Свойства живых организмов. Роль питания, дыхания, транспорта веществ, удаления продуктов обмена в жизнедеятельности клетки и организма. Рост и развитие организма. Размножение - БИОЛОГИЯ - НАУКА О ЖИВОМ МИРЕ
Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Используемые технологии: здоровьесбережен ия, проблемного обучения, развивающего обучения.
Формируемые УУД: к, — формировать навыки учебного сотрудничества в ходе индивидуальной работы; р. — сверять свои
действия с целью и при необходимости исправлять ошибки; п. — преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу); л. — формировать понимание ценности здорового и безопасного образа жизни.
Планируемые результаты: научиться называть основные процессы жизнедеятельности клетки; показывать взаимосвязь частей клетки.
Оборудование: учебник, таблицы для заполнения (по количеству учеников в классе).
Ход урока
I. Организационный момент
(Учитель приветствует учеников, проверяет готовность к уроку.)
Мы продолжаем изучать живую клетку. Сегодня поговорим о процессах, которые в ней происходят. Но сначала вспомним, из чего состоит живая клетка.
II. Проверка домашнего задания
— Из каких веществ состоят живые клетки?
— Как опытным путем можно доказать, что живая клетка построена из неорганических веществ? Каково значение этих веществ для клетки?
— Как опытным путем можно доказать, что живая клетка построена из органических веществ? Каково значение этих веществ для клетки?
(Каждый ответ учитель просит прокомментировать. Для этого напоминает, как это нужно сделать: объявить тему, по которой идет ответ, перечислить правильные пункты ответа, исправить ошибки, если есть, при необходимости дополнить. Далее проводится игра. Ученики встают, выходят из-за парт, заняв свободное положение. Учитель рассказывает о каком-то веществе. Если вещество органическое, ученики начинают двигаться, если неорганическое — замирают. Так как игра достаточно подвижная, физкультминутку на данном уроке можно не проводить.)
• Это крахмал (органическое).
• Этого вещества 80% в клетке (неорганическое).
• Это остается после сгорания частей растения (неорганическое).
• Это вещество входит в состав раковин моллюсков (неорганическое).
• Этого вещества много в семенах подсолнечника (органическое).
• Эти вещества — источник энергии (органические).
• От этого вещества зависит объем и форма клетки (неорганическое)I.
III. Работа по теме урока
— Вспомните свойства, которыми должен обладать живой объект. (Обмен веществ, размножение, движение, раздражимость, рост, развитие.)
— Давайте попробуем определить, проявляет ли клетка признаки живого. Откройте § 7 учебника. Прочитайте весь материал и самостоятельно заполните таблицу.
Признак живого организма | Живая клетка (есть/нет) | Характеристика |
Обмен веществ | | |
Рост | | |
Развитие | | |
Размножение | | |
Движение | | |
(На работу отводится 5— 7 мин. После проверки правильности заполнения таблицы ученики вклеивают ее в тетрадь.)
Признак живого организма | Живая клетка (есть/нет) | Характеристика |
Обмен веществ | Есть | Питание, дыхание |
Рост | Есть | Увеличивается объем цитоплазмы, мелкие вакуоли сливаются в одну крупную, и мембрана растягивается |
Развитие | Есть | Она меняется |
Размножение | Есть | Из одной материнской образуются две дочерние клетки |
Движение | Есть | Цитоплазма движется |
IV. Рефлексивно-оценочный этап
— Можно ли, подводя итог нашей работе, сделать вывод о том, живая клетка или нет? (Клетка живая, так как у нее обнаруживаются почти все признаки живого.)
Домашнее задание
1.Прочитать § 7, пересказать, ответить на вопросы в конце параграфа.
2.Повторить § 1— 6.
3.Индивидуальные задания: подготовить мини-доклады по теме “Великие естествоиспытатели” (Аристотель, Теофраст, К. Линней, Ч. Дарвин, В. Вернадский, Н. Вавилов, Л. Пастер и др.). Доклад должен содержать биографические данные и основной вклад одного или нескольких ученых в развитие естествознания.