БЕСЕДА
«Школа пожарных наук»
Подготовила:
Чех Светлана Анатольевна
воспитатель
Сценарный план беседы
Тема: «Школа пожарных наук»
Цель: систематизировать знания детей о пожаре, об основных причинах возникновения пожаров в повседневной жизни. Сформировать умение по обеспечению личной безопасности при пожаре в различных ситуациях. Научить детей вести себя правильно в чрезвычайных ситуациях.
Ход беседы.
1.Роль огня в жизни людей.
Прежде чем я сообщу тему занятия, отгадайте загадку.
Он красив и ярко-красен.
Он дает тепло и свет.
Но он жгуч, горяч, опасен!
С ним шутить не надо, нет! (огонь)
Ребята, как вы, наверное, догадались, темой нашей беседы будет роль огня в жизни человека и правила обращения с огнем.
С незапамятных времён научился человек добывать огонь. Люди превратили языки горячего пламени в своих друзей и помощников. Огонь – это тепло, свет, пища, защита. Он помогал людям освещать и отапливать жилище, готовить пищу, обороняться от диких зверей. Древние люди не имели спичек, и поэтому поклонялись огню, как божеству. В костер запрещалось бросать мусор и отходы. Это могло «оскорбить» огонь. Затем огонь научились получать, высекая искру ударом камень о камень.
- Можно огонь назвать другом человека? Назовите сферы применения огня. (Приготовление пищи, двигатели внутреннего сгорания (машины), плавка металлов, изготовление стекла и кирпича, обжиг керамических изделий, отопление жилища, теплоэлектростанции и многое другое).
Говорят, что огонь – друг человека. Без него не возможна жизнь на земле. С его помощью совершается много полезных дел.
Знают все: человек без огня,
Не живёт ни единого дня.
При огне, как при солнце светло!
При огне и зимою тепло!
Посмотрите, ребята, вокруг:
Нам огонь – повседневный друг!
Но когда мы небрежны с огнём,
Он становится нашим врагом.
- Когда огонь превращается в нашего врага?
При неосторожном обращении огонь нередко из верного друга превращается в беспощадного врага, который в считанные минуты уничтожает то, что создавалось долгими годами упорного труда. Он сметает всё на пути, и остановить его бывает трудно
С силой бушующего огня, с пожаром очень трудно справиться!
- А в результате чего может возникнуть пожар?
Давайте отгадаем загадки и еще раз повторим причины возникновения пожаров.
- Деревянные сестрички
В коробочке. Это…( Спички)
- Туристы в лагерь свой придут,
Его под вечер разведут,
Он будет долго полыхать,
Своим теплом их согревать. (Костер)
- Полено в топке полыхает
И «звезды» эти в нас бросает.
Одна горящая частица
Пожаром может обратиться. (Искра)
- И рубашки, и штанишки
Глажу я для вас, детишки,
Но запомните, друзья,
Что со мной играть нельзя! (Электроутюг)
Есть на кухне агрегат,
Что еду готовить рад.
Чиркнем спичкой, и мгновенно
Огоньком взметнется пламя. (Плита)
Емкость, что содержит газ,
Назовет мне кто из вас? (Газовый баллон)
Она все спички победила,
В горючем газе ее сила.
Устала – надо заправлять,
Пылала, чтоб она опять. (Зажигалка)
По тропинке я бегу,
Без тропинки не могу,
Где меня, ребята, нет
Не зажжется в доме свет. (Электрический ток)
От огня горит и тает,
Помещенье освещает.
В пироге на день рожденье
Может быть как украшенье. (Свеча)
Наполнен порохом снаряд,
Он ждет команды от ребят.
Огнями разными сверкает,
Под облака, когда взлетает. (Петарда)
Вы правильно всё отгадали, правильно назвали основные причины возникновения пожара. И я думаю, что всегда будете внимательно и осторожно обращаться с этими предметами потому, что самые главные виновники пожаров - люди, их забывчивость, озорство, невнимательность. Вы, надеюсь, в их число не входите. Давайте убедимся в этом, проведя игру на внимание «Это - я, это - я, это - все мои друзья».
Игра «Это - я, это - я, это - все мои друзья»
(Дети должны правильно использовать слова из названия игры в ответах на вопросы)
1. Кто задорный и веселый,
Верность правилам храня,
Бережёт и дом, и школу от огня?
2.Кто поджёг траву у дома,
Подпалил ненужный сор,
И сгорел гараж знакомых,
И строительный забор?
3.Кто соседской детворе,
Объясняет во дворе,
Что игра с огнём недаром
Завершается пожаром?
4. Кто украдкой в уголке,
Жёг свечу на чердаке?
Загорелся старый стол,
Еле сам живой ушёл.
5. Это кто в кармане папы,
Спичек коробок нашел,
И украдкой взял с собой?
6. Кто пожарным помогает,
Правила не нарушает,
Кто пример для всех ребят
И помочь всем людям рад?
Пожары очень опасны. При пожаре могут сгореть вещи, квартира и даже целый дом. Но главное, что при пожаре могут погибнуть люди. Поэтому повторим правила противопожарной безопасности, которые вы должны всегда соблюдать.
Игра «Закончите фразу».
- Ростом невеличка
Маленькая спичка
Только трогать спички
Не имей (привычки)
- Если имущество хочешь сберечь
Не уходи когда топится (печь)
-Выпал на пол уголек
Деревянный пол зажег.
Не смотри, не жди, не стой,
А скорей залей (водой)
-Если младшие сестрички
Зажигают дома спички,
Что ты должен предпринять?
Сразу спички те (отнять)
-Вы запомните, друзья,
Детям спички брать (нельзя)
-Включен утюг, хозяев нет,
На простыне дымится след.
Ребята, меры принимайте,
Утюг горячий (выключайте)
-Предупреждаем всех недаром:
Трудно справиться с (пожаром)
-Легче, чем огонь тушить,
Нам его (предупредить)
-Ты о пожаре услыхал,
Скорей об этом дай (сигнал)
-Пожар мы быстро победим,
Коль позвоним по(«01»)!
А какой номер надо набрать, если звоните с сотового телефона? (112 – это единая служба спасения).
Что нужно делать, если начался пожар?
Если дома есть взрослые, надо скорее бежать к ним за помощью! А если дома никого нет?
Правильно, надо вызвать бригаду пожарных. Для этого надо набрать по телефону 101. Запомните этот номер!
Говорить по телефону нужно чётко, ясно указать свой адрес: улицу, номер дома и квартиры, этаж. А вы знаете свой адрес?
Самое главное не паникуйте, не бегайте зря по квартире и не пытайтесь сами потушить огонь. Вызвав пожарных, плотно захлопните дверь в квартиру (дом) бегите на улицу. Постарайтесь сообщить о пожаре соседям.
Надо запомнить правила поведения при пожаре:
1. Если огонь небольшой, можно попробовать сразу же затушить его, набросив на него плотную ткань или одеяло или вылив кастрюлю воды.
2. Если огонь сразу не погас, немедленно убегай из дома в безопасное место. И только после этого позвони в пожарную охрану по телефону 01 или попроси об этом соседей.
3. Если не можешь убежать из горящей квартиры, сразу же позвони по телефону 01 и сообщи пожарным точный адрес и номер своей квартиры, после этого зови из окна на помощь соседей или прохожих.
4. При пожаре дым гораздо опаснее огня. Большинство людей при пожаре погибают от дыма. Если чувствуешь, что задыхаешься, опустись на корточки или продвигайся к выходу ползком - внизу дыма меньше.
5. При пожаре в подъезде никогда не садись в лифт. Он может отключиться, и ты задохнешься.
6. Ожидая приезда пожарных, не теряй головы и не выпрыгивай из окна. Тебя обязательно спасут.
7. Когда приедут пожарные, во всем их слушайся и не бойся. Они лучше знают, как тебя спасти.
8. Никогда не распахивай настежь окна и двери в квартиру, где возник пожар, этим вы увеличите тягу, и огонь станет сильнее.
9. Не тушите водой включенные в сеть электроприборы, вас может ударить током! Вилки электроприборов нужно сначала вынуть из сети.
10. Во время пожаров очень опасен не только огонь, но и дым. В современных квартирах большая часть мебели изготовлена из химических веществ, которые при горении выделяют ядовитые газы. Поэтому сразу обмотайте, лицо мокрым полотенцем или платком и передвигайтесь, по квартире пригнувшись, поскольку внизу ядовитого газа меньше. Но главное побыстрее покинуть горящую квартиру (помещение, дом и т.д.)
Сейчас послушайте стихотворение, в котором еще раз говорится о том, как следует себя вести при пожаре.
И помните, что пожар легче предупредить, чем погасить, и что маленькая спичка может обернуться большой бедой!
И чтобы закрепить наши знания о пожарной безопасности, предлагаю вам выполнить рисунки на тему -.«Школа пожарных наук».