Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
Домодедовская средняя общеобразовательная школа №1
СОГЛАСОВАНО. Протокол заседания методического объединения учителей биологии, химии, географии от «___ » августа 2016 года Руководитель ШМО ____________Анисимова М.А. | СОГЛАСОВАНО. Замдиректора по УВР ________Камышова Н.В. « ___ » августа 2016 года. | УТВЕРЖДАЮ. Директор школы ____________О.А. Тимофеева «___» _________ 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по биологии для 7 «_Б___» класса
(базовый уровень)
на 2016 – 2017 учебный год
Составитель: Рыбакова Александра Эдуардовна
Учитель биологии
г. Домодедово 2016
Планируемые результаты изучения курса биологии в 7 классе
В результате изучения биологии в 7 классе учащиеся должны знать/понимать:
Признаки биологических объектов: живых организмов, клеток и организмов растений, животных, грибов и бактерий;
уметь:
Изучать биологические объекты и процессы: проводить практические работы, наблюдать за ростом и развитием растений, поведением животных, сезонными изменениями в природе; рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать биологические объекты;
Распознавать и описывать: растения разных отделов, животных отдельных типов и классов; наиболее распространенные растения и животных своей местности, домашних животных, съедобные и ядовитые грибы, опасные для человека растения и животных;
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для выращивания и размножения культурных растений и домашних животных, ухода за ними; соблюдения мер профилактики заболеваний, вызываемых растениями, животными, бактериями, грибами и вирусами; оказания первой помощи при отравлении ядовитыми грибами, растениями, при укусах животных.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ
Введение. Многообразие организмов, их классификация (2ч).
Систематика – наука о многообразии и классификации организмов. Вид – исходная единица систематики. Классификация живых организмов.
Демонстрации: таблицы с изображением представителей различных царств живой природы.
Глава 1. Бактерии. Грибы. Лишайники (6ч)
Бактерии – доядерные организмы. Особенности строения и жизнедеятельности. Разнообразие бактерий, их распространение в природе и жизни человека.
Грибы – царство живой природы. Многообразие грибов, их роль в жизни человека. Грибы - паразиты растений, животных, человека.
Лишайники – комплексные симбиотические организмы. Роль в природе, использование человеком.
Демонстрации: натуральные объекты (трутовик, ржавчина, головня, спорынья, лишайники), муляжи плодовых тел шляпочных грибов.
Лабораторная работа №1 «Изучение строения плесневых грибов»
Практическая работа №1«Распознавание съедобных и ядовитых грибов»
Глава 2. Многообразие растительного мира (26ч)
Водоросли – наиболее древние низшие растения. Одноклеточные и многоклеточные водоросли. Строение, жизнедеятельность, размножение. Роль водорослей в природе, использование в практической деятельности и охрана.
Риниофиты – первые наземные высшие растения. Появление тканей. Ткани растений.
Мхи, строение и жизнедеятельность. Роль мхов в природе, хозяйственное значение. Средообразующее значение мхов.
Папоротники, строение и жизнедеятельность. Многообразие папоротников, их роль в природе. Средообразующее значение папоротников. Использование и охрана папоротников.
Семенные растения. Особенности строения и жизнедеятельности голосеменных. Многообразие голосеменных. Хвойный лес как природное сообщество. Роль голосеменных в природе, их использование.
Покрытосеменные растения, особенности их строения и процессов жизнедеятельности. Многообразие покрытосеменных, их классификация. Класс Двудольные, важнейшие семейства класса (с учетом природного окружения). Класс Однодольные, важнейшие семейства класса.
Многообразие растений, выращиваемых человеком.
Демонстрации: живые и гербарные экземпляры растений разных отделов, классов и семейств покрытосеменных; микропрепараты тканей растений; культурные растения
региона; приспособленность растений к жизни в разных средах обитания
Лабораторные работы:
№2 «Изучение внешнего строения водорослей»;
№3 «Изучение внешнего строения мхов»;
№4 «Изучение внешнего строения папоротника»;
№5 «Изучение строения и многообразия голосеменных растений»;
№6 «Изучение строения и многообразия покрытосеменных растений»;
№7 «Изучение строения семян однодольных и двудольных растений»;
№8 «Изучение органов цветкового растения»;
№9 «Изучение строения стержневой и мочковатой корневых систем»
№10 «Строение почек, расположение почек на стебле»
№11 «Внутреннее строение ветки дерева»;
№12 «Листья простые и сложные, листорасположение и жилкование»;
№13 «Изучение видоизмененных побегов (луковица, корневище, клубень)»
№14 «Строение цветка»;
№15 «Строение соцветия»;
№16 «Классификация плодов»;
№17 «Цветение и опыление растений»;
№18 «Характерные признаки семейств двудольных растений»;
№19 «Характерные признаки семейства однодольных растений на примере пшеницы и ржи»
Практические работы:
№2 «Распознавание важнейших сельскохозяйственных культур»;
№3 «Распознавание наиболее распространенных растений своей местности»;
№4 «Определение принадлежности растений к определенной систематической группе».
Глава 3. Многообразие животного мира (25ч)
Общие сведения о животном мире. Основные отличия животных от растений, черты их сходства.
Систематика животных. Охрана животного мира.
Одноклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие одноклеточных. Паразитические одноклеточные. Меры предупреждения заболеваний, вызываемых одноклеточными. Роль одноклеточных в природе и жизни человека.
Многоклеточные животные. Особенности строения и жизнедеятельности. Специализация клеток. Ткани, органы, системы органов организма животного, их взаимосвязь.
Кишечнополостные. Особенности строения и жизнедеятельности. Рефлекс. Многообразие кишечнополостных, их роль в природе и жизни человека.
Черви. Особенности строения и жизнедеятельности червей. Многообразие червей. Паразитические черви. Меры предупреждения заражения паразитическими червями. Роль червей в природе и жизни человека.
Моллюски. Особенности строения и жизнедеятельности. Многообразие моллюсков. Промысловое значение моллюсков. Роль моллюсков в природе и жизни человека.
Членистоногие. Особенности строения и жизнедеятельности членистоногих. Многообразие членистоногих. Инстинкты. Членистоногие – возбудители и переносчики возбудителей болезней человека и животных, вредители сельскохозяйственных растений. Меры предупреждения заболеваний медоносные пчелы. Пчеловодство. Роль членистоногих в природе, их практическое значение и охрана.
Хордовые. Общая характеристика. Рыбы. Особенности строения и жизнедеятельности рыб. Многообразие рыб. Рыболовство и рыбоводство. Роль в природе, практическое значение и охрана рыб.
Земноводные и пресмыкающиеся. Особенности строения и жизнедеятельности, многообразие земноводных и пресмыкающихся. Предохранение от укусов и первая помощь при укусе ядовитой змеи. Роль в природе, практическое значение и охрана земноводных и пресмыкающихся.
Птицы. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие птиц. Забота о потомстве. Птицеводство. Породы птиц. Роль в природе, практическое значение, охрана птиц.
Млекопитающие. Особенности строения и процессов жизнедеятельности, многообразие млекопитающих. Забота о потомстве. Животноводство. Породы млекопитающих. Роль в природе, практическое значение, охрана млекопитающих.
Демонстрации: таблицы, атласы, диапозитивы, в/ф по биологии животных; микропрепараты одноклеточных животных, гидры, ланцетника; образцы кораллов, влажные препараты медуз; коллекции и влажные препараты моллюсков, живые водные моллюски; коллекции членистоногих; скелеты костистой рыбы, лягушки, ящерицы, птиц, млекопитающих; модель яйца птицы; чучела птиц и зверей.
Лабораторные работы:
№20 «Изучение разнообразия свободноживущих водных простейших животных»;
№21 «Изучение строения клеток и тканей многоклеточных животных»;
№22«Изучение многообразия кишечнополостных, внешнего строения
пресноводной гидры»;
№23 «Изучение внешнего строения дождевого червя»;
№24 «Изучение внешнего строения и многообразия членистоногих»;
№25«Изучение внешнего строения и рыб»;
№26«Изучение внешнего строения птиц, особенностей перьевого покрова, строения куриного яйца»;
№27 «Изучение внешнего строения млекопитающих»;
№28 «Наблюдение и уход за млекопитающими (хомяками, морскими свинками, кроликами и др.)».
Экскурсии:
- Разнообразие и роль членистоногих в природе;
- Знакомство с птицами парка. Составление списка птиц местной фауны;
- Многообразие зверей родного края.
Фенологические наблюдения: сезонные наблюдения за птицами родного края.
Глава 4. Эволюция растений и животных, их охрана (3ч)
Этапы эволюции органического мира. Эволюция растений: от одноклеточных водорослей до покрытосеменных. Этапы развития беспозвоночных и позвоночных животных.
Демонстрации: отпечатки растений и животных, палеонтологические доказательства эволюции.
Глава 5. Экосистемы (4ч)
Естественные и искусственные экосистемы (водоем, луг, лес, парк, сад). Факторы среды и их влияние на экосистемы. Цепи питания, потоки энергии. Взаимосвязь компонентов экосистемы и их приспособленность друг к другу. Охрана экосистем.
Экскурсии:
- Знакомство с птицами леса (парка);
- Многообразие зверей родного края (природа, краеведческий музей, зоопарк).
Демонстрации: структура экосистемы (динамическая модель); пищевые цепи; взаимодействия разных видов в экосистеме (симбиоз, паразитизм, хищничество); растения и животные разных экологических групп.
Класс – 7 «Б»
Количество часов в неделю – 68
Количество часов в год – 2
Авторы учебника – В.В.Пасечник, С.В.Суматохин, Г.С.Калинова
№ уро-ка | Наименование разделов и тем | Планируемая дата проведения | Скорректи-рованная дата проведения |
| 7 класс Введение Многообразие организмов, их классификация 2 часа | 1 четверть | |
1 | Многообразие организмов, их классификация | 01.09-02.09 | |
2 | Вид – основная единица систематики Л/р №1 «Выявление принадлежности растений к определенной систематической группе» | | |
| Глава 1 Бактерии, грибы, лишайники 6 часов | | |
3 | Бактерии – доядерные организмы | 05.09-09.09 | |
4 | Роль бактерий в природе и жизни человека | | |
5 | Грибы – царство живой природы Л опыт «Изучение грибных спор, выращивание плесени» | 12.09-16.09 | |
6 | Многообразие грибов, их роль в жизни человека Л/р №2 «Строение и разнообразие шляпочных грибов» | | |
7 | Грибы – паразиты растений, животных и человека» | 19.09-23.09 | |
8 | Лишайники – комплексные симбиотические организмы | | |
| Глава 2 Многообразие растительного мира 25 часов | | |
9 | Водоросли, общая характеристика | 26.09-30.09 | |
10 | Многообразие водорослей Л/р №3 «Строение зеленых водорослей» | | |
11 | Значение водорослей в природе и жизни человека | 03.10-07.10 | |
12 | Высшие споровые растения | | |
13 | Моховидные Л/р №4 «Строение мха на примере местных видов» | 10.10-14.10 | |
14 | Папоротниковидные Л/р №5 «Строение папоротника» | | |
15 | Плауновидные и хвощевидные | 17.10-21.10 | |
16 | Голосеменные – отдел семенных растений Л/р №6 «Изучение строения хвои и шишек хвойных растений» | | |
17 | Разнообразие хвойных растений | 24.10-02.11 | |
18 | Покрытосеменные. или цветковые Л\р №7 «Изучение строения однодольных и двудольных растений» | | |
19 | Строение семян Л/р №8 «Изучение строения органов цветкового растения» | 2 четверть 11.11-18.11 | |
20 | Виды корней и типы корневых систем Л/р №9 «Стержневая и мочковатая корневые системы» | | |
21 | Видоизменения корней | 21.11-25.11 | |
22 | Побег и почки Л/р №10 «Строение почек, расположение почек на стебле» | | |
23 | Строение стебля Л/р №11 «Внутреннее строение ветки дерева» | 28.11-02.12 | |
24 | Внешнее строение листа Л\р №12 «Листья простые и сложные, их листорасположение и жилкование» | | |
25 | Клеточное строение листа | 05.12-09.12 | |
26 | Видоизменения побегов Л/р №13 «Изучение видоизмененных побегов, строение клубня, корневища и луковицы» | | |
27 | Строение и разнообразие цветков Л/р №14 «Строение цветка» | 12.12-16.12 | |
28 | Соцветия Л/р №15 «Строение соцветия» | | |
29 | Плоды Л/р №16 «Классификация плодов» | 19.12-23.12 | |
30 | Размножение покрытосеменных растений Л/р №17 «Цветение и опыление растений» | | |
31 | Классификация покрытосеменных растений | 26.12-28.12 | |
32 | Класс двудольные Л/р №18 «Характерные признаки семейств двудольных растений» | | |
33 | Класс однодольные Л/р №19 «Характерные признаки семейства однодольных растений на примере пшеницы и ржи» | 3 четверть 12.01-14.01 | |
| Глава 3 Многообразие животного мира 24 часа | | |
34 | Общие сведения о животном мире | | |
35 | Одноклеточные животные или простейшие Л/р №20 Изучение разнообразия свободноживущих водных простейших» | 16.01-20-01 | |
36 | Паразитические простейшие Значение простейших | | |
37 | Ткани, органы и системы органов многоклеточных животных Л/р №21 «Изучение многообразия тканей животных» | 23.01-27.01 | |
38 | Тип кишечнополостные Л/р №22 «Изучение пресноводной гидры» | | |
39 | Многообразие кишечнополостных | 30.01-03.02 | |
40 | Общая характеристика червей Тип плоские черви | | |
41 | Тип круглые черви и тип кольчатые черви Л/р №»23 «Изучение внешнего строения дождевого червя» | 06.02-10.02 | |
42 | Брюхоногие и двустворчатые моллюски | | |
43 | Головоногие моллюски | 13.02-17.02 | |
44 | Тип членистоногие Класс ракообразные | | |
45 | Класс паукообразные | 20.02-24.02 | |
46 | Класс насекомые | | |
47 | Многообразие насекомых Л\р №24 «Изучение внешнего строения насекомого» | 27.02-03.03 | |
48 | Тип хордовые | | |
49 | Строение и жизнедеятельность рыб Л/р №25 «Изучение внешнего строения рыбы» | 06.03-10.03 | |
50 | Приспособление рыб к условиям обитания Значение рыб | | |
51 | Класс земноводные | 13.03-22.03 | |
52 | Класс пресмыкающиеся | | |
53 | Класс птицы Л/р №26 «Изучение внешнего строения птицы» | 4 четверть 03.04-07.04 | |
54 | Многообразие птиц и их значение Птицеводство | | |
55 | Экскурсия «Знакомство с птицами леса» | 10.04-14.04 | |
56 | Класс млекопитающие или звери Л/р №27 «Изучение внешнего строения млекопитающих» | | |
57 | Многообразие зверей | 17.04-21.04 | |
58 | Домашние млекопитающие Л/р №28 «Наблюдение и уход за млекопитающими» | | |
| Глава 4 Эволюция растений и животных, их охрана 3 часа | | |
59 | Этапы эволюции органического мира | 24.04-28.04 | |
60 | Освоение суши растениями и животными | | |
61 | Охрана растительного и животного мира | 03.05-05.05 | |
62 | Экосистема | | |
63 | Среда обитания организмов | 08.05-12.05 | |
64 | Экологические факторы: биотические, антропогенные | | |
65 | Искусственные экосистемы | 15.05-19.05 | |
66 | Резервное время | | |
67 | Резервное время | 22.05-26.05 | |
68 | Резервное время | | |
| | | |