СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Что мы знаем о причастии.

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Всё ли мы знаем о причастии?

Причастие - это часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного. (В.Даль)

Просмотр содержимого документа
«Что мы знаем о причастии.»

Открытый урок по русскому языку в 7 классе

Тема: "Все ли мы знаем о причастии?"

Цели:1)проверить знания учащихся по теме;

2)уметь отличать причастия от других частей речи;

3)активизировать самостоятельную деятельность учащихся по обобщению изученного о причастии.




ХОД УРОКА

Эпиграф: Причастие - это часть речи,причастная к глаголу в образе прилагательного. (В.Даль)

- Что хотел сказать В.Даль этими словами?Что он имел в виду?Что такое причастие?Какие признаки вбирает в себя причастие от глагола и от прилагательного?

Учитель:Все мы родом из детства,и выросли на сказках.И сегодня начнем наш урок с несколько необычной мифологической сказки,которая называется "Чудесное королевство"(1. СКАЗКА О ПРИЧАСТИИ)

В давние-давние времена на планете Языкознание в королевстве Части речи произошло событие, имеющее королевское значение. У короля Глагола и королевы Прилагательное родилась дочь! Девочку назвали Причастие.

Как и всякий ребенок, Причастие была похожа и на маму, и на папу.

Мама Прилагательное учила ее пользоваться магией и изменяться по числам, падежам и родам. Последнее свойство она может применять только тогда, когда находится одна, то есть в единственном числе.

Любящее дитя, любящий ребенок, любящая дочь – такой была Причастие.

От папы Глагола Причастие научилось телепортации. Из настоящего она могла перемещаться в прошлое, но не в будущее. Молодая, она не думала о будущем.

Глагол, строгий политик, учил ее управлению. Девочка легко находила язык с существительными, местоимениями и наречиями. Она никогда не терялась, сохраняла возвратность и переходность. Именно папа показал ей выгодность двух сторон характера: Причастие научилась быть и совершенной, и несовершенной.

В политике (предложении) Причастие играет важную роль. Полная, она выступает в качестве определения, а, становясь краткой, выполняет папину роль- роль сказуемого.

Игрушки для любимой дочери родители выбирали сами. Они дарили ей суффиксы: -ВШ-, -Ш-, -НН-, -Н-, -ЕНН-, -Т-.

Сейчас, в настоящем времени, она играет в кукол-двойняшек: -АЩ-/-ЯЩ- и –УЩ-/-ЮЩ-. Любит она и –ОМ-/-ЕМ-. Часто играет с -ИМ-.

Причастие ходит в школу волшебства и магии, где прилежно учится разбирать себя на правильные части (морфемы), отыскивать с-прят-а-вш-ЕЕ-ся окончание и вновь приобретать свой облик. Строгий учитель Морфемный Разбор ею доволен. Учится она и другим вещам.

У Причастия в школе много друзей. Когда девочка пропускает их вперед, всегда появляются сторожа-запятые. Они охраняют (обособляют) компанию, прозванную Причастным оборотом. осказках.ру - oskazkax.ru

В волшебной школе Причастию подарили милое маленькое домашнее животное. Она назвала его - НЕ - Это хорошенький, не очень капризный зверек.

К НЕ сразу приставили нянь (зависимые слова). Причастие неразлучна с -НЕ-, живёт с ним в замке под названием «Без НЕ не употребляется». Будучи полной и одинокой (одиночной), она тоже не может без НЕ.

Зверек НЕ полюбил ее друзей: Почти, Очень, Слишком, Довольно, Абсолютно и других. Но, когда Причастие превращается в Краткое или когда рядом находятся няни – зависимые слова, НЕ боится подходить к девочке. А еще НЕ очень не любит противоречий.

Так и живет девочка Причастие в королевстве Части речи.




- Ученик:Причастие вбирает в себя постоянные признаки глагола(возвр.,время,вид) и непостоянные признаки прилагательного(падеж,число,род.синт.роль)

2. ОРФОЭПИЧЕСКИЙ ДИКТАНТ.(Слова на экране)

Переданный,прибывший,звонящий,дышащий,прожитый,премированный,умерший.(Расставить ударения)

- Какие части речи представлены в этом диктанте?

- Как вы их узнали?(По суффиксам)

- Итак,какие суффиксы причастий вы знаете?

- ( -Ущ-,-ющ-,-ащ-,-ящ-,-вш-,-ш-,-ом-,-им-,-ем-,-енн-,-нн-,-т-.)

3. ПРОВЕРКА ЗНАНИЙ ТЕОРИТИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

- Какой залог бывает у причастий?

- (Действительный и страдательный)

- Какие причастия называются действительными?

- (Причастия,обозначающие признак того предмета,который сам производит действие,называется действительным)

- Какие причастия называются страдательными?

- (Причастия,обозначающие признак того предмета,который испытывает действие со стороны другого предмета,называется срадательными)

4. РАСПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЙ ДИКТАНТ

Действительные причастия: написавший картину,говорящий попугай;

страдательные:прочитанная книга,выбитый узор.

5. РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ

Раскройте скобки. Графически объясните постановку знаков препинания.

Слово «хризантема» в переводе с древнегреческого

звучит как «золотой цветок».

Одна из легенд рассказывает, что в III веке до н.э.

(не) имеющий жалости император узнал о

существовании (не) описуемой красоты цветка,

который рос на одном из (не) ведомых островов.

Мудрецы говорили, что из этого растения можно

было приготовить (не) обыкновенный эл_ксир,

помогающий избавиться от (не) излечимых

болезней и уйти от (не) минуемой смерти. Но только

искренний, (не) желающий зла окружающим

человек мог прикоснуться к чудодейственному цветку. Триста

девушек и юношей отправились за (не) распустившимся

сокровищем. Но (не) навидящему людей императору так и не удалось дождаться

возвращения оказавшихся в райском уголке смельчаков.

На островах возникло новое государство – Япония. На гербе этой страны и сегодня

шестнадцатицветковая золотая хризантема




- У.: Эликсир-это лекарственное питье,которое обладало особенной силой из экстрактов растений и цветов.

5. СИНТАКСИЧЕСКИЙ РАЗБОР ВЫДЕЛЕННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ ИЗ ТЕКСТА

6. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

7. СИГНАЛЬНЫЕ КАРТОЧКИ

Запутанные следы,замеченный враг,крашеный пол,жаренный в духовке картофель,враги окружены,желанная мечта,бетонированная дорога,тушеное мясо. (САМООЦЕНКА)

8. ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ

  1. Открытому сердцу.и дорога открыта;

  2. В кремне искра спрятана,а в человеке- ум

У.: Сколько букв Н пишется в кратких прилагательных и в кратких причастиях?(ВЫВОД)

9. ТЕСТОВАЯ РАБОТА

Тестовые задания из материалов ЕГЭ по теме «Причастие» (для всего класса):

В каком варианте ответа правильно указаны все ряды, в которых на месте пропуска пишется две буквы НН?

А. Топлё...ое молоко, скоше...ый луг;

Б. Позолоче...ыеложки,жела...аямечта;

В. Испуга...ый взгляд, нечая...ая встреча;

Г. Выкупле...ый филиал, проблема реше...а.

1)А,Г; 2) Б, В; 3)А, Б ;4) Б, В, Г.

В каком ряду в обоих словах на месте пропуска пишется буква И ?

1. горы одоле...шь, гон...мые ветром;

2. не раскус...шь орех, невид…мый в темноте;

3. накин...шь платок, выращива...мые овощи ;

4. умный не осуд...т, озаря...мая луной.

3. В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить обособленным определением, вы раженным причастным оборотом?

1)Гора, на которой мы стояли, жила вроде бы отдельно от всего

леса.

2)Бричка, которая въехала во двор, остановилась перед небольшим

домиком.

3) Избавлю вас от возгласов, которые ничего не выражают.

4) Эта долина была завалена снеговыми сугробами, которые доволь но живо напоминали Саратов, Тамбов и прочие милые места на шего детства.

10. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ (ПО ТЕКСТУ)

11. ИТОГ УРОКА

12.СТИХИ ПРО ПРИЧАСТИЕ (ДОПОЛНИТЕЛЬНО)




ДИКТАНТ

Вот прозвенел уже звонок,

Настал решительный урок,

И от стараний я вспотел -

Пятёрку б получить хотел !

Диктант учитель диктовал

И передышки не давал.

Я ж успевал едва-едва

Писать знакомые спова ...

Не избежал несчастья я -

Мне встретились ПРИЧАСТИЯ !

Не знал, как суффиксы писать,

Хотелось справочник листать:

КОГДА писать в словах мне -УЩ ?

А вдруг понадобится -ЮЩ ?

Так много удивительных

Причастий есть ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫХ !

Такое напряжение !

Какое там СПРЯЖЕНИЕ ?

Льёт пот со лба "ПРЕДАТЕЛЬНЫЙ"

И вид мой весь "СТРАДАТЕЛЬНЫЙ" !

Сижу уже и глух, и нем,

Страдаю с суффиксами -ЕМ,

Ведь надо же попасться им ?!

А написать,быть может , -ИМ ?...

"Посеяны поля когда -то ..."

И кем-то там полоска сжата ...

А я расплакался уже

На тех ПРИЧАСТИЙ ребеже !!




СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!!!