СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Биология 7 кл.под редакцией В.В.Пасечника, серия "Линия жизни" по ФГОС Рабочая программа на 2016-2017 учебный год;

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учителям биологии, работающим в 7 классах по учебнику под редакцией проффессора В.В.Пасечника, серия "Линия жизни" по ФГОС на 2016-2017 учебный год.

Просмотр содержимого документа
«Биология 7 кл.под редакцией В.В.Пасечника, серия "Линия жизни" по ФГОС Рабочая программа на 2016-2017 учебный год;»

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Домодедовская средняя общеобразовательная школа №1





СОГЛАСОВАНО.

Протокол заседания методического объединения

учителей биологии, химии, географии

от «___ » августа 2016 года

Руководитель ШМО

____________Анисимова М.А.


СОГЛАСОВАНО.

Замдиректора по УВР ________Камышова Н.В.

« ___ » августа 2016 года.


УТВЕРЖДАЮ.

Директор школы

____________О.А. Тимофеева

«___» _________ 2016г.












РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по биологии для 7 «_Б___» класса

(базовый уровень)

на 2016 – 2017 учебный год







Составитель: Рыбакова Александра Эдуардовна

Учитель биологии







г. Домодедово 2016


Планируемые результаты изучения курса биологии в 7 классе


В результате изучения биологии в 7 классе учащиеся должны знать/понимать:


  • Признаки биологических объектов: живых организмов, клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;


  • Сущность биологических процессов: жизнедеятельности, развития;

уметь:



  • Объяснять: роль различных организмов в жизни человека и его деятельности, необходимость защиты окружающей среды;





  • Изучать биологические объекты и процессы: проводить практические работы, наблюдать за ростом и развитием растений, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;




  • Распознавать и описывать: растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;


  • Сравнивать биологические объекты и делать выводы на основе сравнения;




  • Определять принадлежность биологических объектов к определенной систематической группе;




  • Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных.

ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ



Введение. Многообразие организмов, их классификация (2ч).

Систематика – наука о многообразии и классификации организмов. Вид – исходная единица систематики. Классификация живых организмов.

Демонстрации: таблицы с изображением представителей различных царств живой природы.

Глава 1. Бактерии. Грибы. Лишайники (6ч)

Бактерии – доядерные организмы. Особенности строения и жизнедеятельности. Разнообразие бактерий, их распространение в природе и жизни человека.

Грибы – царство живой природы. Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Грибы - паразиты растений, животных, человека.

Лишайники – комплексные симбиотические организмы. Роль в природе, использование человеком.

Демонстрации: натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья, лишайники), муляжи плодовых тел шляпочных грибов.

Лабораторная работа №1 «Изучение строения плесневых грибов»

Практическая работа №1«Распознавание съедобных и ядовитых грибов»

Глава 2. Многообразие растительного мира (26ч)

Водоросли – наиболее древние низшие растения. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Строение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, использование в практической деятельности и охрана.

Риниофиты – первые наземные высшие растения. Появление тканей. Ткани растений.

Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Средообразующее значение мхов.

Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Средообразующее значение папоротников. Использование и охрана папоротников.

Семенные растения. Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных. Многообразие голосеменных. Хвойный лес как природное сообщество. Роль голосеменных в природе, их использование.

Покрытосеменные растения, особенности их строения и процессов жизнедеятельности. Многообразие покрытосеменных, их классификация. Класс Двудольные, важнейшие семейства класса (с учетом природного окружения). Класс Однодольные, важнейшие семейства класса.

Многообразие растений, выращиваемых человеком.

Демонстрации: живые и гербарные экземпляры растений разных отделов, классов и семейств покрытосеменных; микропрепараты тканей растений; культурные растения

региона; приспособленность растений к жизни в разных средах обитания

Лабораторные работы:

2 «Изучение внешнего строения водорослей»;

3 «Изучение внешнего строения мхов»;

4 «Изучение внешнего строения папоротника»;

5 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений»;

6 «Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений»;

7 «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений»;

8 «Изучение органов цветкового растения»;

9 «Изучение строения стержневой и мочковатой корневых систем»

10 «Строение почек, расположение почек на стебле»

11 «Внутреннее строение ветки дерева»;

12 «Листья простые и сложные, листорасположение и жилкование»;

13 «Изучение видоизмененных побегов (луковица, корневище, клубень)»

14 «Строение цветка»;

15 «Строение соцветия»;

16 «Классификация плодов»;

17 «Цветение и опыление растений»;

18 «Характерные признаки семейств двудольных растений»;

19 «Характерные признаки семейства однодольных растений на примере пшеницы и ржи»

Практические работы:

  • 2 «Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур»;

  • 3 «Распознавание наиболее распространенных растений своей местности»;

  • 4 «Определение принадлежности растений к определенной систематической группе».


Глава 3. Многообразие животного мира (25ч)

Общие сведения о животном мире. Основные отличия животных от растений, черты их сходства.

Систематика животных. Охрана животного мира.

Одноклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие одноклеточных. Паразитические одноклеточные. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых одноклеточными. Роль одноклеточных в природе и жизни человека.

Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Специализация клеток. Ткани, органы, системы органов организма животного, их взаимосвязь.

Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности. Рефлекс. Многообразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека.

Черви. Особенности строения и жизнедеятельности червей. Многообразие червей. Паразитические черви. Меры предупреждения заражения паразитическими червями. Роль червей в природе и жизни человека.

Моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие моллюсков. Промысловое значение моллюсков. Роль моллюсков в природе и жизни человека.

Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Многообразие членистоногих. Инстинкты. Членистоногие – возбудители и переносчики возбудителей болезней человека и животных, вредители сельскохозяйственных растений. Меры предупреждения заболеваний медоносные пчелы. Пчеловодство. Роль членистоногих в природе, их практическое значение и охрана.

Хордовые. Общая характеристика. Рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб. Многообразие рыб. Рыболовство и рыбоводство. Роль в природе, практическое значение и охрана рыб.

Земноводные и пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие земноводных и пресмыкающихся. Предохранение от укусов и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Роль в природе, практическое значение и охрана земноводных и пресмыкающихся.

Птицы. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие птиц. Забота о потомстве. Птицеводство. Породы птиц. Роль в природе, практическое значение, охрана птиц.

Млекопитающие. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие млекопитающих. Забота о потомстве. Животноводство. Породы млекопитающих. Роль в природе, практическое значение, охрана млекопитающих.



Демонстрации: таблицы, атласы, диапозитивы, в/ф по биологии животных; микропрепараты одноклеточных животных, гидры, ланцетника; образцы кораллов, влажные препараты медуз; коллекции и влажные препараты моллюсков, живые водные моллюски; коллекции членистоногих; скелеты костистой рыбы, лягушки, ящерицы, птиц, млекопитающих; модель яйца птицы; чучела птиц и зверей.


Лабораторные работы:

20 «Изучение разнообразия свободноживущих водных простейших животных»;

21 «Изучение строения клеток и тканей многоклеточных животных»;

22«Изучение многообразия кишечнополостных, внешнего строения

пресноводной гидры»;

23 «Изучение внешнего строения дождевого червя»;

24 «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих»;

25«Изучение внешнего строения и рыб»;

26«Изучение внешнего строения птиц, особенностей перьевого покрова, строения куриного яйца»;

27 «Изучение внешнего строения млекопитающих»;

28 «Наблюдение и уход за млекопитающими (хомяками, морскими свинками, кроликами и др.)».

Экскурсии:

- Разнообразие и роль членистоногих в природе;

- Знакомство с птицами парка. Составление списка птиц местной фауны;

- Многообразие зверей родного края.

Фенологические наблюдения: сезонные наблюдения за птицами родного края.

Глава 4. Эволюция растений и животных, их охрана (3ч)

Этапы эволюции органического мира. Эволюция растений: от одноклеточных водорослей до покрытосеменных. Этапы развития беспозвоночных и позвоночных животных.

Демонстрации: отпечатки растений и животных, палеонтологические доказательства эволюции.


Глава 5. Экосистемы (4ч)

Естественные и искусственные экосистемы (водоем, луг, лес, парк, сад). Факторы среды и их влияние на экосистемы. Цепи питания, потоки энергии. Взаимосвязь компонентов экосистемы и их приспособленность друг к другу. Охрана экосистем.

Экскурсии:

- Знакомство с птицами леса (парка);

- Многообразие зверей родного края (природа, краеведческий музей, зоопарк).

Демонстрации: структура экосистемы (динамическая модель); пищевые цепи; взаимодействия разных видов в экосистеме (симбиоз, паразитизм, хищничество); растения и животные разных экологических групп.










Класс – 7 «Б»

Количество часов в неделю – 68

Количество часов в год – 2

Авторы учебника – В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова


уро-ка

Наименование разделов и тем

Планируемая дата проведения

Скорректи-рованная дата проведения


7 класс Введение Многообразие организмов, их классификация 2 часа

1 четверть


1

Многообразие организмов, их классификация

01.09-02.09


2

Вид – основная единица систематики Л/р 1 «Выявление принадлежности растений к определенной систематической группе»



Глава 1 Бактерии, грибы, лишайники 6 часов



3

Бактерии – доядерные организмы

05.09-09.09


4

Роль бактерий в природе и жизни человека



5

Грибы – царство живой природы Л опыт «Изучение грибных спор, выращивание плесени»

12.09-16.09


6

Многообразие грибов, их роль в жизни человека Л/р2 «Строение и разнообразие шляпочных грибов»



7

Грибы – паразиты растений, животных и человека»

19.09-23.09


8

Лишайники – комплексные симбиотические организмы



Глава 2 Многообразие растительного мира 25 часов



9

Водоросли, общая характеристика

26.09-30.09


10

Многообразие водорослей Л/р №3 «Строение зеленых водорослей»



11

Значение водорослей в природе и жизни человека

03.10-07.10


12

Высшие споровые растения



13

Моховидные Л/р №4 «Строение мха на примере местных видов»

10.10-14.10


14

Папоротниковидные Л/р №5 «Строение папоротника»



15

Плауновидные и хвощевидные

17.10-21.10


16

Голосеменные – отдел семенных растений Л/р №6 «Изучение строения хвои и шишек хвойных растений»



17

Разнообразие хвойных растений

24.10-02.11


18

Покрытосеменные. или цветковые Л\р №7 «Изучение строения однодольных и двудольных растений»



19

Строение семян Л/р №8 «Изучение строения органов цветкового растения»

2 четверть 11.11-18.11


20

Виды корней и типы корневых систем Л/р №9 «Стержневая и мочковатая корневые системы»



21

Видоизменения корней

21.11-25.11


22

Побег и почки Л/р №10 «Строение почек, расположение почек на стебле»



23

Строение стебля Л/р №11 «Внутреннее строение ветки дерева»

28.11-02.12


24

Внешнее строение листа Л\р №12 «Листья простые и сложные, их листорасположение и жилкование»



25

Клеточное строение листа

05.12-09.12


26

Видоизменения побегов Л/р №13 «Изучение видоизмененных побегов, строение клубня, корневища и луковицы»



27

Строение и разнообразие цветков Л/р №14 «Строение цветка»

12.12-16.12


28

Соцветия Л/р №15 «Строение соцветия»



29

Плоды Л/р №16 «Классификация плодов»

19.12-23.12


30

Размножение покрытосеменных растений Л/р №17 «Цветение и опыление растений»



31

Классификация покрытосеменных растений

26.12-28.12


32

Класс двудольные Л/р №18 «Характерные признаки семейств двудольных растений»



33

Класс однодольные Л/р №19 «Характерные признаки семейства однодольных растений на примере пшеницы и ржи»

3 четверть

12.01-14.01



Глава 3 Многообразие животного мира 24 часа



34

Общие сведения о животном мире



35

Одноклеточные животные или простейшие Л/р №20 Изучение разнообразия свободноживущих водных простейших»

16.01-20-01


36

Паразитические простейшие Значение простейших



37

Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных Л/р №21 «Изучение многообразия тканей животных»

23.01-27.01


38

Тип кишечнополостные Л/р №22 «Изучение пресноводной гидры»



39

Многообразие кишечнополостных

30.01-03.02


40

Общая характеристика червей Тип плоские черви



41

Тип круглые черви и тип кольчатые черви Л/р №»23 «Изучение внешнего строения дождевого червя»

06.02-10.02


42

Брюхоногие и двустворчатые моллюски



43

Головоногие моллюски

13.02-17.02


44

Тип членистоногие Класс ракообразные



45

Класс паукообразные

20.02-24.02


46

Класс насекомые



47

Многообразие насекомых Л\р №24 «Изучение внешнего строения насекомого»

27.02-03.03


48

Тип хордовые



49

Строение и жизнедеятельность рыб Л/р №25 «Изучение внешнего строения рыбы»

06.03-10.03


50

Приспособление рыб к условиям обитания Значение рыб



51

Класс земноводные

13.03-22.03


52

Класс пресмыкающиеся



53

Класс птицы Л/р №26 «Изучение внешнего строения птицы»

4 четверть

03.04-07.04


54

Многообразие птиц и их значение Птицеводство



55

Экскурсия «Знакомство с птицами леса»

10.04-14.04


56

Класс млекопитающие или звери Л/р №27 «Изучение внешнего строения млекопитающих»



57

Многообразие зверей

17.04-21.04


58

Домашние млекопитающие Л/р №28 «Наблюдение и уход за млекопитающими»




Глава 4 Эволюция растений и животных, их охрана 3 часа



59

Этапы эволюции органического мира

24.04-28.04


60

Освоение суши растениями и животными



61

Охрана растительного и животного мира

03.05-05.05


62

Экосистема



63

Среда обитания организмов

08.05-12.05


64

Экологические факторы: биотические, антропогенные



65

Искусственные экосистемы

15.05-19.05


66

Резервное время



67

Резервное время

22.05-26.05


68

Резервное время