СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Буллинг – современные тенденции построения взаимоотношений в классном коллективе.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Буллинг – современные тенденции построения взаимоотношений в классном коллективе.»

Буллинг – современные тенденции построения взаимоотношений в классном коллективе.

Понятие «буллинг» (от англ. bullying — запугивание, травля) появилось еще в XX веке. Но современное значение оно приобрело относительно недавно, благодаря автору книги «Буллинг в школе» норвежскому профессору психологии Дану Ольвеусу.

Буллинг — это один из видов насилия, предполагающий агрессивное преследование одного из членов коллектива со стороны другого или группой лиц.

При травле жертва оказывается не в состоянии защитить себя от нападок, и этим травля отличается от конфликта, где силы сторон примерно равны. И если конфликт – это единичное происшествие, которое тоже может быть довольно жёстким, то буллинг – это долгосрочное и обдуманное насилие, которое жертва не может остановить самостоятельно.

На самом деле, жертвой̆ может стать кто угодно. Это не зависит от социального статуса семьи, национальности, религиозных предпочтений, внешности или наличия проблем со здоровьем.

Поводом для начала травли может стать всё, что угодно: внешний вид, физические особенности, какая-то «не такая» одежда, необычные имя или фамилия, увлечения «не по возрасту».  Важно также то, что даже убрав этот «раздражитель», буллинг не прекратить.

Есть мнение, что травля не начнется, если ребёнок, которого не принимает группа сверстников, имеет высокую самооценку, независимость от мнения окружающих, уверенность в том, что его защитят, причём именно на территории школы.

Скромность, робость, нарушенные коммуникативные навыки могут послужить сигналом для более агрессивных одноклассников о том, что перед ними новая жертва.

При этом – очень важная мысль – преследуемый ребенок мало что может самостоятельно противопоставить буллингу.  





Кто участвует в буллинге

Буллинг наиболее распространён в начальной и средней школе. К 10–11 классам на фоне процессов созревания мозговых структур и способности у подростков к саморегуляции он постепенно сходит на нет.

Исследование о частоте проявлений буллинга в зависимости от класса, проведённое Даном Ольвеусом.

Если в коллективе началась травля, сложно не включиться. В буллинге много ролей. Три основные: булли (придумывают и возглавляют издевательства), наблюдатели (вроде в стороне от конфликта, но всё равно одобряют либо осуждают агрессоров) и жертва. 

‍ Потенциальный буллер – это человек:

  • с низкой самооценкой, которую он стремится поднять за счёт унижения других;

  • стремящийся быть в центре внимания любой ценой;

  • агрессивный, жестокий, склонный к доминированию и манипулированию;

  • чаще с проблемами в семейных и детско-родительских отношениях.

Агрессорами могут быть дети как из неблагополучных семей, так и из семей с высоким материальным положением.

Какие существуют виды буллинга?

  • физический – непосредственные физические действия в отношении жертвы (толчки, пинки, побои, сексуальные домогательства);

  • вербальный – угрозы, оскорбления, насмешки, унижение;

  • социально-психологический – буллинг, направленный на социальное исключение или изоляцию (сплетни, слухи, игнорирование, бойкот, манипуляции);

  • экономический – вымогательство или прямой отбор денег, вещей, порча одежды;

  • кибербуллинг (от англ. – cyberbulling) или интернет буллинг – травля в интернете через социальные сети, электронную почту. Предполагает распространение слухов и ложной информации, взлом личных страниц, отправку негативных сообщений и комментариев. Является самым молодым и самым опасным видом буллинга, поскольку от него очень сложно защититься и найти источники, откуда исходит угроза.

Теперь давайте попробуем разобраться в причинах и мотивах буллинга. Что заставляет детей быть такими жестокими и агрессивными по отношению к своим сверстникам?



Причин на самом деле много. Разделим их на группы:

  • педагогические (микроклимат класса, школы). Не последнюю роль здесь играет позиция учителя. Ребенок с большей вероятностью подвергнется травле в той обстановке, где и сами педагоги позволяют себе насмешки и унижения в адрес учеников. Кроме того, учитель может занимать в ситуации буллинга стороннюю позицию, зная о проблеме, но не вмешиваясь в неё;

  • психологические (личность агрессора, так называемого буллера, и жертвы);

  • социальные (пропаганда и поощрение доминирующего агрессивного поведения в обществе: на телевидении, в интернете, компьютерных играх);

  • семейные (недостаток родительской любви и внимания, физическая и вербальная агрессия со стороны родителей, чрезмерный контроль).

К мотивам буллинга можно отнести:

  • зависть;

  • месть (когда жертва травли сама становится буллером, стремясь наказать обидчиков за причинённые страдания);

  • самоутверждение в коллективе;

  • стремление быть в центре внимания, выглядеть «круто»;

  • желание нейтрализовать соперника посредством его унижения.

Еще один факт, который обращает на себя внимание, это участие девочек в буллинге. Если раньше агрессорами в подавляющем большинстве становились мальчики, то теперь соотношение составляет примерно 50 на 50. Девочки стали все чаще принимать участие в физическом буллинге. Как пример – случай 2018 года. В Санкт-Петербурге школьницы жестоко избили свою одноклассницу, засняли это на видео и отправили всем своим друзьям. Поводом для расправы якобы послужил тот факт, что девочка видела, как ее одноклассницы употребляли алкогольные напитки и рассказала об этом взрослым. Жертва избиения получила перелом носа и сильной ушиб головы. Всем участникам этой ситуации – 13 лет…

Последствия буллинга

Что получает агрессор в ситуации травли? Опять же, ощущение собственной «крутости», безнаказанности, «всемогущества». В дальнейшем это приводит к ещё большему развитию деструктивных, т.е. разрушающих личность качеств, девиантному поведению и как следствие – постановке на учет в Комиссию по делам несовершеннолетних и проблемам с полицией.

Что получают наблюдатели буллинга? Стыд и чувство вины за то, что не помогли жертве, проявили слабость. Даже если нападкам подвергается только один одноклассник и вашего ребёнка «это не касается», наблюдатели получают не меньшую травматизацию.  ‍В психологии даже есть термин «травма наблюдателя». Часто ребёнок не может самостоятельно справиться с опытом наблюдения за продолжающимся насилием.

И, конечно, самая тяжелая психологическая травма наносится жертве буллинга. Даже через много лет, будучи уже взрослыми, жертвы помнят все свои болезненные переживания, связанные с травлей.

Психологи отмечают, что школьный буллинг сравним по тяжести последствий для психики с семейным насилием.

  1. У жертвы травли начинают проявляться психосоматические расстройства: частые головные боли, проблемы со сном и аппетитом, могут обостриться хронические заболевания.

  2. Плюс к этому – депрессивные расстройства, повышенная тревожность, невротические проявления.

  3. И самые серьёзные реакции на буллинг – это попытки суицида или скулшутинг, когда ребёнок больше не может терпеть насмешки и издевательства и решает отомстить обидчикам с применением взрывчатки или холодного оружия.

Все это не остается бесследным во взрослой жизни. Именно в подростковом возрасте формируются особенности психологического поведения, которые сопровождают всю сознательную жизнь уже взрослого сформировавшегося человека. И если с ребенком не поработать в подростковом возрасте, когда он еще не сформировался как личность, то во взрослом возрасте это сделать очень сложно.

Важно помнить, что буллинг – это проблема не двух человек (преследователя и жертвы). Это проблема всего коллектива, всей системы. Если мы говорим о школьном классе, то эту ситуацию нужно решать на уровне взрослых, а не детей»





Профилактика школьного буллинга

Любое явление лучше предотвратить, чем устранять его последствия, и школьная травля – не исключение. Профилактика насилия в школе заключается в правильном отношении взрослых к этим проблемам.

И это в первую очередь, качается учителей начальной школы, так как именно с младших классов формируется микроклимат в классном коллективе. Если коллектив сплоченный, дружный, то у детей не будет желания кого-то выделять, даже если в классе появятся новые ученики.

Каждый педагог обязан знать, что происходит со своими подопечными, и не должен закрывать глаза на агрессивные «выходки» подростков. Любая информация о проявлении насилия должна быть проверена и принята к вниманию. Кроме того, необходимо обращать на формирование группировок в классе и выделение «изгоев» и «белых ворон».

Способы предотвращения:

 • выступайте в качестве ролевой модели. Относитесь к своим ученикам с уважением, доброжелательно, как равным. Если в вашем отношении к детям преобладает психическое насилие (необоснованные требования и запреты, оскорбления, подавление свободы, жесткое регламентирование поведения), это провоцирует жестокость и враждебность со стороны самих учащихся. Отношение к ребенку как бесправному объекту, лишенному возможности даже высказать свое мнение, провоцирует агрессивность по отношению к сверстникам, младшим и самим учителям как способ защиты, протеста, отреагирования гнева и обиды. Исключите навешивание ярлыков на детей и предвзятое отношение. Не унижайте ученика, который не успевает в учебе или уязвим в других отношениях. Избегайте негативных или саркастических высказываний по поводу внешности или происхождения ученика, устрашающих и угрожающих жестов или выражений;

 • пресекайте любые насмешки над неудачами одноклассников и пренебрежительные замечания в их адрес. Обговорите с ребятами, что если у кого-то что-то не получается, то в этом нет ничего смешного, все мы учимся, и каждый имеет право на ошибку. Насмешнику сделайте строгое замечание. Не провоцируйте своим поведением детей на насмешки друг над другом, например, разбор ошибок делайте либо, не называя тех, кто их допустил, либо индивидуально. Избегайте высмеивания и сравнивания детей на уроках. Оценки за контрольные работы можно не объявлять публично, а выставлять в дневники;

 • не противопоставляйте ребенка коллективу, например, не наказывайте весь класс за проступок одного ученика. Избегайте обсуждения и оценивания личностных качеств ребенка перед всем классом. Возникающие конфликты улаживайте наедине с участниками. Воздержитесь от публичных обвинений и выяснения отношений с учеником, уличенном во лжи или воровстве. Обсуждайте с детьми поступки абстрактного ребенка на примерах из жизни и литературы; это научит лучше понимать мотивы поведения других;

 • обращайте внимание на всякие «мелкие» происшествия в классе, например, ситуации, когда более активный и агрессивно настроенный ребенок обижает своего тихого соседа, не дает ему житья. Ни в коем случае не пренебрегайте детскими жалобами – вы можете не реагировать на них немедленно, но принимайте во внимание всегда;

 • поддержите новенького, пришедшего в класс, помогите ему наладить отношения с одноклассниками: представьте его ребятам, расскажите ему о классе;

 • объединяйте класс с помощью совместных мероприятий, поездок, походов, постановки спектаклей, выпуска стенгазет и т.д.;

 • дайте возможность наиболее активным детям проявить себя в мирных делах и самоутвердиться за счет собственных способностей.



Как остановить детскую травлю – буллинг

 Способы преодоления:

 • дайте отвергаемому ребенку возможность показать себя в выгодном свете, продемонстрировать свою полезность для коллектива (один прекрасно рисует, другой хорошо играет на гитаре, третий много знает о космосе, четвертый интересно рассказывает истории и т.д.). Помогите ему проявить свои способности;

 • не усиливайте изоляцию отвергаемого ребенка, сажая его отдельно от всех. Посадите такого ребенка с уверенным в себе, имеющим определенный авторитет у одноклассников и неагрессивным сверстником. Попросите последнего оказать помощь и поддержку новому соседу;

 • по возможности избегайте ситуаций, в которых часть детей может остаться невостребованными или отвергнутыми одноклассникам. В проблемных классах заранее распределяйте учащихся по командам так, чтобы избежать конфликтов. Распределение по командам не должно обсуждаться с детьми. Если в классе есть отвергаемые дети, то лучше избегать соревнований и соперничества, так как проигрыш спровоцирует новый конфликт. В неудаче обвинят именно отверженных;

 • поговорите с преследователями о том, почему они пристают к жертве. Обратите их внимание на чувства жертвы – обиду, унижение, страх, отчаяние…. Подчеркните положительные качества изгоя. Попросите их письменно ответить на вопрос: «Чем я могу помочь N?». Когда вы рассаживаете учащихся по своему усмотрению или формируете команды, и кто-то отказывается сесть с не принимаемым ребенком, настаивайте на своем. Потом поговорите с этим учеником наедине, поинтересуйтесь причиной его отказа, предложите ему встать на место отвергаемого: «А тебе будет приятно, если кто-нибудь откажется иметь с тобой дело?»;

 • в беседах со школьниками твердо выскажите свою негативную позицию по отношению к травле. Докажите, что решение проблемы прежде всего в их интересах. Обращайтесь к их чувствам, давайте моральную оценку действий агрессоров – это увеличивает вероятность того, что они будут на стороне «жертвы» и попытаются помочь. Обсудите с учащимися, почему в вашем образовательном учреждении возможно насилие и что нужно сделать, чтобы его предотвратить. Ознакомьте школьников с фильмами и книгами, которые содержат информацию на тему буллинга. Предложите тему для обсуждения, например: как свидетели насилия должны себя вести, чтобы помочь «жертве», «обидчику»;

 • предайте акты насилия гласности – проинформируйте учителей и учеников о подробностях случившегося, сопутствующих обстоятельствах, именах участников. Это поможет детям понять, где проходит граница дозволенного, и ограничить неприемлемое поведение. Одновременно проводите индивидуальные беседы (без угроз и карательных санкций) с агрессивными детьми и подростками, а также с их родителями. Обсуждайте с ними причины буллинга. Можно также пригласить виновного принять участие в решении проблемы совместно с жертвой;

 • помогите ребенку, ставшему жертвой, решить свои проблемы, например, преодолеть неуверенность в себе. Скажите ему: «Я тебе верю. Мне жаль, что с тобой это случилось. Это не твоя вина. Хорошо, что ты мне об этом сказал. Я постараюсь сделать так, чтобы тебе больше не угрожала опасность». Спросите ребенка, с кем еще он может поговорить о своих чувствах: «Я заметила, что в последнее время ты кажешься не очень счастливым. Я за тебя беспокоюсь. Могу ли я что-нибудь сделать, чтобы тебе помочь? Может быть, ты хочешь еще с кем-нибудь поговорить?». Совместно смоделируйте ситуацию, в которой он находился, и обсудите возможные пути выхода из нее. С его родителями говорите о том, что можно и нужно сделать, чтобы изменить ситуацию;

 • став свидетелем или узнав об акте насилия, окажите скорую помощь. Оставайтесь спокойным. Отнеситесь к случаю или рассказу о нем серьезно. Как можно скорее примите меры. Подбодрите потерпевшего, не дайте ему почувствовать себя неадекватным или глупым. Предложите пострадавшему конкретную помощь, совет и поддержку – сделайте так, чтобы обидчик понял, что вы не одобряете его поведение. Постарайтесь сделать так, чтобы обидчик увидел точку зрения жертвы. Накажите обидчика, если нужно, но подойдите к этому очень взвешенно. Ясно объясните наказание и почему оно назначается;

 • проведите работу по профилактике долговременных последствий акта насилия. Поговорите отдельно с каждым ребенком, ставшим жертвой и предложите письменно описать все случившееся. Поговорите отдельно с каждым членом группы агрессоров и получите от них письменное изложение инцидента. Объясните каждому члену девиантной группы, что он нарушил правила поведения, и укажите меру ответственности за содеянное. Соберите всю группу и предложите каждому ее члену рассказать перед другими, о чем говорили с ним в индивидуальной беседе. Подготовьте членов группы к встрече с одноклассниками: «Что вы собираетесь сказать другим ребятам, когда выйдете отсюда?». Поговорите с родителями детей, участвовавших в девиантной группе, покажите им письменные объяснения ребят. Ведите дневник с записью всех инцидентов, с письменными объяснениями детей и принятыми мерами. Обучите с помощью школьного психолога детей, чаще всего попадающих в положение жертвы, методам психологической защиты. Потребуйте от ребят-обидчиков письменных извинений перед потерпевшими. Если обидчик заявил, что это была шутка, обратите внимание детей при обсуждении данного случая на то, что это не смешно. Если действия обидчика прикрывались игровой формой, зафиксируйте, кто еще из детей принимал участие в такой «игре».



Реко­мендации учителям, психологам, адми­нистрациям школ

Проблема школьного буллинга – это проблема не только определённого классного коллектива. Надо сказать, что практически в любом классном коллективе существует ребенок, который чувствует себя обособленно и не полностью вписывается в коллектив. С разницей только в степени отчужденности детей: где-то это явное противостояние, а где-то слабое.

Поэтому психологи рекомендуют проводить борьбу со школьным буллингом на уровне школы с привлечением администрации учебного заведения. Для этого необходимо:

  1. Установить формы буллинга, которые имеют место в данной школе. Можно вести дневник наблюдений за поведением членов школьного сообще­ства, которые склонны к проявлению физического или психо­логического насилия.

  2. К организации действий сле­дует приступать после исследования проблемы насилия в школе с помощью анкет, изучения специальной литерату­ры и видеозаписей. Меры по борьбе с буллингом могут быть различными. В США, например, существует такое со­общество, как «полиция по борьбе с буллингом», в которую входят все, кто заинтересован в эффективном ре­шении этой проблемы. Для привлече­ния такой «полиции» требуются следу­ющие формальные документы:

  • декларация правил поведения в школьном сообществе для учащихся, учителей, административных работни­ков и родителей;

  • заявление об ответственности всех тех, кто наблюдал буллинг и пытался его устранить;

  • общее описание мер, которые школа предпринимает по борьбе с буллингом.

  1. Обсуждение проблемы. Бесе­ды со школьниками как индивидуаль­ные, так и в группе очень важны и полезны. Большинство детей презирают «обидчиков», поэтому задача заключается в том, чтобы доказать, что решение проблемы прежде всего в их интересах. Следующий шаг — обраще­ние к чувствам школьников, моральная оценка действий «обидчиков». Это уве­личивает вероятность того, что они бу­дут на стороне «жертвы» и попытаются помочь. Не менее важно грамотно по­строить разговоры с детьми, пострадав­шими от насилия. Цель бесед с ними — вовлечь в игры или дружеские отношения с другими детьми.

  2. Создание Комитета по предотвращению буллинга.

Комитет по предотвращению буллинга может быть эффективным средством в противостоянии насилию в школе. Учащиеся — члены такого ко­митета обладают более полной инфор­мацией о данном явлении. Со временем они приобретают навыки помощи жерт­вам насилия. Кроме того, у них появля­ется возможность эффективного реше­ния своих личных проблем, связанных с этим аспектом школьной жизни. Школьники, которые состоят в таких ко­митетах, часто своими действиями, по­средническими навыками, могут реаль­но изменить в лучшую сторону ситуа­цию в школе. Члены комитета могут стать также связующим звеном между персоналом и учащимися в работе с «полицией по борьбе с буллингом».

В Комитет по предотвращению буллинга рекомендуется включать школьников всех возрастов и учите­лей. Отношения между членами коми­тета строятся на основе демократиче­ских принципов. В обязанности коми­тета входят: подготовка школьного собрания на тему буллинга; формиро­вание специальных групп для работы с новыми учащимися (рисуются пла­каты, содержание которых направ­ленно против буллинга); проведение бесед с учащимися, которые сталки­вались с тем или иным видом насилия в школе; оказание помощи персоналу школы в решении проблемы.



Список используемых источников

1. Буллинг в школе: что делать родителям и жертве

https://findmykids.org/blog/ru/bulling-v-shkole

2. Школьный буллинг: почему одни дети травят других и как защитить своего ребёнка. https://externat.foxford.ru/polezno-znat/shkolnyy-bulling

3. Буллинг в школе – кто и почему становится жертвой травли. https://zen.yandex.ru/media/organicwoman/bulling-v-shkole--kto-i-pochemu-stanovitsia-jertvoi-travli-5d88b705e3062c00b2738cc8



4. Буллинг. https://psihomed.com/bulling/

5. ПАМЯТКА УЧИТЕЛЮ  «КАК ПРЕДОТВРАТИТЬ И ПРЕОДОЛЕТЬ ШКОЛЬНЫЙ БУЛЛИНГ» http://socialpedagog.mouthernov.edusite.ru/p5aa1.html