Научно-исследовательская работа на тему "Биография слова".
Цели и задачи: попробовать свои силы в научно-исследовательской деятельности; вызвать у слушателей интерес к русскому языку, показав его многообразие и красоту; попытаться помочь учащимся изучать трудные разделы языка.
План работы.
1.Аналогия.
2. Этимология слова.
3.Строение слова (анатомия слова). Виды разборов.
4.Место данного слова в лексическом ряду.
5. Звукопись.
6 Цветопись. Использование данного слова в разных жанрах литературы.
9. Ассоциации, связанные со словом.
Как мы узнаём о человеке? Читаем его биографию, смотрим на его облик, друзей, работу, наблюдаем за его поступками… И вот перед нами вырисовывается его характер. А как узнать о слове? А у слова, оказывается, тоже есть биография. Есть и друзья, и враги, облик…Вот такое оно слово, похожее на человека.
Моя научно-исследовательская работа так и называется "Биография слова". На слайде вы видите цели и задачи моей работы, пожалуй, самая важная – вызвать интерес к русскому языку, о потере этого интереса очень часто и много сейчас говорят, пытаются что-то изменить в лучшую сторону.
Первый пункт плана работы называется "Аналогия". Это значит "подобие". Аналог к слову "слово" я нашёл – человек. И в своей вступительной части объяснил почему.
Знакомство со словом нужно начинать с изучения его этимологии. Этимология - отрасль языкознания, исследующая происхождение слов, их первоначальную структуру и семантические связи.
Этимологический анализ слова поддерживает и развивает интерес к русскому языку, благоприятно воздействует на развитие речи , мышления, воображения, памяти, внимания, способствует улучшению грамотности при осмыслении и понимании написания словарных слов, углубляет знание языка. Выясняя происхождение слов, их историю в том или ином языке, этимология учитывает и данные других наук – истории, археологии, этнографии
Есть несколько версий того, откуда произошло слово радуга. Авторы этимологического словаря (2004 г. выпуска) склоняются к такой версии: слово "радуга" - это переиначенное слово "райдуга". Именно это слово используется в украинском языке для обозначения этого природного явления. Ну а слово "райдуга", как нетрудно догадаться, - результат сложения двух слов: "рай" и "дуга". В этом случае радуга буквально означает «пестрая дуга»
РА - на старославянском свет. Дуга понятно ...ДУГА СВЕТА..
Мы узнали место и время рождения данного слова, следующий этап – определение состава слова, проще говоря, определяем анатомию слова. В этом разделе работы я использую знания по всем видам разбора слова: фонетический, словообразовательный, лексический, морфологический, морфемный. Я не буду заострять ваше внимание ни на одном из них, скажу только, что наиболее интересным для меня оказался лексический разбор, поэтому следующая часть работы посвящена лексике слова. Интересно отыскивать синонимы и антонимы, изучать в Толковом словаре все пометки, касающиеся данного слова. Примером лексического разбора может послужить словосочетание "старый друг".
1. Старый друг – друг, существующий с давнего времени, долго.
2. Слово старый является многозначным: а) проживший или просуществовавший долгое время, достигший старости (Старый человек), б) не новый, повреждённый временем или пришедший в ветхость (Старый чемодан), в) не новый, давно известный или издавна привычный (Это старый анекдот), г) существовавший давно, древний (Картины старых мастеров), д) прежний, предшествующий (Он бросил старую работу и устроился на новую).
3. В предложении употреблено в прямом значении.
4. Синоним - давний.
5. Антоним - новый.
6. Исконно русское.
7. Слово общеупотребительное, употребляется во всех стилях речи.
8. Слово не является устаревшим, входит в активный словарный запас.
9. Слово входит еще в другие фразеологизмы: старый конь борозды не испортит, старый ворон…
Подходим к очень интересному пункту: "Звукопись слова".Слова создаются при помощи звуков. Отдельный звук речи, если он не используется как слово (союз, предлог, частица, междометие), ничего не значит, не имеет никакого смысла. Однако иногда смысл слова закрепляется за одним из образующих его звуков. Так случилось, например, со звуком [р], который входит в слова гром, греметь, гроза, раскаты, грохот и др. Слова со звуком [р] используются для передачи этих явлений природы. Поэт Ф. И. Тютчев намеренно включил слова, содержащие этот звук, в стихотворение «Весенняя гроза».
Люблю грозу в начале мая,
Когда весенний первый гром,
Как бы резвяся и играя,
Грохочет в небе голубом.
Гремят раскаты молодые.
Звукописью называют такой фонетический прием, который усиливает выразительность речи, за счет разнообразных звуковых повторов и особых интонаций.
Используется в целях звукоподражания.
"...Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши." К. Бальмонт.
Создает нужное эмоциональное впечатление.
Мне нравится поэзия, я люблю не просто читать стихи, а вчитываться в них, вслушиваться, т.е. разбираться в ярких образах, созданных поэтом. Для этого необходимо быть внимательным к поэтическому слову. Для поэзии, особого вида искусства, который сродни музыке, важно и само звучание, фонетический облик слова. Я заинтересовался звукописью, как художественным приёмом, во-первых, потому что он помогает по-особому «услышать» поэтические строки, «увидеть» художественные образы, созданные в стихах; во-вторых, потому что именно о звукописи при изучении произведений в школе говорят достаточно мало.
Мне стало интересно, какие существуют виды звукописи, какие поэты обращались к этому приёму и для чего. Мне захотелось найти примеры звукописи в известных художественных произведениях.
Звукописью пользовались и пользуются в настоящее время самые разные люди – прежде всего поэты, писатели, но ещё ее можно встретить в лозунгах политических партий и рекламных текстах.
Вечер. Взморье. Вздохи ветра.
Величавый возглас волн.
Близко буря, в берег бьется
Чуждый чарам черный челн...
Чуждый чистым чарам счастья,
Челн томленья, челн тревог
Бросил берег, бьется с бурей,
Ищет светлых снов чертог...
(К.Бальмонт)
В самом термине «звукопись» мы видим две части: «звук» и «писать», то есть писать (изображать) звуками. Исходя из приведённых выше определений, можно попытаться дать более общее определение этого литературоведческого термина. Звукопись – это художественный приём, заключающийся в создании образов путём подбора таких слов, которые имитируют звуки реального мира (свист ветра, рёв мотора и т.п.)
Звукопись создаётся самыми разными приёмами. Один из таких приёмов – аллитерация. Аллитерацией называется повторение одинаковых или сходных согласных. Аллитерация – древнейший стилистический прием усиления выразительности стиха повторами согласных звуков. В своей работе я говорю и о других приёмах звукописи: ассонансе, анафоре, эпифоре.
Раздел "Цветопись" тесно связан с предыдущим, потому что и там, и там слово рассматривается в связи с художественной литературой. Коротко скажу, что каждое слово окрашивается в какой-то цвет, благодаря соседству с другими словами. Подсолнух… золотой, жёлтый, похожий на солнышко. Ночь… тёмная, звёздная, таинственная.
Цветопись — искусство передачи цветов, красок окружающего мира языком художественного произведения. С помощью цветописи писатель может передать чувства не напрямую, а как бы мелкими штрихами, наполняя своё художественное произведение
В последнем разделе моей работы я пытался искать ассоциации, связанные с каким-либо словом.
В различных направлениях психологии - было предложено выделять ассоциации по типу их образования. Так были выделены ассоциации по сходству (красное - пурпурное), по контрасту (большое - маленькое), по смежности в пространстве или во времени (запах приправы к пище вызывает аппетит), причинно - следственные (сильный ветер - озноб). Было обнаружено, что сила связи зависит от ряда условий (сила впечатлений, вызываемых элементами связи, их новизна, а также способности индивида).
Например, слово "счастье" ассоциируется у меня с детством, с запахом бабушкиных пирогов…Слово "земля" – это, прежде всего, почему-то огород весной…
В этот раздел моего исследования при дальнейшей работе я обязательно включу интервью с людьми разных возрастов. Буду спрашивать :"С чем у вас ассоциируется слово…."
И поскольку мы говорим о том, что слово похоже на человека, значит можно и нужно нарисовать его портрет. Во второй части научно-исследовательской работы я приготовлю презентацию на тему "Биография слова "демон».
Заключительная часть.
На примере слова «Демон» я показал как можно составить «биографию» любого слова. Для чего? Чтобы понять его значимость, оценить звучание, пополнить багаж своих знаний и доказать, что к любому слову можно подставить эпитет «живое»…Живое слово!
В художественной литературе слово «демон» встречается, на мой взгляд, не часто. Но оно как бы незримо связывает имена трёх великих русских поэтов: А.С.Пушкина, М.Ю.Лермонтова и А.А.Блока.
У А.С.Пушкина: «…А Демон мрачный и мятежный над адской бездною летал...»», «…дух отрицанья, дух сомненья…», «…злобный гений…».
У М,Ю,Лермонтова: «Печальный Демон, дух изгнанья…», «…давно отверженный…», «…адский дух…», «…мрачный дух сомненья…»…
У А,А,Блока: «…божественно- прекрасным телом…», «…и распустив тихонько крылья…»…
Когда разговор заходит о живописи и использовании в этом виде искусства слова «Демон», то, конечно, сразу вспоминается знаменитая картина М.Врубеля «Демон сидящий». М,Врубель нарисовал около 20-и картин с образом Демона (смотрите приложение).
А Ф,Шаляпин, Г,Отс, Д,Хворостовский создали музыкальный образ Демона в опере А.Рубинштейна «Демон» (смотрите приложение).
В художественной литературе и в живописи чаще можно встретить образы синонимичные Демону (дьявол, сатана, чёрт, бес, люцифер…), но в моей работе речь идёт не об образе, а о слове…
Слово «демон» произносится мягко, я бы даже сказал, напевно (первый слог немного растягивается). Обратите внимание на транскрипцию данного слова: (д,эман). Мелодичность произношения, по-моему, влияет на восприятие того образа, который обозначается словом: этот образ не пугает (так, как пугает, например, сатана), он вызывает сострадание, ему хочется помочь.
Ассоциации.
Учительница, 61год. «Злой. Чёрный плащ с красным подкладом. Высокий. Перед собой вижу почему-то М.Магомаева в роли Мефистофеля».
Пенсионерка,68 лет. «Красивый, огромный, сильный, грустный…В общем, картина Врубеля».
Юрист,42года. «Чёрная клякса. Летает и всех пугает. У него нет лица и тела».
Музыкальный работник,50лет. «Красный, лохматый, со страшными глазами… ну, очень страшный…»
Студентка, 21год. «Одиночество и печаль».
Полицейский, 35лет. «Картина Врубеля».
Инженер,65 лет. «Что-то летающее. Существо. Неконкретное что-то».
Ученик 3 класса, 9лет. «Это какое-то зло».