СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Башкортостан - мой край родной

Нажмите, чтобы узнать подробности

из нас с гордостью называет Башкортостан, Урал своим

'!емом. н нередко Башкортостан нтзывают  Урала. Край необыкновенно привлекателен равнообразием природы. Если носмолгеть на Башкирию с высоты, то можно увидеть и горы, и хоЛмы, и Кру ые обрывы, и бескрайние равнины.

Мнотообразен животный мир ее. Краем голубых озер и рек, шумливых лесов н цветмних нолей, красивых городов и сел, встает Башкирия перед глазами k3>k2101 о, кто приезжает

Просмотр содержимого документа
«Башкортостан - мой край родной»

Классный час в З классе

Тема: Башкортостан — мой край родной.

о природе родного края,

о лоса иц пилами Уфы, кос гни.

хОД ВАНЯ НЯ :

я•ченнк фоне меле дни, на курае).

К:ннкнрня моя. н небо

'oi\ соловьнныН край!

Мне

Кто нв ра не был.

Мне

Не нем paii!

из нас с гордостью называет Башкортостан, Урал своим

'!емом. н нередко Башкортостан нтзывают Урала. Край необыкновенно привлекателен равнообразием природы. Если носмолгеть на Башкирию с высоты, то можно увидеть и горы, и хоЛмы, и Кру ые обрывы, и бескрайние равнины.

Мнотообразен животный мир ее. Краем голубых озер и рек, шумливых лесов н цветмних нолей, красивых городов и сел, встает Башкирия перед глазами k3k2101 о, кто приезжает сюда, чтобы познакомиться с природой, жизнью и ее народа.

Сену\ня мы проведем путешествие по родному краю. Он не совсем обычный: мы бутем не чи а слушать.

}Кырнал состоит из 4 страниц. Открываем 1 страницу. (Карта Башкирии)

133! ляН1\ на Глобус:

Вот он — шар земной, нем (Башкирия

С березовой листок величиной,

Вееттз лишь навсетщ» не больше

Обыкновенного листка, Береза же — великая Россия 1ак Аелена, так высока.

ученик. Посмотриле на кару республики и представьте себе огромный ковер, сотканный из ЖИВоПИСНЫХ дубрав, бескрайних лутв, полей и долин. 2 ученик. На востк•с• Башкирии ВЫСЯАСЯ Уральские (оры. Они покрыты густыми лесами. Выше других ПОДНЯЛИСЬ торы Ямантау и Иремель. Если ПЛЫТь по реке Уфе от села Красная Горка до села Караидель, го кажемся, ч 10 находишься в какой-то дзрной стране.

З ученик. Аллель. или река Белая — самая большая река Башкирии. [ачало свое она берет в Урмьски.х чах в Учалинском районе. Длина более 1420 км. Порой на ее пути встают неприступные СКтЛЫ, и она круто петляет. В таких местах берей\ ее высокие, обрывистые, с крутыми склонами. Мното стихов н песен сложено про эту красивую реку.

(Песня об Агтделн)

Ты течешь среди полей, средь высоких гор Величавей и милей не найти такой.

Славлю край я. где текут воды Агидель

И от счастья поют курай и свирель. Аттделы Агидель,Агидель 4 ученик.

Л'»тов зеленая постель,

Полоска отмели прибрежной,

Куда наносит Агидель

Песчинок жемчуг белоснежный,

Как этот день душа ясна, И в ней все струны зазвенели Ведь песни в наши времена Сродни певучей Агидели !

И белоснежные суда

Плывут по ней под флагом атым:

То нефть и хлеб плоды труда

К далеким ДВИЖУТСЯ причалам.

(Салх Кулибай)

Учитель. Открываем 2 страницу журнала “Лесными тропами“. Послушав ее, вы узнаете о растительном и животном мире наших лесов. Зеленым золотом называют наши леса

— Какие вы знаете леса? (Хвойные и лиственные)

— В полосе каких лесов мы живем? (Смешанный лес)

Л что лает человеку лес? (О! учлщнке» )

Сценка

(Дел и илу но лесу, ра кос ' ер.

l-ii. Cwii, турист! ' ы н лее пошел!

2-й. lle лесу с 0!мем!

Из-за деревьев появляюлся белка,

Заяц. Лес наш ДОМ, мы нем живем. Белка. Если будет в нем бела,

Оба. Где мы будем жить тогда?

Заяц, От дождя спасемся. Белка. От ветра спасемся,

Оба, А от ОлЯ не спасемся,

Все. Лес для всех — зеленый друг, Хочешь лесу выполнять наши правила!

2-й. Лес — народное добро, бере[ и, дружок его! Заяц. ПОМНИ, помни ты всегда, — длы

Белка, Если ты с огнем шалишь, то зверей

l-ii. В лес приходишь госмем ты, В нем со спичкой не шали,

2-й, Кто с огнем неосторожен, У того пожар возможен,

-й, Бесценна пашен» леса краса,

Зеленое золото — наши леса.

3-й- В лесы не шуми, не сори И костров не разводи!

-й. Помните всегда: ИЛТИТЬ с огнем в лесу — Все- Нельзя!

Учитель. Какие деревья и кустарники растут в нашей местности '?

(Гербарий растений)

Учитель. Нет у нашего народа краше и милее дерева, чем белоствольная береза. О ней сложено много хороших песен.

(Танец -Во поле береза стояла“)

На всей земле насчитывается солее 120 видов березы. В нашей стране более 50. )Кивет береза 100—150 лет. Из березы делают хорошую мебель, лыжи, уксус, уголь.

Ученик-

А. Игебаев

Отчего березка плачет?

Не пойму, что это значит, Кто б ответить мне помог, Почему березка плачет, Кто ее обидеть мог?

Отчего так грустно белой,

Хоть кругом звенит весна? Если бы сказать умела, Рассказала бы она, Отчего березка плачет,

Я ответ теперь нашел:

Ведь какой-то глупый мальчик

У березы ранил ствол-

Учитель. Так отчего же плахи. березгд? Что станет с березкой после этого? Если вы хотите к-аж-»љо весну слышать неповторимый шепот ее клейких земных листочков, пожалейте красавцу. Не наносите ей ран! Лес -- зеленая кладовая чистого Наша земля должна навсегда остаться планетой

л есов, I ичьего хора. Давайте ПОСт маем

(l рам запись золоса тиц”)

Голоса каких птиц слушали?

Какие П ТИпЫ живут в лесах? Какую пользу приносят птицы?

— Однажды ты пойдешь в лес или в поле и увидишь гшездо. Как ты поступишь?

— Л с теми, кт» в лес войдет, как враг, затем чтобы гнезда ртзорять?

(Дети в шапочках ПТиЦ )

  1. Ты в наши гнезда не смотри,

Не становист, на пни, Яичек ТеПЛЫ.Х не бери, Зачем тебе они?

  1. Через неделю или две

Зайди послушать в сад — Птенцы в молоденькой листве Тихонько запищат.

Оба. Ты гнездо разорять не смей, Не трогай птичьих гнезд!

Мы ваши друзья, берегите нас !

З. Стихотворение К.Кулиева ”Не разоряйте птичьего гнезда”)

Не разоряйте птичьего гнезда —

Так счастлива в своем жилище птица! Она в гнезде спокойна и тогда, Когда над рощей буря злится.

Храните дерево от топора,

Оно высокое и вековое,

Дает нам тень, когда стоит жара, Оно чарует все живое.

Не разоряйте птичьего гнезда!

Учитель. Природа богата, но ее богатства не бесконечны, и человек должен пользоваться ими как разумный и заботливый хозяин. Лес — зеленая кладовая чистого воздуха. Наша земля должна навсегда остаться планетой лесов.

Огкрываем З страницу журнала — Охрана природы — дело твое, мое, наше!“ В лесу живут наши маленькие — меньшие братья — звери, птицы, насекомые. Мы вместе живем на одной планете. Страшно подумать, чтобы случилось, если на земле вдру исчезли леса ? (Грязный воздух, обмелели бы реки, исчезли животные и птицы, стало бы меньше пресной воды. Людей бы мучила жажда. Негде было бы укрыться от палящего солнца. Не стало бы лесных ягод, орехов, грибов.)

Игра ”Выбери правило поведения в природе“

). Не ломайте ветки, деревья не калечьте, ни цветов, ни листьев зря не рвите. 2) В лесу можно поиграть: листьями побросаться, венки сплести, букеты нарвать. Не жалко, еще вырастет.

З) Можно пошуметь, покричать, главное никому не мешать.

4) Не шумите, а то лес испугается, затаится, и вы не узнаете ни одной ТаЙНЫ5) Ползущего ужа, зеленую лягушку, мерзкую жабу, противных гусениц лучше прогнать, чтобы их совсем не было. 6) Звери всякие нужны — звери всякие важныУченик.

Все, все на свете нам нужны!

И мошки не меньше нужны, чем слоны. Нельзя обойтись без чудищ нелепых И даже без хищников, злых и свирепыхНужно все на свете, нужны все подряд:

Кто делает мед, и кто делает яд:

Плохие дела у кошки без мышки

У мышки без кошки не лучше делишкиДа, если мы с кем-то не очень дружны, Мы все-таки очень друг другу нужны.

Ученик-

Берегите Землю. Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинке солнечные блики...

Ястреба, парящего над полем, Ясный месяц над речным покоем, Ласточку, мелькающмо в «жиле. Берегите Землю! Берегите!

Учитель. Открываем 4 страницу ж»рнада —Уфа — город мой родной“ (герб

Башкирии, иллюстрации с ВИД&МИ г.Уфы)-

р еспублики. Основана н 1 5 74 мзду. большой намя НИКЛМН н дворцам ' дуоде много клубов, ел l]joo, Дворец спор 1 а.

присоединения к Русскому нљеударсллу. В г, 1;ашкирня

01 мечасг 4.40-легне добровольно! о присоединения Кишкирии к России.

ченик•. В г. Уфе возлвш нут намя национальному башкирского народа Салава Юлаеву.

4 УЧСНИК. ТЛИМЯТННК lVPOYlM революции И гражданской войны.

$ ученик. I [а самом высоком месл•• [Юрода стоит ажурная башня Уфимского атлецентрл. Она '10ЧНО выражает дух Уфы — устремленность в прекрасное будущее.

(Песня ” Уфа— прекрасный город“ Сл. Р.Янбулатовой, Муз. Х. Ахметова)

Ученик.

Башкирия! Мой край родной!

Трудолюбивая земля!

Сияя щедрой красотой,

Цвелут Сај\Ы, шумят поля.

В твоих ПОДЗСМНЫХ кладовых И нефть, и уголь, и руда.

А дружбы жителей твоих. Крепка всегда и на века!

Учитель. У каждого человека есть Родина, и каждый любит ее, Любит место, где родился и живет. Любит родные леса и поля, свою зиму и свое лето, свою весну и свою осень. Человек любит людей, с КОГОРЫМИ живет, любит свой народ.