СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Безличные предложения

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить определять, чем выражено сказуемое в безличном предложении, характеризовать его, умение составлять лингвистический рассказ по схеме, развивать память, речь, образное мышление, воспитывать чуткое отношение к природе. Умение выполнять синтаксический разбор предложения, использовать безличные глаголы в пословицах и поговорках.

Просмотр содержимого документа
«Безличные предложения»

Конспект урока в 8 классе по теме: «БЕЗЛИЧНЫЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ»



Вид урока: изучение новой темы.

Место урока в системе уроков по теме: 3 урок по теме «Односоставные предложения. Безличные предложения».

Использованная технология: «Развитие критического  мышления через чтение и письмо».

Использованные приемы:

- «мозговой штурм»;

- таблица «Знаю – хочу знать – узнал»;

- объединение информации в блоки через сопоставление;

- составление синквейна.

- игра «да» «нет»

Оборудование: раздаточные карточки, таблица «Способы выражения сказуемого в БП», карточки-примеры, контрольные карточки, учебник М.М.Разумовской «Русский язык 8 класс».

- раздаточный материал с таблицей «Знаю – хочу знать – узнал», примеры односоставных предложений, слайды: №1 «Таблица «Знаю – хочу знать – узнал», №2 , №3 «Клише синквейна», «Пример кластера».

Цели образовательные:

обобщить и расширить знания обучающихся по теме «Односоставные предложения»;

- формировать умение определять безличное предложение и характеризовать его. - развитие орфографических навыков;

цели развивающие:

- развитие навыков монологической речи,

- развитие навыков парной и групповой работы,

- развитие навыков и способностей критического мышления (навыков сопоставления, формулирования и проверки гипотез, умений анализировать языковой материал, процесс собственной учебной деятельности);

цели воспитательные:

- воспитание уважительного отношения к чужому мнению, культуры учебного труда, требовательного отношения к себе и своей работе;

- воспитывать чуткое отношение к состоянию природы и окружающих нас людей



Ход урока.



1. Оргмомент. Мотивация на изучение нового материала. Учитель формулирует тему урока, цель и задачи, которые должны быть реализованы к концу урока. Мотивация учеников на изучение нового материала, используя цитату Л.Н.Толстого:

«Старайся дать уму как можно больше пищи».

Каждому ученику выдаётся рабочий лист, на котором будет выполняться ряд заданий.



2. Лингвистическая разминка. ( рабочий лист, задание I). Самостоятельная работа.

(3 минуты)



  1. В каком слове ударение падает на 3-ий слог?
    а) баловать; б) звонит; в) черпает; г) сверкает.

  2. В каком слове пишется окончание –ИТ?
    а) чист..т; б) подморажива..т; в) рису..т; г) света..т.

  3. Укажите словосочетание с подчинительной связью примыканием.
    а) гулять по лесу; б) мечтает отдохнуть; в) красота природы; г) свой взгляд.

  4. Найдите составное глагольное сказуемое:
    а) попросили спеть; б) будет врачом; в) начал свистеть; г) прогуливается.

  5. Укажите односоставные предложения, определите вид:
    а) Зимняя стужа хозяйничает в лесу.  
    б) Идёшь по зимнему лесу и любуешься его красотой. (определённо-личное)
    в) Искрится и переливается снег в лунном свете.
    г) Вскачь землю не пашут. (неопределённо-личное)



II. Стадия вызова.

Прием «мозговой штурм».



  1. Индивидуальная работа. Задание. Запишите впервой колонке таблицы все, что вы знаете об безличных глаголах из уроков предыдущих лет обучения. Время на выполнение – 3 минуты. (Таблица ЗХУ - слайд №2)

  2.  Работа в парах. Задание. Зачитайте одноклассникам, сидящим рядом, все, что записали. Если есть разногласия – через обсуждение найдите единое мнение или приготовьтесь вынести спорное положение на обсуждение с классом. Время на выполнение – 3 минуты.

  3. Проверка работы с одновременным заполнением таблицы «Знаю – Хочу знать – Узнал». (Каждому ученику дается таблица «Знаю – Хочу знать – Узнал») Слайд №



  1. Обучающиеся по очереди озвучивают свои записине повторяя предыдущих ответов. Все разногласия, возникшие в парной работе, снимаются при общем обсуждении. Положения записываются в колонку «Знаю». 2 минуты

 

Знаю

Хочу знать

Узнал

1 В русском языке есть глаголы, которые называются безличными.

2. Они обозначают действия, совершающиеся сами по себе, без действующего лица.

3. Обычно эти глаголы обозначают

Явления природы (состояние):

Светает, вечереет, морозит, вьюжит.

Физическое состояние живого существа

Знобит, нездоровится, не спится.

4. Эти глаголы изменяются по временам, могут употребляться в форме сослагательного наклонения.

Светает. Уже рассвело. Скоро будет светать.

  1. 5. Нередко личные глаголы могут употребляться в значении безличных.

  2. Водой подмыло берег. Его клонило в сон.


Чем выражено сказуемое в безличном предложении.   

  1. 1. Безличным глаголом.

  2. 2. Личным глаголом в

безличном значении

  1. 3. Возвратным глаголом в безличном значении.

  2. 4. Инфинитивом.

  3. 5. Словами нет, не было(не оказалось, не нашлось)

  4. 6. Инфинитив в сочетании с безличным вспомогательным глаголом.

  5. 7. Наречием или кратким страдательным причастием в форме ср.р. со словом быть или без него.

 

- Мы проверили знания, полученные на уроках предыдущих лет обучения. Теперь нужно заполнить колонку «Хочу знать».

- Сформулируем вопрос и запишем его в колонку «Хочу знать».

Итак, безличные предложения – это объект нашего изучения на уроке.



 III. Стадия осмысления.

1. Парная работа с таблицей «Знаю – хочу знать – узнал». (Слайд № 3)

- Для того чтобы найти ответ на поставленный вопрос, внимательно прочитайте параграф 21 (стр.84). Запишите ответы в колонку «Узнал», обсуждая узнанное в паре. Время на выполнение. В ходе чтения параграфа и наблюдения над примерами заполняется 3-я колонка таблицы ЗХУ. – 5 минут



Проверка колонки «Узнал». - 2 минуты

- Итак, о чём говорит нам название «безличное» предложение? (Нет и не может быть подлежащего, т.е. лица, выполняющего действие – «без лица»).

Приступим к следующему заданию.



Физкультминутка (2 мин)



2. Работа над предложениями. Применение правила на практике (Слайд № 4)



- Найдите в составе сложных предложений односоставные.

1) Ночью на мокрые деревья упал снегсогнул ветви рыхлой сырой тяжестью, а потом его схватило морозцем, и снег теперь держался на ветках крепко, будто засахаренная вата.

- Назовите односоставные в составе СП.

- Состояние чего рисует это предложение? (природы)

2) Мне не сидится в хате тесной, тянет погулять.

- О чём здесь говорит нам безличное предложение? (состояние человека) (4 минуты)

Взаимопроверка.



- К какому выводу пришли, анализируя эти предложения?

(Односоставные предложения могут входить в состав сложного предложения.)



3. Работа с раздаточным материалом. Выполнение тренировочного задания. (с целью анализа таблицы «Способы выражение сказуемого в безличном предложении»).



- Перед вами предложения, взятые из миниатюр В.П.Астафьева.

Обозначьте грамматические основы и укажите, чем они выражены, заполните пустые поля. ( 6 минут минут)

Возможна работа в парах, кто чувствует уверенность – самостоятельно.

Чем выражено сказуемое в безличном предложении

Безличные предложения

1. Безличный глагол ( с –ся и без –ся)

1.Думается в основном о конце света. Мне с детства очень повезло.

2.Личный глагол в безличном значении.

2. Каплет с черёмух. Завылозапело вдали густо, пронзительно.

3. Инфинитив

3. Идти дальше некуда. Слов не понять.

4. Слово категории состояния на –о (наречие)

4. За окном мутно. На душе было легко и грустно.

5. Сочетание глагола или слова категории состояния на –о с инфинитивом

5. Не часто приходится просыпаться от тишины. О медведях, как о чертях, можно рассказывать бесконечно.

6. Несклоняемым словом, по форме совпадающим с существительным, в сочетании с инфинитивом

6. Пора уж разводить костёр и варить уху.

7. Отрицательное слово или конструкция, выражающая отрицание.

7. Нет сна, есть видимость его. Не стало гармонии. В небе ни одного облачка.

8. Краткое страдательное причастие среднего рода с суффиксами -н-, -ен-, -т-.

8. В номере было накурено.

 Взаимопроверка. 1 минута



- Чем можно объяснить распространённость безличных предложений в художественной речи?
(выразительность; лаконичная  форма обозначения состояния природы и человека; передают личное отношение, восприятие действительности)

- Какое из предложений звучит поэтичнее?

Наступает вечер. или Вечереет?



4. Работа по первичному закреплению. 5 минут



Упр. 134. Списать, восстанавливая пропущенные запятые. Подчеркнуть грамматическую основу, указать, чем выражено сказуемое.



IV. Стадия рефлексии.



  1. Контрольные раздаточные карточки. (3 мин)

Определите вид предложений и запишите номера в таблицу.

Двусоставное предложение

3, 6,8.

Определённо–личное предложение

1, 2, 5.

Неопределённо-личное предложение

9.

Безличное предложение

4, 7, 10.

1) Едем бором, тёмными лесами. (И.А.Бунин)

2) Тихо бреду вдоль пушистых решёток канала (М.Дудин)

3) Красны, ясны и тихи стояли короткие зимние дни (С.Аксаков)

4) От её голоса повеяло теплотой.

5) Вдыхаешь запах морозной прохлады.

6) Пронзительный свист синиц уже часто слышен в доме.

7) В ту ночь никому не спалось.

8) Косые лучи солнца пронизывают весь лес.

9) В избе жарко натопили.

10) В воздухе пахнет сосновой смолой.



2. Итог урока.   ИГРА «ДА – НЕТ». Тонкие вопросы. (4 мин)



1) Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)

2) Есть ли подлежащее, т.е. лицо, выполняющее действие, в предложении с безличными глаголами? (НЕТ)

3) Связаны ли понятия безличный глагол и безличное предложение? (ДА)

4) Безличное предложение – это односоставное предложение? (ДА)

5) Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)



Толстые вопросы.

 Что узнали об односоставных предложениях?

- Что вы делали для того, чтобы узнать новое о них?

(Этапы:1) вспомнили то, что известно, сами формулировали вопросы, требующие решения; 2) при помощи работы с учебником самостоятельно в паре находили ответы на вопросы, сформулированные на первом этапе; 3) закрепляли знания через применение их на практике.)

- Что было легко?

- Что вам помогало в работе?

- Как оцениваете свои действия?

 - Составьте синквейн (слайд № ).

Не забывайте использовать в своей речи Односоставные предложения!



3. Домашнее задание. Упр.135. Списать, вставить пропущенные буквы и знаки препинания, указать грамматическую основу и форму глагола.