СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Бренд школы искусств: создание и развитие

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

статья посвящена теме формирования и развития "бренда" образовательного учреждения дополнительного образования

Просмотр содержимого документа
«Бренд школы искусств: создание и развитие»

Бренд школы искусств: создание и развитие

Е. В. Богданова

МБУ ДО «Котовская детская школа искусств», г. Котовск

e-mail: [email protected]

Создание и развитие имиджа учреждения дополнительного образования в условиях малого города.


Image of school of the arts: the creation and development of

E. V. Bogdanova

MBU DO "Kotovskaya children's art school", Kotovsk

e-mail: [email protected]

Creation and development of the image of the institution of additional education in a small town.


Очевидно, что в современном образовательном пространстве произошло много изменений. Грандиозные перемены в системе итоговой аттестации школьников (пресловутые ЕГЭ), доводят до фанатизма большинство «неравнодушных» к будущему своих детей родителей, ищущих учреждения, способные дать гарантию качеству подготовки своих выпускников.

В условиях малого города, где основному общему образованию всегда уделялось большее внимание со стороны родителей, как образованию обязательному, а вот детским музыкальным школам, детским школам искусств, домам детского творчества и т.п. приходилось располагать сравнительно небольшим контингентом учащихся, которые пользовались услугами дополнительного образования. Наличие общих направлений в реализуемых образовательных программах, рождает здоровую борьбу за контингент между этими учреждениями. Эту борьбу будет обострять и постепенный уход на подушевое финансирование и поиск легальных путей по привлечению внебюджетных средств учреждениями, осуществляющими образовательную деятельность. Встаёт вопрос о конкурентной способности учреждения.

Конкурентоспособное учреждение – это такое учреждение, которое не имеет проблем с комплектацией контингента обучающихся, чьё имя на слуху, куда стремятся устроиться на работу и выдержать конкурс, чтобы там учиться. Это возможно только в одном случае: когда учреждение обеспечивает устойчивый уровень качества образования.

Вот мы и добрались до самого главного - земного и объективного. Об образовании перестают говорить, как о чём-то возвышенном, а чаще рассматривают как одну из сфер услуг – «предприятие по оказанию образовательных услуг». Конечно, многие, преимущественно преподаватели старшего поколения, сложно принимают такую формулу сотрудничества. Они уверенны в своём «служении» детям, но никак не в «оказании услуг».

Школу ещё не воспринимают как объект или субъект рыночных отношений, поэтому и рекламные действия в отношении неё вроде и ни к чему. Но нельзя не заметить, что школы не стесняются похвастаться своими результатами при каждом удобном случае, а это тоже своего рода реклама. И становится очевидно, что грамотное применение маркетинговых и рекламных технологий в любой области оправдано.

Именно сейчас явно прослеживается тенденция создания конкурентной среды в сфере предоставления образовательных услуг, которая может существовать лишь при наличие полноценного рынка образовательных услуг, быстро реагирующего на изменения растущих потребностей.

Понятно, что многим сложно отождествлять «образовательные услуги» с услугами в любой другой отрасли, которая является частью рынка со всем, уже отлажено работающим инструментарием. Так почему же нельзя воспользоваться тем же инструментами на пути успешной реализации своего продукта - «образовательных услуг»?

Детская школа искусств, осуществляющая свою деятельность в небольшом городе, несёт на себе помимо образовательной ещё и функции культурно-просветительского центра, центра творческого развития детей. А если в городе есть такие учреждения как Городской Дворец Культуры, да ещё и Дом детского творчества, которые дублируют как минимум две последние функции школы искусств?

Как действовать в этой ситуации образовательному учреждению? Для начала признать необходимость использования современных технологий, «впустить» в свою профессиональную жизнь такие понятия как бренд, рекламная кампания, продвижение, брендинг.

Именно устойчивый бренд способствует здоровой конкуренции на рынке образовательных услуг. Какое учреждение сможет претендовать на статус брендового? Конечно же, это учреждение со стабильно положительным имиджем. Школа, которая может позволить себе конкурсный набор, как учащихся, так и преподавательского состава. Это школа, предоставляющая устойчиво высокий уровень образовательных услуг.

Что же необходимо школе для создания имиджа? Как уже отмечалось, что инструментарии при создании имиджа учреждения и товарного бренда идентичны. Необходим товар стабильного качества, который сориентирован на конкретную группу потребителя.

Набор характеристик, описывающих образовательную услугу с позиции качества можно поделить на две группы: количественных и качественных показателей. В группу количественных показателей попадают сведения о контингенте школы, численности педагогического и административного составов, количества оргтехники «на одного учащегося» и т.п. Эти показатели могут быть достаточно объективными, имея числовое выражение, но не могут гарантировать того, что «старый» состав, при той же оснащённости, будет работать лучше именно в новой школе. А вот ещё один пример количественного выражения качества - число выпускников, поступивших в средние профессиональные учреждения в сфере культуры и искусств, который потерял свою актуальность по причине превышения количества мест в этих учреждениях, над количеством поступающих в них.

К качественным показателям можно отнести такие характеристики образовательной услуги, как: соответствие учебных планов потребностям детей и ожиданию родителей; доступность информации, касающейся учебного процесса, профессионализация выпускников, качество их знаний и т.п. Эти показатели субъективны, но при удачном применении менеджменте их можно направить в нужное русло.

Увлекшись качеством образовательных услуг, нельзя забывать и о самом простом. Выбирая школу своему ребёнку, почти каждый родитель непременно старается отыскать школу с набором таких характеристик как: близость к дому, состояние учебного здания, доброжелательность педагогического коллектива, его квалификация, график занятий, особенность учебных планов и т.п. Именно эти позиции в маркетинге называются атрибутами потребительского выбора. Этих атрибутов может быть очень много, но определяющими могут стать несколько из них.

Для того, чтобы создать перечень базовых атрибутов, необходимо выяснить: чем именно предпочтительнее именно наше образовательное учреждение, выяснить у родителей и выпускников школы, что они ожидали получить и что получили от школы, а затем проанализировать результаты.

Положительными условиями для начала активного позиционирования детских школ искусств и музыкальных школ среди других учреждений дополнительного образования, стало внесение изменений в законодательную базу образовательных учреждений дополнительного образования, определения несколько иных векторов в обучении детей именно в этой системе. Закрепив за собой право ведения образовательной деятельности в рамках предпрофессионального образования, школа вернула себе статус «элитного» учреждения. Она способна привлечь огромное внимание к своей деятельности, развивая не только творческий потенциал ребёнка, но и создавая условия для его ранней профессионализации.

Сегодня всё больше образовательных структур выходит на рынок с инновационными и чрезвычайно привлекательными предложениями, процветают только те школы, которые смогли создать положительный имидж.

Работа над и школы – непрерывный процесс. На то, чтобы заработать репутацию и обрести свое место в глазах общественности, уходит много времени и сил, потерять же их легко и быстро.

Литература

  1. Афанасьев А.Ж. «Бренд образовательного учреждения как средство повышения его конкурентоспособности» // «Теория и практика дополнительного образования», №4. - 2007. С.17-19.

  2. Беляев А. Корпоративная культура университета: от теории к практике // Высшее образование в России. 2007. №11. С. 62-65.

  3. Грошев И.В., Юрьев В.М. Вуз как объект брендинга // Высшее образование в России. 2010а. №1. С. 23-29.

  4. Панкрухин А.П. Маркетинг образовательных услуг / А.П. Панкрухин // Маркетинг в России и за рубежом. 1997. — №7-8. - С. 79-85

  5. Ткачев В.А. Управление брендом как элементом корпоративной культуры: Дис. канд. социол. наук / В. А. Ткачев. Москва, 2003. - 151 с.

2