СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Человек-природа

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока-профессиональная проба

Просмотр содержимого документа
«Человек-природа»


МКОУ «Куртамышская средняя общеобразовательная школа № 1»













Методическая разработка урока.

Предмет «Технология», 8 класс.

Тема «Характеристика профессий типа «Человек - природа»».











Автор-составитель:

Глухова Наталья Борисовна,

учитель технологии.





















2020 год


Пояснительная записка

Данная тема изучается в разделе «Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения», в соответствии с Примерной основной образовательной программа основного общего образования по технологии, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).

На реализацию данной темы отводится 2 часа, согласно рабочей примерной программе.

Рекомендации: для обеспечения непрерывного осуществления профессиональной пробы в ходе изучения темы уроки проводятся парами.

Тема «Характеристика профессий типа «Человек - природа»».

Урок 1 ««Характеристика профессий типа «Человек - природа»».

Цели: познакомить с основными особенностями и характером труда профессий типа “Человек-природа”;

рассмотреть, какие деловые качества необходимы для работы по профессиям типа “Человек-природа”;

раскрыть, какие профессии относятся к типу “Человек-природа”, их значимость и важность развивать умения и навыки в выборе классификаций;

воспитывать (развивать) любовь к природе посредством материала, представленного на уроке.

Урок 2 « Настольная композиция «в оазисе»

(профессиональная проба сферы деятельности «Человек-Природа»)

Цели: познакомить  учащихся с профессией флорист (фитодизайнер);

формировать  знания, умения, навыки, опыт практической работы в конкретной профессиональной деятельности;

развивать интерес к профессиональной деятельности флориста (фитодизайнера);


Тип урока: Урок открытия нового знания.


Прогнозируемые результаты

Личностные действия: ценить и принимать базовые ценности профессионального труда. Уважение к себе и окружающим, учебно-познавательный интерес к изучаемому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.

Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.

Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, ставить проблему и решать ее.

Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.


Оборудование: проектор, презентация.

Дидактические материалы: игра «Магический квадрат», инструкционная карта «Содержание профессиональной пробы», «оазис», сосуды для композиции, контейнер с водой, ножницы, секатор, растительные материалы для композиции.





Список использованных источников

  1. Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию, учебное пособие для учащихся старших классов средней школы. – М., Просвещение, 1991.

  2. Осипова Н.В. Современный цветочный дизайн. М., «Олма-пресс», 2001.

  3. Хессайон Д.Г. Всё об аранжировке цветов. М., «Кладезь-букс», 2002.


Список интернет источников

  1. Онлайн читать. РФ [Электронный ресурс]: СТАРИК И ЯБЛОНИ. Л. Н. ТОЛСТОЙ Режим доступа: http://xn----7sbb5adknde1cb0dyd.xn--p1ai/%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BA-%D0%B8-%D1%8F%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B8/

  2. Яндекс. Дзен [Электронный ресурс]: Путь флориста. 10 ошибок при работе с флористической пеной. Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/id/5ca32b16b59e2e00b3fcd29e/10-oshibok-pri-rabote-s-floristicheskoi-penoi-5ca3c7607201b500b2fbe909

  3. Яндекс. Ру [Электронный ресурс]: Картинки и фото. Режим доступа: https://yandex.ru/images/search?text


Технологическая карта занятия

Урок 1 «Характеристика профессий типа Человек-природа»

Основные этапы организации учебной деятельности

Цель этапа

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя


Деятельность обучающихся

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

1. Постановка учебных задач

Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи

Организовывает погружение в проблему.

Вспомним известную притчу: (слад 1)

В саду работал старый садовник. Он сажал молодые яблоньки. К нему подошел прохожий и спросил:

- Старик, зачем ты сажаешь эти яблони? Ведь ты не увидишь, когда они вырастут и не попробуешь яблок с их ветвей.

- Ну и что. Зато попробуют мои внуки, - ответил садовник.

- Как вы понимаете эту притчу?

Для садовника было важно, чтобы плодами его трудов пользовался не только он сам, но и потомки. Так и в жизни, результатами труда людей данной профессии часто пользуется большое количество людей на протяжении длительного времени.

К какому типу профессий по предмету труда относится садовник? (слад 2)

Сегодня я предлагаю вам познакомиться с некоторыми профессиями, которые тем или иным образом связаны с природой. Итак, мир профессий связанных с природой открывает перед вами свои врата. (слад 3)

Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему.

Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

2. Совместное исследование проблемы.

Поиск решения учебной задачи.

Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение.

Взаимоотношения человека с природой имеют давнюю историю — с тех пор, как природа породила человека. Отношения эти имели разные виды и формы: собирательство, освоение, покорение, подчинение, сотрудничество и т. д. Долгое время попытки преобразовывать природу и властвовать над ней не отражались ощутимо на жизни человечества в целом и поэтому не оценивались с точки зрения их целесообразности и опасности для планеты.

- Почему человек должен бережно относиться к природе? (слайд 4)

Предупреждения философов, экологов, писателей-фантастов не воспринимались как реальная угроза нашей жизни и жизни наших детей. Но экологические катастрофы XX века показали, что ни одно вмешательство в дела природные не проходит бесследно и настоящий конец света — гибель Земли — может наступить именно по нашей вине, или если мы не помешаем гибельным процессам.

Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения

Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий

Обсуждают предметные способы решения задачи

2.Конструирование нового знания

Построение ориентированной основы нового знания.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее формирование нового знания

Назовите объекты живой и неживой природы?

Учитель фиксирует на доске представленные детьми объекты в два столбика Живая природа и Неживая природа.

Какой заботы и обработки требует каждый представленный объект?

Представители, каких профессий этим занимаются? (слайд 5)

Постановка учебной проблемы

Разделите все названные профессии и виды действия на группы, по каким либо признакам и представьте свои результаты (работа в группах).

Обобщение учителем нового материала

К профессиям типа “Человек – Природа” относятся профессии, связанные с:

1. Работа с животными;

2. Выращивание и уход за растениями;

3.Работа с микроорганизмами;

4. Работа над ландшафтным дизайном.

5. Поиск, обработка и переработка природных ресурсов.

- Какие черты и деловые качества необходимы работникам специальностей этого типа? (общие, специфические) 

Профессии этого типа выдвигают требования к таким чертам работника, как:

  • наблюдательность;

  • способность ориентироваться в условиях непредвиденности и отсрочки результатов;

  • способность изменять цель в зависимости от условий;

  • выдержка и терпение в условиях недостаточного комфорта.

Организует учебное взаимодействие учеников (группы) по средством игры «Магический квадрат»

Знакомство с профессиями типа человек-природа мы проведем в форме игры магический квадрат. Вам необходимо разделиться на две команды. Команды по очереди выбирают сектор квадрата.

Право ответа принадлежит выбирающей команде, при правильном ответе она получает 1 балл. Возможны дополнительные баллы в вопросе, если вы назовете, к какому подтипу относится данная профессия.

Если команда отвечает неправильно, ответить может другая команда. Следующий вопрос выбирает другая команда.

Игра «Магический квадрат» (приложение 1)(слайд 8)

Проводят коллективное исследование, формируют понятия о профессиях, классифицируют их на группы.

Участвуют в обсуждении содержания материала

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль

Урок 2 « Настольная композиция «в оазисе» (профессиональная проба сферы деятельности «Человек-Природа»)

3. Применение общего способа действия для решения частных задач.

Контроль за правильностью выполнения способа действия.

Коррекция отработки способа.

Представителя, какой профессии называют «Мастер букета»?

Флористика – это серьёзная, кропотливая работа с живыми цветами: срезка, составление букетов, композиций, оформление помещений, - одним словом, настоящее искусство. Профессия флориста сейчас становится всё более престижной.

У этого ремесла очень интересная история, берущая своё начало ещё в Древнем Египте, где флористика была очень популярна и пользовалась большим уважением. В Древней Греции цветы были важной частью культовых обрядов и жертвоприношений в храмах. И всё – таки родиной флористики считается Япония – страна, в которой цветы и умение составлять из них изысканные композиции (икебана) считаются неотъемлемой частью культуры. В Европе история использования букета в качестве декоративного средства восходит к 14 – 15 веку. Французов можно считать не только родоначальниками моды, но и искусства составления букета – именно во Франции зародились правила оформления букетов.

Эти правила предписывали использовать только венчики цветов. Отделённые от стебля, они «усаживались» на проволоку, декорировались ленточками, кружевами. И только в 1900 году флористы открыли для себя и для всего мира, что лепестки и стебли цветов способны стать полноправными участниками аранжировки. В наши дни искусство цветочных аранжировок очень популярно.


Благодаря профессиональной пробе вы сможете на практике познакомиться с содержанием, характером и условиями труда специалистов этой профессии. Вам предстоит пройти профиспытание: составить настольную композицию из цветов «в оазисе».

Ход работы профессиональной пробы Приложение 2


Осуществляют работу по выполнению предложенных заданий.

Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия.

Самопроверка. Отрабатывают действия по выполнению заданий в целом. Осуществляют пошаговый контроль

2. Рефлексия

Рефлексия

Осуществляет контрольно-оценивающую деятельность.

Подведем итого профессиональной пробы, для этого заполните отчет по работе. Приложение 3

Выбирая профессию, связанную с преобразованием природы, ее использованием, человек берет на себя ответственность за развитие и будущее того, что нас окружает, за жизнь этого и следующих поколений.

У кого появилось желание выбрать профессии данного типа? Почему? Спасибо, ребята, за работу. Желаю вам сделать правильный выбор профессии.(слайд 31)


Анализируют, контролируют и оценивают результат.

Рефлексия своих действий

Осуществляют пошаговый контроль по результату














Приложение 1

Игра «Магический квадрат»

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16


№ сектора

Задание

Ответ

1

Знаменитый автор «Путешествий Гулливера» Джонатан Свифт 300 лет назад сказал: «Тот, кому удастся взрастить 2 колоса на том месте, где рос один, заслужит вечную благодарность человечества». Для какой профессии эти слова будут справедливы?

Агроном

2

Пекинский художник Ван Чжиюань создал необычную скульптуру высотой 115 метров, которая украшает улицы столицы Китая. Её название мусорное торнадо. Символом какой профессии может стать эта скульптура?

Эколог

3

Специалист, который исследует водные ресурсы природы?

Гидролог

4

Название какой профессии в переводе с греческого означает «звёздный мореплаватель»?

Астронавт

5

Представители этой рабочей профессии народ суеверный. Поэтому перед сменой они всегда говорят «С Богом!», а смену перед выходными называют «крайней», но ни в коем случае не «последней».

Шахтер

6

Название этой профессии происходит от имени древнеримской богини цветов и весеннего цветения Флоры.

Флорист

7

Специалист, который изучает микроорганизмы: вирусы и бактерии.

Микробиолог

8

В Саратове появился памятник человеку с новорожденным теленком на руках, представителю какой профессии он посвящен.

Ветеринар

9

В XVII веке в Англии был принят закон, согласно которому казнили представителя этой профессии, если он не правильно выполнит свою работу. Занимаются они предсказанием чего то.

Метеоролог

10

Чем занимаются кинологи, специалисты которые не имеют ни какого отношения к кино.

Специалист по разведению и воспитанию собак.

11

Специалист, жизнь которого проходит в походах, с целью поиска полезных ископаемых.

Геолог

12

Специалист по лесоустройству, защите и использованию леса.

Лесничий



Приложение 2


Ознакомление с содержанием профессиональной пробы:


В каждой композиции должно быть нечто главное, что в первую очередь будет обращать на себя внимание: цвет и форма.

ЦВЕТ (слайд 23) : Основную роль при составлении композиции играет окраска цветков. Подобрать благоприятные сочетания цвета можно с помощью цветочного круга. Посмотрите на рисунок-подсказку: видите, красный цвет хорошо подходит жёлтому и голубому. Очень контрастно выглядит красный цвет на зеленом фоне. С помощью «подсказки» легко определить цвета, которые можно совместить в одном букете.

ФОРМУ(слайд 24) композиции определяют ее назначением и замыслом аранжировщика. Она может быть: овальной, круглой, треугольной, серповидной, либо не иметь строгих геометрических очертаний.

(слайд 26-27) Для составления композиций нужно надёжно закреплять растения в необходимом положении. Уже более 25 лет в западной аранжировке используется специальный влагоёмкий материал «оазис». Он легко режется ножом, поглощает воду, долго её удерживает. При этом не теряет твёрдости и эластичности.

Используется «оазис» следующим образом: куски нужного размера опускают в воду. Как только он пропитается, его вынимают и закрепляют на основе. Стебли растений легко вкалываются в «оазис», при этом не следует располагать их близко друг к другу.



РАСТИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ может быть разделён на 3 основные группы: (слайд 28-30)

  1. Линейный - стебли высоких трав, используют для формирования высоты и ширины композиции.

  2. Основной - крупные цветки или соцветия, яркие листья.

  3. Материал-наполнитель- дополнительный материал. Они заполняют пустоты в композиции













Содержание профессиональной пробы


Технологический

компонент

Ситуативный

компонент

Функциональный компонент

Тема: «Настольная композиция в «оазисе»»

1-й уровень

Задание

Ознакомиться с технологией подготовки «оазиса»

Выбрать сосуд для крепления флористической губки-«оазиса»

(слайд 25_

Закрепить «оазис» в сосуде

Условия

Дана технология подготовки «оазиса»

Задание выполняется с учётом соотношения размеров сосуда и «оазиса»

Задание выполняется самостоятельно при помощи клейкой ленты

Результат

Задание выполнено правильно, если «оазис» подготовлен в соответствии с правилами

Задание выполнено правильно, если учтено соотношение размеров сосуда и «оазиса»

Задание считается выполненным, если «оазис» прочно закреплён в сосуде

2-й уровень

Задание

Составить схему настольной композиции

Выбрать линейный материал: вертикальную ось, боковые оси

Установить линейный материал в сосуде на «оазисе»

Условия

Даны параметры настольной композиции

Задание выполняется с учётом соотношения длин боковых осей к вертикальной оси: 2/3

Самостоятельно установить линейный материал в сосуде на «оазисе»

Результат

Задание считается выполненным, если составленная схема очерчивает контуры будущей композиции

Задание считается выполненным, если учтено соотношение длин линейного материала

Задание считается выполненным, если линейный материал прочно установлен на «оазисе»

3-й уровень

Задание

Распределить биоматериал на 2 группы

Выбрать основной материал и материал-наполнитель

Составить композицию из живых цветов

Условия


Задание выполняется с учётом внешних признаков растений: наличие обильной зелени и цветков



Задание выполняется с учётом назначения биоматериала

Задание выполняется самостоятельно

Результат


Задание считается выполненным, если биоматериал классифицирован правильно

Задание считается выполненным, если

основной материал и материал-наполнитель соответствуют их назначению

Задание считается выполненным, если композиция имеет форму и декоративна, линейный и основной материалы дополняют друг друга






Инструкционная карта практической работы

!!!

Во время работы необходимо соблюдать правила безопасности труда. Ножницы секатор необходимо передавать друг другу от себя, чтобы не пораниться.

Номер задания

Содержание работы

1

Ознакомиться с технологией подготовки «оазиса».

Выбрать сосуд для крепления «оазиса».

Закрепить «оазис» в сосуде.

2

Составить схему настольной композиции.

Выбрать линейный материал.

Установить линейный материал в сосуде на «оазисе».

3

Распределить биоматериал.

Выбрать основной материал, материал-наполнитель.

Составить композицию.



Приложение 3

Отчет профессиональной пробы

Ф.И.О. ученика______________________________________________________________

Тема занятия :_______________________________________________________________

Цель занятия:________________________________________________________________

Самоанализ деятельности обучающегося:

1. Было ли Вам интересно на занятии? _______________________________________

2. Возникали ли у вас трудности при выполнении заданий? _____________________

3. Каких знаний и умений, по Вашему мнению, не хватает Вам для успешного выполнения задания ____________________________________________________

-знаний о себе__________________________________________________________

-знаний и умений по теме занятия_________________________________________

4. Узнали ли Вы что-нибудь новое на занятии?________________________________

5. Какие профессионально важные качества личности Вы раскрыли в себе в ходе выполнения задания?___________________________________________________


Выводы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________