СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и возможные их последствия.

Категория: ОБЖ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Чрезвычайные ситуации техногенного характера и возможные их последствия.»

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 28












Конспект урока

по теме

«Чрезвычайные ситуации техногенного характера и возможные их последствия»









Составил: Учитель ОБЖ

Самутенко С.А.














г.Севастополь

2019


Предмет: ОБЖ

Класс: 10

Цель: рассмотреть характерные особенности чрезвычайных ситуаций техногенного характера, их возможные последствия.

Задачи урока:

образовательные:

-  отработать с учащимися материал урока;

развивающие:

- развить способность применять полученные знания;

воспитательные:

- воспитать у учащихся понимание важности обеспечение личной безопасности в условиях чрезвычайных ситуаций.

Учебно-методический комплект: академический школьный учебник под редакцией А.Т. Смирнова. «Основы безопасности жизнедеятельности» 10 класс, поурочный план, презентация урока, видеоматериал.

Ход уроков

  1. Организация класса.

Приветствие. Проверка списочного состава класса.

  1. Сообщение темы и цели урока.

  2. Актуализация знаний.

  1. Как организуется своевременное оповещение населения региона вашего проживания о чрезвычайных ситуациях?

  2. В проведении, каких мероприятий будет участвовать население (в том числе и вы) при объявлении угрозы наводнения?

  3. Какие разновидности лесных пожаров вы помните из материала, пройденного ранее? Как необходимо действовать при каждой из разновидностей лесных пожаров?

  4. В условиях, каких чрезвычайных ситуаций вам приходилось жить? В чём проявлялось их негативное воздействие на вашу жизнедеятельность?

  1. Проверка домашнего задания.

Заслушивание ответов нескольких учеников на домашнее задание (по выбору учителя).

  1. Работа над новым материалом.

Чрезвычайная ситуация техногенного характера – это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, катастрофы, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

Авария – опасное техногенное происшествие, создающее на объекте, определённой территории или акватории угрозу жизни и здоровью людей и приводящее к разрушению зданий, сооружений, оборудования и транспортных средств, нарушению производственного или транспортного процесса, а также к нанесению ущерба окружающей природной среде.

Промышленная катастрофа – крупная промышленная авария, повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей либо разрушения и уничтожение объектов, материальных ценностей в значительных размерах, а также приведшая к серьёзному ущербу окружающей природной среде.

Согласно классификации, принятой в МЧС России, чрезвычайные ситуации техногенного характера подразделяются на:

  • пожары, взрывы, угрозы взрывов;

  • обрушения зданий;

  • транспортные;

  • с выбросом химически опасных веществ;

  • с выбросом радиоактивных веществ;

  • с выбросом боевых отравляющих веществ;

  • на электроэнергетических системах;

  • на коммунально-энергетических системах;

  • на очистных сооружениях;

  • гидродинамические.

В настоящее время опасность техносферы для населения и окружающей природной среды обусловливается наличием в промышленности и энергетике большого количества радиационно-опасных, химически опасных, пожаро- и взрывоопасных производств и технологий.

Существует большое количество объектов экономики, производственные аварии на которых могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера. К таким объектам относятся радиационно-опасные, химически опасные, взрывопожароопасные объекты, газо- и нефтепроводы, транспорт, гидротехнические сооружения, объекты коммунального хозяйства.

В число чрезвычайных ситуаций техногенного характера входят:

  • чрезвычайные ситуации с выбросом радиоактивных веществ, возникающие в результате аварии на радиационно-опасном объекте (радиационно-опасный объект – это объект, на котором хранят, перерабатывают или транспортируют радиоактивные вещества, при аварии на котором может произойти облучение людей ионизирующим излучением или радиоактивное загрязнение окружающей среды);

  • чрезвычайные ситуации с выбросом химически опасных веществ, возникающие в результате аварии на химически опасном объекте (химически опасный объект – это предприятие или организация, на которых хранят, перерабатывают, используют или транспортируют опасные химические вещества и при аварии на которых может произойти гибель людей или химическое загрязнение окружающей среды);

  • пожары, взрывы, угрозы взрывов. Возможны чаще всего на пожаровзрывоопасных объектах (пожаровзрывоопасный объект – это предприятие, в процессе деятельности которого производятся, хранятся, транспортируются, утилизируются легковоспламеняющееся горючие жидкости, твёрдые горючие вещества и материалы, способные гореть при взаимодействии с водой, кислородом воздуха и друг с другом в количестве, достаточном в случае воспламенения создать угрозу жизни и здоровью людей, а также угрозу экологической безопасности на территории, прилегающей к объекту).

В стране имеется свыше 8 тыс. пожаровзрывоопасных объектов. Наиболее часто аварии с взрывами и пожарами происходят на предприятиях химической, нефтехимической и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности. Аварии на таких предприятиях приводят к серьёзным последствиям: разрушению промышленных и жилых зданий, поражению производственного персонала и населения, значительным материальным потерям.

  • гидродинамические чрезвычайные ситуации, возникающие при аварии на гидродинамически опасных объектах. Гидротехнические сооружения располагаются, как правило, в черте или выше крупных населённых пунктов. Гидротехнические сооружения являются объектами повышенного риска.

(Гидродинамически опасный объект – это гидротехническое сооружение, при разрушении которого возможно образование гидродинамической аварии с волнами прорыва и затоплением больших территорий. Серьёзную опасность для населения, техносферы и природной среды представляют аварии таких гидротехнических сооружений, как плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоподъёмники и др.)

  • транспортные чрезвычайные ситуации, возникающие при транспортных катастрофах. По видам транспорта, на котором произошла катастрофа, различают железнодорожные, автомобильные, авиационные, морские катастрофы. Транспорт является источником опасности не только для его пассажиров, но и для населения, проживающего в зонах транспортных магистралей, поскольку по ним перевозится большое количество легковоспламеняющихся, химических, радиационных, взрывчатых и других веществ, представляющих при аварии угрозу жизни и здоровью людей. Такие вещества составляют в общем объёме грузоперевозок 12%.

  1. Выводы.

  1. С развитием техносферы в жизнь человека вторглись техногенные бедствия – чрезвычайные ситуации техногенного характера (аварии и катастрофы на объектах экономики).

  2. Анализ опасностей техногенного характера и причин их возникновения свидетельствует о том, что возникают они в процессе хозяйственной деятельности человека, а главная причина их возникновения обусловлена человеческим фактором, т. е. в большинстве своём они являются рукотворными.

  3. Анализ опасностей техногенного характера и их причин, проведённый специалистами МЧС России, позволяет сделать вывод, что основные причины аварий и промышленных катастроф обусловлены ростом сложности производства с применением как новых технологий, требующих высоких концентраций энергии, так и опасных для жизни человека веществ, которые оказывают ощутимое воздействие на окружающую природную среду; снижением надёжности производственного оборудования, транспортных средств, несовершенством и устарелостью производственных технологий; человеческим фактором, выражающимся в нарушениях технологий производства, трудовой дисциплины, в низком уровне профессиональной подготовки.

  1. Первичный контроль знаний и закрепление материала.

Вопросы.

  1. Какие крупные транспортные катастрофы, повлёкшие человеческие жертвы, произошли на территории Российской Федерации в последние годы?

  2. Какими факторами обусловлена опасность техносферы для населения и окружающей среды?

  3. Как, на ваш взгляд, можно снизить отрицательное влияние человеческого фактора на обеспечение безопасности в транспортных ситуациях?

  1. Окончание урока. Рефлексия.

Самооценка учащихся, оценка работы учителем, выставление и комментирование оценок.

Домашнее задание.

Учить §. Ответить на вопросы №1-3 на стр.47.