СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Синдром выгорания педагогов работающих с детьми ОВЗ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Синдром выгорания педагогов работающих с детьми ОВЗ»


Синдром эмоционального выгорания педагогов

работающих с детьми ОВЗ.

Синдром выгорания - это состояние физического, эмоционального и умственного истощения, которое проявляется в профессиональной сфере.

Эмоциональная нагрузка педагогов, работающих с детьми ОВЗ, отличается от других педагогических профессий тем, что первым требуются более интенсивные методы помощи в профилактике и преодолении синдрома эмоционального выгорания.

С одной стороны, мотивация успеха является положительным качеством и присуща многим работникам педагогической сферы, с другой стороны, чем выше нацеленность на результат в профессиональной деятельности, тем выше уровень эмоционального выгорания.

Синдром выгорания у педагогов работающих с детьми ОВЗ характеризуется:

1) физическим утомлением, чувством эмоциональной усталости и опустошенности, 2) в отдельных случаях – бесчувствием вовсе, пессимизмом, снижением удовлетворенности от повседневной работы.

Статистические данные на 01.07.2017 года общее количество детей с инвалидностью по всей территории Российской Федерации составило 605 тысяч детей.

Учитывая статистические показатели, можно предположить, что значимость исследования синдрома эмоционального выгорания у педагогов, работающих с детьми ОВЗ, имеет высокий уровень.

Каковы же причины?

1) субъективные (индивидуальные) связаны: с особенностями личности, возрастом, системой жизненных ценностей, убеждениями, способами и механизмами индивидуальной психологической защиты.

Сюда можно отнести и высокий уровень ожидания результатов своей профессиональной деятельности, высокий уровень преданности моральным принципам, проблему ответить на просьбу отказом и сказать «нет», склонность к самопожертвованию и т.д. Больше всего подвержены «сгоранию», и первыми выходят из строя, как правило, самые лучшие сотрудники - те, кто наиболее ответственно относится к своей работе, переживает за свое дело, вкладывает в него душу.

2) объективные (ситуационные) напрямую связанные со служебными обязанностями, например: с увеличением профессиональной нагрузки, недостаточным пониманием должностных обязанностей, неадекватной социальной и психологической поддержкой и т.д.

Какие же физические признаки испытывают люди, которые находятся в стадии эмоционального выгорания?

  • Ощущение усталости и опустошённости большую часть времени;

  • Снижение иммунитета и постоянно плохое самочувствие;

  • Частые головные боли, боли в спине и мышцах;

  • Изменение аппетита и привычек сна;

  • Затрудненное дыхание, отдышка;

  • Тошнота, головокружение, чрезмерная потливость, дрожание;

  • Гипертензия (повышенное давление);

  • Сердечные болезни.

Помимо физических признаков, мы можем наблюдать еще и эмоциональные.

  • Чувство недостатка удачи и неуверенности в себе;

  • Чувство беспомощности, ощущение нахождения в тупике;

  • Отстранённость, ощущение одиночества в мире;

  • Потеря мотивации;

  • Часты циничные и негативные прогнозы;

  • Неудовлетворённость и чувство не выполненного долга. Безразличие и усталость

  • Ощущения фрустрации и беспомощности, безнадежность

  • Раздражительность, агрессивность

  • Тревога, усиление иррационального беспокойства, неспособность сосредоточиться.

У педагогических работников, работающих с детьми с ОВЗ синдром эмоционального выгорания проявляется так:

  • Уход от ответственности;

  • Самоизоляция;

  • Волокита, долгое достижение целей;

  • Разочарование в себе и в других;

  • Пропуск работы, приход на работу поздней и уход ранний;

  • Во время рабочего дня появляется усталость и желание прерваться, отдохнуть;

  • Малая физическая нагрузка;

  • Оправдание - употребления табака, алкоголя, лекарств;

  • Несчастные случаи (например: травмы, падения, аварии и т.д.);

  • Импульсивное эмоциональное поведение.

Так же могут наблюдаться и интеллектуальные нарушения:

  • Уменьшение интереса к новым теориям и идеям в работе;

  • Уменьшение интереса к альтернативным подходам в решении проблем;

  • Увеличение скуки, тоски, апатии или недостаток куража, вкуса и интереса к жизни;

  • Увеличение предпочтения стандартным шаблонам, рутине, нежели творческому подходу;

  • Цинизм или безразличие к новшествам;

  • Малое участие или отказ от участия в развивающих экспериментах;

  • Формальное выполнение работы.

Социальные признаки, по которым можно определить эмоциональное выгорание.

  • Нет времени или энергии для социальной активности;

  • Уменьшение активности и интереса к досугу, хобби;

  • Социальные контакты ограничиваются работой;

  • Скудные взаимоотношения с другими, как дома, так и на работе;

  • Ощущение изоляции, непонимания других и другими;

  • Ощущение недостатка поддержки со стороны семьи, друзей, коллег.

Синдром профессионального выгорания педагогов компенсирующих групп делится на три стадии:

ПЕРВАЯ СТАДИЯ:

  • начинается приглушением эмоций, сглаживанием остроты чувств и свежести переживаний; специалист неожиданно замечает: вроде бы все пока нормально, но... скучно и пусто на душе;

  • исчезают положительные эмоции, появляется некоторая отстраненность в отношениях с членами семьи;

  • Возникает состояние тревожности, неудовлетворенности; возвращаясь домой, все чаще хочется сказать: «Не лезьте ко мне, оставьте в покое!»

ВТОРАЯ СТАДИЯ:

  • возникают недоразумения с окружающими (учениками, родителями), профессионал в кругу своих коллег начинает с пренебрежением говорить о некоторых из них;

  • неприязнь начинает постепенно проявляться в присутствии других людей - вначале это с трудом сдерживаемая антипатия, а затем и вспышки раздражения. Подобное поведение профессионала - это неосознаваемое им самим проявление чувства самосохранения при общении, превышающем безопасный для организма уровень.

ТРЕТЬЯ СТАДИЯ:

  • представления о ценностях жизни, эмоциональное отношение к миру «уплощается», человек становится опасно равнодушным ко всему, даже к собственной жизни;

  • такой человек по привычке может еще сохранять внешнюю респектабельность и некоторый апломб, но его глаза теряют блеск интереса к чему бы, то ни было, и почти физически ощутимый холод безразличия поселяется в его душе.

И так, что же нужно делать, что бы избежать синдрома профессионального выгорания?

  • стараться рассчитывать и обдуманно распределять свои нагрузки;

  • научиться переключаться с одного вида деятельности на другой;

  • проще относиться к конфликтам на работе;

  • не пытаться всегда и во всем быть первым, лучшим и т.д.

Знание стадий и факторов синдрома профессионального выгорания позволит педагогам более серьезно отнестись к своевременной профилактике развития синдрома выгорания.

Профилактика должна быть комплексной, психологической, организационной, направленной на коррекцию нарушений психического состояния. И при необходимости, на улучшение психологического климата в коллективе, оптимизацию труда.

Следует отметить, что результативность профилактических мероприятий зависит от своевременного выявления предпосылок эмоционального выгорания и проведения мероприятий по устранению этого симптома (индивидуальной консультационной работы с педагогами, обучения различным техникам помощи и самопомощи в стрессовых ситуациях, развития необходимых умений и навыковсаморегуляции, тайм-менеджмента, способом поведения в различных ситуациях).

Литература:

1. Барабанщикова, В. В. Профессиональные деформации в профессиях инновационной сферы :дисс ... доктора псих. наук : 19.00.03 / Барабанщикова Валентина Владимировна. - Москва, 2016. – 21с. – Библиогр.: с. 21-22.

2. Водопьянова Н. Е. Психическое выгорание и качество жизни // Психологические проблемы самореализации личности / под ред. Л. А. Коростылевой. - Вып. 6. - Санкт-Петербург : Издательство СПб ГУ, 2002. - С.140-154.

3. Водопьянова Н. Е. Синдром выгорания: диагностика и профилактика / Н. Е. Водопьянова, Е. С. Старченкова. - Санкт-Петербург : Питер, 2008. - 338 с.

4. Лобанова А. В., Кондракова Э. В., Бурсова А. П. Эмоциональное выгорание педагога коррекционного образовантельного учреждения // Научно-методический электронный журнал «Концепт». – 2014. – Т. 20. – С. 481–485. – URL: http://e-koncept.ru/2014/54360.htm.

5. Скугаревская М. М. Синдром эмоционального выгорания / М. М. Скугаревская // Медицинские новости. — 2002.— № 7.— С. 3-9.