СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Черты романтизма в лирике В.А. Жуковского. Понятие о жанре баллады. Баллада Светлана. 9 кл.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Черты романтизма в лирике В.А. Жуковского. Понятие о жанре баллады. Баллада Светлана. 9 кл.»

ОТ СЕНТИМЕНТАЛИЗМА К РОМАНТИЗМУ.

ОТ

СЕНТИМЕНТАЛИЗМА

К РОМАНТИЗМУ.

Первый русский романтик. «Без Жуковского мы бы не имели Пушкина»  В.Г. Белинский Его стихов пленительная сладость  Пройдёт веков завистливую даль…  А.С. Пушкин

Первый русский романтик.

«Без Жуковского мы бы не имели Пушкина» В.Г. Белинский

Его стихов пленительная сладость Пройдёт веков завистливую даль… А.С. Пушкин

ОСНОВНЫЕ  ЧЕРТЫ  РОМАНТИЗМА В европейской культуре утверждается романтизм как идейно-художественное направление, которое  отразило  разочарование в идеях Просвещения и законах капиталистического общества. 1. Провозглашение  сильной, сложной, глубокой  личности; 2. Интерес  ко  всему  экзотическому, сильному, возвышенному; 3. Переживание  разлада  с   действительностью. Романтик  не  удовлетворен  действительностью, разочарован  в  ней; мечтая  о     лучшем  будущем, создает  образы  и  картины  жизни, отвечающие  его  идеалам; 4.Стремление  личности  к  абсолютной  свободе, к  духовному  совершенству,  недостижимому  идеалу  в  сочетании  с  пониманием  несовершенства  мира.

ОСНОВНЫЕ  ЧЕРТЫ  РОМАНТИЗМА

В европейской культуре утверждается романтизм как идейно-художественное направление, которое  отразило 

разочарование в идеях Просвещения и законах капиталистического общества.

1. Провозглашение  сильной, сложной, глубокой  личности;

2. Интерес  ко  всему  экзотическому, сильному, возвышенному;

3. Переживание  разлада  с 

действительностью. Романтик  не  удовлетворен 

действительностью, разочарован  в  ней; мечтая  о     лучшем  будущем, создает  образы  и  картины  жизни, отвечающие  его  идеалам;

4.Стремление  личности  к  абсолютной 

свободе, к  духовному  совершенству, 

недостижимому  идеалу  в  сочетании 

с  пониманием  несовершенства  мира.

Начало XIX века в Российском обществе и культуре стало рождением и расцветом творчества очень многих талантливых поэтов: Е.А Баратынский (1800-1844гг.). Пушкин поддерживал мнение в обществе, что Баратынский пишет сильнее его. Д.В. Веневитинов (1805-1827гг.), рано ушедший и не раскрывший в полную силу свой дар. баснописец и главный библиотекарь академического книгохранилища И.А. Крылов  (1769-1844гг.). П.А. Вяземский (1792-1878гг.). Друг Пушкина, один из его первых биографов. Историограф Н.И. Карамзин (1766-1826гг.) был старшим товарищем поэтов, учителем В.А. Жуковского Д.В. Давыдов (1784-1839гг.), герой Отечественной войны 1812 года, гусар и самобытный поэт. Н.М. Языков (1744-1836гг.), самый старший из плеяды, хранитель русской старины, исследователь древнего славянства, поэт, изначально дороживший русским словом.

Начало XIX века в Российском обществе и культуре стало рождением и расцветом творчества очень многих талантливых поэтов:

Е.А Баратынский (1800-1844гг.). Пушкин поддерживал мнение в обществе, что Баратынский пишет сильнее его.

Д.В. Веневитинов (1805-1827гг.), рано ушедший и не раскрывший в полную силу свой дар.

баснописец и главный библиотекарь академического книгохранилища

И.А. Крылов 

(1769-1844гг.).

П.А. Вяземский (1792-1878гг.).

Друг Пушкина, один из его первых биографов.

Историограф Н.И. Карамзин (1766-1826гг.) был старшим товарищем поэтов, учителем В.А. Жуковского

Д.В. Давыдов (1784-1839гг.), герой Отечественной войны 1812 года, гусар и самобытный поэт.

Н.М. Языков (1744-1836гг.), самый старший из плеяды, хранитель русской старины, исследователь древнего славянства, поэт, изначально дороживший русским словом.

Но ярчайшим представителем и носителем романтического сознания в России был Василий Андреевич Жуковский , ведь именно он вывел в жизнь и помог издать юному Пушкину « Руслана и Людмилу», снабдив юношу и замыслом, и темой, и даже общим строем стиха, и, наконец, завершил всё подписью на свежем, пахнущем типографской краской издании, которому по сути был крестным отцом: «Победителю ученику от побеждённого учителя».

Но ярчайшим представителем и носителем романтического сознания в России был Василий Андреевич Жуковский , ведь именно он вывел в жизнь и помог издать юному Пушкину « Руслана и Людмилу», снабдив юношу и замыслом, и темой, и даже общим строем стиха, и, наконец, завершил всё подписью на свежем, пахнущем типографской краской издании, которому по сути был крестным отцом: «Победителю ученику от побеждённого учителя».

Сам Жуковский выдвигал в своём творчестве требование полной свободы творчества для творца, вообще он говорил, что «поэзия должна иметь влияние на душу всего народа». Это один из жанров лирики, который появился в Древней Греции в VI веке до н. э. В новой литературе европейских стран элегия выражает философские размышления, грустные раздумья, скорбь. Одним из жанров творчества Жуковского является элегия. ЧТО ТАКОЕ ЭЛЕГИЯ? 

Сам Жуковский выдвигал в своём творчестве требование полной свободы творчества для творца, вообще он говорил, что «поэзия должна иметь влияние на душу всего народа».

Это один из жанров лирики, который появился в Древней Греции в VI веке до н. э. В новой литературе европейских стран элегия выражает философские размышления, грустные раздумья, скорбь.

Одним из жанров творчества Жуковского является элегия.

ЧТО ТАКОЕ ЭЛЕГИЯ? 

«Сельское кладбище»

«Сельское кладбище»

Сельское кладбище Одно из первых его значимых произведений, свободный перевод элегии английского поэта Грея «Сельское кладбище» (1802 год).       Первый вариант данного произведения  был создан В.А. Жуковским в 1801 году, но летом 1802 года, по просьбе Карамзина, элегия была переписана. В этом же году  она была напечатана  в журнале «Вестник Европы». После ее появления  современники  поняли, что  Жуковский  «совершил  переворот». Он  стал  поэтом  нового  типа, который отличался не  только  от  писателей  поры  классицизма, но  и  от  писателей-сентименталистов. Белинский  заметил: «Элегия  наповал  убила  оду; уныние, грусть, разочарование, сомнение, гамлетовское  раздумье – вот  что  вошло  в  храм  русской  поэзии».

Сельское кладбище

Одно из первых его значимых произведений, свободный перевод элегии английского поэта Грея «Сельское кладбище» (1802 год).

      Первый вариант данного произведения  был создан В.А. Жуковским в 1801 году, но летом 1802 года, по

просьбе Карамзина, элегия была переписана. В этом же году  она была напечатана  в журнале «Вестник Европы». После ее появления  современники  поняли, что  Жуковский  «совершил  переворот». Он  стал  поэтом  нового  типа, который отличался не  только  от  писателей  поры 

классицизма, но  и  от  писателей-сентименталистов.

Белинский  заметил: «Элегия  наповал  убила  оду; уныние, грусть, разочарование, сомнение, гамлетовское  раздумье – вот  что  вошло  в  храм  русской  поэзии».

ЖАНР Стихотворение относится к жанру элегии, так как оно посвящено размышлениям о смерти, забвении и смысле жизни. Элегия традиционно выражает печаль и медитативные раздумья о бренности существования, что является характерным для произведений этого жанра. НАСТРОЕНИЕ ТЕМА Царит задумчивое, печальное настроение. Оно не меняется на протяжении всего произведения, оставаясь проникнутым чувством меланхолии, раздумий о бренности человеческой жизни и неизбежности смерти. Настроение выражается через образы сельского кладбища, мрака, тишины и забытых могил. Размышления о смерти, памяти, забвении и смысле жизни простых людей. Лирический герой погружается в раздумья о тех, кто ушел из жизни, об их трудах, заслугах и их неизвестности для потомков. Жуковский противопоставляет мирскую славу и простоту сельских тружеников, показывая, что и простая жизнь имеет глубокий смысл.

ЖАНР

Стихотворение относится к жанру элегии, так как оно посвящено размышлениям о смерти, забвении и смысле жизни. Элегия традиционно выражает печаль и медитативные раздумья о бренности существования, что является характерным для произведений этого жанра.

НАСТРОЕНИЕ

ТЕМА

Царит задумчивое, печальное настроение. Оно не меняется на протяжении всего произведения, оставаясь проникнутым чувством меланхолии, раздумий о бренности человеческой жизни и неизбежности смерти. Настроение выражается через образы сельского кладбища, мрака, тишины и забытых могил.

Размышления о смерти, памяти, забвении и смысле жизни простых людей. Лирический герой погружается в раздумья о тех, кто ушел из жизни, об их трудах, заслугах и их неизвестности для потомков. Жуковский противопоставляет мирскую славу и простоту сельских тружеников, показывая, что и простая жизнь имеет глубокий смысл.

II-ая часть  (строки 13-48) — это размышления о жизни умерших, их трудах, которые не были замечены. III-ая часть  (строки 49-96) посвящена размышлениям о бессмысленности пышных надгробий и славы после смерти. IV-ая часть  Заключение  (строки 97-160) — это философские размышления о том, что великие люди могли быть забыты так же, как и простые крестьяне. (строки 161-200) — о важности сохранения памяти о людях через любовь и признание, а не через пышные памятники. КОМПОЗИЦИЯ I-ая часть   (строки 1-12) описывает наступление вечера и тихую атмосферу сельского кладбища.

II-ая часть 

(строки 13-48) — это размышления о жизни умерших, их трудах, которые не были замечены.

III-ая часть 

(строки 49-96) посвящена размышлениям о бессмысленности пышных надгробий и славы после смерти.

IV-ая часть 

Заключение 

(строки 97-160) — это философские размышления о том, что великие люди могли быть забыты так же, как и простые крестьяне.

(строки 161-200) — о важности сохранения памяти о людях через любовь и признание, а не через пышные памятники.

КОМПОЗИЦИЯ

I-ая часть  

(строки 1-12) описывает наступление вечера и тихую атмосферу сельского кладбища.

Неотвратимость смерти ( «Ничто не вызовет почивших из гробов») заставляет человека острее чувствовать нынешний момент воспринимать ,казалось бы, незаметную красоту окружающего мира: ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ Смерть уравнивает всех — и царей, и простых людей. Жуковский размышляет о бессмысленности погонь за славой и земными почестями, указывая, что главное — это память, оставленная в сердцах близких людей, и добрые дела, совершенные при жизни. Лишь дикая сова, таясь, под древним сводом Той башни, сетует, внимаема луной, На возмутившего полуночным приходом Ее безмолвного владычества покой. На всех ярится смерть — царя, любимца славы,  Всех ищет грозная… и некогда найдет;  Всемощныя судьбы незыблемы уставы:  И путь величия ко гробу нас ведет!

Неотвратимость смерти ( «Ничто не вызовет почивших из гробов») заставляет человека острее чувствовать нынешний момент воспринимать ,казалось бы, незаметную красоту окружающего мира:

ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ

Смерть уравнивает всех — и царей, и простых людей. Жуковский размышляет о бессмысленности погонь за славой и земными почестями, указывая, что главное — это память, оставленная в сердцах близких людей, и добрые дела, совершенные при жизни.

Лишь дикая сова, таясь, под древним сводом

Той башни, сетует, внимаема луной,

На возмутившего полуночным приходом

Ее безмолвного владычества покой.

На всех ярится смерть — царя, любимца славы, Всех ищет грозная… и некогда найдет; Всемощныя судьбы незыблемы уставы: И путь величия ко гробу нас ведет!

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ, ЕГО СВОЕОБРАЗИЕ И СПОСОБЫ ЕГО САМОРАСКРЫТИЯ ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ, ИХ ПЕРЕЖИВАНИЯ, СУДЬБЫ. Лирическими персонажами стихотворения являются покоящиеся на кладбище крестьяне, чьи жизни были простыми, но исполненными труда и достоинства. Их судьбы, несмотря на кажущуюся забвенность, пронизаны глубоким смыслом, так как Лирический герой — это поэт-наблюдатель, философ, который через созерцание сельского кладбища приходит к осмыслению жизни и смерти. Его размышления о судьбе похороненных людей — это своего рода медитация о том, что всем предстоит одинаковый конец, независимо от жизненного статуса. они жили честно и трудились на благо своей земли.

ЛИРИЧЕСКИЙ ГЕРОЙ, ЕГО СВОЕОБРАЗИЕ И СПОСОБЫ ЕГО САМОРАСКРЫТИЯ

ЛИРИЧЕСКИЕ ПЕРСОНАЖИ, ИХ ПЕРЕЖИВАНИЯ, СУДЬБЫ.

Лирическими персонажами стихотворения являются покоящиеся на кладбище крестьяне, чьи жизни были простыми, но исполненными труда и достоинства. Их судьбы, несмотря на кажущуюся забвенность, пронизаны глубоким смыслом, так как

Лирический герой — это поэт-наблюдатель, философ, который через созерцание сельского кладбища приходит к осмыслению жизни и смерти. Его размышления о судьбе похороненных людей — это своего рода медитация о том,

что всем предстоит одинаковый конец, независимо от жизненного статуса.

они жили

честно и трудились на благо своей земли.

  • Место действия  — кладбище. Эта территория подразумевает наличие мыслей о чём-то высшем: о бренности бытия, о смысле и скоротечности жизни. 
  • Сумеречный пейзаж . Он характерен для романтизма и отличается контрастом настроений и красок, выразительностью. 
  • Трагический образ юного поэта , обречённого на смерть. Судьба героя предопределена, однако его духовная избранность не подлежит тлению, что оставляет надежду на посмертное существование. 
  • Интерес к внутреннему миру человека , стремление запечатлеть ту сторону человеческой души, которая обращена к вечности. 
  • Медитативное, печальное и философское настроение . Оно не меняется на протяжении всего произведения, оставаясь проникнутым чувством меланхолии, размышлениями о бренности человеческого существования и неизбежности смерти.

ПОЗИЦИЯ АВТОРА

Жуковский выражает сострадание к простым людям и критически относится к тщеславию тех, кто гонится за славой и почестями. Он подчеркивает, что истинное значение жизни не в земных наградах, а в честной жизни и оставленном следе в сердцах близких.

КАКИЕ ЧЕРТЫ РОМАНТИЗМА ВСТРЕТИЛИСЬ В ЭЛЕГИИ?

ЗВУЧАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ В НАШИ ДНИ Стихотворение Жуковского продолжает сохранять свою актуальность и в наши дни, так как вопросы жизни и смерти, памяти и забвения остаются вечными. Оно побуждает читателей задуматься о смысле жизни, и о том, что важно в жизни каждого человека.

ЗВУЧАНИЕ СТИХОТВОРЕНИЯ В НАШИ ДНИ

Стихотворение Жуковского продолжает сохранять свою актуальность и в наши дни, так как вопросы жизни и смерти, памяти и забвения остаются вечными. Оно побуждает читателей задуматься о смысле жизни, и о том, что важно в жизни каждого человека.

 Поэзию Жуковского с самого начала отличает музыкальное начало, которое создаётся самим размером стиха: длинным протяжным шестистопным ямбом, с помощью повтора одного и того же слова в начале стиха, особой расстановки слов, через сходство и внутреннее движение звуков в строфе, что называется аллитерацией.  Лишь изредка жужжа, вечерний жук мелькает,  Лишь слышится вдали рогов унылый звон.  Лишь дикая сова, таясь под древним сводом,  Той башне сетует, внимаема луной… Музыкальность стиха у поэта не формальный признак, а содержательный, создающий настроение, способствующее пониманию смыслов, она углубляет смысл слова, создаёт внутреннюю связь каждой изображаемой вещи, каждого понятия с миром человеческих переживаний и настроений, со струнами души читателя, передавая таким образом оттенки и нюансы поэтического замысла автора. Тонкая лирика Жуковского передаёт скрупулёзно тонко то, что видит, слышит и чувствует сам поэт.

Поэзию Жуковского с самого начала отличает музыкальное начало, которое создаётся самим размером стиха: длинным протяжным шестистопным ямбом, с помощью повтора одного и того же слова в начале стиха, особой расстановки слов, через сходство и внутреннее движение звуков в строфе, что называется аллитерацией. Лишь изредка жужжа, вечерний жук мелькает, Лишь слышится вдали рогов унылый звон. Лишь дикая сова, таясь под древним сводом, Той башне сетует, внимаема луной…

Музыкальность стиха у поэта не формальный признак, а содержательный, создающий настроение, способствующее пониманию смыслов, она углубляет смысл слова, создаёт внутреннюю связь каждой изображаемой вещи, каждого понятия с миром человеческих переживаний и настроений, со струнами души читателя, передавая таким образом оттенки и нюансы поэтического замысла автора. Тонкая лирика Жуковского передаёт

скрупулёзно тонко то, что видит, слышит и чувствует сам поэт.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ БАЛЛАДА? БАЛЛАДА — это художественное стихотворение лиро-эпического характера, которое имеет хороший и насыщенный сюжет. Он повествует читателю как об исторических событиях, так и о бытовой жизни героев. Жуковский вошел в историю русской литературы не только как поэт, но и как балладник. Жанр баллады, разумеется, появился как жанр задолго до первого русского романтика, но именно он сделал его популярным, создав особую русскую романтическую балладу.

ЧТО ЖЕ ТАКОЕ БАЛЛАДА?

БАЛЛАДА — это художественное стихотворение лиро-эпического характера, которое

имеет хороший и

насыщенный сюжет.

Он повествует

читателю как об

исторических

событиях, так и

о бытовой жизни

героев.

Жуковский вошел в историю русской литературы не только как поэт, но и как балладник. Жанр баллады, разумеется, появился как жанр задолго до первого русского романтика, но именно он сделал его популярным, создав особую русскую романтическую балладу.

Свои баллады поэт писал на народные, переводные и придуманные им самим сюжеты. Жуковский обращался к сюжетам И. В. Гёте, Ф. Шиллера, В. Скотта. ВИДЫ БАЛЛАД ЖУКОВСКОГО • Античные (Древнегреческие и  Древнеримские): «Эолова арфа»  • Баллады Средневекового  рыцарского содержания :  «Перчатка»;  • Баллады, посвященные  средневековой Руси : «Людмила». Поэтом было создано и переведено около 40 баллад , среди которых особое место отведено теме любви.

Свои баллады поэт писал на народные, переводные и придуманные им самим сюжеты. Жуковский обращался к сюжетам И. В. Гёте, Ф. Шиллера,

В. Скотта.

ВИДЫ БАЛЛАД ЖУКОВСКОГО

Античные (Древнегреческие и Древнеримские): «Эолова арфа» • Баллады Средневекового рыцарского содержания : «Перчатка»; • Баллады, посвященные средневековой Руси : «Людмила».

Поэтом было создано и переведено около 40 баллад , среди которых особое место отведено теме любви.

Кстати интересно, что в русском фольклоре нет схожего фольклорного сюжета. Первая баллада Жуковского по мотивам «Леноры» называлась «Людмила», в честь главной героини, которая возроптала на Бога из-за гибели жениха. Постепенно в произведении сгущается атмосфера таинственности, нарастает ожидание чего-то страшного: Людмила получает наказание за гнев, и возлюбленный забирает героиню с собой в могилу. Готфрид Август Бюргер «Светлана» - русская версия произведения немецкого автора Г.А. Бюргера, которое было основано на немецких народных легендах о мертвом женихе, забирающем тоскующую невесту, и называвшееся «Ленора».

Кстати интересно, что в русском фольклоре нет схожего фольклорного сюжета.

Первая баллада Жуковского

по мотивам «Леноры»

называлась «Людмила», в

честь главной героини,

которая возроптала на Бога

из-за гибели жениха.

Постепенно в произведении

сгущается атмосфера таинственности, нарастает ожидание чего-то страшного: Людмила получает наказание за гнев, и возлюбленный забирает героиню с собой в могилу.

Готфрид Август Бюргер

«Светлана» - русская версия произведения немецкого автора Г.А. Бюргера, которое было основано на немецких народных легендах о мертвом женихе, забирающем тоскующую невесту, и называвшееся «Ленора».

Поэт мастерски изображает трепет и тревожное ожидание чуда главной героини. Истомившись в ожидании жениха, Светлана решается приоткрыть завесу тайны над будущим. Но вместо столь долгожданных свадебных колоколов перед её глазами встают страшные видения: Жуковский остался недоволен работой и почти сразу начинает работу над новым вариантом баллады. Так уже в 1813 году «Светлана» появляется в «Вестнике Европы» и становится более популярна, чем первая версия переложения Г. А. Бюргера. СЮЖЕТ Сюжет «Светланы» основан на традиционном старинном мотиве народных исторических и лирических песен: девушка ждет жениха с войны. События разворачиваются таким образом, что счастье зависит от самой героини. панихида по усопшему, заброшенный дом, гроб с мертвецом. И только вера и искренняя молитва помогают Светлане освободиться от уз кошмара. Баллада имеет счастливую концовку в виде свадьбы и полного отрицания суеверных страхов.

Поэт мастерски изображает трепет и тревожное ожидание чуда главной героини. Истомившись в ожидании жениха, Светлана решается приоткрыть завесу тайны над будущим. Но вместо столь долгожданных свадебных колоколов перед её глазами встают страшные видения:

Жуковский остался недоволен работой и почти сразу начинает работу над новым вариантом баллады. Так уже в 1813 году «Светлана» появляется в «Вестнике Европы» и становится более популярна, чем первая версия переложения Г. А. Бюргера.

СЮЖЕТ

Сюжет «Светланы» основан на традиционном старинном мотиве народных исторических и лирических песен: девушка ждет жениха с войны. События разворачиваются таким образом, что счастье зависит от самой героини.

панихида по усопшему, заброшенный дом, гроб с мертвецом. И только вера и искренняя молитва помогают Светлане освободиться от уз кошмара. Баллада имеет счастливую концовку в виде свадьбы и полного отрицания суеверных страхов.

КОМПОЗИЦИЯ В чём заключается главная особенность композиции баллады? На каком приёме базируется композиция произведения? Докажите. Композиция «Светланы» отличается стройностью и лёгкостью восприятия. В основе сюжета лежит мистический сон лирической героини – девушки по имени Светлана. Композиция произведения базируется на таком художественном приеме, как антитеза. В балладе автором отображена борьба любви и смерти, ночи и дня, реальности и фантазий. Благодаря этому приёму Жуковскому удалось продемонстрировать противоречия внутреннего мира человека, взаимодействие его души и реальности окружающего мира.

КОМПОЗИЦИЯ

В чём заключается главная особенность композиции баллады?

На каком приёме базируется композиция произведения? Докажите.

Композиция «Светланы» отличается стройностью и лёгкостью восприятия. В основе сюжета лежит мистический сон лирической героини – девушки по имени Светлана.

Композиция произведения базируется на таком художественном приеме, как антитеза. В балладе автором отображена борьба любви и смерти, ночи и дня, реальности и фантазий. Благодаря этому приёму Жуковскому удалось продемонстрировать противоречия внутреннего мира человека, взаимодействие его души и реальности окружающего мира.

ЭЛЕМЕНТЫ КОМПОЗИЦИИ Кульминация Завязка Развитие событий Экспозиция в покойнике Светлана узнает своего возлюбленного и в ужасе просыпается. описание святочного гадания русских девушек. Светлана в одиночестве смотрит в зеркало и засыпает. Появление жениха, который настойчиво просит её обвенчаться. стремительная дорога сквозь метель и вьюгу к церкви, в которой проходит панихида по усопшему. Вмиг всё исчезает, и Светлана оказывается в избе, где видит гроб с покойником. Развязка пробуждение Светланы, её встреча с женихом. Эпилог автор от всей души желает девушке счастья.

ЭЛЕМЕНТЫ КОМПОЗИЦИИ

Кульминация

Завязка

Развитие событий

Экспозиция

в покойнике

Светлана узнает своего возлюбленного и в ужасе просыпается.

описание святочного гадания русских девушек.

Светлана в одиночестве смотрит в зеркало и засыпает. Появление жениха, который настойчиво просит её обвенчаться.

стремительная дорога сквозь метель и вьюгу к церкви, в которой проходит панихида по усопшему. Вмиг всё исчезает, и Светлана оказывается в избе, где видит гроб с покойником.

Развязка

пробуждение Светланы, её встреча с женихом.

Эпилог

автор от всей души желает девушке счастья.

НА ОСНОВЕ КАКИХ СЛАВЯНСКИХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ВЕРОВАНИЙ И ТРАДИЦИЙ СОЗДАНА БАЛЛАДА «СВЕТЛАНА» ? По народным поверьям, в это время нечистая сила свободно разгуливала по земле и границам между мирами, реальными и потусторонними, была открыта, проницаема, поэтому гадания были особенно достоверны. Самым страшным за всю святочную неделю был «крещенский вечер», как описано в балладе. Это последний вечер святочной недели перед Крещением:  Святочные крещенские гадания, которые должны были проводиться с праздником Рождества Христова до Крещения — с 7 по 19 января.  Раз в крещенский вечерок Девушки гадали…

НА ОСНОВЕ КАКИХ СЛАВЯНСКИХ ФОЛЬКЛОРНЫХ ВЕРОВАНИЙ И ТРАДИЦИЙ СОЗДАНА БАЛЛАДА «СВЕТЛАНА» ?

По народным поверьям, в это время нечистая сила свободно разгуливала по земле и границам между мирами, реальными и потусторонними, была открыта, проницаема, поэтому гадания были особенно достоверны. Самым страшным за всю святочную неделю был «крещенский вечер», как описано в балладе. Это последний вечер святочной недели перед Крещением: 

Святочные крещенские гадания, которые должны были проводиться с праздником Рождества Христова до Крещения — с 7 по 19 января. 

Раз в крещенский вечерок

Девушки гадали…

За ворота башмачок, Сняв с ноги, бросали «Ярый воск топили»   — гадание на воске, популярное и в наши дни: растопленным воском капают в воду, а потом пришло «прочитать» значение замедляющегося рисунка. В какую сторону укажет носок, с той стороны и придёт к девушке жениха.  девушки у чужого дома по разговору определяли, каким будет муж: весёлым, злым, скучным или совсем пьяницей. … под окном Слушали… В чашу с чистою водой Клали перстень золотой, Серьги изумрудны; Расстилали белый плат И над чашей пели в лад Песенки подблюдны. … кормили Счетным курицу зерном Курице давали поклевать зерна. Если после этого останется чётное количество зёрнышек, то быть девушке в ​​наступившем году в паре, если нечётное — нет. Каждая песня имела определенное значение 

За ворота башмачок,

Сняв с ноги, бросали

«Ярый воск топили»   — гадание на воске, популярное и в наши дни: растопленным воском капают в воду, а потом пришло «прочитать» значение замедляющегося рисунка.

В какую сторону укажет носок, с той стороны и придёт к девушке жениха. 

девушки у чужого дома по разговору определяли, каким будет муж: весёлым, злым, скучным или совсем пьяницей.

под окном

Слушали…

В чашу с чистою водой

Клали перстень золотой,

Серьги изумрудны;

Расстилали белый плат

И над чашей пели в лад

Песенки подблюдны.

кормили

Счетным курицу зерном

Курице давали поклевать зерна. Если после этого останется чётное количество зёрнышек, то быть девушке в ​​наступившем году в паре,

если нечётное — нет.

Каждая песня имела определенное значение 

ТЕМЫ ПРОБЛЕМЫ Любовь – это основа сюжета, то, что его движет. Набожная Светлана решается на гадание, которое не одобряется Церковью, именно из-за своих чувств к возлюбленному. Вера же выступает как спаситель девушки, которая не отдает ее в руки зловещего мертвеца, в объятия тьмы. И любовь, и вера даруют ей силы бороться за свое счастье. Традиции Руси. Гадание на Руси для девушек было излюбленным развлечением. Жуковский с его помощью показывает жизнь русского народа. Проблема восприятия и принятия человеком своей судьбы. Поэт показывает, что возможно преодолеть свое горе и жизненные трудности достойно, кротко. Смиренная и благодарная Богу Светлана молит его о спасении и не обвиняет его в смерти любимого. Проблема суеверия – культурного наследия язычества. Люди охотно верят всяким преданиям и приметам, ритуалам и снам, но в упор не видят реальной жизни, где имеет значение система морально-нравственных норм, которую может выстроить только подлинная религиозность.

ТЕМЫ

ПРОБЛЕМЫ

  • Любовь – это основа сюжета, то, что его движет. Набожная Светлана решается на гадание, которое не одобряется Церковью, именно из-за своих чувств к возлюбленному.
  • Вера же выступает как спаситель девушки, которая не отдает ее в руки зловещего мертвеца, в объятия тьмы. И любовь, и вера даруют ей силы бороться за свое счастье.
  • Традиции Руси. Гадание на Руси для девушек было излюбленным развлечением. Жуковский с его помощью показывает жизнь русского народа.
  • Проблема восприятия и принятия человеком своей судьбы. Поэт показывает, что возможно преодолеть свое горе и жизненные трудности достойно, кротко. Смиренная и благодарная Богу Светлана молит его о спасении и не обвиняет его в смерти любимого.
  • Проблема суеверия – культурного наследия язычества. Люди охотно верят всяким преданиям и приметам, ритуалам и снам, но в упор не видят реальной жизни, где имеет значение система морально-нравственных норм, которую может выстроить только подлинная религиозность.
ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ Вот баллады толк моей: «Лучший друг нам в жизни сей Вера в провиденье. Благ зиждителя закон: Здесь несчастье — лживый сон; Счастье — пробужденье». Религиозность оберегает человека от скверны и является залогом счастливой жизни. Жуковский обращается и к русской истории, которая в начале XIX века приобретает популярность благодаря работам Н. М. Карамзина, и к идеям православной веры. Автор баллады показывает, что не нужно верить снам, гаданиям и суевериям, а полагаться можно на то, что происходит на самом деле; никогда не нужно терять веру в лучшее и надежду. Смысл баллады он выражает в следующих строках:

ГЛАВНАЯ МЫСЛЬ

Вот баллады толк моей:

«Лучший друг нам в жизни сей

Вера в провиденье.

Благ зиждителя закон:

Здесь несчастье — лживый сон;

Счастье — пробужденье».

Религиозность оберегает человека от скверны и является залогом счастливой жизни.

Жуковский обращается и к русской истории, которая в начале XIX века приобретает популярность благодаря работам Н. М. Карамзина, и к идеям православной веры. Автор баллады показывает, что не нужно верить снам, гаданиям и суевериям, а полагаться можно на то, что происходит на самом деле; никогда не нужно терять веру в лучшее и надежду. Смысл баллады он выражает в следующих строках:

Почему баллада называется «Светлана»?  Светлана – русское имя, из сочетания двух слов: «свет» и «лан». Значение понятия «свет» не изменилось на сегодняшний день, а «лан» у древних русичей означало «земля».  Таким образом, можно считать, что имя Светлана означает «Свет Земли».    Также имеет вторая трактовка именоформы — «светлая», это может к внутренним данным — «светлая, чистая душа».

Почему баллада называется «Светлана»?

Светлана – русское имя, из сочетания двух слов: «свет» и «лан». Значение понятия «свет» не изменилось на сегодняшний день, а «лан» у древних русичей означало «земля». 

Таким образом, можно считать, что имя Светлана означает «Свет Земли».  

Также имеет вторая трактовка именоформы — «светлая», это может к внутренним данным — «светлая, чистая душа».

ДОБРОТА ЧИСТОТА ПРЕДАННОСТЬ ДУШИ НЕЖНОСТЬ СИЛА ДУХА ЧУВСТВЕННОСТЬ ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ГЛАВНОЙ ГЕРОИНИ РАНИМОСТЬ КРОТОСТЬ ПОКОРНОСТЬ ДОБРОДЕТЕЛЬ ВЕРНОСТЬ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ НАБОЖНОСТЬ

ДОБРОТА

ЧИСТОТА

ПРЕДАННОСТЬ

ДУШИ

НЕЖНОСТЬ

СИЛА ДУХА

ЧУВСТВЕННОСТЬ

ЧЕРТЫ ХАРАКТЕРА ГЛАВНОЙ ГЕРОИНИ

РАНИМОСТЬ

КРОТОСТЬ

ПОКОРНОСТЬ

ДОБРОДЕТЕЛЬ

ВЕРНОСТЬ

ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ

НАБОЖНОСТЬ

счастья ей открываются мрачные видения, что приводит к внутреннему конфликту. Светлана оказывается на грани отчаяния, но именно в этот момент её вера и искренние молитвы становятся источником силы. Эта духовная составляющая её характера подчеркивает, что, несмотря на страшные предзнаменования, она способна преодолеть трудности. В итоге, её судьба становится символом победы над суевериями и страхами, что делает её образ особенно значимым в контексте всей художественной литературы. Светлана в балладе Жуковского — это  глубоко чувствительный персонаж. Она олицетворяет любовь и надежду, которые наполняют её сердце в ожидании встречи с женихом. Её чувства насыщены трепетом и волнением, что делает её ранимой и восприимчивой к страхам. Решившись на рождественское гадание, Светлана проявляет смелость, стремясь узнать свою судьбу, однако вместо долгожданного

счастья ей открываются мрачные видения, что приводит к внутреннему конфликту.

Светлана оказывается на грани отчаяния, но именно в этот момент её вера и искренние молитвы становятся источником силы. Эта духовная составляющая её характера подчеркивает, что, несмотря на страшные предзнаменования, она способна преодолеть трудности. В итоге, её судьба становится символом победы над суевериями и страхами, что делает её образ особенно значимым в контексте всей художественной литературы.

Светлана в балладе

Жуковского — это 

глубоко

чувствительный

персонаж.

Она олицетворяет

любовь и надежду, которые наполняют

её сердце в ожидании встречи

с женихом. Её чувства насыщены трепетом и волнением, что делает её ранимой и восприимчивой к страхам. Решившись на рождественское гадание, Светлана проявляет смелость, стремясь узнать свою судьбу, однако вместо долгожданного

ПЕТУХ КАКИЕ СИМВОЛЫ И ОБРАЗЫ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В БАЛЛАДЕ ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ХАРАКТЕРА СВЕТЛАНЫ? ДОРОГА Предсказывает плохое, страшное, является вестником несчастья, смерти. Это происходит Это жизненный путь героини, МЕТЕЛЬ ВОРОН Смута, могильный холод, дыхание смерти. Уже по тому, как всё завертелось в снежной круговерти, читатель понимает, что это не к добру.  во сне Светланы, то есть велика вероятность, что «печаль» уйдёт вместе со сном, таким образом, пророчество становится не таким страшным.  на котором все образы и знаки — страхи Светланы в жизни. На более тонком уровне образ пути показан как путь души главной героини. ГОЛУБЬ Символ счастья, любви, нежности, защиты, благословления Господа. «Белоснежный голубок с светлыми глазами» символизирует ангела, оберегающего Светлану в её сне.  Отсчитывает время, символ рассвета, глашатай Солнца, певец, птица-заступник, которая прогоняет нечистую силу. В момент, когда Светлана просыпается, петух шумно пробудил её как раз «на границе» зла и добра. 

ПЕТУХ

КАКИЕ СИМВОЛЫ И ОБРАЗЫ ИСПОЛЬЗУЮТСЯ В БАЛЛАДЕ ДЛЯ РАСКРЫТИЯ ХАРАКТЕРА СВЕТЛАНЫ?

ДОРОГА

Предсказывает плохое, страшное, является вестником несчастья, смерти. Это происходит

Это жизненный путь героини,

МЕТЕЛЬ

ВОРОН

Смута,

могильный

холод, дыхание смерти. Уже по тому, как всё завертелось в снежной круговерти, читатель понимает, что это не к добру. 

во сне Светланы, то есть велика вероятность, что «печаль» уйдёт вместе со сном, таким образом, пророчество становится не таким страшным. 

на котором все образы и знаки — страхи Светланы в жизни. На более тонком уровне

образ пути показан как путь души главной героини.

ГОЛУБЬ

Символ счастья,

любви, нежности,

защиты, благословления Господа. «Белоснежный голубок с светлыми глазами» символизирует ангела, оберегающего Светлану в её сне. 

Отсчитывает время, символ рассвета, глашатай Солнца, певец, птица-заступник,

которая прогоняет нечистую силу. В момент, когда Светлана просыпается, петух шумно пробудил её как раз «на границе» зла и добра. 

В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ МОРАЛЬНЫЙ СМЫСЛ БАЛЛАДЫ? КАК АВТОР ОТНОСИТСЯ К ГЕРОИНЕ? Баллада «Светлана» учит преданности, вере и кротости, а также терпеливости и стойкости. Героиня предана своему любимому человеку и Богу, в которого искренне верит и в трудные минуты не забывает. Девушку спасают ее смиренность и почитание Творца. В конце произведения Жуковский прописывает мораль: «Слава – нас учили – дым…». Таким образом, он призывает читателя соблюдать божьи законы и остерегаться ненастоящих ценностей и иллюзий: О! не знай сих страшных снов Ты, моя Светлана... Будь, создатель, ей покров! Ни печали рана, Ни минутной грусти тень К ней да не коснется; В ней душа как ясный день; Ах! да пронесется Мимо — Бедствия рука; Как приятный ручейка Блеск на лоне луга, Будь вся жизнь ее светла, Будь веселость, как была, Дней ее подруга. Вот баллады толк моей: «Лучший друг нам в жизни сей Вера в провиденье. Благ зиждителя закон: Здесь несчастье — лживый сон; Счастье — пробужденье».

В ЧЁМ ЗАКЛЮЧАЕТСЯ МОРАЛЬНЫЙ СМЫСЛ БАЛЛАДЫ?

КАК АВТОР ОТНОСИТСЯ К ГЕРОИНЕ?

Баллада «Светлана» учит преданности, вере и кротости, а также терпеливости и стойкости. Героиня предана своему любимому человеку и Богу, в которого искренне верит и в трудные минуты не забывает. Девушку спасают ее смиренность и почитание Творца.

В конце произведения Жуковский прописывает мораль: «Слава – нас учили – дым…». Таким образом, он призывает читателя соблюдать божьи законы и остерегаться ненастоящих ценностей и иллюзий:

О! не знай сих страшных снов

Ты, моя Светлана...

Будь, создатель, ей покров!

Ни печали рана,

Ни минутной грусти тень

К ней да не коснется;

В ней душа как ясный день;

Ах! да пронесется

Мимо — Бедствия рука;

Как приятный ручейка

Блеск на лоне луга,

Будь вся жизнь ее светла,

Будь веселость, как была,

Дней ее подруга.

Вот баллады толк моей:

«Лучший друг нам в жизни сей

Вера в провиденье.

Благ зиждителя закон:

Здесь несчастье — лживый сон;

Счастье — пробужденье».

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ  эпитеты  метафоры  сравнения  гиперболизация  олицетворения «милый», «белоснежный», «приятный», «мирный» «свет-судья лукавый», «слава – дым» «в ней душа, как ясный день», «мчат, как будто на крылах» «тьма людей во храме» «ноет грудь», «крикнул сверчок»

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

эпитеты

метафоры

сравнения

гиперболизация

олицетворения

«милый», «белоснежный», «приятный», «мирный»

«свет-судья лукавый», «слава – дым»

«в ней душа, как ясный день», «мчат, как будто на крылах»

«тьма людей во храме»

«ноет грудь», «крикнул сверчок»

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ Лексика и выразительные средства Поэтический синтаксис Жуковский использует множество  метафор  и  олицетворений  для создания атмосферности.  Эпитеты  («темная степь», «белый голубок») помогают создать яркие образы. Автор также активно использует  риторические вопросы , что усиливает напряженность. Жуковский использует  инверсии  и  риторические обращения , чтобы подчеркнуть драматизм и выразительность речи героини. Часто встречаются  восклицательные предложения , которые подчеркивают эмоциональность. Подобные приемы помогают Жуковскому добиться образности текста, которая на интуитивном уровне понятна русскому читателю.

СРЕДСТВА ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ

Лексика и выразительные средства

Поэтический синтаксис

Жуковский использует множество  метафор  и  олицетворений  для создания атмосферности.  Эпитеты  («темная степь», «белый голубок») помогают создать яркие образы. Автор также активно использует  риторические вопросы , что усиливает напряженность.

Жуковский использует  инверсии  и  риторические обращения , чтобы подчеркнуть драматизм и выразительность речи героини. Часто встречаются  восклицательные предложения , которые подчеркивают эмоциональность.

Подобные приемы помогают Жуковскому добиться образности текста, которая на интуитивном уровне понятна русскому читателю.

чувство тревожности , которое пронизывает весь балладу до счастливой развязки Произведение написано в жанре баллады — это один из ведущих жанров романтизма.  НАЗОВИТЕ ЭТИ ЧЕРТЫ: в основе сюжета — фантастическое, исключительное событие символы :  ДВОЕМИРИЕ .  ворон — вестник смерти, белый голубь — ангел-хранитель, пенье петуха как границы мира живых и мира мёртвых Провести границу между двумя мирами в «Светлане» очень сложно: один незаметный мир для читателей перетекает в другой. Лишь с пробуждением Светланы становится понятно, что все произошедшее ранее было выдумкой, дымкой, сном. обращение к  народным мотивам, фольклору

чувство

тревожности ,

которое пронизывает весь балладу до счастливой развязки

Произведение написано в жанре баллады — это один из ведущих жанров романтизма. 

НАЗОВИТЕ ЭТИ ЧЕРТЫ:

в основе сюжета — фантастическое, исключительное событие

символы :

ДВОЕМИРИЕ .

ворон — вестник смерти, белый голубь — ангел-хранитель, пенье петуха как границы мира живых и мира мёртвых

Провести границу между двумя мирами в «Светлане» очень сложно: один незаметный мир для читателей перетекает в другой. Лишь с пробуждением Светланы становится понятно, что все произошедшее ранее было выдумкой, дымкой, сном.

обращение к народным мотивам, фольклору

Влияние европейской литературы

Творчество Жуковского тесно связано с европейской романтической традицией . Большинство сюжетов заимствовано

из произведений Ф. Шиллера,

И. В. Гёте и других авторов. 

Однако вольный перевод или переработка какого-либо

произведения Жуковским привносили

в баллады индивидуальное

восприятие и переживания русского поэта, подчас раскрывая новые стороны того или иного сюжета.  

Лирический герой

ОСОБЕННОСТИ РОМАНТИЗМА  ЖУКОВСКОГО.

Особенности романтизма В.А. Жуковского проявляются в разных аспектах:

  • в изображении лирического героя,
  • роли природы и мифологии,
  • выборе жанров и стилей,
  • а также влиянии европейской литературы на творчество поэта.

Жуковский работал в разных жанрах , например:

  • Элегия . Поэт наполнил этот жанр романтическим содержанием, сделав акцент на внутренних переживаниях героя.
  • Баллада . Жуковский ввёл в русскую литературу жанр романтической баллады, многие его произведения — переводы европейских баллад.
  • Любовная лирика . Главное в ней — родство душ, в этом счастье любви.

Также Жуковский использовал  разнообразие стихотворных размеров  (ямб, хорей, трёхстопники) и  экспрессивную лексику .

Лирический герой поэзии Жуковского — это «внутренний человек», целостная личность с уникальной психологией. Он не только переживает эмоцию, но и осмысляет её, рефлексирует по поводу своих переживаний.

Некоторые черты лирического героя:

  • Склонность к меланхолии и размышлениям. Герой прислушивается к голосу воображения, дорисовывает картины действительности своими впечатлениями и мыслями.
  • Поиск скрытого смысла. В любом предмете или явлении автор видит потаённое содержание, доступное пониманию только его одного.
  • Тема смерти. Пронизывает многие стихотворения поэта, для героя смерть — лишь переход в лучший мир.

Природа и мифология

Природа в поэзии Жуковского  — «пейзаж души», окрашенный в лирические чувства автора. Созерцание картин природы не только создаёт определённое настроение, но и вызывает в душе целый ураган воспоминаний, образов, предчувствий. 

Некоторые особенности изображения природы:

  • Очеловечивание природы . Например, в элегии «Море» герой видит море живой, страстной стихией, влюблённой в небо.
  • Мотив отражения . Море, река, ручей — всё, что отражает гармонию небесного мира, есть посредник между небом и землёй.
Творчество В. А. Жуковского, как переводы, так и оригинальные произведения, имеет неоценимое значение для мировой литературы. Поэт экспериментировал с темами и форматами, знакомил русскую публику с опытом западных писателей и создавал что-то новое, свое. В «Светлане» он отобразил в какой-то мере менталитет народа своей страны, что существенно отличает это произведение и от его немецкого оригинала, и от того, что публиковалось в толстых журналах того времени.

Творчество В. А. Жуковского, как переводы, так и оригинальные произведения, имеет неоценимое значение для мировой литературы. Поэт экспериментировал с темами и форматами, знакомил русскую публику с опытом западных писателей и создавал что-то новое, свое. В «Светлане» он отобразил в какой-то мере менталитет народа своей страны, что существенно отличает это произведение и от его немецкого оригинала, и от того, что публиковалось в толстых журналах того времени.

Русская поэзия начала XIX века словно недосягаемый горный кряж со многими вершинами мастерства и таланта, где среди недоступных вершин высится и творчество Василия Жуковского.

Русская поэзия начала

XIX века словно недосягаемый горный кряж со многими вершинами мастерства и таланта, где среди недоступных вершин высится и творчество Василия Жуковского.

ИСТОЧНИКИ https://dzen.ru/a/ZwzwHb6gaTm2UjCp?ysclid=mdxgfwappc481292236  https://maximumtest.ru/uchebnik/9-klass/literatura/va-zhukovsky--pervy-russky-poetromantik  https://proza.ru/2020/09/23/1430?ysclid=mdlvc7yfsz750107252  https://foxford.ru/wiki/literatura/svetlana?ysclid=mdys1ncvgg64331551&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F

ИСТОЧНИКИ

https://dzen.ru/a/ZwzwHb6gaTm2UjCp?ysclid=mdxgfwappc481292236

https://maximumtest.ru/uchebnik/9-klass/literatura/va-zhukovsky--pervy-russky-poetromantik

https://proza.ru/2020/09/23/1430?ysclid=mdlvc7yfsz750107252

https://foxford.ru/wiki/literatura/svetlana?ysclid=mdys1ncvgg64331551&utm_referrer=https%3A%2F%2Fyandex.ru%2F