Обществознание, 10
Урок №15-16
ЧЕЛОВЕК
В науке надо повторять уроки, чтобы хорошо помнить их.
В. О. Ключевский
Д.З.: П овторить § 3-7, понятия
© ред. А.И. Колмаков
Цели урока
- систематизировать изученный материал;
- определить уровень сформированности предметных компетенций модуля «Человек»;
- способствовать коррекции и углублению знаний;
- развивать навыки систематизации, анализа учебного материала;
- воспитывать культуру учебного труда
Понятия, термины
(см. уроки №№ 5-14)
- Категория;
- Мир;
- бытие человека;
- Человек – продукт биологической, социальной, культурной революции;
- Индивид;
- Индивидуальность;
- Личность
- ДУХОВНЫЙ МИР;
- ДУХОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ЛИЧНОСТИ: МОРАЛЬ, ЦЕННОСТИ, ИДЕАЛЫ, КАТЕГОРИЧЕСКИЙ ИМПЕРАТИВ МОРАЛЬНЫЕ КАТЕГОРИИ, МИРОВОЗЗРЕНИЕ И ТИПЫ ЕГО КЛАССИФИКАЦИИ
- нравы;
- обычаи;
- традиции;
- самосознание;
- человек, индивид, личность; социализация;
- самопознание;
- самореализация;
- самовоспитание;
- самообразование;
- свобода;
- ответственность.
- деятельность;
- цель;
- мотив;
- убеждения;
- ценности;
- сознание;
- игра;
- труд;
- учение;
- творчество
- знание (житейское, научное, практическое, художественное, рациональное, иррациональное личностное);
- истина (абсолютная, относительная);
- субъект познания, объект познания;
- процесс познания (Ощущение → Восприятие → Представление → Понятие → Суждение → Умозаключение);
- агностицизм;
- скептицизм;
- виды познания (социальное, мифологическое, научное, обыденное; религиозное; художественное);
- уровни познания (чувственное, рациональное);
- формы познания: чувственное и рациональное, истинное и ложное;
- критерии истины (соответствие законам логики, ранее открытым законам науки, фундаментальным законам, практика)
Знать и уметь
- Знать все термины по изучаемой теме.
- Уметь применять полученные знания в практической деятельности, отвечать на вопросы, объяснять свою точку зрения.
терминологическая эстафета
(работаем в группах по рядам)
- истина ;
- познание ;
- знание ;
- сенсуализм ;
- рационализм ;
- исследование ;
- дедукция ;
- индукция .
1
2
терминологическая эстафета
- истина (правильное отражение действительности в мысли, критерием которого в конечном счете является практика);
- познание (общественно-исторический процесс деятельности человека, формирующий знания);
- знание (проверенный практикой результат познания действительности);
- сенсуализм (учение, которое признает основой достоверного знания ощущения);
- рационализм (направление в философии, которое признает основой познания разум);
- исследование (процесс научного изучения объекта);
- дедукция (получение конкретного знания на основе общих знаний);
- индукция (умозаключение от фактов к общему утверждению).
1
2
терминологический диктант
- чувственное познание;
- паранауки;
- агностицизм;
- абстрактное познание;
- эмпирический уровень познания;
- практика;
- рациональное познание;
- ощущение;
- теоретический уровень познания;
- относительная истина
Семинарское занятие
- Каковы основные точки зрения на соотношение биологического и социального в человеке?
- Выделите основные признаки понятия «личность».
- Какие типичные социальные роли определяют социальную сущность современного россиянина?
- Какие действия человека можно отнести к социальному поведению?
- В каких сферах происходит социализация личности? В чём она выражается?
- Что такое самоопределение личности?
- Как связаны между собой самоопределение и самореализация личности?
- Какова связь свободы и необходимости?
ТЕСТ
- Объективная реальность, данная в сознании человека, - это...
1. Процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование называется...
а) познание;
б) знание;
в) истина;
г) воображение.
а) познание;
б)знание;
в) истина;
г) воображение.
ТЕСТ
2. Процесс самопознания не характеризуется...
а) определением своих способностей;
б) формированием отношения к своей внешности; в)самооценкой;
2. Какой признак не свойственен самопознанию?
а) отражение объективной реальности;
б) выявление сущности своего «я»;
в) выявление своих способностей;
г) отражение индивидуальных ценностей.
ТЕСТ
3. Элементарные сведения о природе, о людях, условиях их жизни, общении позволяет получить...
а) мифологическое познание;
б) философское познание;
в) обыденно-практическое познание.
3. Фантастическое отражение реальности, познание и объяснение природы и общества народной фантазией позволяет получить...
а) мифологическое познание;
б) философское познание;
в) обыденно-практическое познание.
ТЕСТ
4. Субъект познания - это...
а) совокупность методов и приемов, которые способствуют познанию;
б) познающий человек;
в) то, на что направлено познание.
4. Объект познания - это...
а) совокупность методов и средств, которые способствуют познанию;
б) познающий человек;
в) то, на что направлено познание.
ТЕСТ
5. Выберите правильный ответ.
А. Чувственное познание осуществляется в формах ощущения, восприятия и представления.
Б. Понятие, суждение, умозаключение - это формы рационального познания.
а) правильный ответ А;
б) правильный ответ Б;
в) правильного ответа нет; г) правильны оба ответа.
5. Выберите правильный ответ.
А. Ощущение, восприятие и понятие - это формы чувственного познания.
Б. Представление, суждение, умозаключение - это формы рационального познания.
а) правильный ответ А; б) правильный ответ Б;
в) правильного ответа нет; г) правильны оба ответа.
ТЕСТ
6. Обобщенный чувственно-наглядный образ действительности, сохраняемый и воспроизводимый в сознании посредством памяти - это...
а) ощущение;
б) восприятие;
в) мировоззрение;
г) представление
6. Целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании, в совокупности всех своих сторон и связей, называется...
а) ощущение;
б) восприятие;
в) мировоззрение;
г) представление.
ТЕСТ
7. Суждение - это...
а) форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо утверждается или отрицается;
б) форма мысли, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях;
в) форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение;
г) целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.
7. Умозаключение - это...
а) форма мысли, устанавливающая связи между отдельными понятиями, и с помощью этих связей что-либо утверждается или отрицается;
б) форма мысли, отражающая общие закономерные связи, стороны, признаки явлений, которые закрепляются в их определениях;
в) форма мысли, представляющая собой процесс и результат рассуждений, в ходе которого из одного или нескольких суждений выводится новое суждение;
г) целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон и связей.
ТЕСТ
8. К критериям истины относится...
а) длительность существования суждения;
б) количество людей, придерживающихся данного суждения;
в) возможность подтверждения суждения на практике;
г) непротиворечивость суждения всем предшествующим.
8. Правильное, достоверное отражение предметов и явлений действительности познающим человеком называется...
а) познанием;
б) истиной;
в) опытом;
г) представлением.
ТЕСТ
9. Закончите фразу: «В философии достоверное, правильное знание называется...»
9. Закончите фразу: «Главным критерием истины является...».
ТЕСТ
10. Какое из двух приведенных суждений можно отнести к научному выводу?
а) задатки человека носят социальный характер, они приобретаются в ходе социализации личности;
б) природной основой развития способностей человека являются врожденные задатки.
10. К особенностям научного познания относится...
а) стремление к объективности и доказательности;
б) непрерывность познавательного процесса;
в) направленность познания на сферу практической деятельности людей;
г) опора на здравый смысл.
ТЕСТ
11. Уровень научного познания, характеризующийся преобладанием рациональных форм познания - понятий, умозаключений, теорий, законов, отражающий явления и процессы в аспекте их внутренних связей и закономерностей, - это...
а) теоретический;
б) чувственный;
в) эмпирический.
11. Уровень научного познания, на котором преобладает чувственное познание, созерцание и эксперимент, логико-математические методы, называется...
а) теоретический;
б) чувственный;
в) эмпирический,
ТЕСТ
12. Выберите правильный ответ.
А. Интуиция является одной из форм чувственного познания. Б. Интуиция является одной из форм рационального познания,
а) правильный ответ А;
б) правильный ответ Б;
в) правильного ответа нет;
г) правильны оба ответа.
12. Выберите правильный ответ.
А. Чувственное и рациональное познание являются двумя ступенями познания, они не противопоставляются друг ДРУГУ-
Б. Чувственное и рациональное познание находятся в постоянном взаимодействии, образуют неразрывное единство познавательного процесса.
а) правильный ответ А;
б) правильный ответ Б;
в) правильного ответа нет;
г) правильны оба ответа.
ТЕСТ
13. Форма знания, содержащая предположение, сформулированное на основе ряда фактов, истинное значение которого неопределенно и нуждается в доказательстве, - это...
а) гипотеза;
б) теория;
в) проблема;
г) диспозиция.
13. Форма знания, содержанием которой является то, что еще не познано человеком, но предстоит познать, называется...
а) проблема;
б) теория;
в) гипотеза;
г) диспозиция
ТЕСТ
14. Метод познания, суть которого заключается в изначальном познании отдельных свойств изучаемые явлений, на основе которого затем делаются обобщения различного уровня, называется...
а) метод индукции;
б) анализ;
в) синтез;
г) метод дедукции.
14. Метод познания, представляющий собой совокупность логических выводов от общего к частному, от общих суждений о явлениях к частным, называется...
а) метод индукции;
б) метод дедукции;
в) анализ;
г) синтез.
ТЕСТ
15. Научное познание предполагает...
а) использование опыта повседневной жизни;
б) экспериментальную апробацию гипотезы;
в) понимание художественного текста;
г) интерпретацию исторических фактов.
15. Ненаучное познание предполагает...
а) понимание художественного текста;
б) интерпретацию исторических фактов;
в) использование опыта повседневной жизни;
г) экспериментальную апробацию гипотезы.
Ответы к тестам
Тест 1: 1 б, 2 г, 3 в, 4 б, 5 г, 6 г, 7 а, 8 в, 9 истина, 10 б, 11 а, 12 г, 13 а, 14 а, 15 6.
Тест 2: 1 а, 2 а, 3 а, 4 в, 5 в, 6 б, 7 в, 8 б, 9 практика, 10 а, 11 в, 12 в, 13 а, 14 6, 15 в.
Рефлексия
Оцените свою работу на уроке, закончите предложения:
- Сегодня я узнал…
- Было интересно…
- Было трудно…
- Я научился…
- Я смог…
- Меня удивило…
- Мне захотелось…