Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа № 2 городского округа Судак
Направление: Биология человека
Чистота рук, в чем смысл
Работу выполнил:
Зуб Дмитрий
Ученик 10б класса
Муниципального Бюджетного
Общеобразовательного Учреждения
«Средней Общеобразоватьльной Школы № 2»
Городского округа Судака
Научный руководитель:
Крылова Н.В.
учитель биологии
Муниципального Бюджетного
Общеобразовательного Учреждения
«Средней Общеобразоватьльной Школы № 2»
Городского округа Судака
Судак-2021
Чистота рук, в чем смысл
Зуб Дмитрий Ученик 10б класса
Муниципального Бюджетного Общеобразовательного Учреждения
«Средней Общеобразовательной Школы № 2» городского округа Судака
Научный руководитель: Крылова Н.В.учитель биологии
Муниципального Бюджетного Общеобразовательного Учреждения
«Средней Общеобразовательной Школы № 2» городского округа Судака
Автор в своей работе рассмотрел проблемы грязных рук и к чему это приводит.
Актуальность исследования: ООН и ЮНИСЕФ объявили 15 октября Всемирным днем мытья рук. Ежедневно от «болезней грязных рук» в мире умирает 5 тысяч детей. Эксперты заявляют, что половины этих смертей можно было бы избежать, если бы ребята мыли руки с мылом после посещения туалета и перед едой. Значит, важно привлечь внимание ребят к этой проблеме и приучить их следить за гигиеной рук.
Проблема: Действительно ли нужно мыть руки, чтобы не заболеть. Содержаться ли на грязных руках микробы, которые могут привести к болезням.
Гипотеза: На грязных руках есть микробы, которые могут привести к болезням.
Объект исследования: Личная гигиена.
Предмет исследования: Чистота рук
Цель проекта: выяснить, что может произойти с человеком, если он не будет мыть руки.
Задачи проекта:
Изучить литературу по теме исследования;
Составить рейтинг «грязных» предметов обихода;
Доказать, почему нужно держать руки в чистоте;
Выявить уровень осведомлённости сверстников по теме исследования;
Ознакомить учащихся и их родителей с полученными результатами.
Практическая ценность работы: Привить гигиенические навыки: показать, как правильно мыть руки, чтобы защитить себя от бактерий и болезней.
Методы исследования:
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………стр.3
РАЗДЕЛ 1 ЧИСТЫЕ РУКИ – ЭТО ЗДОРОВЬЕ…………………………4
Гигиена как наука…………………………………………………..4
Болезни грязных рук………………………………………………..9
Профилактика заболеваний грязных рук……………………….13
РАЗДЕЛ 2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ………………………………..17
2.1.Изучение отношения учащихся к проблеме гигиенического
мытья рук………………………………………………………………...17
2.2. Результаты исследования…………………………………………...18
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………...19
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ………………………………………………..20
ПРИЛОЖЕНИЕ …………………………………………………………..21
ВВЕДЕНИЕ
С самого маленького возраста нам постоянно твердят и родители, и воспитатели, и учителя: «Мойте руки!». Но зачем? Что опасного есть на руках? Зачем нужно мыть руки?
Актуальность исследования: ООН и ЮНИСЕФ объявили 15 октября Всемирным днем мытья рук. Ежедневно от «болезней грязных рук» в мире умирает 5 тысяч детей. Эксперты заявляют, что половины этих смертей можно было бы избежать, если бы ребята мыли руки с мылом после посещения туалета и перед едой. Значит, важно привлечь внимание ребят к этой проблеме и приучить их следить за гигиеной рук.
Проблема: Действительно ли нужно мыть руки, чтобы не заболеть. Содержаться ли на грязных руках микробы, которые могут привести к болезням.
Гипотеза: На грязных руках есть микробы, которые могут привести к болезням.
Объект исследования: Личная гигиена.
Предмет исследования: Чистота рук
Цель проекта: выяснить, что может произойти с человеком, если он не будет мыть руки.
Задачи проекта:
Изучить литературу по теме исследования;
Составить рейтинг «грязных» предметов обихода;
Доказать, почему нужно держать руки в чистоте;
Выявить уровень осведомлённости сверстников по теме исследования;
Ознакомить учащихся и их родителей с полученными результатами.
Практическая ценность работы: Привить гигиенические навыки: показать, как правильно мыть руки, чтобы защитить себя от бактерий и болезней.
Методы исследования:
РАЗДЕЛ 1 ЧИСТЫЕ РУКИ – ЭТО ЗДОРОВЬЕ
Гигиена как наука
Гигиена как наука представляет собой очень широкое понятие,
охватывающее практически все стороны жизни людей. Слово «гигиена»
произошло от греческого hygienos, что означает «приносящий здоровье».
Определений Гигиене очень много, но, пожалуй, все они означают одно: гигиена – это наука об улучшении и сохранении здоровья человека
Возникновение гигиены уходит своими корнями в далекое прошлое, к
истокам народной предупредительной медицины. В целях сохранения здоровья народ использовал обычаи и навыки, которые в определенной степени помогали сохранить жизнь в неблагоприятных условиях окружающей среды.
Постепенно народный опыт, накопленный за много веков и широко используемый в жизни, оформился в народную медицину.
В период возникновения медицины еще нельзя было говорить о гигиене как науке, ибо происходило лишь зарождение начальных сведений и примитивных правил охраны здоровья. Но уже в те далекие времена было известно, что лечение еще не предотвращает распространения массовых болезней и что наряду с умением лечить не менее важное значение имеет умение предупреждать заболевания. [2]
Основой сохранения здоровья человека является личная гигиена.
Гигиена — это медицинская наука, которая изучает влияние окружающей среды на здоровье человека.[3] Цель гигиены: профилактика различных болезней, обеспечение хороших условий для сохранения здоровья и продления жизни человека.
Личная гигиена — свод правил поведения человека в быту и на производстве. В узком понимании гигиена — это гигиеническое содержание
тела, одежды и предметов домашнего обихода. Нарушения требований личной гигиены могут сказаться на здоровье как одного человека, так и очень больших групп людей.[1]
Личная гигиена включает общие гигиенические правила, одинаковые для людей любого возраста: правильное чередование умственного и физического труда, занятия физкультурой, регулярные приемы полноценной пищи, чередование труда и активного отдыха, полноценный сон.
К личной гигиене в узком понимании относятся гигиенические требования к содержанию в чистоте тела, белья, одежды, жилища, а также к приготовлению пищи.
Первоочередным является соблюдение чистоты тела.[4]
В толковом словаре В. И. Даля написано: «Гигиена-искусство или знание того, как сохранять здоровье, оберегать его от вреда».
В энциклопедии для детей гигиена определяется как наука о здоровье. Само слово в переводе с греческого означает «здоровый». Она изучает, как природа, условия жизни и труда влияют на здоровье человека, его работоспособность и продолжительность жизни.
Каждое утро мы умываемся и чистим зубы. Но вот поиграли во дворе — и опять надо руки мыть. Перед обедом, перед ужином — снова... Ну зачем нужны такие строгие порядки? А затем, чтобы бороться с опасными врагами человека — возбудителями заразных болезней. Бактерии — живые существа, не видимые простым глазом. Их много в почве, в воде, они попадают на руки вместе с грязью. А из-за бактерий развивается множество заболеваний. Но соблюдение правил личной гигиены не позволит вредным микробам заразить тебя болезнью.
Всем нам с детства знакомы слова «Мойте руки перед едой!». Сегодня призыв «мыть руки» звучит в более глобальном масштабе. Детский фонд ООН официально объявил 15 октября Всемирным днем мытья рук (Global Handwashing Day). Цель масштабных акций, организуемых при поддержке ООН 15 октября во всем мире (особое внимание уделяется странам Азии, Африки и Южной Америки), - привлечь внимание общественности к необходимости этой важной гигиенической процедуры.
Каждый из нас знает, что перед едой нужно мыть руки. Но далеко не каждый это всё-таки делает. Более того, в настоящее время найдется тысячи людей, которые просто принципиально не моют руки, думая, что их иммунитет и так справиться. Однако, это ошибочное мнение и сегодня я расскажу вам, зачем надо мыть руки и как нужно мыть руки.
Известный польский поэт Юлиан Тувим написал «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу». В этом письме есть такие строчки: «Нужно мыться непременно утром, вечером и днем — перед каждою едою, после сна и перед сном!».
И, конечно, после туалета, и после еды, если запачкаешь руки в липком или жирном, и просто после прогулки. Сколько же это получается? После сна и перед сном −2 раза, после улицы — 2−3 раза, перед едой 3−4 раза, после туалета — раз 5. Ну, еще пару разиков на всякий случай. Получается, не больше 16 раз в день. Какая малость! Но эта малость позволит сохранить здоровье!
С самого раннего детства каждому ребенку внушается, что руки нужно мыть перед едой, придя с улицы, после посещения туалетных комнат и по мере загрязнения. Но, несмотря на то, что все знакомы с этими прописными истинами, по статистике почти 90% Россиян не каждый раз моют руки даже перед тем как сесть за стол. А это в свою очередь является основной причиной острых кишечных инфекций. Кишечные инфекции часто случаются неожиданно и нарушают все планы, так как обычно протекают в острых формах с неприятными симптомами. И медики уверены, что их причиной является именно антисанитария и пренебрежение правилами личной гигиены.
Скольких неприятных заболеваний можно было бы избежать, просто помыв руки! Соблюдение элементарных правил гигиены спасает нас от множества кишечных инфекций, которые можно в буквальном смысле подхватить с дверной ручки, клавиатуры, немытых овощей и фруктов, в общественном туалете.
Болезни грязных рук
Сегодня, как и раньше, лозунги «Мойте руки перед едой!» и «Чистота рук – залог здоровья!» актуальны. И, несмотря на то, что эти правила давно и всем нам известны, выполняют их далеко не все. Ежедневно от диареи, которую называют «болезнью грязных рук», умирают 5 тыс. детей.
Эта болезнь находится на третьем месте среди причин летальных исходов, особенно высок их процент в Африке и Азии. Половины этих смертей можно было избежать, если бы дети были приучены мыть с мылом руки перед едой и после посещения туалета. Микробы с грязных рук могут в лучшем случае вызвать расстройство желудка и кишечника с болями в животе и поносом на пару дней. Но можно подхватить и более серьезную инфекцию. Такую неприятную болезнь, как дизентерия, врачи так и называют «болезнью грязных рук».
Коварные возбудители кишечных инфекций могут длительное время жить в самых разных условиях, например, в пищевых продуктах, особенно в молочных и мясных, где они активно размножаются, выделяя огромное количество токсинов. Болезнетворные микроорганизмы могут долго сохраняться в воде, в почве и на самых разных поверхностях, к которым мы прикасаемся руками. Возбудители инфекций выживают и в низких температурах, благодаря чему могут на протяжении нескольких суток жить во льду.
Специалисты среди острых кишечных инфекций, являющихся болезнями грязных рук, выделяют самые распространенные:
Дизентерия, которая сопровождается сильными и острыми схваткообразными болями в области живота.
Сальмонеллез, которому сопутствует частая рвота и выраженные признаки отравления. Температура тела только в легких случаях может остаться нормальной.
Ротавирусная и энтеровирусная инфекции, которые проявляются кожной сыпью.
Брюшной тиф сначала проявляется в недомогании и слабости, но уже за пару дней температура тела может повыситься до 40°С., кроме того, характерными являются бессонница, головная боль, диарея и т. д.
Холера протекает без повышения температуры и сопровождается сильной диареей. Она опасна обезвоживанием организма. Однако этим опасным заболеванием редко болеют в настоящее время, а если и болеют, то привозят его с отдыха в экзотических странах.
Чесотка. гельминтоз – заражение глистами. Яйца гельминтов покрыты липучим веществом, препятствующим их отрыву от поверхностей, на которых они оказались. Поэтому удалить их можно только при помощи специальных моющих средств, а затем тщательно мыть в проточной воде, протирая руками, губкой или тканевой салфеткой.
Одни из самых опасных – бычий и свиной цепни (Рис.1.1). У крупного рогатого скота и свиней заболевание носит название цистицеркоз (финноз).
Рис.1.1. Свиной цепень
В кишечнике человека головка гельминта прочно присасывается к слизистой оболочке, после чего от головки отрастает цепень (солитер) длиной 3–10 м. Продолжительность жизни таких гельминтов в организме человека до 10 лет.
Особенно опасен для человека свиной цепень, более известный под названием солитёр. Это связано с тем, что в организме человека взрослые особи солитёра поселяются в кишечнике. В тоже самое время их личинки – цистицерки (финны) с током крови разносятся и проникают в другие органы; мышцы, мозг, печень, глаза. Заболевание представляет смертельную опасность для здоровья человека.
Одними из самых распространенных инвазий, которыми можно заразиться в быту являются энтеробиоз.
В заражении человека этими гельминтозами главную роль играет нарушение правил гигиены.
Человек, зараженный острицами (чаще всего это ребенок), во время сна испытывает сильный зуд и расчесывает кожу.
При этом яйца остриц попадают ему на руки и под ногти. Далее происходит загрязнение постельного белья, одежды, предметов обихода и продуктов питания. И, если быстро не обнаружить причину заболевания, происходит заражение всех членов семьи.
У детей имеющих такие привычки, как кусание ногтей, карандашей, ручек, практически в 100% случаях выявляются лямблии.
Личинки собачьей нематоды Ancylostomacaninum могут внедряться в кожу человека на открытых местах и мигрировать в эпидермисе, вызывая «ползучую болезнь» (Cutaneouslarvamigrans) в виде сыпи.
Наиболее часто сыпь располагается на подощве стопы, ягодицах, спине и бёдрах, которые могли соприкасаться с заражённым песком во время отдыха.
Рис.1.2. Личинки собачьей нематоды Ancylostomacaninum
Эти же паразиты могут вызвать более серьёзное расстройство – инфекционный энтерит (воспаление кишечника).
От кошек и собак можно заразиться таким гельминтозом, как токсокароз, который считается смертельно опасным для человека.
От этой инвазии в основном страдают малыши, которые часто заражаются при игре в открытых песочницах. Эти места очень трудно уберечь от кошек и собак, нередко оставляющих там свои фекалии, содержащие яйца паразитов.
У больных миграционным личиночным токсокарозом детей возникают симптомы ОРЗ и бронхита, появляются кожные высыпания и зуд, они чаще подвержены инфекциям, быстро утомляются, плохо спят, отстают в росте.
Важно также не допускать, чтобы у собак и кошек появлялись блохи, так как они являются промежуточными хозяевами гельминта, относящегося к типу ленточных (плоских) червей, или цестод — динилидиума, паразитирующего в кишечнике как у плотоядных животных, так и у человека. Отдельные членики этого паразита выползают наружу. Внешне они напоминают семена огурца, за что подобного гельминта часто называют огуречным цепнем.В каждом таком членике находятся многочисленные капсулы (коконы), заполненные яйцами. Их поедают личинки блох, и в дальнейшем вышедшие из яиц личинки паразита оказываются уже в теле взрослого насекомого. Собаки и кошки заражаются, проглатывая блох при вылизывании шерсти.
К человеку блоха с гельминтами может попасть, когда он играет с домашним питомцем или ухаживает за ним. Особенно часто заражаются дети. Из личинки в тонком кишечнике животного или человека развивается взрослый паразит длиной до 70 см.
Это сопровождается типичными для многих гельминтозов симптомами: тошнотой, рвотой, изменением аппетита, дисбактериозом, поносом, болями в эпигастральной области, аллергическими проявлениями.
Одна из причин резкого увеличения случаев заболевания кишечными инфекциями – это покупка продуктов быстрого питания на улицах. Заражение может произойти, когда продавец и покупатель обмениваются деньгами, которые считаются одним из самых зараженных патогенными микроорганизмами предметов, а также в результате приготовления еды сомнительного качества нечистоплотными продавцами.
Профилактика заболеваний грязных рук
Так же как и люди, животные могут приносить с улицы личинки паразитов. Некоторые паразиты используют домашних животных как промежуточных хозяев. Роль кота, собаки и других домашних животных в распространении опасных и вредных паразитов может быть сведена к минимуму. Но если заботиться о здоровье своих питомцев, периодически проводить профилактические прививки, а также противопаразитарное очищение проблем со здоровьем у Вашего любимца не будет.
Выгуливать их старайтесь подальше от детских площадок и соблюдайте гигиенические правила.
Лапы собак после прогулок надо мыть, так как животные могут заносить в квартиры яйца гельминтов с улицы.
А главное — надо обязательно тщательно мыть руки после общения с животными. Особое внимание следует уделять дегельминтизации собак и кошек: ее надо проводить независимо от возраста и способа содержания животных раз в квартал (если собаку или кошку вывозят на дачу, то по возвращении в город — обязательно!). Выбор эффективных, простых в применении антигельминтиков сегодня очень велик.
Будет очень хорошо, если оздоровительные противопаразитарные курсы для всех членов семьи будут проводиться согласованно, например - сначала домашние животные, затем люди.
Подавляющее большинство вышеуказанных инфекций возникает потому, что люди не моют руки: перед едой, после туалета, контакта с животными или больными, проезда в транспорте и т. д.
В результате наши квартиры превращаются в рассадник инфекции: микробы скапливаются на дверных ручках, выключателях, поверхностях столов, в ванных и в туалетах, на одежде, на полотенцах и на постельном белье. Поэтому может заразиться любой член семьи, даже не выходя из квартиры: так переносится грипп, ОРВИ, тяжёлые желудочно-кишечные инфекции, гепатиты, кожные и другие заболевания. У людей с ослабленным иммунитетом это может закончиться пневмонией, и вылечиться удаётся не всегда - у американцев, например, эта причина смертности занимает 8-е место.
Кроме того, в США, стране, считающей себя самой развитой в мире, более 75 млн. человек в год заболевают инфекциями желудка и кишечника разной степени тяжести - с температурой, рвотой и поносом, - и все это специалисты связывают не только с недоброкачественными продуктами питания, но с пренебрежительным отношением к гигиене рук.
Представьте себе, что вы сидите за одним столом с человеком, не вымывшим руки после проезда в транспорте, пользования туалетом или, как бывает часто, только что державшим в руках бумажные деньги - всем известно, сколько на них скапливается грязи, - и он пользуется общей солонкой, перечницей и другими столовым и приборами; если ваш желудок не из железа, инфекция вам практически обеспечена.
Многие люди всё-таки моют руки - по как они это делают? Неважно, где это происходит - в общественном месте или в своей ванной, хотя в первом случае опасность инфекции, конечно, больше, - мытье рук обычно идёт по одному сценарию. Человек с грязными руками берётся за ручку водопроводного крана, открывает его, моет руки и закрывает - вся грязь с ручки крана остаётся на руках.
При этом большинство людей считают, что они сделали для поддержания гигиены пук, что могли, а потом им приходится активно лечиться, затрачивая кучу времени и денег.
Детский сад и школа – это источники повышенного риска для распространения заболеваний, возникновение которых очень часто связано с недостаточным соблюдением правил личной гигиены детьми. Больной ребенок, пришедший в детский сад или в школу, представляет опасность для всего коллектива. Инфекции могут передаваться через дверные ручки, предметы общего пользования, во время совместных игр. Следует отметить, что некоторые вирусы и бактерии могут жить от 20 минут до нескольких суток на поверхностях различных предметов, а это увеличивает вероятность заражения детей инфекционными заболеваниями.
Особое внимание врачи уделяют профилактике распространения инфекционных заболеваний в детских садах и школах. Изучение динамики эпидемий гриппа показало, что с каждым годом среди больных увеличивается удельный вес детей школьного возраста, и они являются наиболее активным источником инфекции.
Изучение микробной загрязненности рук показало, что обычное мытье рук не гарантирует одинаковой чистоты всей поверхности руки. Большие пальцы, кончики пальцев, межпальцевые промежутки остаются недостаточно вымытыми Необходимо тщательно мыть все участки кожи рук.
Выводы по РАЗДЕЛУ 1
Таким образом, гигиена древняя наука, которая и на сегодняшний день
актуальна. Это понятие, охватывающее практически все стороны жизни людей.
Для сохранения здоровья необходимо соблюдать личную гигиену, которая включает в себя основные гигиенические правила, одинаковые для детей и взрослых.
РАЗДЕЛ 2 ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ
2.1. Изучение отношения учащихся к проблеме гигиенического мытья рук.
Навыки личной гигиены не только помогают сохранить крепкое
здоровье, но и заряжают бодростью, повышают настроение. [6
Анкетирование
Я провел анкетирование среди учащихся 5-10 классов. Участвовало 84 человека.
Вопросы ответы
1. Сколько раз в день ты моешь руки? В среднем 3 раза
2. Моешь ли ты руки сразу после
А) прихода из школы 67 чел. 80%
Б) посещения туалета 76 90%
В) при входе в столовую 61 73%
3. Мою руки перед едой:
А) всегда 64 (76%)
Б) никогда 1 (0,01%)
В) иногда 18 (21%)
4. Знаешь ли, что грязные руки это источник разных микробов, вирусов, гельминтов?
А) да 75 (89%)
Б) нет 2 (0,02%)
В) что-то слышал(а) 7 (80%)
5. Хотел бы узнать об этом?
А) да 0 (0%)
Б) нет 84 (100)
2.2. Результаты исследования
1) По результатам анкетирования оказалось, что 40% школьников моет руки перед приемом пищи, иногда моют руки перед едой — 3% При мытье рук ответили, что всегда используют мыло 53% учащихся, остальные 47% не указали, используют ли мыло (рис.5)
Социальный опрос среди наших одноклассников проходил в форме беседы. Оказалось, что из опрошенных 25 человек 22 человека (88%) моют руки, остальные 3 человека (12%) - нет. Были названы разные причины такого пренебрежительного отношения к мытью рук: страх не успеть поесть за перемену и опоздать на урок, отсутствие мыла у раковин, неудобное расположение электрических сушилок для рук, влияние одноклассников, непонимание важности мытья рук (рис.6).
Четверо учащихся (7%) также признали, что не моют руки после посещения туалета. Возвращаясь домой из школы, магазина или после прогулки, 54 ученика (90%) из 60 опрошенных моют руки с мылом. Основная причина, по которой они это делают – желание смыть грязь, накопившуюся на руках за время отсутствия дома.
Выводы по второй главе:
В результате проведенной исследовательской работы среди моих
сверстников, выявила недостаточную осведомленность их о гигиенических навыках и требованиях необходимых в жизни. После проведения работы они узнали много нового и стали более гигиенически грамотны. Наша гипотеза подтвердилась. Гигиена - залог здоровья, а знание о гигиене и гигиенических навыках позволяют снизить риск возникновения заболеваний.
Заключение
Полученные результаты позволяют нам сделать следующие выводы:
1. Микробная загрязненность рук учащихся зависит от качества гигиенической обработки рук: мытье рук с мылом значительно снижает их микробное загрязнение.
2. Изучение отношения учащихся к проблеме гигиенического мытья рук установило, что они очень часто пренебрегают мытьем рук перед приемом пищи и после посещения туалета.
Мы считаем, что постоянное привлечение нашего внимания к данной проблеме будет способствовать формированию здоровых привычек и культуры гигиены. Активное участие школьников в акции ООН «День чистых рук», которая проходит каждый год 15 октября, также будет напоминать о важности и необходимости регулярного мытья рук.
Результаты нашего исследования, презентация о проведенной работе и памятки (ПРИЛОЖЕНИЕ 1) о том, как правильно мыть руки, могут быть использованы для проведения классных часов, различных просветительских мероприятий для учащихся, учителей и родителей, чтобы привлечь внимание к данной проблеме и показать, как простое мытье рук водой с мылом помогает эффективно бороться с опасными инфекционными заболеваниями.
В данной работе я хотел показать, что соблюдение личной гигиены поможет сохранить здоровье, и ее необходимо соблюдать с младшего возраста.
Таким образом, проведенная мной работа поможет моим одноклассникам в будущем при профилактике различных заболеваний, связанных с соблюдением правил личной гигиены, например, болезней, передающихся через грязные руки.
Список использованной литературы
1.Статьи о гигиене. http://chudesalegko.ru/gigiena/
2.Гигиена, санология, экология: учебное пособие / под ред. Л.В. Воробьевой-
2011.-255 с.
3.Популярная медицинская энциклопедия. Гигиена.
http://medcominfo.narod.ru/624-2/24.htm
4.Медицинский словарь. http://o-med.ru/gigiena.php
5.Ротенберг Р. Расти здоровым: Детская энциклопедия здоровья / пер. с англ.-
М.: Физкультура и спорт, 1993.-546-548 стр.
6.Куценко Г.И., Кононов И.Ф. Режим дня школьника М.:Медицина, 1987. -
108-109 с
Приложение 1
«КАЖДЫЙ ДОЛЖЕН ЗНАТЬ»
Принимайте водные процедуры не реже одного раза в неделю,
очищайте уши и нос от загрязнений
Следите за чистотой рук и ногтей
Ноги нужно мыть каждый день прохладной водой и мылом.
Голову необходимо мыть по мере загрязнения шампунем, нельзя пользоваться чужой расческой.
Чистить зубы необходимо ежедневно утром и вечером,
только своей щеткой
Мойте руки и лицо перед едой, после прогулки на улице, туалета, игры с животными, занятий спортом.
Нательное белье необходимо менять каждый день.
Старайтесь не допускать на постель домашних животных.
Мойте фрукты, овощи перед едой
Никогда не пользуйтесь чужой тарелкой и ложкой, не пейте из
чужого стакана.
У каждого ребенка должно быть свое полотенце для лица, рук и ног.