1. Приёмы формирования словаря существительных
Словарная работа по уточнению значения слов строится по темам: «Семья», «Игрушки», «Части тела», «Посуда», «Одежда», «Обувь», «Мебель», «Овощи», «Фрукты», «Домашние животные и их детёныши», «Дикие животные и их детёныши», Птицы», «Профессии», «Транспорт», «Времена года», «Явления природы», «Деревья и кустарники», «Цветы», «Новогодние праздники» и т.д.
При проведении словарно-логических упражнений необходимо придерживаться определённой, обоснованной, дидактически целесообразной системы, обеспечивающей развитие речи и мышления.
- Перечисление предметов с последующим обобщением;
- Продолжение перечисления видовых понятий после обобщения;
- Обобщение после исключения «лишнего»;
- Обобщение через противопоставление (шапка – одежда, а ботинки - ?);
- Обобщение попарно объединённых понятий (можно ли назвать одним словом берёзу и сосну, ель и сирень?);
- Непосредственное обобщение (оса – это кто?);
- Распределение по двум или нескольким группам;
- Указание количества родовых групп (на сколько групп можно разделить предметы ель, берёза, липа, яблоня, ландыш, ромашка, сирень, орешник?);
- Попарное объединение видовых и родовых понятий (устранить разницу: сом – зверь, кошка – птица, утка – рыба);
- Двойное обобщение (пчела – насекомое, а насекомые – это кто?).
Словарно-логические упражнения нужно проводить на тщательно отобранном и систематизированном наглядном материале.
Примерные задания для количественного роста словаря существительных.
Продолжить ряд предметов, назвать их одним словом (подобрать обобщающее понятие),
Назвать только те картинки, которые относятся к заданному видовому понятию (например, овощи из предложенных картинок: груша, огурец, вишня, лимон, смородина, банан, помидор, яблоко, капуста и т.д.).
Перечислить предметы видового понятия (какие предметы мебели (обуви) вы знаете).
Придумать второе слово в паре по аналогии с образцом: яблоко – фрукты, свёкла — …, стакан — …, белка — …, грузовик — …
Найти лишнюю картинку: морковь, лук, самолёт, капуста; лук, картошка, репа, груша.
Разложить картинки на две группы: животные, растения; дикие и домашние животные.
Отгадать загадки. Предлагаются загадки с использованием обобщающих слов.
Назвать детёнышей животных: «У кошки котята» и т.д.
Определить время года по картинкам.
Определить по картинке время суток.
Назвать профессию людей по картинкам.
Назвать слово с противоположным значением (перекидывая мяч).
2. Приёмы формирования словаря прилагательных
Упражнения, представленные в этом разделе, научат ребёнка подбирать к слову – предмету слова – признаки.
Посмотреть на рисунок и ответить на вопросы: какой? Какая? Какие? Какое? Например: какой лисёнок по размеру? Какая у него шёрстка на ощупь? Какой у лисёнка взгляд? Какого цвета мех?
Закончи предложения. Пришло лето (какое?). По небу плывут облака (какие?). Светит солнце (какое?). Поспели ягоды (какие?). На деревьях сидят птицы (какие?). В листве шелестит ветерок (какой?).
Назови одним словом. Стена из камня – каменная, стена из кирпича — …; мыльница из пластмассы, дорога из песка, баба из снега, ваза из стекла, люстра из хрусталя, лодка из резины и т.д. Придумай свои словосочетания.
Определи какие предложения неправильные. Забор у дома каменный, а флаг на доме пламенный. Забор у дома пламенный, а флаг на доме каменный. Вечер сегодня карманный, мне нужен фонарик туманный. Вечер сегодня туманный, мне нужен фонарик карманный.
Подобрать ласковые слова: заяц белый, а зайчик беленький, лиса рыжая, а лисёнок…, небо голубое, а незабудка…
Превратить слово – предмет в слово – признак: пламя — (какое?) пламенное, туман – (какой?)…, солома – (какая?)…
Подобрать к существительным прилагательные (можно использовать картинки): вкусные сладкие шоколадные …, тёплая мягкая свежая, высокая кудрявая румяная…
Синонимы (слова-друзья): а) большой — маленький: слон большой, а мышка…, стол большой, а столик…. б) длинный – короткий: у жирафа шея длинная, а у бегемота…, у девочки волосы длинные, а у мальчика… в) высокий – низкий: ёлка высокая, а земляника…, холм низкий, а гора… г) узкий – широкий: дорога широкая, а тропинка…, лента узкая, а полотенце… д) тонкий – толстый: бегемот толстый, а змея…, бревно толстое, а палка… е) горький – сладкий: конфета сладкая, а горчица…, лекарство горькое, а варенье… ж) старый – молодой: сосёнка молодая, а сосна…, внучка молодая, а бабушка…
Назвать форму предмета (по предложенным картинкам).
Назвать цвет предмета (по предложенным предметам, картинкам).
Обобщение – подбери общее слово – признак для двух, на первый взгляд не похожих предметов: черепаха и улитка (какие?) – медленные, стол и шкаф…
Назови, какие соки получились: сок из яблок – яблочный, из земляники — …, из клубники — …
Образование степени сравнения прилагательных (Кто лучше? Кто хуже?): суп вкусный, а конфета вкуснее, вода прозрачная, а стекло
3. Приёмы формирования словаря глаголов
Кто как передвигается (человек ходит, черепаха ползает и т.д.).
Кто как голос подаёт (голубь воркует, корова мычит и т.д.).
Какие звуки издаёт (дверь скрипит, ветер свистит и т.д.).
Кто как ест (кошка лакает, заяц грызёт...)
Кто что делает (учитель учит…)
Дифференциация возвратных и невозвратных глаголов (умывает – умывается, купает – купается и т.д.).
Для дифференциации глаголов в экспрессивной речи задают, например, такие вопросы: кто купает, а кто купается?
Дифференциация глаголов противоположных по значению (одеть – снять, поднять – опустить и т.д.).
Предъявляются детям картинки: девочка, мальчик, заяц, лягушка, птица, самолёт и др. Задаются вопросы: Кто умеет читать? Кто умеет бегать? Кто умеет скакать?
Определи, что делать полезно, а что вредно. Рано вставать. Поздно вставать. Купаться и плескаться. Подушкой вытираться. Лёжа одеваться. На диване валяться. Маме помогать.
Подобрать синонимы (слова – друзья): бежит – мчится, несётся, скачет — …, поднимается — …
Подобрать обратные действия (слова – враги): покупает – продаёт, надевать — …, кричать — ..
Закончи предложение. Медведь зимой засыпает, а весной… Берёзка от ветра наклонилась, а потом …
Какое слово лишнее? Мяукать, мычать, хрюкать, летать; говорить, болтать, шептать, слушать….
ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«РЖД ДЕТСКИЙ САД №61»
Приёмы формирования лексики дошкольников
Улан-Удэ, 2024