СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буквы е-и в корнях с чередованием

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Буквы е-и в корнях с чередованием»

4


Е- И В КОРНЯХ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ

Домашнее задание: 1. Выписать все глаголы, указать вид и время.

2.От любых трех глаголов образуйте разные формы наклонения.

3. Найти в тексте и выписать пары однокоренных слов.

Пока протирал рамку с нашей совместной фотографией, вспомнил, что уже давно собираюсь к вам в гости, моимилые друзья! Запираю блестящим ключиком свою дверь, готово – запер, теперь можно двинуться в путь! За селом расстилается гладкое зеркало большого озера, и низко от него над лугами стелется туман.Я замер.Но вот заблестели первые лучи солнышка. Они зажигают маленькие огонёчки в каждой капельке росы. Эх, вот бы я так зажег ну хотя бы только одну капельку! Клочки тумана соберутся, создавая блистательную картину. Сердце замирает от восторга при виде чудес природы! Полученные эмоции не стереть из памяти никогда!

Протирал-стереть

Собираюсь- соберутся

Запираю-запер

Расстилается- стелется

Замер-замирает

Заблестели- блистательную

Зажигают- зажег

Ход урока

  1. Повторение

  • Из предложенных слов составьте пословицы (СЛАЙД):

1. Найдешь, зимой, летом, что, соберешь, то, на столе.
2. А, лето, поедает, зима, собирает.

Что летом соберешь, то зимой на столе найдешь.

Лето собирает, а зима поедает.

  • Объясните смысл этих пословиц. Выделите видовую пару глаголов, образованных с помощью одинаковых приставок (соберешь-собирает). Произведите их морфемный разбор.

  • От глагола СОБИРАЕТ образуйте три наклонения (собирать, собирал бы, собирай).



  1. Пробное действие



Запишите видовые пары глаголов, вставьте пропущенные буквы(СЛАЙД).

Соб…рать – соб…ру,          зап…рать – зап…реть
отд…рать – отд…ру,           зам…рать – зам…реть
бл…стать – бл…стеть,        уст…лать – уст..лить

Проверяем (выявляем ошибки)



  1. Работа с домашним заданием. Открываем новые знания

- Ребята, какие однокоренные слова вы выписали дома? Прочитайте их, называя корень(СЛАЙД). В чем особенность таких корней?

- Как называются такие корни? (корни с чередованием).

- Сформулируйте тему урока (корни с чередованием букв е-и).

- На какие вопросы мы сегодня должны с вами ответить? (каковы условия написания данных корней?).

- Встречались ли вы раньше с чередующимися корнями? (Да, с корнями –лаг-/-лож-, -рос-/ -раст- (-ращ-)).

- От чего зависело написание гласных в этих корнях? (от согласных букв в корне).

Давайте понаблюдаем над словами, с которыми вы работали дома, найдите закономерность, от которой зависит написание гласных в корне. У вас на столах лежат листики, на них, работая в парах, составьте схему этого правила.

Протирал-стереть

Собираюсь- соберутся

Запираю-запер

Расстилается- стелется

Замер-замирает

Заблестели- блистательную

Зажигают- зажег



Составьте его схему. (СВЕРЯЕМ СХЕМЫ)

  • Запомни рифмовку! (повторяем 3 раза все вместе)

Если после корня – А,

В корне будет И всегда!

(Вот пример запоминай:

«Ноги вытер? ВытирАй!»

  • Сравните вывод с правилом в учебнике.

  • Давайте вернемся к нашим глаголам и исправим все свои ошибки.





  1. Проверяем понимание

  • РАБОТА В ПАРАХ Запишите слова, вставьте пропущенные буквы (на слайде), (комментируем с места).

Расст..лить, уб..рать, зам..реть, зап..рать, обж..гать, зад..ру, выт..рать, бл..стать.

  • РАЗВИТИЕ РЕЧИ Составьте небольшой текст на тему сегодняшнего учебного дня, используя слова, имеющие корни с чередованием.

Опорные слова: разб..рать, соб..раться, переб..рать, бл..снуть, зам..реть, зам..рать, бл..стать, ст..реть, выч..тать; изл..гать, предл..жить, разл..жить, сл..гаемое, сл..жение, нар..стание.

  1. Рефлексия

Отвечаем на вопросы, заданные в начале урока.

  1. Домашнее задание

На выбор:

-На отдельном листике придумать задание на тему «Чередующиеся гласные е-и в корне» (карточка, тест, игра…)

-упр. 599, 600.

Следующий урок начинаем с самостоятельной работы.



  • САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА

А1. Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска пишется буква е:

1.зап..реть дверь, бл..стеть на солнце, выт..реть пыль

2.выт..рать со стола, зап..реть дверь, расст..лю скатерть

3.зам..рает от страха, расст..лил ковер, выб..рать марки

А2. Укажите ряд слов, в которых на месте пропуска пишется буква и:

1.подб..рать ключ, отп..раю замок, зам..реть от радости

2.пришли изб..ратели, отп..раю замок, зам..рать от радости

3.прот..рать полки, зам..рли звуки, соб..рает ягоды

4.уп..рается в потолок, бл..стательный успех, бл..снуло вдали

В3. Укажите предложения, где на месте пропуска пишется буква е.

1.Все зам..рло.

2. Кругом заж..гаются огни.

3.Сердце зам..рает от страха.

4. Мать выт..рла ручку ребенка.

5. Пчелы соб..рают мед.

6. Пчелы соб..рут мед и улетят в улей.

7. Дуб вершиной уп..рается в облака.

8. Спортсмены одержали бл..стательную победу.

9. Бл..снуло вдали озеро.

10. Перед домом расст..лается луг.