Вопросы по причастиям
1. Дайте определение причастию как части речи, приведите пример. Перечислите признаки частей речи, которыми обладает причастие.
2. Что называют причастным оборотом? Каким членом предложения является причастный оборот? Приведите пример.
3. Какие причастия называют действительными? Назовите все суффиксы действительных причастий настоящего времени. Объясните их правописание. Приведите примеры.
4. Какие причастия называют страдательными? Назовите все суффиксы страдательных причастий настоящего времени. Объясните их правописание. Приведите примеры.
5. Какие причастия называют действительными? Назовите все суффиксы действительных причастий прошедшего времени. Объясните их правописание. Приведите примеры.
6. Какие причастия называют страдательными? Назовите все суффиксы страдательных причастий прошедшего времени. Объясните их правописание. Приведите примеры.
7. Объясните правописание гласных перед Н в полных и кратких причастиях. Приведите примеры.
8. Как определить окончание причастия? Приведите пример.
9. Назовите условия обособления/необособления (выделения/невыделения) причастного оборота запятыми. Приведите примеры.
10. Как изменяются причастия в полной форме? Приведите пример.
11. Как изменяются причастия в краткой форме? Приведите пример.
12. Как отличить страдательное причастие прошедшего времени от отглагольного прилагательного? Приведите примеры.
13. Каким членом предложения является краткое причастие в предложении? Приведите пример.
14. Объясните правописание двух букв Н в суффиксах полных страдательный причастий прошедшего времени. Приведите пример.
15. Объясните правописание одной и двух букв Н в суффиксах отглагольных прилагательных. Приведите пример.
16. Объясните правописание одной и двух букв Н в суффиксах кратких страдательных причастий и отглагольных прилагательных. Приведите примеры.
17. Назовите порядок морфологического разбора полного причастия.
18. Назовите порядок морфологического разбора краткого причастия.
19. Объясните слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Приведите примеры.
20. Объясните правописание буквы Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. Приведите примеры.
21. От основ данных глаголов (наладить, промокать, нести, прибыть) образуйте действительные причастия прошедшего времени, выделите в них суффикс. Объясните правила словообразования таких причастий от глаголов.
22. От данных глаголов (оберегать, привозить) образуйте страдательные причастия настоящего времени? От чего зависит выбор суффикса в таком причастии? Приведите примеры.
23. Образуйте от данных глаголов действительные причастия настоящего времени и объясните выбор суффикса: тянуть, лечить. Выделите суффикс.
24. Какие причастия называют страдательными, какие называют действительными? Приведите примеры.
25. Объясните написание Н/НН в кратких страдательных причастиях и кратких отглагольных прилагательных. Приведите примеры.
Вопросы по иным темам
1. Чем отличаются простые предложения от сложных? Приведите примеры.
2. Расскажите о знаках препинания при прямой речи и при диалоге. Приведите примеры.
3. В чем заключается отличие главных членов предложения от второстепенных? Приведите примеры.
4. Что изучает лексикология? Что такое синонимы и антонимы? Приведите примеры.
5. Что изучает фонетика? В каком случае количество букв и звуков не совпадает? Приведите примеры.
6. Какие способы словообразования вам известны? Приведите примеры.
7. Что такое текст? Дайте определение.
8. Что такое диалог как текст? Назовите виды диалога.
9. Назовите функциональные разновидности языка.
10. Назовите функциональные стили.
11. Назовите отличия официально-делового стиля от публицистического.
12. Назовите отличия научного стиля от публицистического.
Билет №1. 1. Дайте определение причастию как части речи, приведите пример. Перечислите признаки частей речи, которыми обладает причастие. 2. Чем отличаются простые предложения от сложных? Приведите примеры. 3. Выпишите в одну колонку словосочетания «прилагательные + существительные», а в другую – «причастия + сущ.». Нежный взгляд, серая мыш(?), разрезанный пирог, вымытые полы, пр..смешная история, пропавший щеноч..к, ар..стованный пр..ступник, сломанный стул, городской парк, звери..ые следы, поющие птицы, выкрашенные волосы, подстреленная птица, уд..вительный рассказ, листве(н-нн)ый лес, ч..рный кот, почерневшие камни, открытая дверь, серебря(н-нн)ая цепочка, пр..школьная те(р-рр)итория. |
Билет №2. 1. Что называют причастным оборотом? Каким членом предложения является причастный оборот? Приведите пример. 2. Расскажите о знаках препинания при прямой речи и при диалоге. Приведите примеры. 3. Разделите данные словосочетания на две группы: отглагольные прилагательные, страдательные причастия. Вставьте Н/НН. Графически аргументируйте свой выбор. Жаре..ый картофель, поджаре..ая рыба, черче..ый мной график, кваше..ая капуста, выточе..ая игрушка, моче..ые яблоки, суше..ая на чердаке черемуха, реше..ая задача, вяле..ая рыба, топле..ое молоко. |
Билет №3. 1. Какие причастия называют действительными? Назовите все суффиксы действительных причастий настоящего времени. Объясните их правописание. Приведите примеры. 2. В чем заключается отличие главных членов предложения от второстепенных? Приведите примеры. 3. Выпишите словосочетания в две колонки: а)с причастиями; б)с прилагательными. Мокнувший под дождем; плакучая ива; седеющий старик; пенистый поток; бушующее море; шумный поток; цветочная клумба; висячий замок; дремучий лес; темневший горизонт; висящее белье; темная туча; растущий кустарник; спелые ягоды; летучий газ; цветущий сад; спеющий крыжовник; талый снег; текучая жидкость; текущий ручей; шумящий класс. |
Билет №4. 1. Какие причастия называют страдательными? Назовите все суффиксы страдательных причастий настоящего времени. Объясните их правописание. Приведите примеры. 2. Что изучает лексикология? Что такое синонимы и антонимы? Приведите примеры. 3. Спишите, определите падеж, выделите окончания у причастий и прилагательных, укажите суффиксы причастий. Тихой весенней ночи; развесистый высокий дуб; зимним ясным днем; светлого голубого неба; свежим осенним утром; в старом сосновом лесу; в лесной таинственной глуши; по глухой дремучей тайге; под теплым летним дождем; в русской народной песне; красивой мелодией; расчищенного песчаного берега; нависших свинцовых облаков; высокими растущими деревьями; в синеющем морском просторе; разросшегося колючего куста. |
Билет №5. 1. Какие причастия называют действительными? Назовите все суффиксы действительных причастий прошедшего времени. Объясните их правописание. Приведите примеры. 2. Что изучает фонетика? В каком случае количество букв и звуков не совпадает? Приведите примеры. 3. Распределите в два столбика причастия настоящего и прошедшего времени. В проснувшемся лесу; на трепещущих листьях; шепчущих кустов; тающего снега; огнем охваченные тучи; пожелтевшими листьями; пропадающих голосов; рокочущего моря; в посветлевшем воздухе; потемневшим горизонтом; разбушевавшейся метели; у построенного дома; скользящим шагом; в царившей тишине; на прогнувшемся мосту; на раскачивающуюся березу; любоваться падающими на землю снежинками; в тонущей дымке; в потемневшей от приближающейся тучи роще. |
Билет №6. 1. Какие причастия называют страдательными? Назовите все суффиксы страдательных причастий прошедшего времени. Объясните их правописание. Приведите примеры. 2. Какие способы словообразования вам известны? Приведите примеры. 3. Спишите, определите падеж, выделите окончания у причастий и прилагательных, укажите суффиксы причастий. Барсучья нора; птичьих голосов; собачий мех; рыбачьей хаты; рыбачий промысел; лисья шуба; лисий хвост; заячий след; заячьего следа; ребячьи голоса; в дальнюю дорогу; в синем море; рыбачья лодка; охотничьи принадлежности; длинными осенними ночами; под низкими деревьями; у спокойной реки, густая желтеющая рожь; в лучах заходящего солнца; о надвигающейся грозовой туче; у бурлящей горной речонки; об упавшем осеннем листке. |
Билет №7. 1. Объясните правописание гласных перед Н в полных и кратких причастиях. Приведите примеры. 2. Что такое текст? Дайте определение. 3. Распределите в два столбика причастия настоящего и прошедшего времени. В улыбавшемся малыше; о льющемся дожде; расчищенной дорожкой; в голубеющем просторе; по протоптанной дорожке; в темнеющем лесу; бушующего моря; смеющимся малышом; падающего листа; спеющих ягод, о колеблющемся на ветру флаге; падающего кленового листка; пахнувшим сеном; у волнующегося озера; вдоль задымившейся от тумана речонки; у расстилавшегося лесного болота; бьющими из-под земли ключами; вытянувшихся к небу стволов берез; в бушующем море; прозвучавшего в лесу выстрела; шел скользящим шагом; плавающей у берега птицы; разросшегося куста; об улетающих на зиму птицах; в движущемся предмете; несущимся вниз потоком. |
Билет №8. 1. Как определить окончание причастия? Приведите пример. 2. Что такое диалог как текст? Назовите виды диалога. 3. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты. 1) Дождь моросивший весь день, прекратился облака понемногу рассеялись. 2) Деревья измученные дождями и ветрами нежатся на солнце. (Ф. Абрамов). 3)Под сенью многовековых лип посаженных бог знает когда укрывались развалины массивного здания напоминавшего торжественный мавзолей. (В. Пикуль) 4) Суровое северное поморье долго спавшее под снегом проснулось под теплыми лучами весеннего солнца и зазеленело... (Д. Мордовцев) 5) Через несколько минут они попали в низкие следующие друг за другом пещеры уставленные несметным количеством ящиков. (А. Казанцев) |
Билет №9. 1. Назовите условия обособления/необособления (выделения/невыделения) причастного оборота запятыми. Приведите примеры. 2. Назовите функциональные разновидности языка. 3. Спишите предложения, расставляя знаки препинания. Обозначьте причастные обороты. 1) Развалины едва различимые при свете звезд встретили нас молчанием.(И. Ефремов) 2) Звук раскатывающейся волной пронесся по долине. (И. Ефремов) 3) Однако надвигающаяся темнота не остановила машин. (А. Казанцев) 4) Хорошо работающая память связана с умением наблюдать быть внимательным и сосредоточенным. 5) Сад перед домом горел и дымился весь залитый пожаром зари и потопом дождя.(И. Тургенев) |
Билет №10. 1. Как изменяются причастия в полной форме? Приведите пример. 2. Назовите функциональные стили. 3. Перепишите, вставляя нужные причастия и согласуя их с существительными. Укажите, какие причастия действительные и какие — страдательные. 1) Школьный драматический кружок, . . . артистом городского театра, готовит новую постановку.— Артист, . . . школьным драматическим кружков, тщательно разъясняет роль каждому участнику спектакля (руководящий, руководимый). 2) Юннаты, . . . большую работу по расширению пришкольного сада, написали о своём опыте в школьную стенгазету.— Большая работа, . . . юннатами, была подробно описана в школьной стенгазете (проделавший, проделанный). 3) Девушка, ... новую книгу, рассказывала подругам о своём впечатлении от неё.— Новая книга,. . . девушкой, была написана ярко и увлекательно (прочитавший, прочитанный). 4) Новый прибор, . . . инженером, имеет большую ценность.— Инженер, .. . новый прибор, получил премию (изобретший, изобретённый), б) Ветер, ... облака, не утихал ни на минуту,— Облака, . . . ветром, быстро неслись по небу (гонящий, гонимый). |
Билет №11. 1. Как изменяются причастия в краткой форме? Приведите пример. 2. Назовите отличия официально-делового стиля от публицистического. 3. От глаголов в неопределённой форме образуйте форму 3-го лица множественного числа настоящего времени и страдательные причастия настоящего времени. Обозначьте в них суффиксы. Любить, уважать, волновать, слышать, редактировать, контролировать, ненавидеть, поддерживать, побуждать, изображать, вести, видеть, прерывать, забывать, рекомендовать, изменять. |
Билет №12. 1. Как отличить страдательное причастие прошедшего времени от отглагольного прилагательного? Приведите примеры. 2. Назовите отличия научного стиля от публицистического. 3. Перепишите. Укажите какое причастие (действительное или страдательное). Выделите суффиксы причастий. 1) Чуть шелестят листья берёз, едва колебл..мые ветром. 2)Зарево на дальних высотах трепещ..щим румянцем отразилось. (Л.) 3) На мысли, дыш..щие силой, как бисер, нижутся слова. (Л.) 4) Люблю дымок спалённой жнивы, в степи ночу..щий обоз и на холме средь желтой нивы чету беле..щих берёз. (Л.) 5) Русалка плыла по реке голубой, озаря..ма полной луной. (Л.) 6) И вдруг пред витязем пещера; в пещере свет. Он прямо к ней идёт под дремлющие своды. (П.) |
Билет №13. 1. Каким членом предложения является краткое причастие в предложении? Приведите пример. 2. Назовите признаки разговорного стиля (разговорной речи). 3. 3. Перепишите. Укажите какое причастие (действительное или страдательное). Выделите суффиксы причастий. 1) После чёрного подземелья необычайно ярким кажется отражённый снегами, реж..щий глаза свет. (С.-М.) 2) Дог быва..мый уголь льётся непрерывным потоком, грохочущим водопадом валится в трюмы приставшего к пристани корабля. (С.-М.) 3) Пыш..щее здоровьем лицо Марии Андреевны покрылось бледностью. (Ф.) 4) Время от времени впереди на полотне появлялся маш..щий флажком связист. (А. Н. Т.) 5) Внезапно раздался топот скач..щей лошади (Т.) |
Билет №14. 1. Объясните правописание двух букв Н в суффиксах полных страдательный причастий прошедшего времени. Приведите пример. 2. Назовите признаки художественного стиля (языка художественной литературы). 3. Выполните морфологический разбор. 1) Каменные ступени, стёртые3 тысячами человеческих шагов, вели на самое дно ущелья. (По Н. Ткаченко) 2) В мире высотных зданий, автобусов и троллейбусов, переполненных спешащими3 людьми. |
Билет №15. 1. Объясните правописание одной и двух букв Н в суффиксах отглагольных прилагательных. Приведите пример. 2. Чем отличаются простые предложения от сложных? Приведите примеры. 3. Образуйте полные и краткие страдательные причастия (в кратких используйте формы всех родов и множественного числа), запишите. 1) Организовать — организованный — организован — организована — организовано — организованы; основать, приковать, изжевать. 2)Внести — внесённый — внесён — внесена — внесено — внесены; водворить, внедрить, заключить, испечь, перевезти, просветить, посвятить, решить. 3)Возложить — возложенный — возложен — возложена — возложено — возложены; восстановить, добавить, допилить, заучить, обстричь, предусмотреть. |
Билет №16. 1. Объясните правописание одной и двух букв Н в суффиксах кратких страдательных причастий и отглагольных прилагательных. Приведите примеры. 2. Расскажите о знаках препинания при прямой речи и при диалоге. Приведите примеры. 3. Перепишите, согласуя с выделенными словами данные в скобках распространённые определения. Место их до или после определяемого слова выберите сами. 1) Дорога вьётся между двумя колеями (поросший зелёной придорожной травой). 2) Блюдца лилий и нити очень грациозны (идущий от них в глубину). 3) Солнце село, и на небе замерли лёгкие облака (розовеющий от заката). 4) Откуда-то справа доносились звуки (чрезвычайно похожий на плач ребёнка). |
Билет №17. 1. Назовите порядок морфологического разбора полного причастия. 2. В чем заключается отличие главных членов предложения от второстепенных? Приведите примеры. 3. Перепишите, согласуя с выделенными словами данные в скобках распространённые определения. Место их до или после определяемого слова выберите сами. 1) По степи лошади шли медленно (густо заросший травой). 2) Пастух подходит к нашему костру (заночевавший в горах). 3) Мы плыли в тумане (закрывший берег и море). 4) В снежных просторах трудно определить расстояние (обманывающий неопытный глаз). |
Билет №18. 1. Назовите порядок морфологического разбора краткого причастия. 2. Что изучает лексикология? Что такое синонимы и антонимы? Приведите примеры. 3. Перепишите предложения. Определите, чем являются выделенные слова: кратким причастием, полным причастием или глаголом. 1. Земл..трясние началось на рассвете. 2. Экзамен начат в девять часов утра. 3. Начатую работу необходимо закончить. 4. Нельзя использовать непроверенные факты. 5. Работа проверена учеником небрежно. 6. Я все внимательно проверила. 7. Бой наконец-то окончен. 8. Патроны закончились. 9. Посуда была вытерта насухо. |
Билет №19. 1. Объясните слитное и раздельное написание НЕ с причастиями. Приведите примеры. 2. Что изучает фонетика? В каком случае количество букв и звуков не совпадает? Приведите примеры. 3. Перепишите предложения. Определите, чем являются выделенные слова: кратким причастием, полным причастием или глаголом. 1. Он оставлен на второй год. 2. Подушка была набита пухом. 3. Надо улыбаться, даже если на душе тяжело. 4. Улыбающийся ребенок протянул мне игрушку. 5. Коса была очень туго заплетена. 6. Мне не нравится молотый кофе. 7. В открытую дверь ворвался свежий воздух. 8. Открой дверь пошире! 9. Двери и окна открыты. |
Билет №20. 1. Объясните правописание буквы Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных. Приведите примеры. 2. Какие способы словообразования вам известны? Приведите примеры. 3. Перепишите предложения, расставив и объяснив знаки препинания при причастных оборотах. 1 Победившие в соревнованиях спортсмены получили ценные призы. 2. Старые ящики сваленные в одну кучу лежали на заднем дворе.3. Засушенные листья Яна хр..нила в коробчк(е-и) сделанной из серебристого мета(л-лл)а. 4.Мать негромко нап..вавшая какую(то) песню сразу замолчала когда я вошел. 5. Ребята идущие вдоль морского берега увидели впереди разрушенный дом. |
Билет №21. 1. От основ данных глаголов (наладить, промокать, нести, прибыть) образуйте действительные причастия прошедшего времени, выделите в них суффикс. Объясните правила словообразования таких причастий от глаголов. 2. Что такое текст? Дайте определение. 3. Перепишите предложения, расставив и объяснив знаки препинания при причастных оборотах. 1. На самом деле это был не журавль а принц заколдованный злой волшебницей. 2.На парте лежала забытая учителем тетрадь. 3.Путь нам пр..граждала дверь запертая на засов. 4. Здесь были дети поющие народные песни и исполняющие стари(н-нн)ые танцы. 5. Она замолчала очень расстроенная тем что узнала. |
Билет №22. 1. От данных глаголов (оберегать, привозить) образуйте страдательные причастия настоящего времени? От чего зависит выбор суффикса в таком причастии? Приведите примеры. 2. Назовите функциональные разновидности языка. 3. Спишите, раскройте скобки. (Не)вымытый пол; (не)прибранная девочкой постель; (не)убранные вещи; ещё (не)умывшийся мальчик; (не)сфотографированный, а нарисованный пейзаж; (не)доумевающий взгляд; (не)выученные уроки; (не)прикрытая форточка; ещё (не)высохшая, но свежая рубашка; обувь (не)чищена; (не)чищенная обувь; (не)чищенная с прошлого вечера обувь; (не)ухоженный, а заросший сад. |
Билет №23. 1. Образуйте от данных глаголов действительные причастия настоящего времени и объясните выбор суффикса: тянуть, лечить. Выделите суффикс. 2. Назовите функциональные стили. 3. Спишите, раскрывая скобки и вставляя пропущенные буквы. (Не) исправле__ая вовремя ошибка, (не)вспаха_ое поле, (не)сжатая рожь, (не)успокоившееся море, (не)забываемое впечатление, (не)скоше__ый луг, (не) замече_а, неприятель (не) обнаружен, телефон (не) отремонтирован, калитка (не) закрыта, (не) написа_ое к сроку сочинение, (не)раше_ый забор, дорожки (не) выровнены, ещё (не)окрепший после болезни, (не)расколотый орех, (не)нашедший дороги, (не)погасший костёр, (не)рассчита_ый на непогоду, (не)выполне_ое задание. |
Билет №24. 1. Какие причастия называют страдательными, какие называют действительными? Приведите примеры. 2. Назовите отличия официально-делового стиля от публицистического. 3. Спишите, подчеркните и объясните правописание Н или НН. Жаре…ый гусь, поджаре…ая колбаса, жаре…ые в масле пирожки, писа…ый красавец, вписа…ый треугольник, писа…ый художником, организова…ая спонсорами ярмарка, тка…ая скатерть, ткан..ая золотом скатерть, забракова…ые товары, военизирова…ый отряд, воспита…ый человек, дистиллирова…ая вода, расклее…ые афиши, дисквалифицирова…ый спортсмен. |
Билет №25. 1. Объясните написание Н/НН в кратких страдательных причастиях и кратких отглагольных прилагательных. Приведите примеры. 2. Назовите отличия научного стиля от публицистического. 3. Выполнить морфологический разбор причастия. 1) Вымокшие3 под дождём путники расположились у костра. 2) За порхающей3 с ветки на ветку птичкой следил соседский кот. |
|