Информационная карта программы.
Тип программы модифицированная
Образовательная область техника
Направленность деятельности спортивно-техническая
Способ освоения содержания образования репродуктивно-творческий
Уровень освоения содержания образования общекультурный
Возрастной уровень реализации программы 10-15 лет
Форма реализации программы групповая
Продолжительность реализации программы двухгодичная
Содержание
Пояснительная записка
Учебно-тематический план
Содержание программы
Методическое и дидактическое обеспечение.
Механизм отслеживания получаемых результатов.
Материально – техническое оснащение программы
Литература
Приложение
Пояснительная записка.
Авиамоделизм - это и спортивный азарт, и поиски исследователя, и дорога в большую авиацию. Занятия авиамоделизмом, техническим творчеством имеют огромное значение в раскрытии творческих способностей подростка. Занятия способствуют развитию у учащихся интереса к науке, технике, исследованиям, помогают сознательному выбору будущей профессии. Знания, полученные на занятиях кружка, непосредственно влияют на учебный процесс, способствуют углубленному изучению школьного материала, применению знаний и умений на уроках технологии, физики, для участия в олимпиадах и конкурсах различного уровня.
Основными отличиями программы от других аналогичных программ являются:
Оптимальный срок реализации программы – 2 года
Охват всех видов бумажных моделей и плавный переход к созданию кордовых с выполнением пилотажа
Единственность программы в Рыльском муниципальном районе
Воспитание у школьников интереса и любви к технике и труду, развитие творческих способностей и формирование конструкторских умений и навыков. Обучение учащихся основам конструирования моделей и ознакомление их с принципами моделирования.
В первый год обучения дети знакомятся с простыми моделями из бумаги, простейшими кордовыми моделями выполняя в основном модели по готовым разверткам, но с обязательными элементами доработки этих моделей.
Второй год обучения позволяет совершенствовать навыки создания моделей, выполнения полетов, участия в соревнованиях.
Программа основана на интеграции теоретического обучения с процессом практической исследовательской, самостоятельной деятельности учащихся и технико-технологического конструирования. В данном курсе ставятся следующие задачи:
В данном курсе можно выявить связи со следующими школьными дисциплинами:
технология – закрепление методов работы с бумагой, ножницами и клеем, выполнение соединений,
изобразительное искусство – навыки раскрашивания разверток моделей,
история – небольшие повествовательные элементы по истории развития техники.
Физика – знание законов воздухоплавания .
Образовательные:
Знать основы и основные пути развития и прогрессивного значения авиации
Познакомить учащихся с различными техническими устройствами
Научить разрабатывать и выполнять несложные технические устройства
Уметь выполнять технические расчеты и работать с технической литературой.
Развивающие:
Развитие творческих способностей
Формирование конструкторских умений и навыков
Пробуждение и закрепление интереса к занятиям авиамоделизмом
Развитие активной и всесторонне развитой личности
Подготовка к труду и сознательному выбору профессии
Занятость подростков и подготовка к службе в армии.
Формы работы с детьми.
Групповая форма обучения | Связана с сотрудничеством нескольких человек и строится на принципе контроля и самоконтроля. |
Парная форма работы | Применяется в том случае, когда успевающий ученик, выполняет функции учителя, в процессе чего он помогает отставшему ученику и основательно закрепляет имеющиеся у него знания. |
Индивидуальная форма работы | Преобладает в работе кружка. Учебное занятие выполняется каждым учеником самостоятельно на уровне его подготовленности, возможностей и способностей. |
Работа в звеньях | Во время сборки, отделки и покраски моделей учащиеся разбиваются на звенья по 5-6 человек для уделения педагогом большего внимания каждому школьнику. |
Упражнение
Материально-технические | дидактические |
Модели, планеры | схемы |
Взлетное устройство | Видеофильм «Авиамоделизм. Клуб афганцев» |
Кордовая модель | |
АРМ – учителя | CD-RW, DVD-RW фильмы по тематике |
Главное содержание подросткового возраста (10 -15 лет) составляет его переход от детства к взрослости. Все стороны развития подвергаются качественной перестройке. Возникают и формируются новые психологические особенности. Это требует от взрослых, окружающих подростка, предельной точности, деликатности, осторожности при работе с детьми.
Наряду с обучением детей элементарным навыкам технического творчества, в программе стоит задача развития его познавательных интересов. Но мышление ребенка не может сформироваться спонтанно, без целенаправленного внешнего воздействия. Отсюда вытекает основное требование к форме организации обучения и воспитания, организовать занятия по активизации мыслительных процессов и формированию элементарных конструкторских умений и навыков максимально эффективными для того, чтобы обеспечить ребенку максимально доступный объем знаний и стимулировать поступательное интеллектуальное развитие.
Результатом работы учащихся в кружке « Авиамодельный» можно считать:
Учащиеся должны знать:
основные типы авиамоделей,
различия между выполнением стендовых и действующих моделей,
основные элементы простейших конструкций моделей,
терминологию моделизма,
основы макетирования,
виды материалов, применяемые в моделировании,
технику безопасности при работе с инструментами,
правила проведения соревнований по модельному спорту.
Учащиеся должны уметь:
Учебно-тематический план (1год обучения)
( 6 часов в неделю, всего 216часов)
№п/п | Наименование темы | Всего часов | В том числе | Предполагаемый результат |
теория | практика |
1 | Вводное занятие | 4 | 4 | | Знать цели и задачи кружка, план работы кружка. |
2 | Техника безопасности | 2 | 2 | | Знание правил ТБ при работе с инструментами, на станках, при пользовании приборами |
3 | Авиамоделизм. Авиамодельный спорт в СССР и России. | 18 | 2 | 16 | Знание основ авиамоделирования. Авиамодельный спорт. |
4 | Авиация. Самолет. Планер. | 36 | 6 | 30 | Знать историю развития авиации. Устройство самолета. Устройство планера. Изготовление простейших планеров. Запуск моделей. Ремонт моделей. |
5 | Планеры и действующие модели | 16 | 4 | 12 | Показательные полеты моделей. Соревнования на дальность полетов. Ремонт моделей |
6 | Модели ракет | 46 | 4 | 42 | Знать историю развития ракет. Уметь выполнять модели ракет, производить запуск моделей. |
7 | Бумажные летающие модели | 21 | 4 | 17 | Знание основ полета моделей. Выполнение учебной модели, спортивной модели. Показательные полеты. Участие в соревнованиях свободно летающих моделей. |
8 | Кордовые модели. Тренировочная кордовая модель самолета | 54 | 6 | 48 | Углубление знаний по авиации и авиационной технике. Развитие и закрепление устойчивых навыков изготовления моделей. Умение осуществлять полет выполненных кордовых моделей |
9 10 | Участие в соревнованиях, конкурсах, выставках. Организация и проведение показательных выступлений | 19 | - | 19 |
Умение осуществлять полет выполненных свободно летающих и кордовых моделей. Опыт и результативность участия в соревнованиях. |
Итого | 216 | 32 | 184 | |
Учебно-тематический план. (2 год обучения)
№п/п | Наименование темы | Всего часов | В том числе | Предполагаемый результат |
теория | практика |
1 | Вводное занятие | 3 | 3 | | Знать цели и задачи кружка, план работы кружка. Знакомство с работой кружка г. Челябинска (видеосюжеты), с показательными полетами моделей. |
2 | Техника безопасности | 3 | 3 | | Знание правил ТБ при работе с инструментами, на станках, при пользовании приборами |
3 | Авиамоделизм. Соревнования по авиамодельному спорту. Испытание моделей. | 15 | 3 | 12 | Знание основ авиамоделирования, Единой всесоюзной спортивной классификации и Авиамодельного спорта. |
4 | Авиация. История развития авиации | 9 | 3 | 6 | Знать историю развития авиации. |
5 | Бумажные летающие модели | 9 | 3 | 6 | Знание основ полета моделей. Выполнение учебной модели, спортивной модели. Показательные полеты. |
6 | Планеры и действующие модели | 9 | 3 | 6 | Показательные полеты моделей |
7 | Парашют | 6 | 1 | 5 | Знать назначение, принцип действия и устройство парашютов. Выполнить простейший парашют и парашют с самовыпуском. |
8 | Воздушный шар | 12 | 3 | 9 | Знать летательный аппарат легче воздуха, принцип полета воздушного шара. Изготовить воздушный шар. |
9 | Воздушные змеи | 12 | 3 | 9 | Знать простейший летательный аппарат, историю развития воздушных змеев. Уметь выполнить плоский змей, коробчатый змей. |
10 | Вертолет | 12 | 3 | 9 | Знать историю создания вертолетов. Уметь выполнять простейший вертолет. |
11 | Модели ракет | 24 | 3 | 21 | Знать историю развития ракет. Уметь выполнять модели ракет, производить запуск моделей. |
12 | Планер | 9 | 3 | 6 | Знать назначение и типы планеров, расчет и составление чертежей. Уметь изготавливать модели планеров. |
13 | Учебно-тренировочные кордовые модели самолета. | 69 | 15 | 54 | Углубить знания по авиации и авиационной технике. Развить и закрепить устойчивые навыки изготовления моделей. |
14 | Организация и проведение показательных выступлений. Экскурсии. Участие в соревнованиях | 24 | - | 24 | Умение осуществлять полет выполненных моделей |
Итого | 216 | 49 | 167 | |
Содержание программы (1 год обучения)
объединения « Авиамодельный»
( 6 часов в неделю, всего 216 часов)
Вводное занятие (4часа)
Знать цели и задачи кружка, план работы кружка. Знакомство с работой кружка г. Челябинска (видеосюжеты), с показательными полетами моделей
2. Техника безопасности (2часа)
Знание правил ТБ при работе с инструментами, на станках, при пользовании приборами
3. Авиамоделизм. Авиамодельный спорт в СССР и России
(18 часов)
Знание основ авиамоделирования, Единой всесоюзной спортивной классификации и Авиамодельного спорта. Экскурсии, участие в соревнованиях.
4. Авиация. Самолет. Планер.(36 часов)
Знать историю развития авиации. Устройство самолета. Устройство планера. Изготовление простейших планеров. Запуск моделей. Ремонт моделей.
5. Планеры и действующие модели (16 часов)
Показательные полеты моделей. Соревнования: дальность полета, точность выполнения «петли Нестерова»
6. Модели ракет (46 часа)
Знать историю развития ракет. Реактивное движение. Устройство и назначение ракет.
Практические работы: Выполнение моделей ракет, производство запуска моделей.
7. Бумажные летающие модели (21 часов)
Знание основ полета моделей. Возникновение подъемной силы крыла. Основные элементы конструкции самолета и модели. Способы регулировки модели. Назначение и действие рулей.
Практические работы: Выполнение учебной модели, спортивной модели. Показательные полеты.
8. Кордовые авиамодели. Тренировочная кордовая модель самолета (54 ч.)
Углубление знаний по авиации и авиационной технике. Устройство, назначение и типы самолетов. Рабочие чертежи схематической модели самолетов. Аэродинамический, аэростатический, реактивный принципы.
Практические работы: Изготовление
и испытания учебно-тренировочных кордовых моделей самолетов.
9. Организация и проведение показательных выступлений (19 ч.)
Умение осуществлять полет выполненных свободно летающих и кордовых моделей.
Содержание программы (2 год обучения)
объединения « Авиамодельный»
( 6 часов в неделю, всего 216 часов)
Вводное занятие (3часа)
Знать цели и задачи кружка, план работы кружка. Знакомство с работой кружка г. Челябинска (видеосюжеты), с показательными полетами моделей
2. Техника безопасности (3часа)
Знание правил ТБ при работе с инструментами, на станках, при пользовании приборами
3. Авиамоделизм. Соревнования по авиамодельному спорту. Испытание моделей. (15 часов)
Знание основ авиамоделирования, Единой всесоюзной спортивной классификации и Авиамодельного спорта
Практические работы: Соревнования на дальность полета, запуск моделей.
4. Авиация. История развития авиации (9 часов)
Знать историю развития авиации.
Практические работы: Создание презентации, компьютерные игры « МИГ 29».
5. Бумажные летающие модели (9 часов)
Знание основ полета моделей. Возникновение подъемной силы крыла. Основные элементы конструкции самолета и модели. Способы регулировки модели. Назначение и действие рулей.
Практические работы: Выполнение учебной модели, спортивной модели. Показательные полеты.
6. Планеры и действующие модели (9часов)
Показательные полеты моделей. Соревнования: дальность полета, точность выполнения «петли Нестерова»
7 . Парашют (6 часов)
Знать назначение, принцип действия и устройство парашютов. Парашют с плоским куполом. Зависимость скорости снижения от площади поверхности и формы купола.
Практические работы: Выполнить простейший парашют и парашют с самовыпуском
8. Воздушный шар (12часов)
Летательный аппарат легче воздуха, принцип полета воздушного шара. Аэростаты. Дирижабли. История воздухоплавания
Практические работы: Изготовление теплового воздушного шара.
9. Воздушные змеи (12часов)
Знать простейший летательный аппарат, историю развития воздушных змеев.
Практические работы: Выполнить плоский змей, коробчатый змей
10. Вертолет (12 часов)
Знать историю создания вертолетов. Принцип работы воздушного винта. Влияние диаметра, шага и частоты вращения винта на силу тяги. Основные элементы вертолета. История развития вертолета.
Практические работы: Выполнять простейший вертолет « Муха», «Белка».
11. Модели ракет (24 часа)
Знать историю развития ракет. Реактивное движение. Устройство и назначение ракет.
Практические работы: Выполнение моделей ракет, производство запуска моделей.
12. Планер (9 часов)
Назначение и типы планеров, расчет и составление чертежей.
Практические работы: Конструирование модели планера. Изготовление моделей планеров.
13. Учебно-тренировочные кордовые модели самолета (69 ч.)
Углубление знаний по авиации и авиационной технике. Устройство, назначение и типы самолетов. Рабочие чертежи схематической модели самолетов. Аэродинамический, аэростатический, реактивный принципы.
Практические работы: Изготовление и испытания учебно – тренировочных кордовых моделей самолетов.
14. Организация и проведение показательных выступлений (24ч.)
Умение осуществлять полет выполненных моделей. Экскурсии, участие в соревнованиях.
Необходимое оборудование, инструменты, материалы
для реализации всей программы:
сверлильный станок 2шт.
циркулярка 2шт.
токарный станок 2шт.
фрезерный станок 2шт.
заточной станок 2шт.
пресс 1шт.
сушильный шкаф 1шт.
компрессор 1шт.
вытяжная вентиляция 1шт.
муфельная печь 2шт.
На одну группу из 5-6 человек
Наименование инструмента | Кол-во | Расходные материалы | Кол-во |
Ножовка по дереву | 1 | сосна | 0,1 м. куб |
Нож сапожный | 6 | липа | 0.1 м. куб. |
Лобзик | 2 | бальза | 0,03 м. куб. |
Пилки для лобзика | 20 | пенопласт ПС-4-40 | 0,3 м. куб. |
Ножницы | 3 | пенопласт ПХВ | 0.3 м. куб. |
Напильники разные | 16 | фанера б-1мм-Змм | по 1 м. кв. |
Рашпили | 5 | плёнка лавсановая | 20 м. кв. |
Молоток слесарный (разные) | 3 | клей ЭД-20 | 7 л. |
Стамески разные | 5 | клей «Момент» | 3 тюб. |
Ножовка по металлу | 1 | клей «Уретановый» | 10 тюб. |
Полотна ножовочные по металлу | 10 | клей НЦ - 555 | 5 л. |
Надфили | 2 набора | растворитель 646 | 3 л. |
Тиски настольные малые | 6 | ацетон | 3 л. |
Дрель электрическая | 1 | краска: белая, красная, жёлтая, синяя, чёрная | по 0.8 л. |
Плоскогубцы | 5 | резина авиамодельная | 800 гр. |
Круглогубцы | 3 | микродвигатели ДВС | 8 шт. |
Кусачки | 3 | топливо для калильных ДВС | 10 л. |
Отвёртки разные | 10 | стеклоткань | 20 м. |
Струбцины разные | 15 | углеткань | 7 кг. |
Ножницы по металлу | 1 | СВМ | 10 м. |
Линейки металлические: L-150: L-300:L-500 | по 3 шт. | скотч | 10 шт. |
Линейка металлическая L-1000 | 1 | булавки | 5 уп. |
Штангенциркуль | 5 | проволока ОВС D- 1мм-6мм | по 5 м. |
Угольники разные | 5 | чертёжная бумага (миллиметровка) | 20 м. |
Сверла от 1мм до 10 мм через 0,1 мм | по 5 шт. | изолента Г1ХВ | 5 шт. |
Набор для нарезания резьбы от М2 до,М 10 | по 3 наб. | наждачная бумага (разная) | 100 листов |
Шлицовка | 2 | шлифовальная шкурка (разная) | 10 м. кв. |
Готовальня | 1 | пластилин | 5 уп. |
Паяльник 90 вт. | 2 | карандаши | 25 шт. |
Электроутюг | 1 | микалентная бумага | 20 м. кв. |
ЛИТЕРАТУРА
Н. Каюнов, А. Назаров, Н. Наумов Авиамодели чемпионов издат. ДОСААФ СССР 1978г.
О. Гаевский, В. Куманин, Г. Малиновский и т. д. «Лети, модель» издат. ДОСААФ СССР 1970г.
В. Горский, И. Кротов Ракетное моделирование издат. ДОСААФ СССР 1973г.
С. Яковлев Спортивные самолёты издат. ДОСААФ СССР 1981г.
А. ШахатРезиномоторная модель издат. ДОСААФ СССР 1977г.
В. Терский, О. Кель Игра, творчество, жизнь издат. «Просвещение» 1966г.
Н. Дрожин Модель планера, управляемая по радио издат. ДОСААФ СССР 1962г.
Л. Перель Подшипники качения (справочник) издат. «Машиностроение» 1983г.
Сборник руководящих документов по техническим и военно-прикладным видам спортаиздат. ДОСААФ СССР 1981г.
Г.Г.Астащенков Орбиты главного конструктора издат. ДОСААФ СССР 1973г.
В. Горский Техническое конструирование издат. ДОСААФ СССР 1977г.
А. Целовальников Справочник судомоделиста издат. ДОСААФ СССР 1981г.
А. Панова Обработка металлов резанием (Справочник) издат. «Машиностроение» 1988г.
Н. Калина Двигатели для спортивного моделизма издат. ДОСААФ СССР 1988г.
А Оглоблин Справочник токаря издат. «Машиностроение» 1954г.
Справочник Лакокрасочные материалы издат. «Химия» 1979г.
А. Кащук, А. Верещагин Справочник шлифовщика издат. «Машиностроение» 1988г.
Технология металлов и сварка Высшая школа 1977г.
В. Костенко, Ю Столяров Модели и машины издат. ДОСААФ СССР 1981г.
И. Брегер Справочник инструментальщика издат. «Машиностроение» 1961г.
А. Ермаков Авиамодельный спорт издат. ДОСААФ СССР 1969г.
В. Хряпин, А. Лакеделонский Справочник паяльщика издат. «Машиностроение» 1974г.
В. Щукин «Штурм неба»издат. «Физико-математической литературы» 1959г.
Музей военно-воздушных сил издат. Министерство обороны 1981г.
Справочник по композиционным материалам, издат. «Машиностроение» 1988г.
Ю. Сироткин В воздухе пилотажные модели издат. ДОСААФ СССР 1981г.
В. Рожков Авиамодельный кружок издат. «Просвещение» 1986г.
Б. Киселёв Модели воздушного боя издат. ДОСААФ СССР 1981г.
А. Павлов Твоя первая модель издат. ДОСААФ СССР 1979г.
А. Ермаков Простейшая модель издат. «Просвещение» 1984г.
В. Замятин Планеры и планеризм издат. «Машиностроение» 1974г
Э. Смирнов Как сконструировать и построить летающую модель издат. ДОСААФ СССР 1973г.
Отчёт FAI о чемпионате мира и юношеском чемпионате Европы Израиль 1999г.
7