сыр пленил.
_______________ к дереву на цыпочках подходит;
Вертит хвостом, с Вороны глаз не сводит,
И говорит так __________, чуть дыша:
«Голубушка, как хороша!
Ну что за ____________, что за глазки!
Рассказывать, так, _________, сказки!



Для команды № 2

ЛЕБЕДЬ, ЩУКА И РАК

Когда в товарищах ___________ нет,
На _________ их дело не пойдет, 
И выйдет из него не дело, только _________.
Однажды Лебедь, Рак да Щука
Везти с ___________ воз взялись
И вместе трое все в него впряглись;
Из кожи лезут вон, а возу все нет ___________!
Поклажа бы для них казалась и легка:
Да Лебедь рвется в облака,
Рак ____________ назад, а Щука тянет в воду.



Для команды № 3

СТРЕКОЗА И МУРАВЕЙ

Попрыгунья Стрекоза
Лето ___________ пропела; 
Оглянуться не успела,
Как зима ___________ в глаза.
__________________ чисто поле;
Нет уж дней тех светлых боле,
Как под каждым ей листком
Был готов и стол и дом.
Все прошло: с зимой ______________
______________, голод настает;
Стрекоза уж не поет;
И кому же в ум пойдет
На _____________ петь голодный!

Конкурс «Блиц-турнир»

1) Назовите русских баснописцев. (М.В.Ломоносов, А.П.Сумароков, В.И.Майков, И.И.Хемницер, И.И.Дмитриев)

2) Какой язык выучил И.А.Крылов к 50-и годам? (древнегреческий)

3) Как подписал И.А.Крылов свой перевод с итальянского «Менос, или Пример сыновней любви к матерям»? (Нави Волырк – перевёрнутое  Иван Крылов)

4) Каким литературным творчеством, помимо басен, занимался И.А.Крылов? (журналистикой)

5) В каком городе родился И.А.Крылов? (в Москве)

6) С какого возраста И.А.Крылов работал переписчиком бумаг в губернских канцеляриях? (с 8 лет)

Конкурс «Кто есть кто»

Игроки команд по очереди достают из конвертов карточки  с написанными словами, называющими героев басен. Участники должны определить, кого в своих баснях И.А.Крылов называл следующим образом:

вещунья

ворона

плутовка

лиса

попрыгунья

стрекоза

серый забияка

волк

певец Авроры

соловей

4. Рефлексия

За одну встречу невозможно вспомнить 200 басен. Царство басен ждет вас снова. Книги И. А. Крылова стоят на полках в библиотеке и всегда рады оказаться в любящих руках юных читателей. У любого человека басни Крылова вызывают интерес. Фразы из его басен давно вошли в нашу речь как пословицы и крылатые выражения. Доброта, лукавство, ясность мысли, зоркая наблюдательность, безобидная насмешливость — эти черты характера баснописца нашли отражение в его творчестве. Крылов смог расширить возможности басенного жанра, возвысил басню, довел ее до совершенства.

-Кто на уроке был самым активным?

- Кто заслужил отличные оценки и почему?

- Я тоже хотела бы наградить особенно отличившихся из вас, ребята. Оценку «5» получают…

5. Домашнее задание: выуч. басню (по выбору)