Классный час в З классе
Тема: Башкортостан — мой край родной.
о природе родного края,
о
лоса иц
пилами Уфы, кос гни.
хОД ВАНЯ НЯ :
я•ченнк фоне меле дни,
на курае).
К:ннкнрня моя. н небо
'oi\ соловьнныН край!
Мне
Кто нв ра не был.
Мне
Не нем paii!
из нас с гордостью называет Башкортостан, Урал своим
'!емом. н нередко Башкортостан нтзывают
Урала. Край необыкновенно привлекателен равнообразием природы. Если носмолгеть на Башкирию с высоты, то можно увидеть и горы, и хоЛмы, и Кру ые обрывы, и бескрайние равнины.
Мнотообразен животный мир ее. Краем голубых озер и рек, шумливых лесов н цветмних нолей, красивых городов и сел, встает Башкирия перед глазами k3k2101 о, кто приезжает сюда, чтобы познакомиться с природой, жизнью и
ее народа.
Сену\ня мы проведем путешествие по родному краю. Он не совсем обычный: мы бутем не чи а слушать.
}Кырнал состоит из 4 страниц. Открываем 1 страницу. (Карта Башкирии)
133! ляН1\ на Глобус:
Вот он — шар земной,
нем (Башкирия
С березовой листок величиной,
Вееттз лишь навсетщ» не больше
Обыкновенного листка, Береза же — великая Россия
1ак Аелена, так высока.
ученик. Посмотриле на кару республики и представьте себе огромный ковер, сотканный из ЖИВоПИСНЫХ дубрав, бескрайних лутв, полей и долин. 2 ученик. На востк•с• Башкирии ВЫСЯАСЯ Уральские (оры. Они покрыты густыми лесами. Выше других ПОДНЯЛИСЬ торы Ямантау и Иремель. Если ПЛЫТь по реке Уфе от села Красная Горка до села Караидель, го кажемся, ч 10 находишься в какой-то дзрной стране.
З ученик. Аллель. или река Белая — самая большая река Башкирии. [ачало свое она берет в Урмьски.х чах в Учалинском районе. Длина более 1420 км. Порой на ее пути встают неприступные СКтЛЫ, и она круто петляет. В таких местах берей\ ее высокие, обрывистые, с крутыми склонами. Мното стихов н песен сложено про эту красивую реку.
(Песня об Агтделн)
Ты течешь среди полей, средь высоких гор Величавей и милей не найти такой.
Славлю край я. где текут воды Агидель
И от счастья поют курай и свирель. Аттделы Агидель,Агидель 4 ученик.
Л'»тов зеленая постель,
Полоска отмели прибрежной,
Куда наносит Агидель
Песчинок жемчуг белоснежный,
Как этот день душа ясна, И в ней все струны зазвенели Ведь песни в наши времена Сродни певучей Агидели !
И белоснежные суда
Плывут по ней под флагом атым:
То нефть и хлеб плоды труда
К далеким ДВИЖУТСЯ причалам.
(Салх Кулибай)
Учитель. Открываем 2 страницу журнала “Лесными тропами“. Послушав ее, вы узнаете о растительном и животном мире наших лесов. Зеленым золотом называют наши леса
— Какие вы знаете леса? (Хвойные и лиственные)
— В полосе каких лесов мы живем? (Смешанный лес)
Л что лает человеку лес? (О! учлщнке» )
Сценка
(Дел и илу но лесу,
ра кос ' ер.
l-ii. Cwii, турист! ' ы н лее пошел!
2-й. lle лесу с 0!мем!
Из-за деревьев появляюлся белка,
Заяц. Лес наш ДОМ, мы нем живем. Белка. Если будет в нем бела,
Оба. Где мы будем жить тогда?
Заяц, От дождя спасемся. Белка. От ветра спасемся,
Оба, А от ОлЯ не спасемся,
Все. Лес для всех — зеленый друг, Хочешь лесу
выполнять наши правила!
2-й. Лес — народное добро, бере[ и, дружок его! Заяц. ПОМНИ, помни ты всегда, — длы
Белка, Если ты с огнем шалишь, то зверей
l-ii. В лес приходишь госмем ты, В нем со спичкой не шали,
2-й, Кто с огнем неосторожен, У того пожар возможен,
-й, Бесценна пашен» леса краса,
Зеленое золото — наши леса.
3-й- В лесы не шуми, не сори И костров не разводи!
-й. Помните всегда: ИЛТИТЬ с огнем в лесу — Все- Нельзя!
Учитель. Какие деревья и кустарники растут в нашей местности '?
(Гербарий растений)
Учитель. Нет у нашего народа краше и милее дерева, чем белоствольная береза. О ней сложено много хороших песен.
(Танец -Во поле береза стояла“)
На всей земле насчитывается солее 120 видов березы. В нашей стране более 50. )Кивет береза 100—150 лет. Из березы делают хорошую мебель, лыжи, уксус, уголь.
Ученик-
А. Игебаев
Отчего березка плачет?
Не пойму, что это значит, Кто б ответить мне помог, Почему березка плачет, Кто ее обидеть мог?
Отчего так грустно белой,
Хоть кругом звенит весна? Если бы сказать умела, Рассказала бы она, Отчего березка плачет,
Я ответ теперь нашел:
Ведь какой-то глупый мальчик
У березы ранил ствол-
Учитель. Так отчего же плахи. березгд? Что станет с березкой после этого? Если вы хотите к-аж-»љо весну слышать неповторимый шепот ее клейких земных листочков, пожалейте красавцу. Не наносите ей ран! Лес -- зеленая кладовая чистого Наша земля должна навсегда остаться планетой
л
есов, I
ичьего хора. Давайте ПОСт маем
(l рам запись золоса тиц”)
Голоса каких птиц слушали?
Какие П ТИпЫ живут в лесах? Какую пользу приносят птицы?
— Однажды ты пойдешь в лес или в поле и увидишь гшездо. Как ты поступишь?
— Л с теми, кт» в лес войдет, как враг, затем чтобы гнезда ртзорять?
(Дети в шапочках ПТиЦ )
Ты в наши гнезда не смотри,
Не становист, на пни, Яичек ТеПЛЫ.Х не бери, Зачем тебе они?
Через неделю или две
Зайди послушать в сад — Птенцы в молоденькой листве Тихонько запищат.
Оба. Ты гнездо разорять не смей, Не трогай птичьих гнезд!
Мы ваши друзья, берегите нас !
З. Стихотворение К.Кулиева ”Не разоряйте птичьего гнезда”)
Не разоряйте птичьего гнезда —
Так счастлива в своем жилище птица! Она в гнезде спокойна и тогда, Когда над рощей буря злится.
Храните дерево от топора,
Оно высокое и вековое,
Дает нам тень, когда стоит жара, Оно чарует все живое.
Не разоряйте птичьего гнезда!
Учитель. Природа богата, но ее богатства не бесконечны, и человек должен пользоваться ими как разумный и заботливый хозяин. Лес — зеленая кладовая чистого воздуха. Наша земля должна навсегда остаться планетой лесов.
Огкрываем З страницу журнала — Охрана природы — дело твое, мое, наше!“
В лесу живут наши маленькие — меньшие братья — звери, птицы, насекомые. Мы вместе живем на одной планете. Страшно подумать, чтобы случилось, если на земле вдру исчезли леса ? (Грязный воздух, обмелели бы реки, исчезли животные и птицы, стало бы меньше пресной воды. Людей бы мучила жажда. Негде было бы укрыться от палящего солнца. Не стало бы лесных ягод, орехов, грибов.)
Игра ”Выбери правило поведения в природе“
). Не ломайте ветки, деревья не калечьте, ни цветов, ни листьев зря не рвите. 2) В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Не жалко, еще вырастет.
З) Можно пошуметь, покричать, главное никому не мешать.
4) Не шумите, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной ТаЙНЫ5) Ползущего ужа, зеленую лягушку, мерзкую жабу, противных гусениц лучше прогнать, чтобы их совсем не было. 6) Звери всякие нужны — звери всякие важныУченик.
Все, все на свете нам нужны!
И мошки не меньше нужны, чем слоны. Нельзя обойтись без чудищ нелепых И даже без хищников, злых и свирепыхНужно все на свете, нужны все подряд:
Кто делает мед, и кто делает яд:
Плохие дела у кошки без мышки
У мышки без кошки не лучше делишкиДа, если мы с кем-то не очень дружны, Мы все-таки очень друг другу нужны.
Ученик-
Берегите Землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинке солнечные блики...
Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающмо в «жиле. Берегите Землю! Берегите!
Учитель. Открываем 4 страницу ж»рнада —Уфа — город мой родной“ (герб
Башкирии, иллюстрации с ВИД&МИ г.Уфы)-
р
еспублики. Основана н 1 5 74 мзду. большой
намя НИКЛМН н дворцам ' дуоде много клубов, ел l]joo, Дворец спор 1 а.
присоединения к Русскому нљеударсллу. В г, 1;ашкирня
01 мечасг 4.40-легне добровольно! о присоединения Кишкирии к России.
ченик•. В г. Уфе возлвш нут намя национальному башкирского народа Салава Юлаеву.
4 УЧСНИК. ТЛИМЯТННК lVPOYlM
революции И гражданской войны.
$ ученик. I [а самом высоком месл•• [Юрода стоит ажурная башня Уфимского атлецентрл. Она '10ЧНО выражает дух Уфы — устремленность в прекрасное будущее.
(Песня ” Уфа— прекрасный город“ Сл. Р.Янбулатовой, Муз. Х. Ахметова)
Ученик.
Башкирия! Мой край родной!
Трудолюбивая земля!
Сияя щедрой красотой,
Цвелут Сај\Ы, шумят поля.
В твоих ПОДЗСМНЫХ кладовых И нефть, и уголь, и руда.
А дружбы жителей твоих. Крепка всегда и на века!
Учитель. У каждого человека есть Родина, и каждый любит ее, Любит место, где родился и живет. Любит родные леса и поля, свою зиму и свое лето, свою весну и свою осень. Человек любит людей, с КОГОРЫМИ живет, любит свой народ.