Буква В
Словно букву В,
Алена
Держит
Трубку телефона.
( В.Степанов)
Палочка,
Рядом две ровные дужки —
Вот и готовы
Очки... для лягушки.
(Е.Тарлапан)
Вот ведь горе у старушки:
На очках сломались дужки!
(Г.Виеру)
Спать отправились подружки,
Взяли пышные подушки:
Р — одну, а буква В —
Две.
(А. Шибаев)
Вот буква В Видна вдали —
Красивая, витая.
Как будто крендель Испекли,
Приезжих поджидая.
(С.Маршак)
Снеговик,
А с ним метелка
Буквой В
Стоят под елкой.
К единице три приставим...
Что за букву мы составим?
Весенний воздух свеж и чист.
Вот зеленеет первый лист,
Видна в проталинах земля,
Вокруг ручьи бегут, звеня.
Ватага вольных воробьев
Ворону гонит из кустов...
Фонетическая зарядка.
Как «воет» зубоврачебная машина? (В-в-в...).
Как дует ветерок? (Вью-вью).
Как дрожат от холода? (В-в-в...).
Кто внимательный?
1. Назовите одинаковый звук в словах: василек, велосипед, дверь, ворона, волк, телевизор.
2. Запомните слова со звуком [в], которые встретятся вам в сказке.
Мыша-водолаз
Как только мама с папой ушли, мышонок Мыша решил, что настало время стать водолазом. Он налил полную ванну воды, заткнул ноздри и уши, привязал к поясу утюг, чтобы не всплывать, взял длинную макаронину, чтобы через нее дышать, сделал глубокий вдох и нырнул. Выставив из воды макаронину, Мыша свободно разгуливал по дну, восхищаясь своей выдумкой. «Ну, пора всплывать», — наконец решил мышонок и попытался оттолкнуться от дна, но утюг был так тяжел, что выплыть не удалось. Он попробовал отвязать его, но веревка разбухла и не развязывалась.
«Что делать?» — в отчаянии думал «водолаз» и вдруг увидел в дне ванны пробку.
Кое-как выдернул ее Мыша, и вода с шумом устремилась вон из ванны, подхватив водоворотом бедного «водолаза» и мгновенно засосав его в дырку.
И так, выставив макаронину, наполовину всосанный в дырку, просидел Мыша под водой до самого вечера, пока не пришли папа с мамой. Они быстро вылили ведрами всю воду, вынули «водолаза», а потом сидели на кухне и пили из чайника валерьянку...
(Г. Юдин)
Узнайте звук. Вставайте, если услышите в слове звук [в]: дверь, рама, лампа, ведро, факел, фрукт, доска, градусник, витрина, вареник, фара, ловить и т.д.
Твердый-мягкий.
«Камень — вата» Эту игру (так же как и «Том — Тим») можно провести в качестве упражнения в определении звуков по мягкости и твердости. Разделив класс на две команды, учитель называет слова то с твердым [в] (встает команда «камня»), то с мягким [в’] (встает команда «ваты»), (Вилка, варежки, веник, волк, вьюга.)
Доскажите словечко.
Есть одна игра для вас:
Я прочту стихи сейчас,
Я начну,а вы кончайте,
Хором дружно добавляйте.
Как зовут меня, скажи,
Часто прячусь я во ржи,
Скромный полевой цветок,
Синеглазый... (василек).
— Не пойму, ребята, кто вы?
Птицеловы? Рыболовы?
Что за невод во дворе?
— Не мешал бы ты игре,
Ты бы лучше отошел,
Мы играем в ... (волейбол).
Окраской — сероватая,
Повадкой — вороватая,
Крикунья хрипловатая —
Известная персона.
Это … (ворона).
Звук заблудился.
Мы собирали васильки,
На головах у нас щенки (венки).
Над тихим озером росла
Пышноголовая метла (ветла).
Слоговой аукцион.
1. Придумайте слова: Во... (-ва, -сток, -рона, -рота, -робей); ве... (-ник, -чер, -нок, -тер, -шалка, -ревка).
2. Придумайте имена со слогами Ва, Ве (Ваня, Варя, Вася, Вера, Ве¬ня, Вета, Валя).
Наоборот. Назовите слова, противоположные по смыслу (антонимы) .
Нижний — (верхний); внизу — (вверху); низкий — (высокий).
Рифма. Вова (слово); ворона (корона); врач (грач); весна (красна); вагон (загон).
Отгадайте слово. Один из детей выходит за дверь, педагог называет слово со звуком [в]. Дети составляют с ним предложения. (Например, со словом вода могут быть такие предложения: Мы принесли ведро родниковой воды. Поменяйте воду в аквариуме! Из крана капала вода. Вода в реке была холодная. Вчера у нас отключили горячую воду. Овощи и фрукты обязательно надо мыть перед едой водой.)
Ребенок входит и просит детей (по своему выбору или выбору педагога) назвать предложения, внимательно их выслушивает, находит в них общее слово и таким образом отгадывает, с каким словом дети придумывали предложения.
Любопытный.
— Где фрукты?
(В вазе.)
— Где шляпа?
(На вешалке.)
— Где птица?
(На ветке.)
— Где белье?
(На веревке.)
— Где заколка?
(В волосах.)
Узнайте сказку.
Сказки просят:
— А сейчас
Вы, друзья,
Узнайте нас!
Отворили дверь козлята
и ... пропали все куда-то!
(«Волк и семеро козлят».)
Словарная работа.
1. Фрукты и ягоды, сваренные в сахаре. (Варенье.)
2. Сильная метель, снежная буря. (Вьюга.)
3. Часть суток от конца дня до начала ночи. (Вечер.)