«БЕРЕГИТЕ СВОЮ ПЛАНЕТУ»
Аннотация. Данная разработка внеклассного мероприятия поможет учителю начальных классов в проведении мероприятия, целью которого является: формирование нравственного аспекта защиты экологии на основе воспитания бережного отношения к родной природе.
Ключевые слова: Природа, Родина, Богатство, Земля, Экология.
Цель: Познакомить с некоторыми растениями, занесенными в Красную книгу.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Оформление:
- плакат М. Пришвина «Охранять природу – значит охранять Родину»;
-выставка работ учащихся по теме «Родина и природа»;
-фотографии растений, занесённых в «Красную книгу»: кувшинки, ландыша, подснежника, лилии.
Ход:
Ведущий: Дорогие друзья! Константин Паустовский. Замечательный наш писатель, сказал: «Человеку никак нельзя жить без Родины, как нельзя жить без сердца».
Звучит мелодия песни И. О. Дунаевского на слова В. И. Лебедева – Кумача «Широка страна моя родная», и ведущий читает:
Широка страна моя родная,
Много в ней лесов, полей и рек..
Ведущий: Наша небольшая планета Земля добра к нам. Ответим ей теплом на тепло, любовью на любовь. Многие поэты и писатели посвятили свои произведения природе. Послушаем, о чем пишет поэт Сергей Викулов в сборнике стихов «Плуг и борозда».
1 чтец: Услышу ль сосен шум в полдневный час,
Журчанье струй средь камушков у брода,-
О, люди, мыслю я, у всех у нас
Есть Мать одна,
по имени Природа!
У ней для всех хватает доброты
И мы живем, запечатлев навеки
В душе ее прекрасные черты:
поля, луга, леса, моря и реки.
2 чтец: Три клада у природы есть
вода, земля и воздух-
три ее основы.
Какая бы не грянула
беда- все возродится снова.
3 чтец: В прочем, в наш жестокий век
понятно всем, что это «если»
значит.
О человек!
Природа –мать ни рек
И ни морей от глаз
твоих не прячет
Ни сочных трав,
и голубых озер…
Цени его доверие
Не обмани его!
И в томный лес
входи
как в храм под
мраморные своды.
Ведущий: Ребята! В июне 1980 г. в нашей стране приняты законы об охране природы, животных и воздуха.
4 чтец: Дерево, трава, цветы и птица
Не всегда умеют защититься.
Если вдруг уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
5 чтец: Нор звериных,
Птичьего гнезда
Разорять не будем
Никогда!
Пусть птенцам
И маленьким зверятам
Хорошо живется,
С нами рядом.
6 чтец: Прекрасна, прекрасна
Родная земля.
Прекраснее мне не найти
Никогда!
Зеленые долы, леса и поля,
И синяя в море вода.
Ведущий: Величава, богата, могущественная природа нашей Родины. Но и зеленый лес- великан, и речка за околицей, и муравейник в парке нуждаются в нашем внимании, в нашей защите.
Но не все из нас, к сожалению, по-настоящему любят и берегут природные сокровища леса, поля, реки и живых ее обитателей.
Ведущий: Все ли знают, как называются эти растения?
( показывает фотографии кувшинки, ландыша, колокольчика, подснежника).
Этих цветов на земле очень мало. Их надо беречь! Мять, топтать, рвать их для букетов нельзя. Все они занесены в Красную книгу.
6 чтец: Есть одна планета.
Только здесь леса шумят,
Птиц скликая перелетных.
Лишь на ней одной увидишь
Ландыши в траве зеленой.
И стрекозы только тут
в реку смотрят удивленно.
Берегите свою планету
Ведь другой на свете нету!
Ведущий: Лесу человек обязан многим!
Чем же именно дорог лес?
(Ученики отвечают)
Лес - наше богатство.
Лес - воздух для легких, влага и тень.
Лес – дом для зверей и птиц.
Лес - наш друг, он задерживает влагу, помогает человеку выращивать хороший урожай.
Лес – кладовая, бесплатно отдающая свои дары: орехи, ягоды, грибы.
Лес - зеленый наряд нашей планеты.
Ведущий: все в мире взаимосвязано: жизнь человека и жизнь леса с его обитателями.
7 чтец: Все-все.
На свете,
На свете нужны!
И мошки
Не меньше нужны, чем слоны,
Нельзя обойтись
Без чудищ нелепых
И даже без хищников
Злых и свирепых.
Нужны все на свете!
Нужны все подряд-
Кто делает мед,
И кто делает яд.
Плохие дела
И кошке без мышки
У мышки без кошки
Не лучше делишки.
Да! Если мы с кем-то не очень
дружны
Мы все-таки очень друг другу
нужны.
Исполняется песня «Не дразните собак»
Слова Е. Птичкина, Муз. В. Шаинского
Ведущий: Знаете ли вы? Что (дети читают по очереди тексты)
1 ученик: Каждая сова уничтожает за 1 только год приблизительно 1000 грызунов. Если учесть, что грызун съест в год 1 килограмм зерна, то, значит, одна сова спасет в год тонну зерна.
2 ученик: У кукушки необыкновенный аппетит. За час она может съесть 100 гусениц. Если в лесу, где живет кукушка, появляется большое количество насекомых- вредителей, она справляется с ними в течение нескольких дней.
3 ученик: Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая вредных насекомых. В некоторых местах они очищают местность от малярийных комаров. Летучая мышь, весящая 70-80 граммов, за час ночной охоты поправляется на грам. За то это время она может поймать и съесть 160-170 комаров.
Ведущий: Природа-наше богатство, сберечь это богатство для последующих поколений-наша задача и наш долг.
Для рыбы нужна чистая вода-будем охранять наши водоемы. В лесах, степях, горах живут разные ценные животные -будем охранять наши леса, степи, горы. Рыбе -вода, птице-воздух, зверю-лес, степи, горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.
8 чтец:. Давайте же люди,
Дружить друг с другом,
Как птицы с небом,
Как ветер с лугом.
Как парус с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами.
Давайте, люди,
Любить планету,
Во Вселенной
Похожей нету.
Во всей Вселенной
На всех одна,
Что будет делать
Без нас она?
8 чтец: Берегите землю. Берегите
жаворонка в голубом зените.
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ячный месяц над росным покосом
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю!
Берегите!
Утренник заканчивается исполнением песни «Улыбка»
Слова М. Пляцковского, Муз. В. Шаинского
Список литературы
Винокурова Н.Ф., Трушин В.В. “Глобальная экология” - Просвещение, 2001.
Вронский В.А. “Экология. Словарь-справочник”, Москва. Зевс, 1997.
Крикунов Е. А., Пасечник В.В. “Экология” - Дрофа, 2001.
Миркин Б.М., Наумова Л. Г. “Экология России” - Москва, Устойчивый мир, 2001.
Поглазова О.Т., Шилин В.Д. “Окружающий мир” - Смоленск, “Ассоциация XXI век”, 2008.
Яровая Л.Н., Жиренко О.Е., Барылкина Л.П., Обухова Л.А. «Внеклассные мероприятия. 3 класс» - М.: ВАКО, 2004. – 176 с.