Тема урока: Безличные предложения 8 класс
Цель урока:
- знакомство учащихся с безличными предложениями и способами выражения в них сказуемого;
- формирование умения применять полученные знания на практике;
Задачи:
- повторить изученное об односоставных предложениях;
-познакомить обучающихся со способами выражения сказуемого в безличных предложениях;
- закрепить полученные знания и провести их первичный контроль.
Результаты освоения учебного материала урока.
Предметными результатами изучения курса «Русский язык» является сформированность следующих умений:
распознавание безличных предложений в тексте;
классификация односоставных предложений по их значению и структурным особенностям;
построение речевых высказываний с употреблением односоставных предложений разного вида.
Личностные УУД:
испытывать гордость за богатство и выразительность русского языка;
уметь видеть прекрасное в природе, языке, художественном творчестве;
осознавать роль односоставных предложений в устной и письменной речи;
эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;
понимать эмоции других людей, сопереживать;
обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей .
Средством достижения этих результатов служат тексты различных стилей речи, фольклорный материал.
Регулятивные УУД:
самостоятельно работать с материалом, планировать свою работу, корректировать и оценивать;
владеть приёмами языкового анализа и синтеза, сравнения, обобщения, классификации.
работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;
Средством формирования регулятивных УУД служит проблемно-диалогическая технология и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).
Познавательные УУД;
находить ответы на вопросы ;
делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;
преобразовывать информацию из одной формы в другую:
Средством формирования познавательных УУД служат художественные тексты и тексты учебников, их методический аппарат, обеспечивающий формирование функциональной грамотности.
Коммуникативные УУД:
оформлять свои мысли в устной и письменной форме ;
выразительно читать и пересказывать текст;
умение работать в паре, группе;
умение слушать товарищей, принимать коллективное решение.
Средством формирования коммуникативных УУД служит технология сотрудничества и организация работы в парах группах.
Тип урока: урок открытия новых знаний
Ход урока
Орг. Момент
2. Синтаксическая дуэль: Продолжите мою мысль
Главный член предложения, отвечающий на вопрос что делает предмет речи?это…(сказуемое)
В предложении «В классе тихо», слово «тихо» …(сказуемое)
Для пословиц и поговорок типичны … предложения. (обобщенно-личные)
Подлежащее можно легко восстановить в … предложениях. (Определенно-личные)
В неопределенно-личных предложениях сказуемое имеет форму …(3-го лица мн.ч., или прош.вр. мн.ч.)
3.Цифровой диктант (слайд)
-Взаимопроверка (слайд)
4. Выход на тему урока: какое предложение вы не указали в диктанте? Почему?
По наличию главных членов, какое это предложение?
Чем выражен главный член предложения?
Можно ли восстановить подлежащее?
Как вы думаете, как называются такие предложения?
-Как будет звучать тема урока?
Почему этот тип предложения называется БЕЗЛИЧНЫМ?
Разобрать по составу слово безличное.
Постановка цели: что вы сегодня на уроке должны открыть для себя?
Тема урока: «Безличные предложения» (слайд)
- Как мы построим урок, какие шаги должны сделать, чтобы добиться поставленной цели?
(открытие новых знаний, усвоение знаний, контроль знаний)
-Можете ли вы на этом этапе урока сказать, какие предложения называются безличными?
(прочитаем в учебнике)
5. Задание в группах (исследовательская работа)
-Даны предложения. Выделите в них грамм. основы, укажите, чем выражены сказуемые.
- Начните составлять алгоритм ответа в виде схемы «Способы выражения сказуемых в безличных предложениях»
Пахнет снегом и высушенной травой. Было скучно. Трудно разобрать цвет и очертания предметов. Мне нездоровилось. На улице нет солнца. Об экзаменах уже сообщено.
(слайд)
-Проверка. (слайд)
6. Откройте учебник, прочитайте теоретический материал, добавьте в схему недостающие элементы
(проверка через документ-камеру)
-На какие группы по значению делятся безличные предложения? Слайд
Упр.131
7. Физкультминутка. (слайд)
Звучит музыка П.И.Чайковского «Зима»
-Представьте себе, что вы находитесь в зимнем лесу…..
8.Закрепление изученного.
2. - Выполните волшебное превращение предложений в безличные. (слайд)
- Найдите глаголы-сказуемые в ваших предложениях. Определите их форму.
С личными глаголами С безличными
(Запись в тетрадь)
Ветер дует в окно. (В окно дует. (3л,.ед.ч., наст.вр.)
Снег весной будет таять. Весной растает. (3л,.ед.ч., буд..вр.)
Розы хорошо пахли. Ароматно пахнуло от роз.(прош. вр., ср.р.)
Лес шумит. В ушах шумит. (3л,.ед.ч., наст.вр.)
Гроза зажгла дерево. Грозою зажгло дерево.) (прош. вр.,
ср.р.)
Ветер сломал яблоню Ветром сломало яблоню.
- проверка (слайд)
3.Контрольное задание (карточки)
- Укажите номера безличных предложений
1) Едем бором, тёмными лесами.
2) Надо требовать от детей аккуратности во всем
3) Красны, ясны и тихи стояли короткие зимние дни.
4) От её голоса повеяло теплотой.
5) Вдыхаешь запах морозной прохлады.
6) В воздухе пахнет сосновой смолой.
7) В ту ночь никому не спалось.
8) Косые лучи солнца пронизывают весь лес.
(самопроверка: 1 ош.- «4», 2 ош. – «3») слайд
9.Подведение итогов
Игра «Да-нет»
) Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)
2) Есть ли подлежащее, т.е. лицо, выполняющее действие, в предложении с безличными глаголами? (НЕТ)
3) Связаны ли понятия безличный глагол и безличное предложение? (ДА)
4) Безличное предложение – это односоставное предложение?(ДА)
5) Может ли безличный глагол быть составным? (ДА)
10.Рефлексия
-Чему был посвящён урок?
-Какие затруднения вы испытали?
-Что помогло их преодолеть?
-С каким настроением уйдёте с урока?
11.Домашнее задание (слайд)
Выберите д.з.
С.83-84 учить, упр.133 – «3», выписать из любых источников 5 безличных предложений – «4», сочинение-миниатюра «Зимний день» - «5»
12.Заполнение листов оценки.
«5» - всё понятно, «4» - остались сомнения, «3» - ничего не понял
Спасибо всем.