СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бюджет семьи: доходная и расходная составляющие

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка внеаудиторного занятия помогает формировать у обучающихся полученные знания по экономике семьи, понятия, «бюджет», «семейный бюджет», «реальные и номинальные доходы семьи», «личное подсобное хозяйство», семейные ценности.

Материалы методической разработки внеаудиторного занятия мероприятия предназначены для педагогических работников СОО и СПО.

Данная методическая разработка внеаудиторного занятия помогает формировать у обучающихся полученные знания по экономике семьи, понятия, «бюджет», «семейный бюджет», «реальные и номинальные доходы семьи», «личное подсобное хозяйство», семейные ценности.

Материалы методической разработки внеаудиторного занятия мероприятия предназначены для педагогических работников СОО и СПО.

Просмотр содержимого документа
«Бюджет семьи: доходная и расходная составляющие»


Министерство образования Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное

Профессиональное образовательное учреждение

«Комсомольский-на-Амуре строительный коллеж»



МЕТОДИЧЕСКАЯ РАБОТА












































Методическая разработка внеаудиторного мероприятия





Тема: Бюджет семьи: доходная и расходная составляющие

























г. Комсомольск-на-Амуре,

2024 г.



Обсуждено на заседании предметно-цикловой комиссии общих гуманитарных дисциплин, протокол № 1 от 15.09.2020 г.

Методическая разработка внеаудиторного мероприятия

Тема:

Разработчики: Павлова Татьяна Николаевна, преподаватель КГБ ПОУ КСК, Копылова Татьяна Владимировна, социальный педагог КГБ ПОУ КСК



Данная методическая разработка внеаудиторного занятия помогает формировать у обучающихся полученные знания по экономике семьи, понятия, «бюджет», «семейный бюджет», «реальные и номинальные доходы семьи», «личное подсобное хозяйство», семейные ценности.

Материалы методической разработки внеаудиторного занятия мероприятия предназначены для педагогических работников СОО и СПО.


















КГБ ПОУ КСК

г. Комсомольск-на-Амуре

пр. Ленина, д.20

8 (4217) 54-43-40





Пояснительная записка

Актуальность выбранной темы заключается в том, что она важна для каждого студента независимо от того, выберет ли он карьеру профессионального экономиста или будет заниматься любым другим видом деятельности.

Студенты этого возраста уже стремятся жить отдельно от родителей (нередко создавая собственные семьи), поэтому им особенно необходимы знания о семейном бюджете, его расходной и доходной части, о планировании бюджета. Ответить для себя на вопросы: Как изменяется структура расходов семьи? По каким причинам она может изменяться? Какую роль в экономике семьи играют сбережения? Кто и как может влиять на благосостояние семьи? Ответы на эти и многие другие вопросы являются очень важными, и актуальными для любого человека или семьи (с большим достатком и со скромными доходами, в опытных и особенно в молодых). И поэтому важно уже в сейчас прививать обучающимся навыки ведения учета ресурсов семьи, показать значение этого, рассказать о преимуществах, а также показать негативные последствия нерационального использования средств.

На данном занятии важно сформировать у обучающихся понимание того, что планирование расходов является необходимым для достижения финансового благополучия. Обучающиеся должны осознать принцип ограниченности финансовых ресурсов: что если они купят менее нужные вещи, то не смогут купить необходимые; поэтому важно оценивать свои потребности и выбирать, уже в их возрасте свои покупки по степени важности.

А в настоящее время обучение формированию и грамотному расходованию семейного бюджета становится особенно актуальным, так как семейный бюджет является неотъемлемой частью бюджета государства. Он является основой благосостояния всего государства и отражает уровень развития экономики. А такие факты, как низкий уровень доходов основной массы российских семей, жилищно-бытовая неустроенность, сознательная ориентация на малодетность, основанная на неуверенности в завтрашнем дне, рост числа гражданских браков и внебрачных рождений среди молодых людей говорит о том, что тема Семейного бюджета актуальна в современном образовании как никогда ранее.

Для проведения мероприятия не случайно был выбран игровой вариант, студенты I курса еще очень восприимчивы к такой форме работы. Игровые формы позволяют раскрепостить обучающихся и вовлечь их в удивительно интересный мир экономики, сделать более насыщенными и увлекательными стартовые шаги в этой области.

Технологическая карта внеаудиторного мероприятия

«Бюджет семьи: доходная и расходная составляющие»



Задача:

Формирование у обучающихся умения вести учет семейного бюджета, понимания того, что планирование расходов является необходимым для достижения финансового благополучия.

Цели:

1. Повысить уровень финансовой грамотности у обучающихся посредством систематизации и обобщения знаний о бюджете семьи.

2. Закрепить у обучающихся навыки работы в группах, обучить принятию коллективных решений в процессе обсуждения проблемы

3. Способствовать формированию мотивации к учению.


МТО: рабочие листы, цветные карандаши, ватман, стикеры, иллюстрации, карточки, таблицы, флипчарт, мультимедийный проектор



Вид занятия: комбинированный

Форма: урок-исследование (урок игра).



Для кого предназначено занятие: материалы методической разработки внеаудиторного занятия мероприятия предназначены для педагогических работников СОО и СПО.



















    1. Актуализация знаний.

    1. Мотивация.

    1. Операционно-исполнительский этап.

    1. Постановка проблемы:

а) создание проблемной ситуации.

    1. Определение темы исследования.

    2. Формулирование цели исследования.

    3. Выдвижение гипотезы.

    4. Выбор метода решения проблемной ситуации.

    5. Составление плана исследования.

    6. «Открытие» обучающимися нового знания. Проверка гипотезы, размышление, просмотр фрагментов учебных фильмов и т.д. Создание мотивации на успех для каждого ребенка.

III. Оценочно-рефлексивный этап

    1. Интерпретация полученных данных.

    2. Вывод по результатам исследовательской работы.

    3. Применение новых знаний в учебной деятельности. Проверка понимания обучающимися изученного материала..

    4. Итоги урока. Самооценка детьми собственной деятельности.

IV. Домашнее задание.

























Сценарий спортивно-развлекательного мероприятия

«Талисманы побед»

  1. Актуализация знаний.

Мотивация. Преподаватель предлагает студентам послушать разговор дух подруг.

- Ты пойдёшь на концерт? - спросила «модница» Маша «красавицу» Таню.

- Приезжает наша любимая группа!

- А билеты дорогие?

- Ещё какие дорогие! Группа –то сейчас, сама знаешь, какая популярная!

- Тогда, наверное, не пойду, - вздохнула Таня.

- Почему? - удивилась Маша.

- Мы же с тобой два месяца назад на такой же концерт ходили!

- Видишь ли, в чём дело...ответила Таня.

- Ты мне, Маш, скажи, как у тебя в семье родители деньги распределяют?

- Ну как? - озадачилась Маша.

- Всё, что мама с папой зарабатывают, идёт в общую копилку. Часть откладывается на всякие крупные покупки, мне дают на карманные расходы, а всем остальным мама распоряжается: продукты покупает и всякое такое...

- Вот и нас так было, - подхватила Таня.

- Только мои родители устали спорить, кто больше денег зарабатывает и кто больше пользы семье приносит. И решили, что теперь они не всю зарплату в общую копилку будут складывать, а ровно по половинке. Теперь на семейное хозяйство и мама и папа дают по половине своей зарплаты. А на что и как тратить, по — прежнему решает мама.

- И что в этом плохого? - задумалась Маша.

- Попробовали мы так жить, - продолжала Таня, - и что тут началось! Выяснилось, что на наши обычные траты денег постоянно не хватает. Папа стал обвинять маму в том, что она расточительная, мама - папу, что он скупой. А если я прошу деньги на что - ни будь не запланированное, как на подобный концерт, то мама отправляет меня к папе, а папа к маме. Никто из них не хочет брать на себя лишние расходы. Все мы стали дёрганые и нервные. Я просто не знаю, что делать...

Задание: Группам предлагается на основе данной жизненной ситуации, определить тему мероприятия. Затем поделиться знаниями по данной проблеме (Приложение 1.) ответив на вопросы: Какова тема мероприятия? Что такое бюджет? Как формируется бюджет? Преподаватель предлагает каждой группе на листе ватмана при помощи цветных карандашей, стикеров, иллюстраций составить схему «Бюджет», определить «доходную часть» и «расходную часть», в течении игры, выполняя различные задания каждая семья должна будет заработать монеты и сложить их в кошелек, разработать бюджет на месяц/год, определить какой получился бюджет (сбалансированный, профицитный, дефицитный), объяснит причины, предложить возможные меры по регулированию бюджета.

  1. Операционно-исполнительский этап.

Постановка проблемы:

а) создание проблемной ситуации.

Правила игры:

Сегодня мы попробуем применить ваши знания на практике, поиграв в игру «Семейный совет по составлению бюджета»». Для этого мы разобьемся на группы - семьи - 4 по 6 человек (определите роли в семье, выберите Главу семьи).

Каждая семья получает свои карточки с заданиями на мероприятие.

Семья должна быть дружной.

При принятии решения учитывается мнение каждого члена семьи.

Все вопросы решаются с учетом большинства голосов.

Учитывая данные, полученные каждой «семьей», по ходу игры необходимо составить бюджет семьи, т.е. провести планирование предстоящих доходов и расходов на 1 месяц, а затем на год.

б) выполнение заданий

Задание1. Преподаватель: Составление бюджета включает три фазы:

- постановку финансовых целей;

- оценку доходов;

- планирование расходов.

Вам сейчас предстоит конкретизировать «доходную» и «расходную» часть бюджета вашей семьи (у каждой группы на столах лежат карточки, на которых записаны доходы и расходы семьи (Приложение 2.)). Ваша задача в течение 5-и минут выбрать и вложить в корзину доходы и расходы своей воображаемой семьи на месяц, т. е. составить свой семейный бюджет. Лучше положить доходы и расходы в две разные стопки.

Ребята, а теперь переверните карточки, там вы видите числовые данные.

Посчитайте свои доходы и расходы, озвучьте результат, сделать это может глава семьи.

Задание2. Преподаватель: расходы бывают «обязательные» - расходы, которые нужны человеку для проживания и «произвольные» – когда человек покупает или оплачивает для себя что-то дополнительное.

Перед вами «Список расходов» и квитанции об оплате коммунальных услуг (Приложение 3). Необходимо определить какие из этих расходов «обязательные» а какие «произвольные».

Выступление Главы каждой семьи, озвучивание получившегося бюджета, определение его состояния, причин, если бюджет дефицитного состояния.

Задание3. Предлагается ситуация «Дыра» в семейном бюджете.

Ситуация. Вся семья собралась за столом для планирования семейного бюджета на ближайший месяц. Мама говорит, что из-за кризиса, в который попало их предприятие, зарплата временно уменьшена. Как быть? Нам еще в этом месяце необходимо купить холодильник, потому что наш сломался.

Выскажите свои предположения либо по снижению расходов, либо по увеличению доходов в данное время.


III. Оценочно-рефлексивный этап

Интерпретация полученных данных: оценка полученных данных, подсчет денежных средств, заработанных семьей, оценка вклада каждого члена семьи в разработку бюджета, его экономии. Вывод по результатам работы.

Итоги занятия. Самооценка собственной деятельности (студентам предлагается таблица для выполнения этого этапа).



Вопросы

Ответы

Над чем работали?


Как спланировали работу?


Уложились во времени или нет?


Что нового узнали?


Чему научились?


Что получилось? Что не получилось?


Над чем нужно работать?


























Список, используемых источников:

  1. Как вести семейный бюджет: учеб.пособие / Н.Н. Думная, О.А. Рябова, О.В. Карамова; под ред. Н.Н. Думной. — М.: ИнтеллектЦентр, 2010.

  2. Липсиц И.В. «Экономика»: учеб книга 1/ И.В. Липсиц- Вита - пресс М.-2010г.

  3. Липсиц И.В. «Экономика»: учеб книга 2/ И.В. Липсиц - Вита - пресс М.-2013г.

  4. Липсиц И.В. Преподавание курса «Введение в экономику»: методическое пособие для преподавателя/ И.В. Липсиц - 10-11 класс. Вита - пресс М.-2008г.

Интернет-источники

  1. Сайт для учителей http://www.semyarastet.ru/razd/dokhody_i_raskhody/

  2. «Достаток.ру» — сайт по основам финансовой грамотности http://www.dostatok.ru

  3. Cайт журнала «Семейный бюджет» — http://www.7budget.ru

  4. Сайт «Экономика для школьника» - www.iloveeconomics.ru

  5. http://volna.org/jekonomika/dokhody_i_raskhody_siemi.html






















Приложение 1

Текст

Слово «бюджет» происходит от латинского слова, означающего «кожаный мешок», и к нам пришло из Англии.

Появление государственных бюджетов относится к эпохе средних веков.

В далекую старину английский казначей при произнесении речи в парламенте, в которой излагал смету будущих доходов и расходов, открывал свой кожаный мешок, где лежали деньги и документы. Отсюда эта речь и получила название «бюджет», означающее смету, роспись.

А с конца XVIII века - так назывался уже сам документ, содержащий роспись доходов и расходов государства.

Бюджет — это схема доходов и расходов определённого объекта (семьи, бизнеса, организации, государства и т.д.), устанавливаемая на определённый период времени.

Доход — денежные средства или материальные ценности, полученные государством, физическим или юридическим лицом в результате какой- либо деятельности за определённый период времени.

Доходы населения- личные доходы граждан, семей и домохозяйств, получаемые в виде денежных средств к ним.

Расходы — это затраты определённого периода времени.

Расходы — это сумма любых расходов налогоплательщика в денежной, материальной или нематериальной формах.

Обязательные расходы — это когда мы покупаем то, без чего наше существование не может себя представить (еда, траты на одежду, услуги ЖКХ, транспорт. А произвольные расходы — всё наоборот, это те расходы, без которых мы могли бы обойтись (поход в театр, покупка машин, предметов роскоши, картин. украшений).

Дефицит бюджета - это превышение доходов бюджета над его доходами. В случае превышения доходов над расходами возникает бюджетный дефицит.

Сбалансированный бюджет — бюджет, в котором расходы соответствуют доходам.













Приложение 2. Карточка игры

Семья 1

Семья 2

Семья 3

Семья 4

Дедушка (пенсионер и работает)

Дедушка (пенсионер)

Бабушка (пенсионер)

Бабушка (пенсионер)

Бабушка (пенсионер)

Бабушка (пенсионер)

Папа (работает)

Папа (работает)

Папа (работает)

Папа (работает)

Мама (работает)

Мама (работает)

Мама (работает)

Мама (работает)

Дочь (дошкольница)

Дочь (ученица 5 класса)

Дочь (ученица 3 класса)

Сын (студент магистратуры, получает стипендию)

Сын (ученик 7 класса)

Сын (ученик 3 класса)

Сын (ученик 1 класса)

Сын (ученик 9 класса)

Сын (ученик 3 класса)

Сын (студент)

Сын (2 года)





1

Питание

20 тыс. руб.

2

Подработка детей.

6 тыс. руб.

3

Заработная плата мамы

19 тыс. руб.

4

Проезд в общественном транспорте

3 тыс. руб.

5

Покупка ботинок для папы

5 тыс. руб.

6

Пенсия бабушки

12 тыс. руб.

7

Заработная плата папы

31 тыс. руб.

8

Выплаты по кредиту (с процентами)

25 тыс. руб.

9

Сдача второй квартиры в аренду

15 тыс. руб.

10

Продажа ягод и овощей с дачного участка

3 тыс. руб.

11

Коммунальные услуги

???тыс.руб.

12

Пенсия дедушки

13 тыс. руб.

13

Отдых и развлечения

3 тыс. руб.

14

Текущие хозяйственные нужды

2 тыс. руб.

15

Лекарства

2 тыс. руб.

16

Возврат долга друзьям

3 тыс. руб.

17

Подарки

5 тыс. руб.

18

Подработка папы

10 тыс. руб.

19

Ремонт холодильника

3 тыс. руб.

20

Карманные деньги детей

2 тыс. руб.

21

Штраф

5 тыс. руб.

22

Стипендия студента

3 тыс. руб.

23

Пособие на ребёнка

9 тыс. руб.

24

Заработная плата бабушки

8 тыс.руб.

25

Заработная плата дедушки

10 тыс.руб.

26

Заработная плата дочери

24 тыс. руб.

27

Проценты от вклада в банке

3 тыс. руб

28

Аренда съёмного жилья

10 тыс.руб.



Приложение 3.

Танцы

Спорт

Продукты

Одежда

Лекарства

Рента

Машина

Отдых

Учёба

Обувь

Налоги

Путешествия

Бытовая техника

Бытовая химия

Кино

Театр

Выставки

Ресторан

Юбилей

Дача

Гараж

Телефонная связь

Интернет

Телевидение



Приложение 4.

Квитанция за услуги ЖКХ № 1


Наименование платежа

Цена услуги

Количество потребленных единиц

Сумма к оплате

Газ

4, 2 руб.

102


Свет

3,7 руб.

425


Вода

6,05 руб.

11


Вывоз мусора

40 руб/чел



Итого:



Квитанция за услуги ЖКХ № 2

Наименование платежа

Цена услуги

Количество потребленных единиц

Сумма к оплате

Газ

4, 2 руб.

89


Свет

3,7 руб.

318


Вода

6,05 руб.

13


Отопление

12.50

13


Вывоз мусора

40 руб/чел



Итого:



Квитанция за услуги ЖКХ № 3

Наименование платежа

Цена услуги

Количество потребленных единиц

Сумма к оплате

Газ

4, 2 руб.

131


Свет

3,7 руб.

280


Вода

6,05 руб.

8


Отопление

12.50

8


Вывоз мусора

40 руб/чел



Итого:



Квитанция за услуги ЖКХ № 4

Наименование платежа

Цена услуги

Количество потребленных единиц

Сумма к оплате

Газ

4, 2 руб.

113


Свет

3,7 руб.

367


Вода

6,05 руб.

15


Отопление

12.50

15


Вывоз мусора

40 руб/чел



Итого: