СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Безотметочная система обучения как фактор повышения качества образования»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Проблема качества образования в начале XXI  века встаёт со всей остротой в условиях социально-экономических перемен и модернизации системы образования.

         Первостепенной задачей является задача достижения нового современного качества образования.

В общегосударственном плане новое качество образования это соответствие современным жизненным потребностям развития страны. В педагогическом плане – ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, сколько  на развитие личности. Школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции.

Цели школьного образования, с точки зрения компетентностного подхода, заключаются в следующем:

  •  научить учиться, то есть научить решать проблемы в сфере учебной деятельности,   в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность,  сотрудничать с другими учениками;
  • научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя    соответствующий научный аппарат, то есть  решать познавательные проблемы;
  • научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни — экологических, политических, межкультурного    взаимодействия   и иных, то есть решать аналитические проблемы;
  • научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, то есть решать аксиологические проблемы;
  • научить решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей (избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т.д.);
  • научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.);
  • научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.

На данном этапе развития российской школы осуществить компетентностный подход  скорее всего можно в опытно-экспериментальной работе образовательного учреждения. 

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» работает в экспериментальном режиме, реализуя на 1 ступени систему развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова с целью повышения качества образования на основе компетентностного подхода.

В школе создана проблемная группа учителей, работающих по системе развивающего обучения. Данной группой разработаны мероприятия, направленные на повышение качества образования в классах, обучающихся по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Среди них

  • организация медико-социального и психолого-педагогического сопровождения  обучающихся классов развивающего обучения;
  • выбор программ и отработка педагогических технологий,
  • повышение квалификации педагогов;
  • использование личностно ориентированного обучения;
  • ведение мониторинга - фундаментальной  основы механизма управления качеством образования в  школе.

На первых этапах работы по принципам развивающего обучения мониторинг уровня обученности не позволил нам увидеть динамику развития каждого ученика. Это было вызвано традиционной обработкой результатов деятельности. Анализируя данную проблему, сделали вывод, что необходим поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы гуманизации обучения,  индивидуализации учебного  процесса,  повышению учебной  мотивации  и учебной самостоятельности, а вместе с тем и повышению качества образования.  С поиском таких форм и связано появление идеи безотметочного обучения.

Безотметочное обучение является одним из условий успешности реализации образовательной системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, направлено на решение основной задачи развивающего обучения – развитие ребенка в процессе становления его как субъекта разнообразных видов и форм деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует 5-балльная, 10-балльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.

Контроль и оценка  в системе развивающего обучения отражает, прежде всего, качественный результат процесса обучения, который включает не только уровень усвоения учеником знаний по предметам, но и уровень развития учащихся.

Просмотр содержимого документа
««Безотметочная система обучения как фактор повышения качества образования»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»



Выступление на весенней городской педагогической сессии


«Безотметочная система обучения как фактор повышения качества образования»







Учитель начальных классов

1 квалификационной категории

Удалова Татьяна Александровна

г. Лабытнанги

2009 год


Безотметочная система обучения как фактор повышения качества образования


Удалова Татьяна Александровна,

учитель начальных классов

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1»

Проблема качества образования в начале XXI века встаёт со всей остротой в условиях социально-экономических перемен и модернизации системы образования.

Первостепенной задачей является задача достижения нового современного качества образования.

В общегосударственном плане новое качество образования это соответствие современным жизненным потребностям развития страны. В педагогическом плане – ориентация образования не столько на усвоение обучающимися определенной суммы знаний, сколько на развитие личности. Школа должна формировать новую систему универсальных знаний, умений, навыков, опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть современные ключевые компетенции.

Цели школьного образования, с точки зрения компетентностного подхода, заключаются в следующем:

  • научить учиться, то есть научить решать проблемы в сфере учебной деятельности, в том числе: определять цели познавательной деятельности, выбирать необходимые источники информации, находить оптимальные способы добиться поставленной цели, оценивать полученные результаты, организовывать свою деятельность, сотрудничать с другими учениками;

  • научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, то есть решать познавательные проблемы;

  • научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни — экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, то есть решать аналитические проблемы;

  • научить ориентироваться в мире духовных ценностей, отражающих разные культуры и мировоззрения, то есть решать аксиологические проблемы;

  • научить решать проблемы, связанные с реализацией определённых социальных ролей (избирателя, гражданина, потребителя, пациента, организатора, члена семьи и т.д.);

  • научить решать проблемы, общие для различных видов профессиональной и иной деятельности (коммуникативные, поиска и анализа информации, принятия решений, организации совместной деятельности и т.п.);

  • научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального образования.

На данном этапе развития российской школы осуществить компетентностный подход скорее всего можно в опытно-экспериментальной работе образовательного учреждения.

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №1» работает в экспериментальном режиме, реализуя на 1 ступени систему развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова с целью повышения качества образования на основе компетентностного подхода.

В школе создана проблемная группа учителей, работающих по системе развивающего обучения. Данной группой разработаны мероприятия, направленные на повышение качества образования в классах, обучающихся по системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Среди них

  • организация медико-социального и психолого-педагогического сопровождения обучающихся классов развивающего обучения;

  • выбор программ и отработка педагогических технологий,

  • повышение квалификации педагогов;

  • использование личностно ориентированного обучения;

  • ведение мониторинга - фундаментальной основы механизма управления качеством образования в школе.

На первых этапах работы по принципам развивающего обучения мониторинг уровня обученности не позволил нам увидеть динамику развития каждого ученика. Это было вызвано традиционной обработкой результатов деятельности. Анализируя данную проблему, сделали вывод, что необходим поиск принципиально иного подхода к оцениванию, который позволил бы устранить негативные моменты в обучении, способствовал бы гуманизации обучения, индивидуализации учебного процесса, повышению учебной мотивации и учебной самостоятельности, а вместе с тем и повышению качества образования. С поиском таких форм и связано появление идеи безотметочного обучения.

Безотметочное обучение является одним из условий успешности реализации образовательной системы Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова, направлено на решение основной задачи развивающего обучения – развитие ребенка в процессе становления его как субъекта разнообразных видов и форм деятельности, заинтересованного в самоизменении и способного к нему.

Безотметочное обучение представляет собой обучение, в котором отсутствует 5-балльная, 10-балльная форма отметки как форма количественного выражения результата оценочной деятельности.

Контроль и оценка в системе развивающего обучения отражает, прежде всего, качественный результат процесса обучения, который включает не только уровень усвоения учеником знаний по предметам, но и уровень развития учащихся.

Основными принципами безотметочного обучения являются:

  • критериальность: содержательный контроль и оценка строятся на критериальной основе, критерии должны быть однозначными и предельно четкими;

  • приоритет самооценки: самооценка ученика должна предшествовать оценке учителя; для воспитания адекватной самооценки применяется сравнение двух самооценок учащихся – прогностической (оценка предстоящей работы) и ретроспективной (оценка выполненной работы);

  • гибкость и вариативность.

Содержательный контроль и оценка предполагают использование различных методов изучения результативности обучения, вариативность «инструментария» оценки и многообразие средств его реализации, многообразие форм изучения как индивидуальных, так и групповых, коллективных результатов учебной деятельности.

В учебном процессе используются разнообразные виды оценочных шкал количественная (абсолютная и относительная) и качественная (ранговая и дескриптивная, описательная).

Качественная составляющая обеспечивает всестороннее видение способностей учащихся, отражает такие важные характеристики, как коммуникативность, умение работать в группе, отношение к предмету, уровень прилагаемых усилий, индивидуальный стиль мышления.

Количественная составляющая позволяет выстраивать шкалу индивидуальных приращений учащихся, сравнивать настоящие достижения ученика с его же успехами некоторое время назад, сопоставлять полученные результаты с нормативными критериями.

Сочетание качественной и количественной составляющих оценки дает наиболее полную и общую картину динамики развития каждого ученика с учетом его индивидуальных особенностей. Контроль и оценка проводятся в естественных для учащихся условиях, снижающих стресс и напряжение. В характеристику учебно-познавательной деятельности школьников включаются результаты наблюдений за их учебной работой в обычных условиях.

Конечная цель безотметочного обучения заключается в переводе внешней оценки во внутреннюю самооценку и в достижении (в перспективе) полной ответственности обучаемого за процесс и результат непрерывного самообразования.


Контроль и оценка развития учащихся в системе развивающего обучения

Основными показателями развития учащихся являются:

  • сформированность учебных действий самоконтроля и оценки индивидуальных способностей;

  • развитие учебно-познавательных процессов;

  • основы умения учить себя самостоятельно;

  • способности к рефлексии как основе теоретического мышления;

  • самостоятельность суждений, критичность по отношению к своим и чужим действиям;

  • способность и склонность к преобразованию изученных способов действия в соответствии с новыми условиями учебной задачи.

Содержательный контроль и оценка деятельности учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики развития школьников (от начала учебного года к концу, от года к году) с учетом личностных особенностей и индивидуальных успехов учащихся.

    1. Контроль и оценка знаний и умений учащихся в системе развивающего обучения

Содержательный контроль и оценка знаний и умений учащихся предусматривают выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребенком и не допускают сравнения его с другими детьми. В этом заключается принципиальное отличие данной системы от традиционного подхода к обучению.

Для отслеживания уровня усвоения знаний и умений используются:

  • стартовые и итоговые проверочные работы;

  • тестовые диагностические работы;

  • «портфолио» ученика;

  • публичное предъявление (демонстрация) достижений ученика за год.

Результаты контроля усвоения знаний, умений, навыков фиксируются в классном журнале и рефлексивных дневниках.

Количественная характеристика знаний, умений и навыков в процентном соотношении дается по итогам контрольных тематических работ, учебных четвертей и учебного года на основе контрольных тематических работ по предмету.

Качественная характеристика знаний, умений и навыков составляется на основе «портфолио» ученика, его рефлексивной самооценки и публичной демонстрации (представления) результатов обучения за год.

Для коррекции своей работы учитель два раза в год проводит анализ своей педагогической деятельности на основе анализа деятельности учащихся, учитывая следующие данные:

  • динамику развития учащихся за учебный период (полугодие);

  • уровень усвоения учащимися знаний и умений по основным темам (по результатам тестовых диагностических работ);

  • процент учащихся, способных применять сформированные умения и навыки в нестандартных ситуациях (по результатам проверочных работ);

  • уровень сформированности учебной деятельности учащихся (в сравнении с предыдущим полугодием);

  • сведения о выполнении программы с указанием успехов и возникающих трудностей (на основании календарно-тематического плана, классного журнала);

  • выводы о причинах проблем, неудач и предложения по их преодолению.

В результате работы по безотметочному обучению, наблюдаем

  • повышение психологической комфортности обучающихся (подтверждается психолого-педагогической диагностикой);

  • повышение мотивации;

  • повышения уровня информационной компетенции;

  • повышения уровня личностного самосовершенствования;

  • повышение навыков самооценки и взаимооценки;

  • повышение качества образования.

Таблица1

Показатели качественной успеваемости обучающихся 2-3 классов

(система развивающего обучения Д.Б.Эльконина-В.В.Давыдова)


2006-2007 учебный год

2007-2008 учебный год

2008-2009 учебный год

Русский язык


71%

73%


68%

74%

Математика


78%

82%


68%

74%

Окружающий мир


80%

82%


74%

80%