СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Базы данных 9 класс

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

Базы данных 9 класс 1 урок

Просмотр содержимого документа
«Базы данных 9 класс»










План-конспект

урока информатики


9 класс

(по учебнику Семакина И.Г. «Информатика и ИКТ»)


Тема: «Базы данных»




























Тема урока: Базы данных.


Цели:

Образовательная: создать условия для формирования представления об информационных системах, базах данных, основных компонентах реляционных БД, типах полей.

Развивающая: содействовать развитию аналитического мышления, творческих способностей.

Воспитательная: создать условия для воспитания мотивов учения, положительного отношения к знаниям.


Оборудование: Жк-телевизор, презентация, компьютеры, доска.


Тип урока: изучение нового материала.


Структура урока:

  1. Организационно-мотивационный этап 2 мин

  2. Этап актуализации опорных знаний 4 мин

  3. Этап усвоения новых знаний и способов действий 20 мин

  4. Физкультминутка 1 мин

  5. Этап первичной проверки понимания изученного 3 мин

  6. Этап закрепления полученных знаний и способов действий 11 мин

  7. Этап информации о домашнем задании 1 мин

  8. Этап подведения итогов занятия 2 мин

  9. Этап рефлексии 1 мин

Ход урока


Этапы урока

Содержание деятельности

Деятельность учащихся

Формирование универсальных учебных действий

Организационно-мотивационный этап

Здравствуйте, ребята.

Запишите в тетради сегодняшнюю дату.

На доске дата, тема урока,

слайд

Регулятивные

(Целеполагание, планирование)

Этап актуализации опорных знаний


Верите ли Вы, что…

  1. В библиотеках и архивах хранится огромное количество документов.

  2. Документы в библиотеке лежат в произвольном порядке.

  3. Любой документ, книгу можно легко найти, не обладая никакими навыками.

  • Удобно ли хранить большой объем документов в бумажном виде?

  • А в каком виде это делать лучше?

(В виде базы данных)

Отгадать ребус

Записываем тему урока Базы Данных



Ученики должны прийти к ответу «Базы данных»


Познавательные (Постановка и решение проблемы)


Этап усвоения новых знаний и способов действий

Откройте стр. 60 и найдите определение Базы Данных.


База данных (БД) – определенным образом организованная совокупность данных, относящихся к предметной области, предназначенная для хранения во внешней памяти компьютера и постоянного применения.

Мы запишем определение немного короче

База данных (БД) – совокупность хранящихся взаимосвязанных данных, организованных по определенным правилам

Приведите примеры БД со стр. 60, а также с экрана.

Сколько получилось?

Как вы думаете, у всех перечисленных БД одинаковая структура и организация или же нет?

Соответственно можно и классифицировать все БД по-разному.

  1. По способу хранения

Найдите на стр.60 виды БД по данному способу.

// Для хранения БД может использоваться как один компьютер, так и множество взаимосвязанных компьютеров.

В первом случае БД называется централизованной.

Если различные части одной БД хранятся на множестве компьютеров, объединенных между собой сетью, то такая БД называется распределенной.

  1. По характеру хранимой информации

// БД бывают фактографическими и документальными.

В фактографических БД содержатся краткие сведения об описываемых объектах, представленные в строго определенной форме. Например, фактографической может быть БД, содержащая каталог книг в библиотеке, БД отдела кадров предприятия и т.д.

Документальными БД могут быть БД исторического архива или поликлиники. Документальная БД содержит обширную информацию самого разного типа: текстовую, графическую, звуковую, мультимедийную.

Современные информационные технологии постепенно стираю границу между фактографическими и документальными БД. Существуют средства, позволяющие легко подключать любой документ (текстовый, графический, звуковой) к фактографической БД.

Информация в БД может быть организована по-разному.

  1. По структуре организации данных

//

Чаще всего используют табличный способ.

Табличную форму организации имеют реляционные БД.

В чем же их преимущество?

Главное достоинство таблиц – в их понятности. С табличной информацией мы имеем дело практически каждый день. Расписание звонков, расписание движения поездов, таблица футбольного чемпионата, журнал учителя, куда он выставляет оценки – тоже таблица.

Мы настолько привыкли к таблицам, что обычно не требуется никому объяснять, как ими пользоваться.

Второй тип вам необходимо сформулировать самим по следующему принципу: Есть Документальные и НЕдокументальные, Есть Распределённые и Нераспределенные, Есть Реляционные и …

Реляционная (от английского слова relation – отношение) - база данных, содержащая информацию, организованную в виде прямоугольных таблиц, связанных между собой

При этом каждая таблица имеет свое имя

Назовите имя таблицы на экране.

Далее отвечают на вопросы Сколько полей, записей в таблице, для ответов используют стр. 62. Затем по аналогии 1 ученик считает количество на стр.63.

// В реляционных БД строка таблицы называется записью, а столбец – полем.

Каждое поле таблицы имеет имя.

Одна запись содержит информацию об одном объекте той реальной системы, модель которой представлена в таблице.

В реляционной БД не должно быть совпадающих записей.

Разные поля отличаются именами. А чем отличаются друг от друга разные записи?

Записи отличаются значениями ключей.

Первичным ключом в БД называют поле (или совокупность полей), значение которого не повторяется у различных записей.

В БД «Домашняя библиотека» разные книги могут иметь одного автора, могут совпадать названия книг, год издания, полка. Но инвентарный номер у каждой книги будет свой. Он-то и является первичным ключом для записей в этой базе данных.

Ключом может быть одно поле (простой ключ) или несколько полей (составной ключ).

С каждым полем связано еще одно очень важное свойство – тип поля.

Тип поля определяет множество значений, которые может принимать данное поле в различных записях.

В реляционных БД используются 4 основных типа:

  • Числовой

  • Символьный

  • Дата

  • Логический

Числовой тип имеют поля, значениями в которых могут быть только числа.

Символьный тип имеют поля, в которых будут храниться символьные последовательности (слова, тексты, коды и т.д.).

Тип «Дата» имеют поля, содержащие календарные даты в форме «день\месяц\год» или «месяц\день\год»..

Логический тип имеют поля, которые могут принимать всего два значения «да» или «нет», «истина» или «ложь».

Итак, в полях находятся значения величин определенных типов.

От типа величины зависят те действия, которые можно с ней производить.

Например, с числовыми величинами можно выполнять арифметические операции, а с символьными и логическими – нельзя.

Слайд















8


Нет












Записать в тетрадь









Записать в тетрадь




Записать в тетрадь







Записать в тетрадь

















Записать в тетрадь













Нереляционные


Записать в тетрадь










Записать в тетрадь












Слайд

Записать в тетрадь







Записать в тетрадь

Слайд


Записать в тетрадь





Логические универсальные действия

познавательные (анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия, классификация)


Физкультминутка

.

Учащиеся проводят физкультминутку


Этап первичной проверки понимания изученного

  1. Кроссворд Базы Данных




Слайд







Взаимопроверка














личностные (самооценка на основе критерия успешности;   адекватное понимание причин успеха/ неуспеха в деятельности)

-познавательные (контроль и оценка процесса и результатов деятельности, самооценка на основе критерия успешности)

Этап закрепления полученных знаний и способов действий

1. Тест в программе MyTestPro

Учащиеся выполняют практическую работу

Слайд

Этап информации о домашнем задании

1. Повторить теоретический материал

2. Придумать и описать структуру таблицы базы данных, которая содержит четыре поля различных типов: символьного, числового (целого или вещественного), дата, логического. Таблица должна содержать реальную информацию и иметь название.

Учащиеся записывают домашнее задание

Слайд

Этап подведения итогов занятия, рефлексии

Ребята, спасибо за работу.

Оценки за урок…

Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки.