СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чехов.Ванка........

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Чехов.Ванка........»



Главная

Положение о фестивале и конкурсах

Поиск по сайту

Статья недели

Разделы

Конкурс «Презентация к уроку»

Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»

Конкурс «Цифровой класс»

Конкурс «Электронный учебник на уроке»

Конкурс «Мы мир храним, пока мы помним о войне»

Конкурс «История регионов России»



Астрономия

Биология

Начальная школа

География

Иностранные языки

Информатика

История и обществознание

Краеведение

Литература

Математика

Музыка

МХК и ИЗО

ОБЖ

ОРКСЭ

Русский язык

Руководство учебным проектом

Спорт в школе и здоровье детей

Технология

Физика

Химия

Экология

Экономика



Администрирование школы

Видеоурок

Внеклассная работа

Дополнительное образование

Инклюзивное образование

Классное руководство

Коррекционная педагогика

Логопедия

Мастер-класс

Общепедагогические технологии

Организация школьной библиотеки

Патриотическое воспитание

Профессия — педагог

Работа с дошкольниками

Работа с родителями

Социальная педагогика

Урок с использованием электронного учебника

Школьная психологическая служба

Цикл практических вебинаров «Дизайн и функционал платформы МЭШ для ваших интерактивных уроков»

Тема урока: "А.П. Чехов "Ванька"". 4-й класс Лауреат

Пичугина Инесса Валерьевна, учитель начальных классов

Разделы: Начальная школа, Конкурс «Презентация к уроку»



Класс: 4



Презентация к уроку

Слайд 02.jpg

123456789101112131415161718192021

Загрузить презентацию (828 кБ)



Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.



Цель:



Познакомить учащихся с произведением А.П.Чехова “Ванька”.

Формировать навык осознанного и выразительного чтения.

Учить анализировать текст по вопросам, выражать собственные мысли, рассуждать.

Развивать наблюдательность, устную речь, внимание.

Учить наблюдать за словом автора, авторской позицией.

Воспитывать нравственные качества, культуру общения.

Оборудование: проектор, презентация, выставка книг А.П. Чехова, толковые словари.



Ход урока



1. Организационный момент.



2. Проверка домашнего задания.



- Подведение итогов конкурса рисунков по произведению А.П.Чехова “Степь”.



- Найти ошибку в плане. Расставить всё правильно, в соответствии с сюжетом рассказа.







3. Произведение Чехова “Ванька”.



1. Вступление.



- Ребята, откройте учебники на странице 77 и скажите, с каким произведением мы сегодня познакомимся? (слайд 1)



- Да, это произведение А.П.Чехова “Ванька”. (слайд 2)



- Антон Павлович Чехов – русский писатель, известный во всем мире.



Лев Николаевич Толстой назвал Антона Павловича Чехова “Несравненным художником жизни”, и нам предстоит в этом убедиться на уроке. Его рассказы о детях – непревзойдённые шедевры русской литературы. В них всё правдиво. А. П. Чехов горячо любил детей. В его отношениях с ними было много душевной теплоты, искренней весёлости и забавной игры. Он охотно подолгу беседовал с ребятами, писал им шутливые письма, рисовал занимательные картинки, проявлял большое внимание к детскому чтению.



У Чехова нет специальных, “детских” произведений. Он говорил: “Писать для детей вообще не умею”. Но произведения Чехова понятны детям потому, что писатель хорошо знал жизнь и умел о ней увлекательно рассказывать. Давайте вспомним, какие произведения великого писателя вы уже знаете?



(слайды 3-4)



2. Подготовка к восприятию текста.



- Что вы можете сказать о жизни детей?



Но все ли дети могут спокойно спать, у всех ли счастливое детство?



Зная и другое детство, тяжелое, лишенное всего, что необходимо ребенку, Чехов пишет о нем в своем произведении “Ванька”.



(слайд 5)



Кто же такой Ванька? Ванька – ваш ровесник, живший в XIX веке, немногим более 100 лет назад. В те времена бывало и так, что нищета, безысходность заставляла посылать родителей своих детей на работу в няньки, подпаски, в услужение к богатым господам. Очень часто детей отдавали в город, в учение к мастеровому, чтобы они овладели каким-либо ремеслом. Но хозяева ремесленных мастерских обычно заставляли чужих детей выполнять различные тяжелые работы: возить воду, заготавливать дрова, мыть полы, нянчить хозяйских детей. До ученья ли тут было? Но как бы ни жалко было матери отдавать своего ребенка в чужой дом, им приходилось так делать, чтобы выжить. Несмотря ни на что, родители таких детей верили: что лучше пусть далеко от дома, пусть тяжело ребенку, но все-таки он будет накормлен, чему-то научится, немного заработает. А если ребенок был сирота, то жизнь его была особенно тяжелая, ведь никто не мог встать на его защиту.



И вот Москва XIX века. Крестьянский мальчик – ваш ровесник, привезенный из деревни в большой город. Посмотрите на мир глазами героев рассказа Антона Павловича Чехова и попытайтесь проникнуть в жизнь “больших” и жизнь “маленьких”, увидеть отличия и разобщённость этих двух миров.

Давайте перенесемся в то далекое время, представим зимнюю заснеженную Москву, ночь, в избе при свече сидит на коленях перед скамьей мальчик и что-то пишет…



(слайд 6)



3. Первичное восприятие текста. Читает вслух учитель или заранее подготовленные ученики.



Обсуждение с учениками первого впечатления от прослушанного рассказа.



- Ваши впечатления о прочитанном произведении. (Высказывания детей)



- Что тронуло вас при чтении этого рассказа?



4. Словарная работа.



- В тексте встречаются слова, значения которых могут быть не всем понятны, в том числе и устаревшие слова – т.е. слова, которые сегодня вышли из общего употребления.



Постарайтесь объяснить их значение. Для этого вы можете использовать словарь.



Каждая группа ищет значения слов в толковых словарях.



(слайд 7)



1 группа - заутреня, колодка, шпандырь;

2 группа - клирос, выволочка, тулуп;

3 группа - образ, ледник, горничная;

4 группа - подпасок, кучер, ямщик.

(слайды 8-9)



Заутреня – ранняя церковная служба в праздник; колодка – кусок дерева в форме нижней части ноги до щиколотки, употребляемая при шитье обуви; шпандырь – специальный сапожный ремень, кнут.



Клирос – место для певчих в церкви перед иконостасом; выволочка – наказание; тулуп – долгополая меховая шуба.



Образ – икона; ледник – погреб, холодное место для хранения продуктов; горничная – работница, прислуживающая в богатом доме, убирающая комнаты.



Подпасок – мальчик, помогающий пастуху; кучер – работник, который правит лошадьми; ямщик – кучер).



5. Чтение “про себя”.



6. Работа над содержанием (выделение композиционных частей, выборочное чтение, выполнение заданий к тексту).



- Прочитайте, как Ванька собирается писать письмо.



(слайд 10)



- В каком чувстве он пребывал, живя там? (страх, нервозность, одиночество).



- Какие слова нам это передают? (“…он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ … прерывисто вздохнул”).



- Ванька живет в постоянном страхе перед хозяевами. И автор каждым движением Ваньки показывает его страх, предосторожность, затравленность, нервозность, одиночество.



- Почему Чехов назвал рассказ “Ванька”, а не “Ванечка”? (к простым людям в те времена обращались так неуважительно, чтобы подчеркнуть их бесправное положение и свое господство над ними).



- Кому писал письмо Ванька? Прочитайте первую фразу из его письма? Как он называет дедушку? Прочитайте про себя описание Константина Макаровича и составьте устное сообщение о нем, используя нужные слова:



“высокий, тощенький, маленький, угрюмый, со смеющимся лицом, жесткий, добродушный, веселый, тихий, скромный, балагур, сапожник, сторож, курит трубку, нюхает табак”.



- Какие из этих слов подходят к словесному портрету дедушки?



- А как писатель рассказывает о собаках Константина Макаровича? Прочитайте.



- Какие чувства вызывает у вас этот отрывок?



(слайд 11-12)



- Какой в воспоминаниях казалась Ваньке жизнь в деревне? Почему?



- Найдите и прочитайте описание ночной деревни.



- Образ деревни прекрасен, как прекрасна и заманчива мысль мальчика о возвращении домой.



- Можем мы описание этого пейзажа противопоставить тёмной мастерской сапожника?



(слайд 13)



- Как Ванька вспоминает о своей прошлой жизни с матерью и дедушкой?



- Найдите отрывок о том, как Ванька с дедушкой выбирали елку.



- Какое настроение передает этот отрывок?



- Что говорится в рассказе о барышне Ольге Игнатьевне?



- Похожа она на городских хозяев Ваньки?



- Осуждает ли Чехов барышню Ольгу Игнатьевну?



(“…от нечего делать выучила …”)



- Как изменилась жизнь Ваньки после смерти матери?



- Что такое людская кухня? (кухня, где готовили пищу для прислуги)



- Как вы понимаете выражение “Ваньку спровадили”?



- Какая разница в значении слов “отправили” и “спровадили”?



(Спровадили – выпроводили, заставили удалиться. То есть он стал обузой, лишним, ненужным.)



Чехов – мастер слова, он умеет при помощи слова, короткой фразы создать характеристику человека.



Есть один интереснейший прием, который применяет Чехов. По тому, как разные люди относятся к ребенку, писатель, в сущности, рассказывает о самом человеке: добр он или зол, алчен ли, способен ли на сострадание.



- Найдите в тексте, как характеризуются городские хозяева Ваньки.



- За что была выволочка Ваньке?



- Как кормят Ваньку?



- Спит ли Ванька ночью?



(слайд 14)



- Как к нему относятся подмастерья?



(Бессердечные, грубые, злые, бездушно-тупые подмастерья)



- Никто не сомневается в том, что Ванькины хозяева, подмастерья - жестокие, равнодушные люди.



- Накануне какого праздника Ванька пишет письмо? (Рождество)



- Случайно ли Ванька пишет письмо в ночь под Рождество? (Ванькина мечта – это своеобразная рождественская сказка, которой не суждено сбыться.)



- Как Ванька рассказывает о Москве? Что его поразило?



- Интересны ли его наблюдения относительно Москвы? Прочитайте. О Москве Ванька делает очень ценные и важные замечания, которые под силу только очень внимательному и наблюдательному мальчику, причем, мальчику, которого многое интересует, который умеет сравнивать жизнь в городе с жизнью в деревне. Его интересует и то, какие животные есть в Москве, а каких нет, и какой характер у московских собак, и что продается в магазинах, и чем отличается деревенская церковь от городской и т.д.



(слайд 16)



7. Характеристика главного персонажа.



(слайд 17)



- Давайте охарактеризуем главного героя, составим словесный портрет Ваньки Жукова.



(высказывания детей)



- Как написано письмо: соблюдает ли Ванька правила вежливости? Прочитайте.



Несмотря на крайне тяжелое положение, в котором находится Ванька, он пишет письмо по всем правилам: начинает с вежливого обращения, потом поздравляет деда с Рождеством и желает ему всех благ и только после этого начинает жаловаться. В конце письма он передает поклоны всем знакомым. В этом и заключается культура общения.



- Поразителен талант мальчика, богатство его воображения, его наблюдательность, память, вместившая все впечатления детства.



- Мальчик сообразительный, активный и находчивый, хотя жизнь Ваньки в городе очень тяжелая, он не утрачивает живого интереса к жизни.



- Какая речь у Ваньки?



- Когда Ванька рассказывает о своей беспросветной жизни в учении у сапожника, появляются “ейный”, “харя”, “морда”, “трескают”. Грубый быт рождает и соответствующие слова. А воспоминания о жизни дома, в деревне, связаны с прекрасным. И слова, в которые облекаются картины воспоминаний, — яркие, образные, светлые.



- Как Чехов относится к своему герою? С каким чувством он пишет о Ваньке? Писатель явно любуется им.



- А как вы относитесь к Ваньке?



- Представьте, что вы можете встретиться с Ванькой. Что бы вы ему сказали?



- Как Ванька подписал конверт? Какой адрес он указал?



- Как вы думаете, получит дедушка это письмо?



- Отсутствие точного адреса на конверте вызвано тем, что Ванька большую часть своей жизни прожил в деревне, где всех знают по имени-отчеству, где не надо указывать точного адреса, чтобы доставить записку или письмо. Ваньке даже в голову не могло прийти, что кроме его родной деревни Москву окружают сотни других деревень, что у его письма нет никаких шансов попасть к адресату.



- Какая фраза из этого рассказа стала крылатой? (“на деревню дедушке”, т.е. неизвестно куда)



-Человечностью и справедливостью освещены и надежды девятилетнего Ваньки Жукова на возвращение в деревню. Это вовсе не эгоистическая мечта об улучшении только собственной участи, это движение души нравственно чистой и доброй.



3. Подведение итогов. Домашнее задание.



- Этот маленький литературный шедевр достигает высот трагедии. Горькая сиротская судьба мальчика воспринимается и в более широком смысле. “Ванька”, как и многие произведения Чехова, — об одиночестве, о том, как трудно быть понятым, о невозможности предощутить страдание другого человека, о противопоставлении двух миров: взрослых и детей, о равнодушии, жестокости, чёрствости взрослого мира.



Домашнее задание: Упражнения в выразительном чтении эпизодов “Ванька”, “Как Ванька собирается писать письмо” “Письмо”, “Описание Москвы”, “Дедушка”, “Описание морозной ночи в деревне”, “Дед рубит елку”, “Елка в барском доме”, “Обещания Ваньки”, “Собака Вьюн”.



1.04.2013





Поделиться страницей:

Фестиваль педагогических идей «Открытый урок»

Свидетельство о регистрации средства массовой информации ЭЛ №ФС77-69741 от 5 мая 2017 г.



Фактический адрес (для посетителей): Москва, ул. Платовская, 4, 121151, «Первое сентября»

Почтовый адрес (для корреспонденции): ул. Киевская, 24, Москва, Россия, 121165, ИД «Первое сентября», Оргкомитет фестиваля «Открытый урок»



Эл. почта: [email protected]

Телефон: +7 (495) 637-82-73 (доб. 5)



© ИД «Первое сентября», 2003–2020



Школа цифрового века



Вебинары



Курсы повышения квалификации



Учительская книга



Педагогический марафон



1739bba.180