Что читать ребенку 5 лет? Многие родители задают себе подобный вопрос. В этом возрасте дети становятся фантазерами. При нормальном развитии к этому времени у них имеется достаточный словарный запас, сформированы основы дикции. У пятилетних мальчиков и девочек возникает потребность рассказывать небылицы и слушать волшебные истории, выбирать источники для собственных сочинений.
Склонность к фантазированию – психологическая особенность пятилеток. Ее можно и нужно использовать для обучения чтению и прививания любви к этому занятию.
Игровая деятельность – основной вид активности пятилетних детей. Из нее не нужно выделять чтение, превращая его в обособленный процесс. Задача родителей – найти подходящее время для интересной книжки. Это могут быть полчаса перед сном или после активной игры.
Что нужно делать родителям, чтобы ребенок заинтересовался литературой? Расположиться с книжкой можно прямо среди игрушек. Чтение нужно сделать ярким действом:
отражать поступки героев мимикой и интонацией;
спрашивать ребенка, как бы он поступил на месте героя сказки, рассказа;
разыграть сценку из книги с помощью имеющихся дома игрушек.
В такой обстановке дети с удовольствием воспринимают сюжет, а позднее и охотно начинают учить буквы, пытаться читать по слогам. Процесс требует терпения и времени.
Для детей пяти лет абсолютным примером для подражания являются родители. Мальчики стремятся вооружиться инструментами, выполнять технические работы, как папа. Девочки копируют мамины действия на кухне. Хобби взрослых не является исключением. В семье, где заведено проводить время с книгой, вырастают читающие дети.
Часто дети с нетерпением ждут, когда родители им почитают. Чтение вслух имеет большое значение и для тех детей, которые могут уже и сами прочесть книжку. Семейное чтение - это залог благополучия, способ общения между родителями и детьми, метод воспитания и хороший досуг. Именно поэтому у мамы и папы всегда должно находиться время, чтобы почитать детям. Психологи считают, что дети, которым читают книги родители, эмоционально уравновешены и уверенны в себе.
Вот что происходит в моменты совместного чтения:
Дети, которым часто читают, чувствуют близость, защищённость, безопасность. Таким детям гораздо комфортнее жить, нежели тем, кто лишён радости чтения.
Во время совместного чтения у детей формируется нравственное отношение у миру. Герои книг совершают разнообразные поступки, попадают в сложные ситуации, принимают решения – всё это ребёнок может обсудить с родителем, формируя при этом понимание добра и зла, дружбы и предательства, сочувствия, долга, чести.
При активном слушании ребёнок ярко представляет себе то, о чём повествуется, и переживает. В эти моменты он эмоционально развивается и, нередко отождествляя себя с главным героем, преодолевает собственные страхи.
Слушая литературное произведение, ребёнок наследует разнообразные модели поведения через книгу: например, как стать хорошим товарищем, как достичь цели или как разрешить конфликт. Роль родителей здесь – помочь сравнить ситуации из сказки с ситуациями, которые могут произойти в реальной жизни.
Что читать детям 5 лет? Собирая домашнюю библиотеку, обратите внимание на классику для детей пятилетнего возраста:
Толстой Л. «Приключения Буратино».
Сказы П. Бажова.
Русские народные сказки.
Ершов П. «Конек-Горбунок».
Андерсен Г. «Стойкий оловянный солдатик».
Произведения А. Пушкина.
Михалков С. «Дядя Степа».
Чуковский К. «Доктор Айболит».
Милн А. «Про Винни Пуха».
Аксаков С. «Аленький цветочек».
Александрова Т. «Домовой Кузя».
Алешковский Ю. «Кыш и Двапортфеля».
Бабич И. «Мои знакомые звери».
Балинт А. «Гном Гномыч и Изюмка».
Бианки В. «Лесные были и небылицы».
Булычев К. «Приключения Алисы».
Волков А. «Волшебник изумрудного города».
Гаршин В. «Лягушка-путешественница».
Голявкин В. «Тетрадки под дождем»
Гофман Э.«Щелкунчик и мышиный король».
Губарев В. «Королевство кривых зеркал».
Железников В. «Жизнь и приключения чудака».
Житков Б. «Что я видел».
Иванов А. «Приключения Хомы и Суслика».
Катаев В. «Цветик-семицветик».
Киплинг Р. «Сказки».
Коваль Ю. «Приключения Васи Куролесова».
Кротов В. «Червячок Игнатий и его друзья», «Червячок Игнатий и его открытия».
Линдгрен А. «Малыш и Карлсон», «Пеппи — Длинный чулок».
Носов Н. «Фантазёры», «Приключения Незнайки и его друзей».
Остер Г. «Вредные советы».
Пантелеев Л. «Фенька», «Две лягушки».
Родари Дж. «Приключения Чиполлино».
Сотник Ю. «Как я был самостоятельным».
Томин Ю. «Шел по городу волшебник».
Хармс Д. «Стихи для детей».
Хайт А. «Приключения кота Леопольда».
Шварц Е. «Сказки».
Перро Ш. «Сказки».
Выбирая книги для чтения ребенку, помните, что они должны быть хорошо иллюстрированы. Картинки помогают детям лучше понять сюжет, формируют связь слова и образа.
Дети в возрасте пяти лет любят семейные традиции, с удовольствием их поддерживают. В этом возрасте как раз время прививать детям любовь к книгам. Для этого нужно, чтоб ежедневные чтения книг стали традицией, которую ребенок пронесет потом через всю жизнь.