МКОУ «Куртамышская средняя общеобразовательная школа № 1»
Методическая разработка урока.
Предмет «Технология», 8 класс.
Тема «Характеристика профессий типа «Человек - природа»».
Автор-составитель:
Глухова Наталья Борисовна,
учитель технологии.
2020 год
Пояснительная записка
Данная тема изучается в разделе «Построение образовательных траекторий и планов в области профессионального самоопределения», в соответствии с Примерной основной образовательной программа основного общего образования по технологии, одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15).
На реализацию данной темы отводится 2 часа, согласно рабочей примерной программе.
Рекомендации: для обеспечения непрерывного осуществления профессиональной пробы в ходе изучения темы уроки проводятся парами.
Тема «Характеристика профессий типа «Человек - природа»».
Урок 1 ««Характеристика профессий типа «Человек - природа»».
Цели: познакомить с основными особенностями и характером труда профессий типа “Человек-природа”;
рассмотреть, какие деловые качества необходимы для работы по профессиям типа “Человек-природа”;
раскрыть, какие профессии относятся к типу “Человек-природа”, их значимость и важность развивать умения и навыки в выборе классификаций;
воспитывать (развивать) любовь к природе посредством материала, представленного на уроке.
Урок 2 « Настольная композиция «в оазисе»
(профессиональная проба сферы деятельности «Человек-Природа»)
Цели: познакомить учащихся с профессией флорист (фитодизайнер);
формировать знания, умения, навыки, опыт практической работы в конкретной профессиональной деятельности;
развивать интерес к профессиональной деятельности флориста (фитодизайнера);
Тип урока: Урок открытия нового знания.
Прогнозируемые результаты
Личностные действия: ценить и принимать базовые ценности профессионального труда. Уважение к себе и окружающим, учебно-познавательный интерес к изучаемому материалу, самоанализ и самоконтроль результата.
Регулятивные действия: определять цель учебной деятельности, план выполнения заданий, определять правильность выполненного задания на основе образца, учиться корректировать выполнение задания в соответствии с планом, оценка своего задания, коррекция.
Познавательные действия: уметь извлекать информацию, представленную в виде текста, иллюстрации, ставить проблему и решать ее.
Коммуникативные действия: уметь работать в группе, договариваться друг с другом, участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение.
Оборудование: проектор, презентация.
Дидактические материалы: игра «Магический квадрат», инструкционная карта «Содержание профессиональной пробы», «оазис», сосуды для композиции, контейнер с водой, ножницы, секатор, растительные материалы для композиции.
Список использованных источников
Прощицкая Е.Н. Выбирайте профессию, учебное пособие для учащихся старших классов средней школы. – М., Просвещение, 1991.
Осипова Н.В. Современный цветочный дизайн. М., «Олма-пресс», 2001.
Хессайон Д.Г. Всё об аранжировке цветов. М., «Кладезь-букс», 2002.
Список интернет источников
Онлайн читать. РФ [Электронный ресурс]: СТАРИК И ЯБЛОНИ. Л. Н. ТОЛСТОЙ Режим доступа: http://xn----7sbb5adknde1cb0dyd.xn--p1ai/%D1%82%D0%BE%D0%BB%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B9-%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%80%D0%B8%D0%BA-%D0%B8-%D1%8F%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BD%D0%B8/
Яндекс. Дзен [Электронный ресурс]: Путь флориста. 10 ошибок при работе с флористической пеной. Режим доступа: https://zen.yandex.ru/media/id/5ca32b16b59e2e00b3fcd29e/10-oshibok-pri-rabote-s-floristicheskoi-penoi-5ca3c7607201b500b2fbe909
Яндекс. Ру [Электронный ресурс]: Картинки и фото. Режим доступа: https://yandex.ru/images/search?text
Технологическая карта занятия |
Урок 1 «Характеристика профессий типа Человек-природа» |
Основные этапы организации учебной деятельности | Цель этапа | Содержание педагогического взаимодействия |
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся |
Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная |
1. Постановка учебных задач | Создание проблемной ситуации. Фиксация новой учебной задачи | Организовывает погружение в проблему. Вспомним известную притчу: (слад 1) В саду работал старый садовник. Он сажал молодые яблоньки. К нему подошел прохожий и спросил: - Старик, зачем ты сажаешь эти яблони? Ведь ты не увидишь, когда они вырастут и не попробуешь яблок с их ветвей. - Ну и что. Зато попробуют мои внуки, - ответил садовник. - Как вы понимаете эту притчу? Для садовника было важно, чтобы плодами его трудов пользовался не только он сам, но и потомки. Так и в жизни, результатами труда людей данной профессии часто пользуется большое количество людей на протяжении длительного времени. К какому типу профессий по предмету труда относится садовник? (слад 2) Сегодня я предлагаю вам познакомиться с некоторыми профессиями, которые тем или иным образом связаны с природой. Итак, мир профессий связанных с природой открывает перед вами свои врата. (слад 3) | Пытаются решить задачу известным способом. Фиксируют проблему. | Слушают учителя. Строят понятные для собеседника высказывания | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. |
2. Совместное исследование проблемы. | Поиск решения учебной задачи. | Фиксирует выдвинутые учениками гипотезы, организует их обсуждение. Взаимоотношения человека с природой имеют давнюю историю — с тех пор, как природа породила человека. Отношения эти имели разные виды и формы: собирательство, освоение, покорение, подчинение, сотрудничество и т. д. Долгое время попытки преобразовывать природу и властвовать над ней не отражались ощутимо на жизни человечества в целом и поэтому не оценивались с точки зрения их целесообразности и опасности для планеты. - Почему человек должен бережно относиться к природе? (слайд 4) Предупреждения философов, экологов, писателей-фантастов не воспринимались как реальная угроза нашей жизни и жизни наших детей. Но экологические катастрофы XX века показали, что ни одно вмешательство в дела природные не проходит бесследно и настоящий конец света — гибель Земли — может наступить именно по нашей вине, или если мы не помешаем гибельным процессам. | Анализируют, доказывают, аргументируют свою точку зрения | Осознанно строят речевые высказывания, рефлексия своих действий | Обсуждают предметные способы решения задачи |
2.Конструирование нового знания | Построение ориентированной основы нового знания. | Организует учебное взаимодействие учеников (группы) и следующее формирование нового знания Назовите объекты живой и неживой природы? Учитель фиксирует на доске представленные детьми объекты в два столбика Живая природа и Неживая природа. Какой заботы и обработки требует каждый представленный объект? Представители, каких профессий этим занимаются? (слайд 5) Постановка учебной проблемы Разделите все названные профессии и виды действия на группы, по каким либо признакам и представьте свои результаты (работа в группах). Обобщение учителем нового материала К профессиям типа “Человек – Природа” относятся профессии, связанные с: 1. Работа с животными; 2. Выращивание и уход за растениями; 3.Работа с микроорганизмами; 4. Работа над ландшафтным дизайном. 5. Поиск, обработка и переработка природных ресурсов. - Какие черты и деловые качества необходимы работникам специальностей этого типа? (общие, специфические) Профессии этого типа выдвигают требования к таким чертам работника, как: наблюдательность; способность ориентироваться в условиях непредвиденности и отсрочки результатов; способность изменять цель в зависимости от условий; выдержка и терпение в условиях недостаточного комфорта. Организует учебное взаимодействие учеников (группы) по средством игры «Магический квадрат» Знакомство с профессиями типа человек-природа мы проведем в форме игры магический квадрат. Вам необходимо разделиться на две команды. Команды по очереди выбирают сектор квадрата. Право ответа принадлежит выбирающей команде, при правильном ответе она получает 1 балл. Возможны дополнительные баллы в вопросе, если вы назовете, к какому подтипу относится данная профессия. Если команда отвечает неправильно, ответить может другая команда. Следующий вопрос выбирает другая команда. Игра «Магический квадрат» (приложение 1)(слайд 8) | Проводят коллективное исследование, формируют понятия о профессиях, классифицируют их на группы. | Участвуют в обсуждении содержания материала | Принимают и сохраняют учебную цель и задачу. Осуществляют самоконтроль |
Урок 2 « Настольная композиция «в оазисе» (профессиональная проба сферы деятельности «Человек-Природа») |
3. Применение общего способа действия для решения частных задач. | Контроль за правильностью выполнения способа действия. Коррекция отработки способа. | Представителя, какой профессии называют «Мастер букета»? Флористика – это серьёзная, кропотливая работа с живыми цветами: срезка, составление букетов, композиций, оформление помещений, - одним словом, настоящее искусство. Профессия флориста сейчас становится всё более престижной. У этого ремесла очень интересная история, берущая своё начало ещё в Древнем Египте, где флористика была очень популярна и пользовалась большим уважением. В Древней Греции цветы были важной частью культовых обрядов и жертвоприношений в храмах. И всё – таки родиной флористики считается Япония – страна, в которой цветы и умение составлять из них изысканные композиции (икебана) считаются неотъемлемой частью культуры. В Европе история использования букета в качестве декоративного средства восходит к 14 – 15 веку. Французов можно считать не только родоначальниками моды, но и искусства составления букета – именно во Франции зародились правила оформления букетов. Эти правила предписывали использовать только венчики цветов. Отделённые от стебля, они «усаживались» на проволоку, декорировались ленточками, кружевами. И только в 1900 году флористы открыли для себя и для всего мира, что лепестки и стебли цветов способны стать полноправными участниками аранжировки. В наши дни искусство цветочных аранжировок очень популярно. Благодаря профессиональной пробе вы сможете на практике познакомиться с содержанием, характером и условиями труда специалистов этой профессии. Вам предстоит пройти профиспытание: составить настольную композицию из цветов «в оазисе». Ход работы профессиональной пробы Приложение 2 | Осуществляют работу по выполнению предложенных заданий. | Строят рассуждения, понятные для собеседника. Умеют использовать речь для регуляции своего действия. | Самопроверка. Отрабатывают действия по выполнению заданий в целом. Осуществляют пошаговый контроль |
2. Рефлексия | Рефлексия | Осуществляет контрольно-оценивающую деятельность. Подведем итого профессиональной пробы, для этого заполните отчет по работе. Приложение 3 Выбирая профессию, связанную с преобразованием природы, ее использованием, человек берет на себя ответственность за развитие и будущее того, что нас окружает, за жизнь этого и следующих поколений. У кого появилось желание выбрать профессии данного типа? Почему? Спасибо, ребята, за работу. Желаю вам сделать правильный выбор профессии.(слайд 31) | Анализируют, контролируют и оценивают результат. | Рефлексия своих действий | Осуществляют пошаговый контроль по результату |
Приложение 1
Игра «Магический квадрат»
1 | 2 | 3 | 4 |
5 | 6 | 7 | 8 |
9 | 10 | 11 | 12 |
13 | 14 | 15 | 16 |
№ сектора | Задание | Ответ |
1 | Знаменитый автор «Путешествий Гулливера» Джонатан Свифт 300 лет назад сказал: «Тот, кому удастся взрастить 2 колоса на том месте, где рос один, заслужит вечную благодарность человечества». Для какой профессии эти слова будут справедливы? | Агроном |
2 | Пекинский художник Ван Чжиюань создал необычную скульптуру высотой 115 метров, которая украшает улицы столицы Китая. Её название мусорное торнадо. Символом какой профессии может стать эта скульптура? | Эколог |
3 | Специалист, который исследует водные ресурсы природы? | Гидролог |
4 | Название какой профессии в переводе с греческого означает «звёздный мореплаватель»? | Астронавт |
5 | Представители этой рабочей профессии народ суеверный. Поэтому перед сменой они всегда говорят «С Богом!», а смену перед выходными называют «крайней», но ни в коем случае не «последней». | Шахтер |
6 | Название этой профессии происходит от имени древнеримской богини цветов и весеннего цветения Флоры. | Флорист |
7 | Специалист, который изучает микроорганизмы: вирусы и бактерии. | Микробиолог |
8 | В Саратове появился памятник человеку с новорожденным теленком на руках, представителю какой профессии он посвящен. | Ветеринар |
9 | В XVII веке в Англии был принят закон, согласно которому казнили представителя этой профессии, если он не правильно выполнит свою работу. Занимаются они предсказанием чего то. | Метеоролог |
10 | Чем занимаются кинологи, специалисты которые не имеют ни какого отношения к кино. | Специалист по разведению и воспитанию собак. |
11 | Специалист, жизнь которого проходит в походах, с целью поиска полезных ископаемых. | Геолог |
12 | Специалист по лесоустройству, защите и использованию леса. | Лесничий |
Приложение 2
Ознакомление с содержанием профессиональной пробы:
В каждой композиции должно быть нечто главное, что в первую очередь будет обращать на себя внимание: цвет и форма.
ЦВЕТ (слайд 23) : Основную роль при составлении композиции играет окраска цветков. Подобрать благоприятные сочетания цвета можно с помощью цветочного круга. Посмотрите на рисунок-подсказку: видите, красный цвет хорошо подходит жёлтому и голубому. Очень контрастно выглядит красный цвет на зеленом фоне. С помощью «подсказки» легко определить цвета, которые можно совместить в одном букете.
ФОРМУ(слайд 24) композиции определяют ее назначением и замыслом аранжировщика. Она может быть: овальной, круглой, треугольной, серповидной, либо не иметь строгих геометрических очертаний.
(слайд 26-27) Для составления композиций нужно надёжно закреплять растения в необходимом положении. Уже более 25 лет в западной аранжировке используется специальный влагоёмкий материал «оазис». Он легко режется ножом, поглощает воду, долго её удерживает. При этом не теряет твёрдости и эластичности.
Используется «оазис» следующим образом: куски нужного размера опускают в воду. Как только он пропитается, его вынимают и закрепляют на основе. Стебли растений легко вкалываются в «оазис», при этом не следует располагать их близко друг к другу.
РАСТИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ может быть разделён на 3 основные группы: (слайд 28-30)
Линейный - стебли высоких трав, используют для формирования высоты и ширины композиции.
Основной - крупные цветки или соцветия, яркие листья.
Материал-наполнитель- дополнительный материал. Они заполняют пустоты в композиции
Содержание профессиональной пробы
Технологический компонент | Ситуативный компонент | Функциональный компонент |
Тема: «Настольная композиция в «оазисе»» |
1-й уровень |
Задание |
Ознакомиться с технологией подготовки «оазиса» | Выбрать сосуд для крепления флористической губки-«оазиса» (слайд 25_ | Закрепить «оазис» в сосуде |
Условия |
Дана технология подготовки «оазиса» | Задание выполняется с учётом соотношения размеров сосуда и «оазиса» | Задание выполняется самостоятельно при помощи клейкой ленты |
Результат |
Задание выполнено правильно, если «оазис» подготовлен в соответствии с правилами | Задание выполнено правильно, если учтено соотношение размеров сосуда и «оазиса» | Задание считается выполненным, если «оазис» прочно закреплён в сосуде |
2-й уровень |
Задание |
Составить схему настольной композиции | Выбрать линейный материал: вертикальную ось, боковые оси | Установить линейный материал в сосуде на «оазисе» |
Условия |
Даны параметры настольной композиции | Задание выполняется с учётом соотношения длин боковых осей к вертикальной оси: 2/3 | Самостоятельно установить линейный материал в сосуде на «оазисе» |
Результат |
Задание считается выполненным, если составленная схема очерчивает контуры будущей композиции | Задание считается выполненным, если учтено соотношение длин линейного материала | Задание считается выполненным, если линейный материал прочно установлен на «оазисе» |
3-й уровень |
Задание |
Распределить биоматериал на 2 группы | Выбрать основной материал и материал-наполнитель | Составить композицию из живых цветов |
Условия |
Задание выполняется с учётом внешних признаков растений: наличие обильной зелени и цветков | Задание выполняется с учётом назначения биоматериала | Задание выполняется самостоятельно |
Результат |
Задание считается выполненным, если биоматериал классифицирован правильно | Задание считается выполненным, если основной материал и материал-наполнитель соответствуют их назначению | Задание считается выполненным, если композиция имеет форму и декоративна, линейный и основной материалы дополняют друг друга |
Инструкционная карта практической работы
!!! | Во время работы необходимо соблюдать правила безопасности труда. Ножницы секатор необходимо передавать друг другу от себя, чтобы не пораниться. |
Номер задания | Содержание работы |
1 | Ознакомиться с технологией подготовки «оазиса». Выбрать сосуд для крепления «оазиса». Закрепить «оазис» в сосуде. |
2 | Составить схему настольной композиции. Выбрать линейный материал. Установить линейный материал в сосуде на «оазисе». |
3 | Распределить биоматериал. Выбрать основной материал, материал-наполнитель. Составить композицию. |
Приложение 3
Отчет профессиональной пробы
Ф.И.О. ученика______________________________________________________________
Тема занятия :_______________________________________________________________
Цель занятия:________________________________________________________________
Самоанализ деятельности обучающегося:
1. Было ли Вам интересно на занятии? _______________________________________
2. Возникали ли у вас трудности при выполнении заданий? _____________________
3. Каких знаний и умений, по Вашему мнению, не хватает Вам для успешного выполнения задания ____________________________________________________
-знаний о себе__________________________________________________________
-знаний и умений по теме занятия_________________________________________
4. Узнали ли Вы что-нибудь новое на занятии?________________________________
5. Какие профессионально важные качества личности Вы раскрыли в себе в ходе выполнения задания?___________________________________________________
Выводы: ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________