Что значит жить по правилам
План:
1. Многообразие правил.
2. «Привычка свыше нам дана...».
3. Правила этикета и хорошие манеры.
Проблемный вопрос урока:
Почему необходимо соблюдать правила?
1. Многообразие правил
Правила
Постановления, предписания
Устанавливают порядок
Регулируют поведение людей
1. Многообразие правил
Социальные нормы – предписания, требования, ожидания соответствующего поведения.
Социальные нормы
Общеизвестные
Общепринятые
Правила поведения человека в обществе
1. Многообразие правил
Признаки социальной нормы:
1) это общие правила;
2) направлены на регулирование общественных отношений;
3) возникают в связи с волевой, сознательной деятельностью людей.
1. Многообразие правил
- Проблемное задание. Ознакомьтесь с данными таблицы «Социальные нормы» на с. 9 учебника. Работая в группах, определите значение социальных норм для жизни общества. Приведите примеры, подтверждающие ваши выводы.
2. «Привычка свыше нам дана...».
Задание: изучите и прокомментируйте схему.
Ритуалы
Обряды
Обычаи
Религиозные нормы
Нормы морали
Нормы права
Задание: прочитайте текст на с. 9, 11 учебника и объясните значение понятий привычка, обычаи, обряды, церемонии. Ответьте на вопросы, приведенные в рубрике «Картинная галерея» на с. 10 учебника.
2. «Привычка свыше нам дана...».
Привычка – сложившийся способ поведения в определенных ситуациях.
2. «Привычка свыше нам дана...».
Обычай - традиционно установившийся порядок поведения
2. «Привычка свыше нам дана...».
Ритуал – выработанный обычаем или установленный порядок совершения чего –либо.
2. «Привычка свыше нам дана...».
Обряд - совокупность традиционных действий, сопровождающих важные моменты жизни человека, установленных обычаем или ритуалом.
2. «Привычка свыше нам дана...».
Церемония - торжественный официальный акт, при проведении которого установлен определенный порядок - церемониал (последовательность действий, имеющих символическое значение)
3. Правила этикета и хорошие манеры
Этикет - принятая в определенных кругах общества система правил поведения, установленный порядок поведения где -либо
в гостях
в общественных местах
за столом
в столовой
на улице
в школе
3. Правила этикета и хорошие манеры
Слово «этикет» французского происхождения. На одном из пышных приемов у короля Людовика XIV гостям вручили карточки (этикетки) с перечислением обязательных правил поведения за столом.
Людовик XIV
3. Правила этикета и хорошие манеры
Этикет — это правила поведения в общественных местах, включая формы обращения, приветствий, манеры, стиль одежды. Этикет требует от человека вести себя соответственно ситуации, в согласии с нормами, принятыми в данном обществе.
3. Правила этикета и хорошие манеры
Многие, наверное, слышали о русской открытости, немецком педантизме, восточном гостеприимстве, японской вежливости и английской сдержанности. А ведь это веками отработанные правила этикета, которые стали нормами поведения.
3. Правила этикета и хорошие манеры
В Японии, когда за столом собираются несколько человек, все точно знают, где должен сидеть каждый из них. Любая попытка пересесть вызовет всеобщее смятение.
3. Правила этикета и хорошие манеры
Заметив знакомого, японец считает своим долгом замереть на месте. Затем он наклоняется, ладони его вытянутых рук скользят вниз по коленям, и, застыв на несколько секунд в согбенном положении, он осторожно поднимает вверх одни лишь глаза. Выпрямляться первым невежливо, и кланяющимся приходится зорко следить друг за другом. Со стороны эта сцена производит забавное впечатление.
3. Правила этикета и хорошие манеры
В XVI в. на Руси появилась книга «Домострой» — сборник правил, советов и наставлений по всем случаям. Сборник был основан на христианской морали, поэтому большое место в нем уделялось нравственным поучениям. Считалось, если человек чист и нравственен, то он всегда будет поступать правильно.
3. Правила этикета и хорошие манеры
По указанию Петра I для отроков была написана книга «Юности честное зерцало» — сборник правил поведения в обществе
3. Правила этикета и хорошие манеры
- Задание: выполните задание на с. 12 учебника.
- Задание: изучите текст рубрики «Жил на свете человек» на с. 13 учебника и ответьте на вопросы после него.
Рефлексия
- Что нового вы узнали на уроке?
- Как вы оцениваете свою работу на уроке?
- Всем ли комфортно было на уроке?
Домашнее задание
- 1. Прочитать § 1 учебника.
- 2. Выполнить одно из заданий на выбор:
- провести мини-исследование на тему «Каким социальным нормам вы в основном следуете, а какие иногда нарушаете»;
- подготовить письменное сообщение на тему «Как появились социальные нормы в жизни людей и общества»