СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Читательская лаборатория «Не благодаря, а вопреки» (по рассказу Марианны Гончаровой"…щинят и каникулов…")

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рассказ М. Гончаровой  можно обсудить не только на уроке, но и во внеурочное время.

Просмотр содержимого документа
«Читательская лаборатория «Не благодаря, а вопреки» (по рассказу Марианны Гончаровой"…щинят и каникулов…")»

Читательская лаборатория

«Не благодаря, а вопреки»

(по рассказу Марианны Гончаровой"…щинят и каникулов…")


План проведения занятия


Предмет: литература

Тема: Рассказ Марианны Гончаровой "…щинят и каникулов…"

Контингент: 7А и родители

Дата проведения: 27.04.2019

Время проведения, общая продолжительность: 40 минут

Место проведения: кабинет русского языка №26

Необходимое оборудование и материалы: ватманы, фломастеры, распечатанные тексты, билеты на выход

Методы и приемы: технология продуктивного чтения

Приемы: деформированный текст, чтение с остановками, РАФТ, антиципация, кластер, синквейн, иллюстрирование книги, мозговой штурм, свободный микрофон.

Цель учебного занятия: развитие ценностно – смысловой компетенции через осмысление роли человека как творца собственной жизни и судьбы.
 Задачи:

Оснастить учащихся и родителей знаниями о новом для них авторе и его произведении;

Развивать умение, читая, вести диалог с автором через текст;

Осознать роль человека в построении собственной жизни и жизни людей вокруг;

Ожидаемые результаты – развиваемые компетенции:

личностные: создание условий для самостоятельного приобретения новых знаний и практических умений обучающихся;

предметные: расширение знаний в процессе выхода из проблемной ситуации;

регулятивные: выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

познавательные: умение ориентироваться в разнообразии способов решения;

коммуникативные: проявление готовности адекватно реагировать на нужды других, оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнерам.


Содержание занятия:

Организационный этап

Учитель:

Здравствуйте те, кто пришел сюда из любопытства. Здравствуйте те, кто любит читать. Сегодня у нас необычное занятие в форме читательской лаборатории. Как вы знаете, лаборатория – это место, где происходят практические занятия, где ведется поиск нового и совершаются открытия.

Определение целей и задач занятия:

Мотивация учебной деятельности:

Прием деформированный текст

Восстановите фрагменты предложений в правильном порядке. Что у вас получилось?

Если я подчиняюсь внешним обстоятельствам, то я пожинаю свою судьбу, если же в сложных обстоятельствах я пытаюсь сделать выбор, то я творю жизнь, в итоге пожинаю счастье жизни.

Хотите ли вы как люди творческие, узнать историю о том, как сделать выбор и тем самым познать счастье жизни? А как мы это сделаем? Правильно, прочитаем и обсудим рассказ Марианны Гончаровой «…щинят и каникулов».

(-Как вы думаете, о чем пойдет речь в рассказе с таким названием?)

Чтение учителем текста (Чтение с остановками)

Прием предвосхищения (антиципация)







Вы представляете себе, как печальна пластика старого пиджака, одиноко висящего на спинке стула? Бережно сохранившего формы своего хозяина, его локти, плечи, спину…
      Вот так вот стоял стул на сцене, а на спинке висел старый пиджак с оттопыренными навсегда карманами, пустой пиджак, без хозяина в нём… А потом вышел клоун, лохматый, с огромными, круглыми, влажными, как у тюленя, глазами. И стал творить чудеса с этим пиджаком - клоун его выслушивал, почтительно и настороженно, как маленький мальчик слушает отца. Он с ним прогуливался, взявшись за рукав. Он к нему прижимался доверчиво. И все зрители улыбались и верили, что это совсем не старый пиджак, это папа клоуна, сильный, уверенный, непобедимый… Потом клоун вешал пиджак на спинку стула и медленно уходил знакомой вихляющей независимой походочкой… Походочкой одинокого сильного и чуткого человека…
      Такая походка могла быть только у одного мальчика в мире, только у одного… Это мог быть только Занкин, мой бывший одноклассник.

(-Как вы думаете, о чем пойдет речь дальше? Кто рассказывает эту историю: мужчина, женщина? Почему вы так решили?)
                Вот что нам не нравилось всегда в летних каникулах, что полноценного отдыха всё равно не получалось. А какой отдых, когда нависают эти ЛДЗ - летние домашние задания. Эти ЛДЗ являлись нам во сне и отравляли наш беззаботный летний отдых. Иногда ЛДЗ были вполне конкретными - сто задач по математике, список обязательной литературы, которую надо прочесть за лето, и гербарий. Ужас! Жуть! Этим высушенным сеном можно было обеспечить не одну животноводческую ферму.
      Иногда ЛДЗ формулировалось как-то туманно, что-то вроде "иди туда, не знаю куда, неси то, не знаю что". Например, первого сентября можно было приволочь какое-нибудь чучело или двоюродного дедушку, который Зимний брал, или старинную монету, правда, очень быстро исчезавшую из недр кабинета истории в неизвестном кармане.

(-Определите время, описанное в рассказе. По каким приметам вы это сделали?)
      Как-то мы с родителями путешествовали по Украине и заехали в село Морынци - как известно, родину Тараса Григорича Шевченко. А там под окном ну такой роскошный калиновый куст рос - глаз не оторвать. И я, благословленная на воровство молчаливым участием моих родителей, стыдливо оглядываясь, варварски выломала довольно большую ветку калины, усыпанную красными ягодками, чтобы впоследствии засушить её и преподнести музею кабинета украинского языка и литературы в качестве ЛДЗ. О как здорово придумано было! 
      Я высушила эту ветку по всем правилам, наклеила на картонку и задумалась, как её надписать. Папа предложил быть предельно честной и написать так: "Ветка калины, стыренная в доме-музее Тараса Шевченко".
      Но мы с мамой решили дипломатично обойти нелегитимный способ добычи экспоната и надписали просто: "Ветка с калинового куста, растущего под окном дома-музея Тараса Шевченко в селе Морынци". При этом ни на секунду не сомневаясь, что все поверят, - да, эта ветка именно оттуда, а не, например, с дерева, растущего прямо в школьном саду.
      Скажу вам откровенно, сейчас бы я такого ни за что не сделала, и детям своим не позволила бы. И глупо, и жестоко, и вообще… Но тогда быстрое решение проблемы ЛДЗ перевешивало всё.
      Ветку благодарно поместили в застеклённый шкаф в кабинете украинского языка и литературы, и фанаты Тараса бегали туда любоваться и благоговейно прикладываться дланями к моей картонке.
      Через неделю калину съели. Кто-кто… А кто же ещё?! 

(- Как вы думаете, кто?)
     



Занкин ел всё не потому, что был голоден, просто других увлечений на тот момент в его жизни было мало. Он очень любил грызть мел, ел смолу с деревьев и одуванчики, да мало ли всего съедобного. А однажды прославился на всю школу тем, что за несколько минут сжевал целый чайный сервиз в натуральную величину, слепленный девочками на уроках труда из муки и соли, абсолютно несъедобный, раскрашенный гуашью, смешанной с молоком. Чайный сервиз на двенадцать персон с чайничком, сахарницей и молочником. И потом клялся, что сервиз был вкусный. Клялся, бил себя кулаком в грудь и ел землю, опять ел… Так что моя калина это была райская закусь для лужёного Занкиного желудка. 
      От ветки остался только жалкий скелетик, а ягоды, которые я так старательно высушивала сначала феном, потом под прессом, потом в песке, исчезли. Занкин схрумал их на глазах у всего класса, войдя в историю школы как пожиратель музейных экспонатов.
     (-Почему героя называют только по фамилии?)
          Так вот, тогда, на том конкурсе в Эдинбурге, Занкин получил Гран-при за игру со старым пиджаком.
      Гран-при ему вручала королева Объединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии Елизавета вторая…
      Её величество была в белой шляпе. И в светлых перчатках. С сумочкой на локте… Такая… Королева настоящая…
     (- Как такое могло случиться, что из двоечника и второгодника Занкин превратился в знаменитого клоуна?)
           Удивительно, как удивительно, но все мечты Занкина сбылись.
      Во-первых, он очень хотел встретиться с Королевой.
      Однажды он приволок в школу вырезанную из газеты фотографию: её величество в белой широкополой шляпе, в элегантном пальто с живым исследовательским интересом указательным пальцем правой руки, затянутой в белую перчатку, ковырялась у себя в породистом носу.
    

  - Какая она… клёвая! - заключил восхищённыйЗанкин, склонив к плечу голову, с нежностью разглядывая её величество. - Какая же она!!! Да-а-а… Всё могут короли… - И деловито поинтересовался: - Ты не знаешь случайно, она женатая?
      А вторая мечта Занкина была–( -Как вы думаете какая?)

стать знаменитым клоуном. Обязательно знаменитым. И ещё тогда, когда он смутно, еле-еле различал в своей душе какие-то интересы, которые могут развиться во что-то большее в будущем, идею стать клоуном ему подсказала наша всегда раздражённая, всегда суровая и всегда уверенная в себе первая учительница Стефания Симеоновна. Штёфа.

(Каким образом ,по-вашему, она подсказала?)

      Как-то в класс к нам пришла Комиссия. Детям велели надеть белый верх-тёмный низ, мальчикам - подстричься, девочкам - банты. Комиссия намечала проверку на предмет перехода четвёртого "А" в следующую ступень. Комиссия дала несколько контрольных работ, послушала, как дети читают, а потом стала с детьми разговаривать. Дети не привыкли разговаривать, вот просто так, разговаривать с Комиссией, и волновались, и отвечали невпопад, и отмалчивались.
      - Так-так, - удручённо потирала руки Комиссия, - так-так…
      Дети зачарованно и испуганно переводили взгляды с Комиссии на свою учительницу. Комиссия сказала:
      - Ну что ж, четвертый "А" класс, напоследок простое задание - напишите, что вы любите. Напишите… На листочках бумаги…. Что. Вы. Любите.
      - Это чо? - спросили дети - Это как?
      - Как-как… Ну что вы любите? Я, например, люблю… э-э… Я, например, люблю фауну. А вы напишите, что любите вы. 
      - А как это - фауна? Это чо - фауна?
      - Ну какая разница? - замахала руками Комиссия. - Это я люблю фауну. А вы напишите о том, что любите вы.


      Дети, склонившись над листочками, старательно засопели. Двадцать шесть из двадцати семи написали: "Я люблю фауну". ???И я тоже написала: "Я люблю фауну" Нет, я очень многое в той моей жизни любила, но надо было знать нашу учительницу, чтобы не распространяться по этому поводу, чтоб не нарваться. 
      Разразился скандал.

(-Почему?)
      Комиссия на педсовете упрекнула Штёфу в том, что дети её класса за четыре года совсем не научились самостоятельно мыслить, выражать собственное мнение и прочее, правда, за исключением одного единственного мальчика, двоечника и второгодника, который написал корявым почерком: "Я люблю грысть мел, щинят и каникулов". 
      Реакция Штефы на результаты опроса была неожиданной. Она взревела, как маяк в тумане: 
      - Чтэ-э-э-э?! Да у меня стаж тридцать пять лет! Да у меня звание! Награды!
      Ну и мы получили под раздачу. Надо сказать, Штёфа никогда не стеснялась в выражениях.
      - Болваны!!! Да разве ж я вам не говорила, что такое флора и фауна?! Га?! Разве ж я вам не говорила, что такое фауна?! Ы?! А ты, Занкин, Занкин! Занкин! Безотцовщина! Что ты написал?! Что ты написал, я тя спрашиваю?! Встань, когда учитель с тобой разговаривает! Встань, я тебе сказала!! Я с тобой говорю или со стенкой говорю, Занкин?! Встань, сказала, встань!!! И это после того, как школа так о тебе заботится, Занкин!!! Когда школа тебе купила ботинки и пальто, Занкин!!! Ботинки и пальто!!! Школа тебя воспитывает! Школа тебя одевает! А ты, Занкин, клоун!!!
      Надо было знать Занкина…

(-Что он, по-вашему, сделал?)


      Он не торопясь, спокойно разулся, взял башмаки за шнурки, снял с вешалки, тут же в нашем классе стоящей, своё страшненькое клетчатое пальто, бесформенное пальто с клочковатым воротником, взял всё в охапку и аккуратно сложил Штёфе на её учительский стол. А потом босиком, в драных носках, насвистывая и помахивая старым, видавшим виды портфелем, ушёл. Только взгляд его в никуда был тяжёлым как кусок свинца, как кусок свинца, который Занкин таскал в кармане, иногда примеряя зачем-то его в своём немаленьком кулаке.
      Ушёл, напоследок аккуратно и тихо прикрыв за собой дверь, прошипев сквозь зубы: "Ф-ф-ф-ауна…".         
      А в Эдинбурге я узнала его сразу. Вспомнила и свою калиновую ветку, и фауну, и его свинцовый кастет… Но не подошла. Не решилась. Не знаю почему…
      Не знаю…

(-А вы можете сказать, почему героиня рассказа не подошла?)

Аналитическая беседа:

-Перед вами – текст рассказа. Какие слова, выражения вам непонятны?

-О чем этот рассказ?

-Какие проблемы поднимает автор?

-Уходя, герой говорит сквозь зубы «Фауна». А что оно означает? Почему Занкин произносит именно это слово?

-Ваше отношение к героям?

-Вернемся к эпиграфу. Согласитесь или опровергните утверждение примерами из рассказа.

-«Не благодаря, а вопреки». Как вы понимаете эти строки?





Работа в группах:

Задание 1

А теперь поработаем в группах. Для начала вам надо познакомиться друг с другом. Как мы узнали, у нашего героя Занкина была мечта стать клоуном. А о чем мечтаете вы? Я даю вам минуту на обдумывание, затем в течение минуты вы говорите о своей мечте. Первым начинает тот, у кого самая обаятельная улыбка. А теперь вам нужно выбрать руководителя вашей группы


Задание 2

1.Актеры. Представьте себе, что Занкин и рассказчица все-таки случайно встретились. Как бы себя они повели, что сказали друг другу? Обсудите это в группе, выберите, кто будет играть эти роли, порепетируйте. Прием РАФТ.

2.Иллюстраторы. Нарисуйте обложку к рассказу.

3.Знатоки. Приведите примеры из жизни о людях, которые шли к своей мечте и добивались цели, часто вопреки обстоятельствам. Прием мозговой штурм.

4.Поэты. Придумайте синквейн, посвященный Занкину.

5.Литературоведы. Составьте кластер на тему «Герои рассказа» М. Гончаровой «…щинят и каникулов».

6.Читатели. Приведите примеры из художественной литературы о людях, которые шли к своей мечте и добивались цели, часто вопреки обстоятельствам. Прием мозговой штурм


6.Рефлексия

Прием свободный микрофон

Сегодня у нас состоялось занятие в форме читательской лаборатории.

-Какие открытия вы совершили сегодня?



Билетик на выход для родителей

О чем заставило Вас задуматься занятие в читательской лаборатории?___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сегодня вы попробовали себя в разных ролях. Что вам наиболее понравилось? ____________________________________________________________________________________________________________________________________

Оцените эффективность занятия по десятибалльной шкале_______________



Билетик на выход для учителей

Что интересного я увидела на занятии?_____________________________________________________________________________________________________________________________

Что я могу использовать в своей практике?____________________________________________________________________________________________________________________________

Советы, пожелания учителю_____________________________________________________________________________________________________________________________


Билетик на выход для учеников

Продолжи фразу « Теперь я…_________________________________________________________________________________________________________________________________

Чем тебе больше всего понравилось заниматься на занятии?_____________________________________________________________________________________________________________________________

Нарисуй смайлик, который бы выразил твое настроение во время занятия















Рассказ Марианны Гончаровой "…щинят и каникулов…"

 

Вы представляете себе, как печальна пластика старого пиджака, одиноко висящего на спинке стула? Бережно сохранившего формы своего хозяина, его локти, плечи, спину…
      Вот так вот стоял стул на сцене, а на спинке висел старый пиджак с оттопыренными навсегда карманами, пустой пиджак, без хозяина в нём… А потом вышел клоун, лохматый, с огромными, круглыми, влажными, как у тюленя, глазами. И стал творить чудеса с этим пиджаком - клоун его выслушивал, почтительно и настороженно, как маленький мальчик слушает отца. Он с ним прогуливался, взявшись за рукав. Он к нему прижимался доверчиво. И все зрители улыбались и верили, что это совсем не старый пиджак, это папа клоуна, сильный, уверенный, непобедимый… Потом клоун вешал пиджак на спинку стула и медленно уходил знакомой вихляющей независимой походочкой… Походочкой одинокого сильного и чуткого человека…
      Такая походка могла быть только у одного мальчика в мире, только у одного… Это мог быть только Занкин, мой бывший одноклассник.

     
           Вот что нам не нравилось всегда в летних каникулах, что полноценного отдыха всё равно не получалось. А какой отдых, когда нависают эти ЛДЗ - летние домашние задания. Эти ЛДЗ являлись нам во сне и отравляли наш беззаботный летний отдых. Иногда ЛДЗ были вполне конкретными - сто задач по математике, список обязательной литературы, которую надо прочесть за лето, и гербарий. Ужас! Жуть! Этим высушенным сеном можно было обеспечить не одну животноводческую ферму.
      Иногда ЛДЗ формулировалось как-то туманно, что-то вроде "иди туда, не знаю куда, неси то, не знаю что". Например, первого сентября можно было приволочь какое-нибудь чучело или двоюродного дедушку, который Зимний брал, или старинную монету, правда, очень быстро исчезавшую из недр кабинета истории в неизвестном кармане.

      Как-то мы с родителями путешествовали по Украине и заехали в село Морынци - как известно, родину Тараса Григорича Шевченко. А там под окном ну такой роскошный калиновый куст рос - глаз не оторвать. И я, благословленная на воровство молчаливым участием моих родителей, стыдливо оглядываясь, варварски выломала довольно большую ветку калины, усыпанную красными ягодками, чтобы впоследствии засушить её и преподнести музею кабинета украинского языка и литературы в качестве ЛДЗ. О как здорово придумано было! 
      Я высушила эту ветку по всем правилам, наклеила на картонку и задумалась, как её надписать. Папа предложил быть предельно честной и написать так: "Ветка калины, стыренная в доме-музее Тараса Шевченко".
      Но мы с мамой решили дипломатично обойти нелегитимный способ добычи экспоната и надписали просто: "Ветка с калинового куста, растущего под окном дома-музея Тараса Шевченко в селе Морынци". При этом ни на секунду не сомневаясь, что все поверят, - да, эта ветка именно оттуда, а не, например, с дерева, растущего прямо в школьном саду.
      Скажу вам откровенно, сейчас бы я такого ни за что не сделала, и детям своим не позволила бы. И глупо, и жестоко, и вообще… Но тогда быстрое решение проблемы ЛДЗ перевешивало всё.
      Ветку благодарно поместили в застеклённый шкаф в кабинете украинского языка и литературы, и фанаты Тараса бегали туда любоваться и благоговейно прикладываться дланями к моей картонке.
      Через неделю калину съели. Кто-кто… А кто же ещё?! 

      Занкин ел всё не потому, что был голоден, просто других увлечений на тот момент в его жизни было мало. Он очень любил грызть мел, ел смолу с деревьев и одуванчики, да мало ли всего съедобного. А однажды прославился на всю школу тем, что за несколько минут сжевал целый чайный сервиз в натуральную величину, слепленный девочками на уроках труда из муки и соли, абсолютно несъедобный, раскрашенный гуашью, смешанной с молоком. Чайный сервиз на двенадцать персон с чайничком, сахарницей и молочником. И потом клялся, что сервиз был вкусный. Клялся, бил себя кулаком в грудь и ел землю, опять ел… Так что моя калина это была райская закусь для лужёного Занкиного желудка. 
      От ветки остался только жалкий скелетик, а ягоды, которые я так старательно высушивала сначала феном, потом под прессом, потом в песке, исчезли. Занкинсхрумал их на глазах у всего класса, войдя в историю школы как пожиратель музейных экспонатов.

     
      Так вот, тогда, на том конкурсе в Эдинбурге, Занкин получил Гран-при за игру со старым пиджаком.
      Гран-при ему вручала королева Объединенного Королевства Великобритании и Северной Ирландии Елизавета вторая…
      Её величество была в белой шляпе. И в светлых перчатках. С сумочкой на локте… Такая… Королева настоящая…
          
      Удивительно, как удивительно, но все мечты Занкина сбылись.
      Во-первых, он очень хотел встретиться с Королевой.
      Однажды он приволок в школу вырезанную из газеты фотографию: её величество в белой широкополой шляпе, в элегантном пальто с живым исследовательским интересом указательным пальцем правой руки, затянутой в белую перчатку, ковырялась у себя в породистом носу.
      - Какая она… клёвая! - заключил восхищённыйЗанкин, склонив к плечу голову, с нежностью разглядывая её величество. - Какая же она!!! Да-а-а… Всё могут короли… - И деловито поинтересовался: - Ты не знаешь случайно, она женатая?
      А вторая мечта Занкина была - стать знаменитым клоуном. Обязательно знаменитым. И ещё тогда, когда он смутно, еле-еле различал в своей душе какие-то интересы, которые могут развиться во что-то большее в будущем, идею стать клоуном ему подсказала наша всегда раздражённая, всегда суровая и всегда уверенная в себе первая учительница Стефания Симеоновна. Штёфа.

      Как-то в класс к нам пришла Комиссия. Детям велели надеть белый верх-тёмный низ, мальчикам - подстричься, девочкам - банты. Комиссия намечала проверку на предмет перехода четвёртого "А" в следующую ступень. Комиссия дала несколько контрольных работ, послушала, как дети читают, а потом стала с детьми разговаривать. Дети не привыкли разговаривать, вот просто так, разговаривать с Комиссией, и волновались, и отвечали невпопад, и отмалчивались.
      - Так-так, - удручённо потирала руки Комиссия, - так-так…
      Дети зачарованно и испуганно переводили взгляды с Комиссии на свою учительницу. Комиссия сказала:
      - Ну что ж, четвертый "А" класс, напоследок простое задание - напишите, что вы любите. Напишите… На листочках бумаги…. Что. Вы. Любите.
      - Это чо? - спросили дети - Это как?
      - Как-как… Ну что вы любите? Я, например, люблю… э-э… Я, например, люблю фауну. А вы напишите, что любите вы. 
      - А как это - фауна? Это чо - фауна?
      - Ну какая разница? - замахала руками Комиссия. - Это я люблю фауну. А вы напишите о том, что любите вы.
     

Дети, склонившись над листочками, старательно засопели. Двадцать шесть из двадцати семи написали: "Я люблю фауну". ???И я тоже написала: "Я люблю фауну" Нет, я очень многое в той моей жизни любила, но надо было знать нашу учительницу, чтобы не распространяться по этому поводу, чтоб не нарваться. 
      Разразился скандал.

      Комиссия на педсовете упрекнула Штёфу в том, что дети её класса за четыре года совсем не научились самостоятельно мыслить, выражать собственное мнение и прочее, правда, за исключением одного единственного мальчика, двоечника и второгодника, который написал корявым почерком: "Я люблю грысть мел, щинят и каникулов". 
      Реакция Штефы на результаты опроса была неожиданной. Она взревела, как маяк в тумане: 
      - Чтэ-э-э-э?! Да у меня стаж тридцать пять лет! Да у меня звание! Награды!
      Ну и мы получили под раздачу. Надо сказать, Штёфа никогда не стеснялась в выражениях.
      - Болваны!!! Да разве ж я вам не говорила, что такое флора и фауна?! Га?! Разве ж я вам не говорила, что такое фауна?! Ы?! А ты, Занкин, Занкин! Занкин! Безотцовщина! Что ты написал?! Что ты написал, я тя спрашиваю?! Встань, когда учитель с тобой разговаривает! Встань, я тебе сказала!! Я с тобой говорю или со стенкой говорю, Занкин?! Встань, сказала, встань!!! И это после того, как школа так о тебе заботится, Занкин!!! Когда школа тебе купила ботинки и пальто, Занкин!!! Ботинки и пальто!!! Школа тебя воспитывает! Школа тебя одевает! А ты, Занкин, клоун!!!
      Надо было знать Занкина…

      Он не торопясь, спокойно разулся, взял башмаки за шнурки, снял с вешалки, тут же в нашем классе стоящей, своё страшненькое клетчатое пальто, бесформенное пальто с клочковатым воротником, взял всё в охапку и аккуратно сложил Штёфе на её учительский стол. А потом босиком, в драных носках, насвистывая и помахивая старым, видавшим виды портфелем, ушёл. Только взгляд его в никуда был тяжёлым как кусок свинца, как кусок свинца, который Занкин таскал в кармане, иногда примеряя зачем-то его в своём немаленьком кулаке.
      Ушёл, напоследок аккуратно и тихо прикрыв за собой дверь, прошипев сквозь зубы: "Ф-ф-ф-ауна…".
         
      А в Эдинбурге я узнала его сразу. Вспомнила и свою калиновую ветку, и фауну, и его свинцовый кастет… Но не подошла. Не решилась. Не знаю почему…
      Не знаю…