СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Базы данных - шаг к успеху!

Категория: Информатика

Нажмите, чтобы узнать подробности

пояснительная записка к курсу "базы данных - шаг к успеху!"

Просмотр содержимого документа
«Базы данных - шаг к успеху!»

Пояснительная записка

Элективный курс «Базы данных – шаг к успеху» предназначен для предпрофильной подготовки учащихся 9-х классов общеобразовательной школы. 
Концепция программы.
Основной идеей элективного курса «Базы данных – шаг к успеху» является формирование у учащихся устойчивой потребности к дальнейшему совершенствованию своих знаний в области информационных технологий.
Обоснование.
Новый федеральный базисный учебный план, разработанный на основе федерального компонента государственного стандарта общего образования, включает преподавание базового курса «Информатика и ИКТ» в основной школе. Данный элективный курс является предметным, он предполагает расширение одной из тем базового курса «Хранение, поиск и сортировка информации в базах данных», в рамках которой учащиеся знакомятся только с элементарными понятиями и способами организации простой базы данных; изменении её структуры; поиску и сортировки данных.
Сегодня, когда информационный бум продолжает наращивать свои темпы, профессия инженера-проектировщика баз данных на рынке труда становится одной из наиболее востребованных и высокооплачиваемых специальностей. Умение проектировать базы данных от домашних до профессиональных, применяемых в малом бизнесе и крупных корпорациях, даст возможность учащимся легко адаптироваться в современном социуме.
Особенности.
Особенностью данного курса является организация индивидуальной и групповой работы учащихся с использованием метода проектов по овладению прочными и осознанными знаниями, в результате которой создается реальная база данных с возможностью дальнейшего практического применения. Усиление практической направленности обучения информатике в школе требует особого внимания к тем вопросам теории, которые служат базой для формирования информационной грамотности, основных навыков и умений работы с компьютером.
Усвоение теоретических знаний осуществляется в практической деятельности учащихся при анализе, сопоставлении и группировке данных, создании индивидуальных и групповых баз данных в процессе самостоятельной деятельности.
Основным методом обучения в данном элективном курсе является метод проектов. Данный метод является наиболее эффективным для активизации исследовательских, познавательных и творческих способностей школьников, развития их самостоятельной деятельности. Учитель дает минимальный объем нового материала, ставит задачу и в дальнейшем является лишь консультантом в процессе практической реализации проекта.

+
Цели, задачи и основные принципы.
Одной из основных целей изучения информатики и информационных технологий в основной школе является овладение умениями работать с различными видами информации с помощью компьютера и других средств информационных и коммуникационных технологий, организовывать собственную информационную деятельность и планировать её результаты.
Цели: побудить интерес и внимание к проектированию и созданию информационных структур в повседневной деятельности человека; показать актуальность и значимость баз данных при дальнейшей информатизации общества; овладеть умением организовывать собственное информационное пространство.
Задачи курса:
- дать учащимся представление о месте баз данных в информационном обществе

- познакомить с основными принципами построения баз данных;

- помочь овладеть навыками проектирования баз данных

- сформировать потребность в дальнейшем совершенствовании своих знаний в области создания баз данных.

Основные принципы.
Принцип новизны – данный курс предоставляет учащимся знания, не содержащиеся в базовом курсе.

Принцип последовательности – каждая последующая тема курса является логическим продолжением предыдущей.

Принцип практичности – итоговый проект имеет практическое применение.

Принцип мотивированности – активизирует познавательный интерес учащихся и способствует выбору профессиональной ориентации.

Принцип генерализации информации – при отборе информации выделяется первостепенное, системообразующее, концентрируется внимание учащихся на основных понятиях и законах.

Принцип индивидуализации – эффективность развития личности прямо пропорциональна индивидуальной деятельности учащихся в ходе обучения.

Основные знания и умения.
Учащиеся должны знать:
- основы проектирования баз данных уметь,

- создавать базу данных в среде MS Access,

- импортировать и экспортировать данные,

- формировать запросы,

- создавать формы и отчеты.

Планируемый результат.
Результатом освоения данного курса учащимися является создание индивидуальной или групповой базы данных, которая имеет практическое применение.

Содержание курса и особенности организации учебного процесса.
Логика содержания элективного курса кратко может быть выражена следующим описанием:
- рассматриваются основные принципы проектирования базы данных; показывается важность каждого этапа разработки проекта базы данных;

- учащиеся знакомятся со способами построения базы данных в среде MS Access, с чисто инструментальным применением компьютера;

- работа с данными в базе рассматривается по двум направлениям: запрос - выборка и импорт, экспорт и присоединение данных;

- ввод и вывод информации в базу данных основан на использовании форм и отчетов, как основных структурных элементов.

Данный элективный курс разбит на две части: теоретическую и практическую. Теоретическая часть включает минимальный лекционный материал, необходимый для реализации практической части. Многолетние педагогические эксперименты показывают, что эффективность в развитии творческих способностей учащихся прямо зависит использования возможностей и средств их самоуправления. Все, что школьники в ходе учебной деятельности способны выполнить без помощи извне, они должны выполнять самостоятельно. В связи с чем, особенностью организации учебного процесса по курсу является выделение на практическую часть более 60% всего времени изучения курса. Разработка каждого проекта реализуется в форме выполнения практической работы на компьютере. Кроме разработки проектов под руководством учителя учащимся предлагаются практические задания для самостоятельного выполнения различного уровня сложности. Кроме традиционной формы организации учебного процесса, где учитель и объясняет новый материал, и является консультантом при выполнении ими практических работ, учащиеся выполняют самостоятельные задания дома или после уроков в компьютерном классе.
Система оценки достижений учащихся.
Текущий контроль уровня усвоения нового материала проводится по результатам выполнения школьниками практических заданий, а итоговый контроль осуществляется путем защиты зачетного проекта базы данных, перечень которых прилагается. В начале курса каждому учащемуся предлагается самостоятельно в течение изучения данного курса разработать проект по созданию практической базы данных. Во время защиты учащийся должен представить действующую базу данных, доказать её практическую значимость.

Учебно-тематический план

Примерное тематическое планирование рассчитано на 12 учебных часов в урочной форме и 6 часов во внеурочной форме, т.е. в сумме на 18 учебных часов. 
На преподавание в 9-х классах из расчета 1 учебный час в урочной форме и 0,5 часа во внеурочной форме в неделю.








№ п/п

Дата


Наименование раздела и тем

Часы учебного времени

Характеристика деятельности учащихся (универсальные учебные умения и действия)




Примечания


План

Факт

1



Разработка проекта базы данных

1

Уметь: организовывать рабочее пространство, анализировать предметную область

Понимать: необходимость создания технического задания


2



Построение базы данных

1

Уметь: строить базу данных

Понимать: принципы и этапы построения БД


3



Работа с данными

1

Уметь: организовывать данные в таблице

Понимать: связь между данными


4



Работа с данными

1

Уметь: организовывать данные в таблице

Понимать: связь между данными


5



Использование форм

1

Уметь: добавлять данные при помощи форм

Понимать: разницу добавления данных через таблицу формы


6



Разработка отчетов

1

Уметь: создавать отчеты с необходимыми данными


7



Защита итогового проекта

1

Уметь: обосновать актуальность, цели создания проекта, объяснить ход создания БД.














УМК:


Вейскас д. Эффективная работа с microsoft access 2 / перев. С англ. – СПб: Питер, 1995

Intel обучение для будущего при поддержке microsoft. Общая редакция Ястребцевой Е., Быховского Я., М.: Издательско-торговый дом «Русская редакция», 2004

Кучеряева Л.А. Структура урока. Структурный анализ урока. Саратов, 2002.

Симонович С., Евсеев Г., Алексеев А. Специальная информатика. Учебное пособие. М.: Астпресс, 1998

Семакин И., Шеина Т. Преподавание базового курса информатики в средней школе. Методическое пособие. М.: Лаборатория базовых знаний, 2002
Угринович Н. Преподавание курса «информатика и икт в основной и старшей школе 7 – 11» Методическое пособие. М.: Бином. Лаборатория знаний, 2004




© 2017, 385 6