СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Человек. Урок-практикум-презентация по обществознанию, 10 класс (базовый уровень)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-презентация-практикум "Человек" ориентирована на 10 класс; структурирована следующим образом: титульный слайд анонсирует тему урока, домашнее задание; далее: определены цели урока, формируемых знания, умения и навыки, выделен необходимый для усвоения понятийный ряд, план урока. Содержание основной части урока может быть использовано как путь дальнейших действий, как иллюстративный материал, как вариант для закрепления. Представлены вопросы для контроля за качеством усвоения учебного материала. Обществознание, 10. УМК Л.Н. Боголюбова. Академический учебник.

Просмотр содержимого документа
«Человек. Урок-практикум-презентация по обществознанию, 10 класс (базовый уровень)»

Обществознание, 10 Урок №15-16 ЧЕЛОВЕК В науке надо повторять уроки, чтобы хорошо помнить их.  В. О. Ключевский Д.З.: П овторить  § 3-7, понятия  ©  ред. А.И. Колмаков

Обществознание, 10

Урок №15-16

ЧЕЛОВЕК

В науке надо повторять уроки, чтобы хорошо помнить их.

В. О. Ключевский

Д.З.: П овторить § 3-7, понятия

© ред. А.И. Колмаков

Цели урока систематизировать изученный материал; определить уровень сформированности предметных компетенций модуля «Человек»; способствовать коррекции и углублению знаний; развивать навыки систематизации, анализа учебного материала; воспитывать культуру учебного труда

Цели урока

  • систематизировать изученный материал;
  • определить уровень сформированности предметных компетенций модуля «Человек»;
  • способствовать коррекции и углублению знаний;
  • развивать навыки систематизации, анализа учебного материала;
  • воспитывать культуру учебного труда

Понятия, термины

(см. уроки №№ 5-14)

  • Категория;
  • Мир;
  • бытие человека;
  • Человек – продукт биологической, социальной, культурной революции;
  • Индивид;
  • Индивидуальность;
  • Личность

  • ДУХОВНЫЙ МИР;
  • ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЛИЧНОСТИ: МОРАЛЬ, ЦЕННОСТИ, ИДЕАЛЫ, КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ МОРАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ТИПЫ ЕГО КЛАССИФИКАЦИИ
  • нравы;
  • обычаи;
  • традиции;
  • самосознание;
  • человек, индивид, личность; социализация;
  • самопознание;
  • самореализация;
  • самовоспитание;
  • самообразование;
  • свобода;
  • ответственность.
  • деятельность;
  • цель;
  • мотив;
  • убеждения;
  • ценности;
  • сознание;
  • игра;
  • труд;
  • учение;
  • творчество
  • знание (житейское, научное, практическое, художественное, рациональное, иррациональное личностное);
  • истина (абсолютная, относительная);
  • субъект познания, объект познания;
  • процесс познания (Ощущение Восприятие Представление Понятие Суждение Умозаключение);
  • агностицизм;
  • скептицизм;
  • виды познания  (социальное, мифологическое, научное, обыденное; религиозное; художественное);
  • уровни познания  (чувственное, рациональное); 
  • формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное;
  • критерии истины (соответствие законам логики, ранее открытым законам науки, фундаментальным законам, практика)
Знать и уметь Знать  все термины по изучаемой теме. Уметь  применять полученные знания в практической деятельности, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения.

Знать и уметь

  • Знать все термины по изучаемой теме.
  • Уметь применять полученные знания в практической деятельности, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения.
терминологическая эстафета  (работаем в группах по рядам) истина ; познание ; знание ; сенсуализм ; рационализм ; исследование ; дедукция ; индукция . 1 2

терминологическая эстафета

(работаем в группах по рядам)

  • истина ;
  • познание ;
  • знание ;
  • сенсуализм ;
  • рационализм ;
  • исследование ;
  • дедукция ;
  • индукция .

1

2

терминологическая эстафета  истина (правильное отражение действительности в мысли, критерием которого в конечном счете является практика); познание (общественно-исторический процесс деятельности человека, формирующий знания); знание (проверенный практикой результат познания действительности); сенсуализм (учение, которое признает основой достоверного знания ощущения); рационализм (направление в философии, которое признает  основой познания разум); исследование (процесс научного изучения объекта); дедукция (получение конкретного знания на основе общих  знаний); индукция (умозаключение от фактов к общему утверждению). 1 2

терминологическая эстафета

  • истина (правильное отражение действительности в мысли, критерием которого в конечном счете является практика);
  • познание (общественно-исторический процесс деятельности человека, формирующий знания);
  • знание (проверенный практикой результат познания действительности);
  • сенсуализм (учение, которое признает основой достоверного знания ощущения);
  • рационализм (направление в философии, которое признает основой познания разум);
  • исследование (процесс научного изучения объекта);
  • дедукция (получение конкретного знания на основе общих знаний);
  • индукция (умозаключение от фактов к общему утверждению).

1

2

терминологический диктант  чувственное познание; паранауки; агностицизм; абстрактное  познание; эмпирический уровень познания;  практика; рациональное познание; ощущение; теоретический  уровень познания; относительная истина

терминологический диктант

  • чувственное познание;
  • паранауки;
  • агностицизм;
  • абстрактное познание;
  • эмпирический уровень познания;
  • практика;
  • рациональное познание;
  • ощущение;
  • теоретический уровень познания;
  • относительная истина
Семинарское занятие Каковы основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке? Выделите основные признаки понятия «личность». Какие типичные социальные роли определяют социальную сущность современного россиянина? Какие действия человека можно отнести к социальному поведению? В каких сферах происходит социализация личности? В чём она выражается? Что такое самоопределение личности? Как связаны между собой самоопределение и самореализация личности? Какова связь свободы и необходимости?

Семинарское занятие

  • Каковы основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке?
  • Выделите основные признаки понятия «личность».
  • Какие типичные социальные роли определяют социальную сущность современного россиянина?
  • Какие действия человека можно отнести к социальному поведению?
  • В каких сферах происходит социализация личности? В чём она выражается?
  • Что такое самоопределение личности?
  • Как связаны между собой самоопределение и самореализация личности?
  • Какова связь свободы и необходимости?
ТЕСТ Объективная реальность, данная в сознании человека, - это... 1.  Процесс приобретения и развития знания, его постоянное  углубление, расширение и совершенствование называется... а) познание;  б) знание; в) истина;  г) воображение. а) познание; б)знание; в)  истина;  г) воображение.

ТЕСТ

  • Объективная реальность, данная в сознании человека, - это...

1. Процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование называется...

а) познание;

б) знание;

в) истина;

г) воображение.

а) познание;

б)знание;

в) истина;

г) воображение.

ТЕСТ 2.  Процесс самопознания не характеризуется... а)  определением своих способностей; б)  формированием отношения к своей внешности;  в)самооценкой; 2.  Какой признак не свойственен самопознанию? а)  отражение объективной реальности; б)  выявление сущности своего «я»; в)  выявление своих способностей; г)  отражение индивидуальных ценностей.

ТЕСТ

2. Процесс самопознания не характеризуется...

а) определением своих способностей;

б) формированием отношения к своей внешности; в)самооценкой;

2. Какой признак не свойственен самопознанию?

а) отражение объективной реальности;

б) выявление сущности своего «я»;

в) выявление своих способностей;

г) отражение индивидуальных ценностей.

ТЕСТ 3.  Элементарные сведения о природе, о людях, условиях их жизни, общении позволяет получить... а)  мифологическое познание; б)  философское познание; в)  обыденно-практическое познание. 3.  Фантастическое отражение реальности, познание и объяснение  природы и общества народной фантазией позволяет получить... а)  мифологическое познание; б)  философское познание; в)  обыденно-практическое познание.

ТЕСТ

3. Элементарные сведения о природе, о людях, условиях их жизни, общении позволяет получить...

а) мифологическое познание;

б) философское познание;

в) обыденно-практическое познание.

3. Фантастическое отражение реальности, познание и объяснение природы и общества народной фантазией позволяет получить...

а) мифологическое познание;

б) философское познание;

в) обыденно-практическое познание.

ТЕСТ 4.  Субъект познания - это... а)  совокупность методов и приемов, которые способствуют  познанию; б)  познающий человек; в)  то, на что направлено познание. 4.  Объект познания - это... а)  совокупность методов и средств, которые способствуют  познанию; б)  познающий человек; в)  то, на что направлено познание.

ТЕСТ

4. Субъект познания - это...

а) совокупность методов и приемов, которые способствуют познанию;

б) познающий человек;

в) то, на что направлено познание.

4. Объект познания - это...

а) совокупность методов и средств, которые способствуют познанию;

б) познающий человек;

в) то, на что направлено познание.

ТЕСТ 5.  Выберите правильный ответ. А. Чувственное познание осуществляется в формах ощущения, восприятия и представления. Б. Понятие, суждение, умозаключение - это формы рационального познания. а) правильный ответ А; б) правильный ответ Б; в) правильного ответа нет; г) правильны оба ответа. 5.  Выберите правильный ответ. А. Ощущение, восприятие и понятие - это формы чувственного познания. Б. Представление, суждение, умозаключение - это формы рационального познания. а) правильный ответ А; б) правильный ответ Б; в) правильного ответа нет; г) правильны оба ответа.

ТЕСТ

5. Выберите правильный ответ.

А. Чувственное познание осуществляется в формах ощущения, восприятия и представления.

Б. Понятие, суждение, умозаключение - это формы рационального познания.

а) правильный ответ А;

б) правильный ответ Б;

в) правильного ответа нет; г) правильны оба ответа.

5. Выберите правильный ответ.

А. Ощущение, восприятие и понятие - это формы чувственного познания.

Б. Представление, суждение, умозаключение - это формы рационального познания.

а) правильный ответ А; б) правильный ответ Б;

в) правильного ответа нет; г) правильны оба ответа.

ТЕСТ 6.  Обобщенный чувственно-наглядный образ действительности,  сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти - это... а) ощущение;  б) восприятие; в) мировоззрение; г) представление 6.  Целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании, в совокупности всех своих сторон и связей, называется... а) ощущение;  б) восприятие; в) мировоззрение; г) представление.

ТЕСТ

6. Обобщенный чувственно-наглядный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти - это...

а) ощущение;

б) восприятие;

в) мировоззрение;

г) представление

6. Целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании, в совокупности всех своих сторон и связей, называется...

а) ощущение;

б) восприятие;

в) мировоззрение;

г) представление.

ТЕСТ

7. Суждение - это...

а) форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо утверждается или отрицается;

б) форма мысли, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях;

в) форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение;

г) целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.

7. Умозаключение - это...

а) форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо утвержда­ется или отрицается;

б) форма мысли, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях;

в) форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение;

г) целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.

ТЕСТ 8.  К критериям истины относится... а)  длительность существования суждения; б)  количество людей, придерживающихся данного суждения; в)  возможность подтверждения суждения на практике; г)  непротиворечивость суждения всем предшествующим. 8.  Правильное, достоверное отражение предметов и явлений  действительности познающим человеком называется... а) познанием; б) истиной; в) опытом;  г) представлением.

ТЕСТ

8. К критериям истины относится...

а) длительность существования суждения;

б) количество людей, придерживающихся данного суждения;

в) возможность подтверждения суждения на практике;

г) непротиворечивость суждения всем предшествующим.

8. Правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности познающим человеком называется...

а) познанием;

б) истиной;

в) опытом;

г) представлением.

ТЕСТ 9.  Закончите фразу: «В философии достоверное, правильное  знание называется...» 9.  Закончите фразу: «Главным критерием истины является...».

ТЕСТ

9. Закончите фразу: «В философии достоверное, правильное знание называется...»

9. Закончите фразу: «Главным критерием истины является...».

ТЕСТ 10. Какое из двух приведенных суждений можно отнести к научному выводу? а)  задатки человека носят социальный характер, они приобретаются в ходе социализации личности; б)  природной основой развития способностей человека являются врожденные задатки. 10. К особенностям научного познания относится... а) стремление к объективности и доказательности; б)  непрерывность познавательного процесса; в)  направленность познания на сферу практической деятельности людей; г)  опора на здравый смысл.

ТЕСТ

10. Какое из двух приведенных суждений можно отнести к научному выводу?

а) задатки человека носят социальный характер, они приобретаются в ходе социализации личности;

б) природной основой развития способностей человека являются врожденные задатки.

10. К особенностям научного познания относится...

а) стремление к объективности и доказательности;

б) непрерывность познавательного процесса;

в) направленность познания на сферу практической деятельности людей;

г) опора на здравый смысл.

ТЕСТ 11. Уровень научного познания, характеризующийся преобладанием рациональных форм познания - понятий, умозаключений, теорий, законов, отражающий явления и процессы в аспекте их  внутренних связей и закономерностей, - это... а) теоретический; б)  чувственный; в)  эмпирический. 11.  Уровень научного познания, на котором преобладает чувственное познание, созерцание и эксперимент, логико-математические методы, называется... а)  теоретический; б)  чувственный; в)  эмпирический,

ТЕСТ

11. Уровень научного познания, характеризующийся преобладанием рациональных форм познания - понятий, умозаключений, теорий, законов, отражающий явления и процессы в аспекте их внутренних связей и закономерностей, - это...

а) теоретический;

б) чувственный;

в) эмпирический.

11. Уровень научного познания, на котором преобладает чувственное познание, созерцание и эксперимент, логико-математические методы, называется...

а) теоретический;

б) чувственный;

в) эмпирический,

ТЕСТ 12.  Выберите правильный ответ. А. Интуиция является одной из форм чувственного познания.  Б. Интуиция является одной из форм рационального познания, а) правильный ответ А;  б) правильный ответ Б; в) правильного ответа нет; г) правильны оба ответа. 12.  Выберите правильный ответ. А. Чувственное и рациональное познание являются двумя ступенями познания, они не противопоставляются друг ДРУГУ- Б. Чувственное и рациональное познание находятся в посто­янном взаимодействии, образуют неразрывное единство познавательного процесса. а)  правильный ответ А; б)  правильный ответ Б; в)  правильного ответа нет; г)  правильны оба ответа.

ТЕСТ

12. Выберите правильный ответ.

А. Интуиция является одной из форм чувственного познания. Б. Интуиция является одной из форм рационального познания,

а) правильный ответ А;

б) правильный ответ Б;

в) правильного ответа нет;

г) правильны оба ответа.

12. Выберите правильный ответ.

А. Чувственное и рациональное познание являются двумя ступенями познания, они не противопоставляются друг ДРУГУ-

Б. Чувственное и рациональное познание находятся в посто­янном взаимодействии, образуют неразрывное единство познавательного процесса.

а) правильный ответ А;

б) правильный ответ Б;

в) правильного ответа нет;

г) правильны оба ответа.

ТЕСТ 13.  Форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве, - это... а) гипотеза;  б) теория; в) проблема;  г) диспозиция. 13.  Форма знания, содержанием которой является то, что еще  не познано человеком, но предстоит познать, называется... а) проблема;  б) теория; в) гипотеза;  г) диспозиция

ТЕСТ

13. Форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве, - это...

а) гипотеза;

б) теория;

в) проблема;

г) диспозиция.

13. Форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но предстоит познать, называется...

а) проблема;

б) теория;

в) гипотеза;

г) диспозиция

ТЕСТ 14.  Метод познания, суть которого заключается в изначальном познании отдельных свойств изучаемые явлений, на основе которого затем делаются обобщения различного уровня, называется... а) метод индукции;  б) анализ; в) синтез;  г) метод дедукции. 14.  Метод познания, представляющий собой совокупность логических выводов от общего к частному, от общих суждений о явлениях к частным, называется... а) метод индукции;  б) метод дедукции; в) анализ;  г) синтез.

ТЕСТ

14. Метод познания, суть которого заключается в изначальном познании отдельных свойств изучаемые явлений, на основе которого затем делаются обобщения различного уровня, называется...

а) метод индукции;

б) анализ;

в) синтез;

г) метод дедукции.

14. Метод познания, представляющий собой совокупность логических выводов от общего к частному, от общих суждений о явлениях к частным, называется...

а) метод индукции;

б) метод дедукции;

в) анализ;

г) синтез.

ТЕСТ 15.  Научное познание предполагает... а)  использование опыта повседневной жизни; б)  экспериментальную апробацию гипотезы; в)  понимание художественного текста; г)  интерпретацию исторических фактов. 15.  Ненаучное познание предполагает... а)  понимание художественного текста; б)  интерпретацию исторических фактов; в)  использование опыта повседневной жизни; г)  экспериментальную апробацию гипотезы.

ТЕСТ

15. Научное познание предполагает...

а) использование опыта повседневной жизни;

б) экспериментальную апробацию гипотезы;

в) понимание художественного текста;

г) интерпретацию исторических фактов.

15. Ненаучное познание предполагает...

а) понимание художественного текста;

б) интерпретацию исторических фактов;

в) использование опыта повседневной жизни;

г) экспериментальную апробацию гипотезы.

Ответы к тестам Тест 1: 1 б, 2 г, 3 в, 4 б, 5 г, 6 г, 7 а, 8 в, 9 истина, 10 б, 11 а, 12 г, 13 а, 14 а, 15 6. Тест 2: 1 а, 2 а, 3 а, 4 в, 5 в, 6 б, 7 в, 8 б, 9 практика, 10 а, 11 в, 12 в, 13 а, 14 6, 15 в.

Ответы к тестам

Тест 1: 1 б, 2 г, 3 в, 4 б, 5 г, 6 г, 7 а, 8 в, 9 истина, 10 б, 11 а, 12 г, 13 а, 14 а, 15 6.

Тест 2: 1 а, 2 а, 3 а, 4 в, 5 в, 6 б, 7 в, 8 б, 9 практика, 10 а, 11 в, 12 в, 13 а, 14 6, 15 в.

Рефлексия Оцените свою работу на уроке, закончите предложения: Сегодня я узнал… Было интересно… Было трудно… Я научился… Я смог… Меня удивило… Мне захотелось…

Рефлексия

Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:

  • Сегодня я узнал…
  • Было интересно…
  • Было трудно…
  • Я научился…
  • Я смог…
  • Меня удивило…
  • Мне захотелось…